СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по теме "Метапредметные проекты на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель делится своим опытом по организации работы над метапредметными проектами на уроках географии, которые объединяют знания и умения учащихся по различным предметам: географии, истории, краеведению, литературе, искусству.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме "Метапредметные проекты на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО"»

Обобщение опыта по теме:

"Метапредметные проекты на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО"


Шевченко Ирина Ивановна,

учитель географии МОУ "Ртищевская СОШ

Ртищевского района Саратовской области",

пос. Ртищевский Саратовской области.


Актуальность:

В рамках реализации программы ФГОС ООО учитель должен решить несколько важных задач, и одна из них наиболее главная - это развитие личностного интереса к предмету, приводящее к достижению личностных результатов.

Структура ФГОС предусматривает основные требования:

• к результатам основной образовательной программы

• требования к структуре ООП

• требования к условиям реализации ООП

В требованиях к условиям реализации ООП предусматривается 3 группы результатов :личностные, метапредметные, предметные

Таким образом, установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности.

Целью данного педагогического опыта является реализация программы ФГОС ООО по географии посредством применения проектной технологии, использования межпредметных и метапредметных проектов на уроках.

Задачи, которые необходимо решить в ходе данного опыта:

- сформировать представление о метапредметном подходе в изучении географии;

- применить на практике реализацию межпредметных и метапредметных проектов с целью формирования у школьников метапредметных компетентностей;

- проанализировать результаты применения метапредметного подхода в изучении географии и перспективы его дальнейшего использования в рамках реализации ФГОС ООО.

Ведущая идея опыта

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Ситуация должна кардинально измениться в связи с требованими ФГОС к метапредметным результатам обучения. Метапредметный подход - вот основная идея и главный принцип современной школы.


Описание опыта.

По своему содержанию география - наука естественнонаучная и обществоведческая, а также и гуманитарная, и эстетическая, и экологическая. Поэтому возможности использования межпредметных связей формирования метапредметных УУД очень велики.

На своих уроках я часто связываю вопросы географии и истории. Примером этого могут служить уроки по темам: «Развитие географических знаний о Земле» и «География как наука» (6 кл.), «Открытие и изучение Земли», «Освоение Земли человеком», «История открытия и исследования материков» (7 кл.), «ГП России», «Формирование, освоение и изучение территории России» и «Моря России»(8 кл.), «Экономические системы в историческом развитии России» и «Население России» (9 кл.), «Политическая карта мира» (10 кл.). Исторический подход к изучению географии пронизывает все разделы и темы курса, это позволяет понять и увидеть главные вопросы в историческом развитии.


В курсах «Экономическая и социальная география России» (9 кл.) и «Экономическая и социальная география мира» (10 кл.) связь с вопросами экономики, которую изучают в рамках предмета "Обществознвние", прослеживается на каждом уроке. Опираюсь на такие понятия, как «себестоимость», «способ производства», «производительные силы», «отрасль», «собственность», «технология» "отрасль специализации"и др.


Без связи с химией невозможно обойтись на таких уроках, как «Вода на Земле», «Горные породы и минералы» (6 кл.), «Полезные ископаемые и минеральные ресурсы России» (8 кл.), «Химическая промышленность», «Металлургическая промышленность» (9 кл.), «Глобальные проблемы человечества» (10 кл.).

Не секрет, что с каждым годом наши дети читают все меньше и меньше, а говорят хуже. Для многих учеников проблема - правильно выразить свои мысли, сформулировать правильно и красиво предложение, дать развернутый ответ на вопрос. Чтобы способствовать развитию речи, ярче представить образы природы, на своих уроках я часто использую стихи и отрывки из художественных произведений Ж. Верна, М.Пришвина, А.Пушкина, М.Лермонтова и др. Произведения Ж.Верна – синтез литературы и географии. Использование стихов оживляет уроки, придает им красочность, образность, усиливают эмоциональное восприятие материала.


Использование изобразительного искусства, как и литературы, помогает формировать эстетический вкус, умение видеть красоту, в том числе и в природе. Для этого на своих уроках предлагаю детям создать проекты на географические темы с использованием картин русских художников: «Девятый вал» И.К.Айвазовского, «Последний день Помпеи» П. Брюллова, пейзажи при изучении природных зон и др.

Иллюстрации и фотографии к научным книгам по биологии, а также произведения живописи стали рабочим материалом для создания таких проектов, как «Жизнь в Мировом океане», «У природы нет плохой погоды» (6 класс), «Покорение Антарктиды», «Путешествие по островам Океании» (7 класс) и др.


Реализация метапредметных проектов учащихся на уроках географии и их результативность:

1. В 6 классе по теме «Ориентирование на местности» - метапредметный проект "Идём в поход!" (география, ОБЖ, краеведение и экология)

2. На уроке в 9 классе по теме «Металлургическая промышленность» - мини-проекты "Из чего же, из чего же, из чего же сделаны эти металлы?" (отличие химического состава чугуна, стали и др. металлов. Применение изделий из них в быту. Безопасность использования.» (География, химия, ОБЖ, экология)

3. Проект "Образ Русской равнины" в 8 кл. (география,литература, ИЗО, технология, история)

4. Проект "Был ли Пушкин географом?" (география, литература) - описание природных явлений в поэзии А.С.Пушкина.

5. Проект "От Москвы до самых до окраин..." (урок обобщения и систематизации знаний в 8 кл. по разделу "Крупные природные районы России" с привлечением знаний по истории Великой Отечественной войны, вкладе в Великую Победу каждого региона России (география, история, краеведение)


Результативность педагогической деятельности по данному опыту проявляется в следующем:

- положительная динамика уровня обученности учащихся, рост качества знаний.

6 класс - начало 2014-2015 учебного года – 66%, конец – 75%

7 класс – начало 2014-2015 учебного года – 52%, конец – 66%


8 класс - начало 2014-2015 учебного года – 62%, конец – 81%

9 класс – начало 2014-2015 учебного года – 50%, конец – 75%



Интегрированные уроки, межпредметные связи, которые использовались и используются достаточно активно в школах, на мой взгляд, являются звеном одной цепочки, действующей по усложняющейся схеме:

межпредметный урок -интегрированный урок — метапредметный урок.

Учащиеся затрудняются самостоятельно обобщать и применять знания из нескольких предметов. Вот почему желательно проводить такие уроки, чтобы помочь школьникам создать целостное восприятие изучаемых предметов, явлений, процессов.

Заключение

Метапредметные подходы в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Опыт применения метапредметных проектов на уроках географии позволяет оценивать не репродуцированную обучающимся информацию, а самостоятельно созданный им образовательный продукт, имеющий прикладную ценность. Этот продукт и есть метапредметный проект, реализация которого отвечает требованиям ФГОС ООО по формированию самостоятельной, инициативной и креативной личности.


Литература и интернет-ресурсы:


  1. Методика обучения географии в школе. Под редакцией Л.М.Панчешниковой.- М.:Просвещение; Учебная литература, 2007


  1. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебн. пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. — М.; Аспект-пресс; 2005.


  1. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/01/14/metapredmetnyy-podkhod-i-proekty-v-biologii


  1. http://festival.1september.ru/articles/526494/


  1. http://docviewer.y

  2. andex.ru/?url=ya-disk-public

3