СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по теме: «Нетрадиционные формы уроков литературы как способ повышения читательской мотивации на уроках русского языка и литературы».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности каждого ученика, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика.  

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме: «Нетрадиционные формы уроков литературы как способ повышения читательской мотивации на уроках русского языка и литературы».»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»







Обобщение опыта работы по теме:

«Нетрадиционные формы уроков литературы как способ повышения читательской мотивации». на уроках русского языка и литературы








Подготовил:

учитель русского языка и литературы

Андреева О.К.







с. Дмитриевка

2025 г.

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.

 Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

          Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности каждого ученика, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.

Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нетрадиционных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Урок-игра. На уроках обобщения и систематизации знаний целесообразно использовать урок – игру. Такая форма урока подойдет и для уроков коррекции знаний. Пути и способы реализации уроков-обобщения, проводимых в игровой форме, должны быть творческими и эффективными. Они проводятся при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видеотехники, выставок, буклетов, стендов, визитных карточек). На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. Обобщающие уроки в форме игры помогают осуществлять контроль знаний, умений и навыков, учащихся по определённой теме или за год, расширяют кругозор, активизируют деятельность учащихся на уроке, предусматривают минимальную деятельность учителя.

Цели урока:

1.Повторить пройденный материал по предмету,

2.Расширить кругозор и повысить интеллект учеников

3.Усилить познавательный интерес к предмету. Развивать нестандартное мышление у учащихся

4.Продолжить развивать практические навыки работы в опасной ситуации;

5.Усовершенствовать групповую форму работы.

Правила игры:

  1. Участие принимают 2-3 команды;

  1. Вопросы задаются для всех команд сразу. Отвечает команда, первой подготовившая ответ. Для этого поднимается рука!

  2. Выкрики и споры не засчитываются. На обсуждение вопросов дается от 2 до 5 минут.

  3. Подведение итогов. За каждый правильный ответ команде дается 1 балл.

В конце урока подсчитываются баллы. Побеждает команда, набравшая больше всего баллов. Она получает грамоту или благодарность. Все участники по возможности награждаются поощрительными призами.

Урок-семинар имеет повторительно-обобщающий характер и его целесообразно проводить в старших классах. Он способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой. Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель - формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.

Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Основные цели ее проведения следующие:

1) выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не только углублению званий, но и формирование мировоззрения школьников;

2) воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т.д.

Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.

Методика включает три этапа:

1) предварительная подготовка,

2) проведение дискуссии,

3) подведение итогов.

Умелая дискуссия – почти искусство. Успех ее во многом зависит от учителя, от осмысления им роли и функции ведущего. Ведущий не должен вмешиваться в обсуждение без особой необходимости, оказывать психологическое давление на участников спора с пометкой своего авторитета, резких оценочных суждений, замечаний в адрес присутствующих. Не вызывает симпатии ведущий, который прерывает участников спора на полуслове, много говорит сам. Не стоит также открыто поддерживать одну из спорящих сторон. Свое отношение к различным точкам зрения лучше высказать при подведении итогов дискуссии.

Любой спор, даже идущий по всем правилам логики, может погубить одно обстоятельство: если участники дискуссии забывают об этике спора. Поэтому в начале дискуссии следует напомнить учащимся правила спора:

1. Прежде чем сказать, спросите себя, есть ли необходимость вступать в спор. Тщательно продумайте то, о чем будете говорить.

2. По возможности кратко и ясно изложите свою точку зрения: ваша речь должна быть весома и убедительна.

3. Помните, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».

4. Доказывайте и опровергайте, говорите ясно, отчетливо. Точно.

5. Помните о культуре общения. Умейте выслушать другого, уловить его позицию, уважайте мнение товарищей, не повышайте голос, не прерывайте выступающего, не делайте замечаний, касающихся личных качеств, участников обсуждения, избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца. Не вступайте в пререкания с ведущим по ходу проведения дискуссии.

Семинар – это один из видов урока.

Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета, овладение научно-теоретической и конструктивной методологией. В условиях школы семинар – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства.

Задачи семинарских занятий:

1. Образовательные:

- расширение общего научного кругозора;

- углубление самостоятельного изучения учащимися отдельных, основных или наиболее важных тем курса;

- формирование навыков, умений проведения опытов научного исследования по данной теме, проблеме;

- овладение методикой конкретной науки;

- выбор нужной основной информации из первоисточников, словарно-энциклопедической литературы.

2. Развивающие:

- развитие умений доказать, обобщать;

-умение отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать;

- развитие эмоций, чувств;

- развитие волевых усилий;

- развитие памяти;

- совершенствование искусства устного и письменного изложения, темы, вопроса, проблемы опыта в соответствии с заданной целью.

3. Воспитывающие:

- формирование познавательного интереса к науке учебного предмета и к методам исследования;

По своим педагогическим возможностям уроки-семинары много богаче по своим возможностям для активизации самостоятельной деятельности учащихся, чем урок-лекция, обычный урок.

Для учащихся самое важное – подготовка доклада, реферата; для учителя хорошо подготовить и провести семинарские занятия. На одну и ту же тему или вопрос может быть предоставлен не один, а два-три реферата, доклада. Один для заслушивания, наиболее полно раскрывающий тему, вопрос. А авторы других рефератов по данному вопросу могут выступить с дополнением.

Желательно выступление других учащихся, которые готовились к семинарскому занятию. Дидактически очень важно, чтобы выступления были довольно часты, что свидетельствует об активизации участников семинара. Желательно, чтобы доклад был в устной форме, учащийся должен получить навык устного изложения и научиться отстаивать свою точку зрения, если он убежден в своей правоте. Рекомендуется пользоваться и планом сообщения и зачитывать отдельные небольшие части, строки или цитаты.

Одной из форм, повышающей инициативность и активизирующей познавательную деятельность учащихся на уроках литературы, является составление киносценариев.

Работа над киносценарием вырабатывает навыки медленного и вдумчивого чтения и способствует развитию образного мышления. Она является своеобразной формой анализа художественного произведения.

В начале показываю ученикам фрагмент фильмы – экранизации знакомого ученикам произведения и, опираясь на впечатления от просмотренного, выясняю такие понятия, как крупный, средний, общий план, их значение для восприятия:

Почему и как используется крупный план?

Что даёт общий план для понимания эпизода?

Является ли средний план только средством перехода от крупного плана к общему или он имеет самостоятельное значение?

Эти понятия помогают учащимся осознать организацию кадра.

Полезно в ходе составления киносценария фиксировать результат письменно. Нами используется следующая форма записи:

Кадра

Персонажи

Место действия

Смена планов

Звук

Свет







В ходе составления киносценария оживляется образное видение учащимися литературного текста, определяется различие средств выразительности, а как следствие и художественных образов, создаваемых литературой и кино. Учащиеся начинают понимать, что каждый вид искусства незаменим и неповторим, и нельзя заменить чтение книг просмотром их экранизаций.

Зачастую значение такого вида работы оказывается сильнее, чем «проповеди» о пользе литературы.

Составление киносценария усиливает сопереживание, активизирует воображение, углубляет, понимание учеником художественного текста. Этот вид работы сохраняет индивидуальные стороны читательского восприятия и в то же время содействует верному пониманию авторской мысли.

Флешмоб «Я тебя запомнил» - формат заключительного урока в полугодии или учебном году. Это своеобразная форма рефлексии, когда перед учащимся стоит задача перевоплотиться в героя, с которым они познакомились в школьной программе, и представить его перед классом. В монологе необходимо отразить значимость героя, качества персонажа, которые вызывают у читателя уважение или напротив неприятие или сатирический смех.

Урок-суд. Ролевые игры в форме доказательств как разновидность имитационной игры могут быть использованы для изучения литературного материала, требующего отрицательного нравственно-этического и эстетического осмысления с точки зрения общечеловеческой морали, жизненных явлений. Человеческих пороков и безнравственных поступков. Такие уроки несут, прежде всего, огромные воспитательные функции: они в игровой форме вовлекают подростков в близкие жизненные ситуации, с серьезным нравственным анализом и самоанализом, оценкой и всем прочим, требуют самооценки со стороны человека.

Создание страницы литературного героя в социальной сети. Этот прием может быть использован как на уроке анализа образов главных персонажей, так и на уроке-обобщении. С помощью ведения странички героя можно проследить за эволюцией его характера, проиллюстрировать его размышления, проанализировать и сформулировать в виде текста-подписи под фото проблемы, сомнения и надежды, которые он испытывает.

Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности учащихся, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность. Нестандартные формы работы на уроках литературы дают хороший результат. Отслеживается положительная динамика активности учащихся на уроках литературы, интерес к чтению – в том числе классических произведений – повышается. Классы глубже вникают в нравственную проблематику произведений, герои и их проблемы становятся для них более объемными и материальными.

Из вышеперечисленных классификаций уроков можно сделать вывод, что все нетрадиционные способы проведения уроков противопоставляются традиционной структуре урока.

При подготовке и проведении нетрадиционных уроков в школе следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при следующих условиях:

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Владение учителем педагогическими навыками и умением творчески решать различные задачи на каждом этапе способствует личностному росту ученика. Умелое сочетание инноваций и ценного образовательного опыта, накопленного за многие годы, за счет включения творческого подхода оказывает наиболее эффективное воздействие на образовательный процесс.





Используемая литература

http://pedsovet.su/fgos/6025_formy_i_metody_obuchenia_po_fgos

http://www.docme.ru/doc/274024/metody-obucheniya-po-fgos

http://osvarke.info/229-yevristicheskaya-beseda.html

http://zvonoknaurok.ru/blog/netradicionnye_formy_provedenija_urokov/2012-08-23-104

http://festival.1september.ru/articles/500418/


12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!