Обобщение опыта работы по теме: КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ
Люди перестают мыслить,
когда они перестают читать.
Д. Дидро
У разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.
Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает особое беспокойство
Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения. Чтение, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных домашних упражнениях.
Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребенка, поэтому, в случае явных затруднений, следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду.
Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами.
И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать. И, в конечном счете, к отставанию в учебе.
Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями
Навыки чтения у таких детей в силу особенностей деятельности высшей нервной системы формируются своеобразно. У них отмечается недостаточная познавательная активность, отсутствует интерес к чтению. Для воспитания у них читательского интереса приходится использовать различные приемы работы над содержанием текста. Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, т.е. его перечитывание для выполнения какого-либо задания. Этот прием лежит в основе следующих упражнений.
«ФОТОГРАФ»
На ленте 5-6 слов из текста, читаемого на уроке. За определенное время учащиеся должны прочитать слова, запомнить их. Затем одно слово учитель убирает. Спрашивает детей: «Что изменилось? Какое слово исчезло?» Это упражнение развивает зрительное восприятие, оперативную память.
«РАЗРУШЕННЫЕ ТЕКСТЫ»
После первичного чтения текста учащимся предлагается карточка с разрезанным текстом – фрагмент из предлагаемого на уроке рассказа, сказки. Надо составить части текста в нужном порядке, сравнить с текстом в учебнике, ответить на вопросы, выделить главную мысль, подобрать пословицу и т.д. Упражнение расширяет поле чтения, формирует пространственные ориентировки.
«НАВЕДИ ПОРЯДОК»
Предлагается восстановить нарушенную последовательность четверостишия, фрагмент стихотворения. Упражнение направлено на углубленное восприятие читаемого текста.
«ОТСРОЧЕННОЕ ЧТЕНИЕ»
Читается текст, проводится работа по его содержанию. К чтению этого текста возвращаются через неделю. Дети должны прочитать его выразительно, целыми словами.
Такое упражнение помогает плохо читающим учащимся быть уверенными.
«ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧТЕНИЕ»
Вводятся условные знаки, которые помогают в формировании навыков выразительного чтения: !(короткая пауза), !!(длинная пауза), \ (пониженная интонация), / (повышенная интонация), -------- (главное слово). Эти знаки помогают на первом этапе обучения выразительному чтению, формируют темп чтения.
Упражнение целесообразно проводить, когда текст небольшой.
«ЭКЗАМЕН»
Дается несколько заголовков к части рассказа. Надо подобрать подходящий, нужный к данному фрагменту текста.
Систематическое применение описанных упражнений воспитывает у детей интерес к уроку чтения, способствует улучшению техники чтения.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Одним из вариантов повышение скорости чтения, является
применение системы упражнений, направленных на развитие скорочтения.
Упражнения взяты из методики В.Н.Зайцева, Л.В. Занкова, И.Т. Федоренко,
из передового педагогического опыта работы учителей начальных классов.
Все упражнения, взятые из разных источников, не могут быть применены ко
всем учащимся. У меня сложилась своя система упражнений, которая
свойственна психологическим особенностям моего класса. Сегодня я хочу
представить некоторые моменты этой системы. В своей практике я на каждом
уроке чтения провожу фонетическую зарядку, время проведения - до 10
минут. Какую пользу дают фонетические зарядки? При ежеурочной работе
результаты очевидны чёткая артикуляция, правильное дыхание, чистое
произношение, вырабатывается память глаза (зрительная), формируется умение сливать звуки в слоги, вырабатывается скорость чтения и умение читать без напряжения, чтение грамотное, в заданном темпе, формируется умение слышать звук, что даёт возможность абсолютно грамотно писать под диктовку. Фонетическая зарядка включает в себя дыхательную гимнастику, подготовку голоса, отработку дикции, развитие оперативной памяти. интонационную разминку.
1. Упражнения на постановку дыхания.
Задуть свечу.
3 маленьких свечи.
Побрызгать бельё.
Понюхать цветы.
Покажите, как дудят в дудочку?
• Как поют комарики?
• Летела муха около уха: ж-ж-ж.
Аукаем в лесу (позвать человека, когда он близко, и позвать когда он далеко)
Вдох через нос, выдох через рот.
Медленный глубокий вдох, краткий резкий выдох.
Выдох неровными 2 порциями.
Изобразить шум ветра, рычание собаки.
На одном вдохе произнести 5-10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками .-ф-.ф-.ф.
Протяните звук «о» так: первые 5 секунд тихо, затем 5 секунд увеличиваем громкость и 5 секунд заключительных произносим очень громко.
Раздуть огонь в костре.
Игра «Надуваем шары».
2. Упражнения на развитие чёткости произношения:
• Чистоговорки: ло-ло-ло- на улице тепло.
Му- му- му- молоко кому?
За-за-за уходи, домой коза.
Си-Си-Си, си,си,си
В водоёме караси.
Ся-.ся.-ся, ся- ся-ся
Вот поймать бы карася!
Кры-кру-кра-идёт игра.
Бо-бу-бы-стоят столбы.
• Скороговорки: У зайки Бубы
Заболели зубы.
Саша любит сушки,
Соня- ватрушки.
Наш Филат не бывает виноват.
• Чтение потешек: Мы играли в «каравай»,
Кого любишь, выбирай.
Каравай был не высок,
Третий шёл ему годок.
• Чтение считалок: В лес дремучий я пойду,
Зайца серого найду. Принесу его домой-Будет это зайка мой.
- Работа со слоговой таблицей: чтение слогов слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх, вразброс. Составление слов по данным числам.
1. Чтение слогов на определённую букву гласного : на, ба, ка, Ра.
2.Чтение на определённую букву согласного: на, ни, ну, ны.
3.Чтение слогов вразброс: ну, ла, пи, то.
4. Игра «Собери словечко». Учитель показывает слоги указкой, дети
прочитывают: Ма- ши- на.
5.Расшифровка слов: 66, к, 2-кукла, 9, 124- Варя. 52.43, й-синий.
б.Зашифровка цифрами слов: Река- 104, 6. Ива-и, 9.
| а | о | и | У | ы | е | я | ё | ю |
м | 1 ма | 21 МО | 41 ми | 61 му | 81 мы | 101 ме | 121 мя | 141 мё | 161 мю |
л | 2 ла | 22 ло | 42 ли | 62 лу | 82 лы | 102 ле | 122 ля | 142 лё | 162 лю |
н | 3 на | 23 но | 43 ни | 63 ну | 83 ны | 103 не | 123 ня | 143 не | 163 ню |
р | 4 ра | 24 ро | 44 ри | 64 РУ | 84 ры | 104 ре | 124 ря | 144 рё | 164 рю |
г | 5 га | 25 го | 45 ги | 65 гу | 85 гы | 105 ге | 125 | 145 | 165 гю |
к | 6 ка | 26 ко | 46 ки | 66 ку | 86 кы | 106 ке | 126 | 146 | 166 кю |
д | 7 да | 27 ДО | 47 ди | 67 ду | 87 ДЫ | 107 де | 127 дя | 147 Дё | 167 дю |
т | 8 та | 28 то | 48 ти | 68 ту | 88 ты | 108 те | 128 тя | 148 те | 168 тю |
в | 9 ва | 29 во | 49 ви | 69 ву | 89 вы | 109 ве | 129 вя | 149 вё | 169 вю |
ф | 10 фа | 30 фо | 50 фи | 70 Фу | 90 фы | ПО фе | 130 | 150 фё | 170 |
3 | 11 за | 31 зо | 51 зи | 71 зу | 91 зы | 111 зе | 131 зя | 151 зё | 171 зю |
с | 12 са | 32 со | 52 си | 72 су | 92 сы | 112 се | 132 ся | 152 сё | 172 сю |
б | 13 ба | '33 бо | 53 би | 73 бу | 93 бы | 113 бе | 133 бя | 153 бё | 173 бю |
п | 14 па | 34 по | 54 пи | 74 пу | 94 пы | 114 пе | 134 пя | 154 пё | 174 пю |
X | 17 ха | 37 Хо | 57 хи | 77 ху | 97 | 117 хе | 137 | 157 | 177 |
Ц | 18 ца | 38 цо | 58 ци | 78 цу | 98 цы | 118 це | 138 | 158 | 178 |
щ | 19 ща | 39 що | 59 щи | 79 щу | 99 | 119 ще | 139 | 159 щё | 179 |
ч | 20 ча | 40 чо | 60 чи | 80 чу | 100 | 120 че | 140 | 160 чё | 180 |
й | | | | | | | | | |
ж | 15 жа | 35 жо | 55 жи | 75 жу | 95 | 115 135 же | 155 же | 175 жю |
ш | 16 ша | 36 шо | 56 ши | 76 шу | 96 | 116 136 ше | 156 шё | 176 |
3. Упражнения на развитие внимание к слову и его частям.
• Чтение слогов в прямом и обратном порядке.
Н- на, но, ну, ны, ни -ан, он, ун, ын, ин.
К- ка, ке, ки ,ку -ак, ек, ик, ук Объяснить почему нет слога -кы.
• Отчётливо и быстро читай слоги.
Га-го-гы-гэ-гу
Гя-ге-ги-ге-гю.
• Доскажи словечко.
Ша-ша-ша-мама моет малыша.
Шу-шу-шу-я письмо пишу.
Аш-аш-аша ( потерял я карандаш).
Н Н Н
С ТР СТР Н
и у е
о ё
А Э
Ы я
ет
Та га
чи зе
ка ту
Зин
за
Ко
4. Упражнения развивающие оперативное поле чтения и память.
Работа по созерцанию зелёной точки.
На карточке ставим зелёную точку и называем предметы справа, слева, вверху, внизу.
• Работа по таблице Шульте.
Смотреть в центр таблицы, не отрывая взгляда от центра, попробовать увидеть всю таблицу целиком. Удерживая взгляд в центре таблицы, найти все цифры по порядку от 1 до 25.
Развитие поля зрения по горизонтали.
8 4 7 | 22 9 14 18 7 |
2 1 5 | 3 12 6 23 20 |
6 3 9 | 21 4 1 25 15 |
| 13 5 24 11 17 |
| 10 8 19 2 16 |
Развитие поля зрения по вертикали.
13 | 33 | 9 | 4 26 |
3 | 22 | 19 | 2 30 |
28 | 31 | 12 | 24 6 |
7 | 10 | 21 | 27 14 |
35 | 18 | 1 | 16 8 |
23 | 5 | 29 | 32 11 |
15 | 34 | 17 | 25 20 |
• Работа со словарными блоками. Учащиеся смотрят на точку над столбиком слов и читают этот столбик.
| • • | • |
Бар | белка нога | мишка |
Бор | булка нота | мошка |
Бур | балка нора | мушка |
| Бурка ноша | мышка |
• Чтение таблиц по степени сложности. |
1 группа | 8 группа | 14 группа |
Щи | блин | встреча |
И-ва | бровь | вскрыть |
Ба-ня | блюд-це | всплеск |
А-ку-ла | свадь-ба | встряс-ка |
За-те-я | брус-ни-ка | встре-во-жить |
Ги-е-на | блин-чик | вздрем-нуть |
Бе-рё-за | стуль-чик | |
О-ко-ли-ца | крен-дель | |
Бе-го-ни-я | граж-да-нин | |
Ва-ре-ни-ки | враж-до-вать | |
Мо-ро-же-но-е | | |
Ка-ра-ка-ти-ца | | |
•Чтение слов сверху вниз и снизу вверх.
Дшвлвсссяляляак ка
Оноиенпксусесцоот
Жудсреуалнлтл иште
Д р отегста г аеине ск Ь о повотикырлвтр оа к апопилбрбзз со р р Дача лсаповве к дкдсярдзл
а я а о в к п с в
• Работа с буквенными таблицами и трафаретом.
Трафарет накладывается на карточку, буква А в середине. Надо назвать буквы, которые увидели.
Я о м
г р н
А п А з
Ж ф
С
• Чтение блоков с любой буквой алфавита.
Бб | Ъ | Яя |
Кобра | съел | моя |
Рыбка | съехал | твоя |
Белые | въехал | своя |
Кубики | подъехал | Зоя |
Зубы | съем | Рая |
Были | подъезд | ямка |
Барсук | съёмка | земля |
Бобры | съёжился | поляна |
Бак | съезд | Оля |
Бараны | | Яна |
Буквы | | дадя |
Борис | | Вася |
Клубок | | |
• Игра «Фотоглаз». Берутся слова из текста (желательно из домашнего задания) в любом порядке, даётся время на прочитывание и нужно воспроизвести их.
4.Упражнения на отработку интонации, логического ударения.
• Произнеси слоги (тихо, умеренно, громко, умеренно, тихо).
Ди-дэ-да-до-ду-ды
То-одо -ту—оду-оды
• Даётся стихотворение и к нему задаются вопросы. Нужно ответить на
вопрос, делая логическое ударение на то слово, которое является
ответом.
Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
(Г. Виеру)
1.Кто купил гармошку?
Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
2.Что сделал гусь?
Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
З.Кому купил гусь гармошку?
Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
4.Что купил гусь?
Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По -гусиному шипела.
5.Какая была гармошка?
Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко,
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
6.Гармошка сильно была дырявая?
Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
7.Как гармошка пела?
Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко. Хорошо гармошка пела, По-гусиному шипела.
8.Что хорошо пело?
Гусь купил себе гармошку, Но дырявую немножко. Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
9.Что гармошка делала? Гусь купил себе гармошку, Но дырявую немножко. Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
10..Как она пела?
Гусь купил себе гармошку, Но дырявую немножко. Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
11. Хорошо гармошка пела? Гусь купил себе гармошку, Но дырявую немножко. Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
• Прочитать предложение - вопрос таким образом, чтобы ответ
соответствовал сути заданного вопроса.
-К вам вчера вечером приезжали гости?
-Да,гости.
-К вам вчера вечером приезжали гости?
-Да, приезжали.
-К вам вчера вечером приезжали гости?
-Да,вечером.
-К вам вчера вечером приезжали гости?
-Да,вчера.
-К вам вчера вечером приезжали гости?
-Да, к нам.
• Причитать столбики слогов, первый раз делая ударение на первый
столбик, второй - на второй столбик и третий - на третий столбик.
стра—стра—стра стра—стра—стра
Стро—стро—стро стро—стро—стро
Стру—стру—стру стру—стру—стру
Стры—стры—стры стры—стры—стры
Стри—стри—стри стри—стри—стри
Стра—стра—стра
Стро—стро—стро
Стру—стру—стру
Стры—стры—стры
Стри—стри—стри
• Прочитать стихотворение соответственно заданию: радостно,
возмущённо, гордо, печально, ласково. Прочитать, выражая
восхищение, сочувствие, совет. Прочитать, передавая вопросительную
интонацию или интонацию радости, страха, вырази удивление,
огорчение.
Шёл Барбос, считал ворон,
Насчитал их миллион!
Кто его учил считать?
Я могу вам показать!
Снег пошёл (спрашиваете, восхищаетесь,?!)
(радуетесь, удивляетесь! ).
(Огорчаетесь смене погоды)
(Грустите, потому что не любите зимний холод).
• Какая интонация соответствует содержанию этого стихотворения?
Песенка.
Кто сказал, что я горланю?
Кто сказал, что я кричу?
Я свою подружку Таню
Новой песенке учу!
Тише жабы!
Ни гу-гу!
Ходит цапля На лугу
Чтобы не было беды,
Наберите в рот воды.
• Чтение пословиц и поговорок. Прочитать предлагаемые пословицы,
выделяя голосом указанные обороты, в соответствии со знаками
препинания, делать паузы.
Кто хочет много знать - тому надо мало спать!
Кто хочет много знать - тому надо мало спать!
Довольно часто на уроках использую такой вид работы, как чтение трудных слов с доски с последующим объяснением значения этих слов, чтение слов наоборот
ецнлос
ансев
цясем
и) чтение зашумленных слов:
снег зима
мороз вьюга
к) чтение наложенных друг на друга слов:
р с п
машина весенний а
б е предметы
о ж т
т н а
а ы
й
Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как «игра в прятки» и «мнимое слово».
«Игра в прятки»: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроится под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
«Мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильное слово, дети прерывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.
Наиболее эффективными из системы И.Т. Федоренко оказались упражнения:
многократное чтение;
чтение в темпе скороговорки;
выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста;
Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), вполголоса. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано и осознано, осмыслено детьми учитель предлагает начать чтение всем одновременно, продолжать в течении 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста, при этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать еще раз. Однако более 3-х раз не следует читать один и тот же отрывок, лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат. Это чтение в темпе скороговорки, при этом требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем мы останавливаем учеников и начинаем третье упражнение: читайте текст чуть медленнее, зато красиво и выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. и вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребенка заметно улучшается.
Надо стремится достигнуть скорости 80-90 слов в минуту уже к концу 2 класса, к середине 3 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту, во 2 полугодии 3 класса основное внимание уделить отстающим ученикам.
Перед детьми поставлена цель: постепенно достичь чтение 120 слов в минуту. Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. поэтому в конце урока отводится несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все Читают одну минуту и подсчитывают количество прочитанных слов и записывают в «Таблицу достигнутых результатов». Дети должны видеть свои достижения.
Дата | | | | | | | | | |
Скорость чтения | | | | | | | | | |
Количество ошибок | | | | | | | | | |
Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье.
Поэтому родителям предлагаю рекомендации:
Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
При выборе книг опирайтесь на желание ребенка.
Начинать самостоятельное чтение книг надо с большими рисунками.
Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.
Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.
Надо организовывать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечение и интересы.
Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера.
Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух- полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интерес к чтению.
После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.
Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите.
И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.
Очень часто мы используем приемы по привитию интереса к чтению, по отработке техники чтения и не задумываемся о том, что это именно «твой прием». Именно этот прием дает положительный результат. А иногда и вообще оказывается приемом, который открыл ты. Я не думаю, что сегодня откроем новые приемы. Но постараюсь выделить те приемы, которые нравятся мне, детям, прививают интерес. А через интерес, к чтению улучшается и техника. И даже наоборот. Отрабатываем технику, появляется интерес к произведению, чтению.
Вот мои приемы:
«Отработайте технику чтения»
Выработайте привычку к чтению. Читайте книги: обязательные, глубокие, лёгкие, трудные. Путём просмотра, ознакомления или изучения. Умеющий не боится чтения. Тренируйте чтение вслух и на время. Следите, как диктор, за интонацией, скоростью, чёткостью, окончаниями... Добивайтесь при чтении увеличения числа слов в минуту. Читайте играючи, по-разному: про себя, вслух, ритмично, тихо, громко, нараспев, в ролях, в движении...
Этот прием заключается в том, что чтение за 1 минуту по песочным часам записываем на магнитофон. После чтения – анализ чтения учителем и предыдущим чтением тоже записывается на магнитофон. Дети не теряются, не боятся, а наоборот – стараются, готовятся. Предпочитают контрольное чтение записывать на магнитофон. (от лучшего чтения к худшему и т.д.)
2. «Задавайте вопросы»
Овладевайте искусством задавать вопросы. "Вопросы показывают глубину ума, а ответы его тонкость". Умение ставить вопросы выручает в учении и жизни. Стремитесь формулировать простые, чёткие, ясные и интересные вопросы. Чтобы вызвать ответный интерес. Продолжить общение. Получить более оригинальный ответ.
Интерес к чтению и технике чтения находятся в прямой зависимости. Многократное чтение с интересным заданием дает заметный результат. Из 16 ребят читают и любят читать – 12 учащихся.
Никто не ответил, что не любит читать.
А вот 4 ученика ответили:
- читаю, т.к. надо читать;
- родители заставляют;
- выполняю домашнее задание;
Поэтому на уроке даю такое задание:
- Прочитайте и задайте вопрос для класса, который бы начинался со слова: Почему? Зачем? Какие? Кто?
3. «Интерес к слову»
Есть разные формы работы над непонятными словами, выражениями. Этот прием перенесла из русского языка.
Большое значение в привитии интереса к чтению играет «интерес к слову».
Над значением слова работаем так.
Непонятное слово, подбираем однокоренные слова, выделяем корень и работаем над значением.
Это помогает при изучении русского языка. Собрано большое количество корней с которыми подбираем «гнездо» однокоренных слов.
Прием устраняет повторы слов при чтении, расширяет словарный запас.
«Озвучивание диафильма»
Иллюстрации рисуют дома (2/3 урока дети должны читать).
Выбирают сюжет рисунка в зависимости от задания.
А вот на уроке уже есть возможность поработать.
- «Встать на свое место с рисунком».
- «Озвучить». (пересказ)
- «Озаглавить». и т.д.
Чтобы приготовить домашнее задание, нужно читать и вчитываться в текст.
Интересное задание улучшает и технику чтения.
К работе подключаются родители. Идет семейное чтение.
«Дорожите чувством удивления»
Удивляйтесь почаще. Наблюдайте за детишками. Им свойственны неподдельные удивление, восторг и восхищение. Это помогает мыслить, запоминать и радоваться жизни. Ищите и находите. Зоркость, чуткость, плюс неожиданность -рождают удивление.
Не стесняйтесь, если навернутся слезы во время чтения произведения. Передайте свою любовь к каким-то произведениям и своим ученикам.
«Играйте с учебником»
Превращайте работу с учебником в игру с ритуалами. Это лучше простого сиденья. Играйте в загадки и прятки. Разбивайте текст на части. Забегайте вперёд. Работайте со словарями. Стремитесь понимать, а не зубрить. Смотрите на учебник как на кладезь открытий. Делайте открытия за открытием, даже в знакомом тексте.
«Новое - это забытое старое»
Во внеурочное время заметную помощь оказывают детские журналы. Ведь в советское время каждая семья выписывала своему ребенку детские журналы, газету.
Я смогла убедить родителей, и теперь 13 человек, 81% выписывают журналы «Мурзилка», «Простоквашино», «Сибирячок» и другие. Журналы дорогие и поэтому все номера сохраняются.
На уроках внеклассного чтения проводим «рекламу» своего журнала. А кто не имеет возможности выписать, с теми ребята охотно делятся.
Впервые за последние годы техника чтения – средняя читаемость, выросла за лето.
Ребенок получает журнал раз месяц, читает 2-3 дня и это уже хорошо. Не читать – невозможно. Журналы красочные, содержательные, журнал «Мурзилка» приходит с приложением – поделкой.
У детей появляются различные словари, детские энциклопедии, предметные энциклопедии. Ребята получают задание, готовятся, несут свою книгу в класс, выступают перед коллективом, гордятся своей книгой.
Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей ИНТЕРЕС к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и ПОЧЕМУ автор говорит об ЭТОМ, ПОЧЕМУ говорит именно ОН, ПОЧЕМУ говорит ТАК, а не иначе и ПОЧЕМУ автору УДАЁТСЯ вызвать у читателей ТАКИЕ мысли и чувства.