СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по теме "Повышение эффективности и качества процесса обучения и воспитания школьников посредством использования ИКТ""

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщение опыта работы учителя

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме "Повышение эффективности и качества процесса обучения и воспитания школьников посредством использования ИКТ""»

Опыт работы учителя математики

КГУ «Комплекс Быструшинская СШ-ДС»

В.К.О. Глубоковского района




Куфтаревой Галины Николаевны


По теме: «Повышение эффективности и качества процесса обучения и воспитания школьников посредством использования информационных ресурсов и коммуникационных технологий»









С. Быструха

2020 г









Содержание:


1. Актуальность опыта.

  1. Цели и задачи, решаемые в опыте.

3. Технология опыта.

3.1. ИКТ на уроке:

  • Уроки на основе компьютерных презентаций.

  • Работа на интерактивной доске.

  • Детские презентации на уроке.



3.2. ИКТ во внеурочной деятельности.

4. Результативность опыта.

5. Заключение.

6. Список литературы.


  1. Актуальность опыта

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя математики разных стратегий обучения старших школьников и, в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Повышение эффективности и качества процесса обучения и воспитания школьников посредством использования информационных ресурсов и коммуникационных технологий». Прошла подготовку на курсах, изучила литературу по этой теме и стала использовать ИКТ, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

  1. Цели и задачи, решаемые в опыте

  • Педагогическая цель, которую я поставила перед собой, заключается в следующем:

  • совершенствование методики проведения уроков по различным областям знаний с применением ИКТ;

  • обеспечение дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе;

  • обеспечение условий для адаптации ребят в современном информационном обществе.


    • Задачи:

-активизация познавательной деятельности, повышение качества успеваемости школьников;

-достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;

- развитие навыков самообразования и  самоконтроля у школьников;

- повышение уровня комфортности обучения;

- снижение дидактических затруднений у учащихся;

- повышение активности и инициативности обучающихся на уроке;

- развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативной компетенции;

- приобретение учащимися навыков работы на компьютере с соблюдением правил безопасности.

На своих уроках  формирую следующие ключевые компетенции учеников:

  • Учебно-познавательные компетенции: приучаю планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;

  • Информационные компетенции:  учу самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;

  • Коммуникативные компетенции: воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.

Считаю, что применение ИКТ технологий:

1. Усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся;

2. Позволяет проводить уроки на высоком методическом, эстетическом и эмоциональном уровне;

2. Обеспечивает возможность привлечения большого количества дидактического материала;

3. Повышает объем выполняемой работы на уроке;

4. Обеспечивается высокая степень дифференциации обучения;

5.  Расширяется возможность самостоятельной деятельности;

6. Доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, и многое другое.

Все вышеперечисленное способствует повышению качества образования.


  1. Технология опыта

Основными направлениями использования информационных ресурсов и коммуникационных технологий в моей педагогической деятельности являются:

  1. ИКТ на уроке

  • Уроки на основе компьютерных презентаций.

  • Работа на интерактивной доске.

  • Детские презентации на уроке.


  1. ИКТ во внеурочной деятельности



      1. ИКТ на уроке

ИКТ технологии использую на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, )

4. Для контроля учащихся. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, продумываю последовательность, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока различные - от нескольких минут до полного цикла.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды, презентации, видео уроки вызывают у детей эмоциональный отклик. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Уроки на основе компьютерных презентаций

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам считаю создание мультимедийных презентаций. По данным диагностического исследования каналов восприятия в 5 классе 15 учащихся, из них – визуалы 10, 1 ученик – кинестетик, 4- аудиалы. Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой создаваемой презентации. Более того, презентация дает возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Вывод:
Презентации позволяют учителю:
• наглядно представлять материал;
• интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
• регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

• повышать познавательную активность обучающихся.


Работа на интерактивной доске

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски я демонстрирую презентации, создаю модели, активно вовлекаю учащихся в процесс освоения материала, вследствие чего улучшаются темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет мне привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. С появлением интерактивной доски появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом.
Во время работы на интерактивных досках улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень качества обучения.


Использование детских презентаций на уроке

Учащиеся 5 класса особенно интересовались презентациями PowerPoint. Кроме работы над проектами, ребята стали принимать участие в подготовке презентаций к уроку. Обычно в конце урока сообщаю следующую тему и предлагаю желающим подобрать интересные материалы, подготовить небольшое выступление. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно самих авторов материалов. В этом случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты. Таким образом, мы постепенно выходим к такой модели обучения, когда каждый обучает каждого.

Какие еще формы работы с детскими презентациями возможны?

  • Даю презентации домой  –  досматривать, пересматривать, усовершенствовать, придумывать вопросы...

  • К детским презентациям возвращаемся на обобщающих уроках....

  • Собираем в персональное портфолио ученика…


Использование различных обучающих программ

На своих уроках использую цифровые образовательные ресурсы и готовые программные продукты Bilim Lend. Среди мультимедийных дисков предложила 5-классникам диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», а также прекрасный цифровой ресурс «Природа. Человек. Общество».


ИКТ во внеурочной деятельности

Современные информационные ресурсы и коммуникационные технологии использую и в работе с одарёнными детьми. С начала обучения учащиеся 5 и 10 классов участвуют в школьных научно-практических конференциях. Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы - проведение математических игр, викторин, познавательных мероприятий. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

  1. Результативность опыта
    Психолого-педагогические исследования в моём классе показали, что использование возможностей ИКТ способствовало:

  • повышению мотивации к учению,

  • повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,

  • активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,

  • развитие наглядно-образного, информационного мышления,

  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников,

  • повышению активности и инициативности школьников на уроке,

  • повышению уровня комфортности обучения.

Результаты психолого-педагогических исследований











Познавательная активность












Уровень общеучебных навыков 2019-2020 уч.год

























Заключение

За 2019-2020 год мною проделана большая работа: Прошла Курсы по программе «Разработка дидактических материалов по циклу естественно научных дисциплин с применением интерактивной доски»,

также курсы по программе «Использование программного обеспечения интерактивного оборудования в учебном процессе-Aktiv Studio» и дистанционные курсы «Учусь учить дистанционно». Приняла участие в областном Методическом онлайн- семинаре на тему «Электронные ресурсы и методические разработки в помощь учителям и преподавателям в условиях дистанционного обучения». Приняла участие в областном on- line вебинаре «Организация обратной связи – как ключевое условие эффективности в дистанционном обучении». Составила авторскую индивидуальную образовательную программу по математике «Для одарённых и талантливых пятиклассников».

Опубликовала уроки на сайтах мультиурок, инфоурок и казахстанском сайте UTU.KZ. Привлекаю детей к составлению презентаций по различным темам, сама составляю тесты по пройденным темам.

В2020-2021году учащиеся принимали участие: В Республиканском турнире имени М.В. Ломоносова Богданова Я ( 5кл- 2 место), Шмид А ( 5кл Сертификат) Проходова К ( 10кл- 3 место), Носкова У ( 10 кл Сертификат) 2.В областном интеллектуальном конкурсе «Малахит» Калошина К ( 5кл- 2 место), Богданова К (5 кл- Сертификат), Псищева К ( 5кл- Сертификат), Проходова К ( 10 кл – Сертификат), Носкова У ( 10 кл Сертификат).

Ученицы 5 и 10 класса приняли участие в научно практической конференции в неделе точных наук по темам :

  1. Носкова Ульяна

10

«Роль математики в моей будущей профессии экономиста»

  1. Калошина Катерина

5

«Математика в жизни человека»

  1. Липина Екатерина

5

«История дробей»

Мои достижения в этом учебном году: 1. Грамота за 3 место в Республиканской дистанционной олимпиаде для учителей «Зейін» по математике. 2. Благодарственное письмо за подготовку учащихся, занявших 2 и 3 место в Республиканском 21 турнире им. Ломоносова по математике. 3. Благодарность за создание личной методической библиотеки в рамках проекта « Мультиурок» 4. Благодарность Проекта «Инфоурок» за существенный вкад в методическое обеспечение учебного процесса по преподаваемой дисциплине в рамках крупнейшей онлайн - библиотеки методических разработок для учителей. 5. Благодарность от редакции Казахстанского педагогического портала «UTU. KZ» за активное участие в работе издания, а также за личный вклад по внедрению информационного- коммуникативных технологий в образовательный процесс. 6. Приняла участие в Республиканском конкурсе «ЛУЧШИЙ ПЕДАГОГ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ-2020», заняла 3 место. 7. В сентябре опубликован цветной сборник «Лучший педагог сферы образования- 2020», включающий автобиографии учителей – победителей. В будущем планирую работу с веб-сайтами, блогами, участие в интернет-конкурсах. Это интересно мне, интересно детям, дает положительный результат, значит надо двигаться вперед.


Список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сетевое объединение методистов http://center.fio.ru/som
2. Газета «Первое сентября»
http://nsc.1september.ru/ . Сеть творческих учителей /ИКТ в средней школе http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
3. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г.

4. Современные модели и технологии обучения в образовательном учреждении как средство творческого развития личности: сборник научно-методических материалов/ науч. ред. Л.Н.Ампилогова – Ставрополь: СКИПКРО,












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!