СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по теме: «Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт работы с детьми с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме: «Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности»»

Конкурсное задание «Методический семинар»

Обобщение опыта работы учителя начальных классов МКОУ СОШ №1

село Кочубеевское Ставропольского края

Незамединовой Заремы Михайловны

по теме:

«Система коррекционной работы с детьми, имеющими

особые образовательные потребности»

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

Дэвид Бланкет

Основная задача воспитания и образования любого ребенка - подготовка его к жизни в обществе как полноправного гражданина, способного к самостоятельной жизни, продуктивной деятельности, взаимоотношениям с окружающими людьми.

Достижение этой цели - серьезный и нелегкий труд не только для ребенка, но и для родителей и педагогов. Для детей с особыми образовательными способностями эта задача усложняется: дети с нарушениями развития требуют специального постоянного сопровождения со стороны взрослых.

Образовательный процесс является важнейшим фактором, определяющим дальнейшую судьбу ребенка.

В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;

интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;

- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Основная цель уроков интегрированного обучения создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом,

Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта.

К сожалению, традиционная форма ведения урока или занятия не дает детям данной категории возможности непосредственной деятельности. Эти дети быстро пресыщаются заданиями, теряют внимание, выражают неудовольствие, истощаются.

Основные принципы обучения учащихся с ОВЗ
1. Создавать ситуации успеха, возможность исправить ошибку
2.Постепенное усложнение учебного материала, подавая его небольшими дозами.
3. Использовать красочный дидактического материал.
4. Усиливать практическую направленность учебного материала, опираясь на жизненный опыт ребенка.
5. Многократное, поэтапное повторение, частое обращение к «старым» знаниям.
Планирование работы в классе
1. Упрощать задания делая акцент на основные идеи.
2. Предусматривать работу в парах, в группах.
3. Предлагать четкие алгоритмы для работы.
4. Предусматривать смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом.
5. Формулировать задание кратко, конкретно, одним глаголом.
6. Просить ребенка повторить задание.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ использую следующие приёмы обучения:
Приём «Тайм-менеджмент»
Прием «Помощь друга»
«Найди, Посмотри, Ответь»
Прием «Ручеек»
Прием «Эстафета абзаца»
Прием « Простой карандаш»
Прием «Диктор» ( читает задание и разъясняет что нужно делать)
Прием «Словарная опера (выделяем голосом нужную букву)
 Идея «Светофор».
Творческие минутки « Я сам», « Я могу»
Прием « Перевертыши» « Анаграммы».
Прием «Мыслитель»
Игровой прием «Декатировщик»
Прием « Юный корректор»

Приём « Тайм-менеджмент» -управление временем (технология организации времени).
Прием « Простой карандаш» использую при работе с текстом и выделении непонятных слов при указании ошибки в форме вопросительного знака (?)
Часто применяю на уроках математики Буквенные примеры. Они позволяют ребёнку развивать внимание и память

Приём интерактивного обучения «Цветные поля». Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет свое значение, но каждый раз это обращение к учителю.
Красные поля – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,
Зелёные поля – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить»,
Желтые поля - «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю».
Использую метод «Создай паспорт» для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.

Разнообразие методов и приемов бучения позволяет мне чередовать различные виды работ, что является эффективным средством активизации учения, позволяет обогащать воображение учащихся, развивает зрительное восприятие, память внимание, активизирует словарный запас, связанных с их жизненным опытом, стимулирует развитие речи. Например: использование картинного материала и зрительных стимулов. Дети выполняют задание в пройденной теме или в рамках предложенной темы. Удобство и эффективность их заключается в том, сразу видна работа каждого ребёнка.
При изучении частей речи само собой родилась идея «Светофор» Прием заключается в том, что у каждой части речи свой цвет. Сущ.---красный, прил.—жёлтый, глагол—зеленый. Дети быстро запомнили, какой цвет, к какой части речи относиться и легко определяют их. Стараюсь на уроках проводить самостоятельные минутки « Я сам», «Я могу», творческие минутки « Перевертыши» « Анаграммы» и словарную оперу. Детям нравиться такая форма работы и ждут этих минуток, они подобраны так, что у ребенка развивается мышление, память, воображение.

Прием «Похвалялки - исправлялки» для формирования адекватной самооценки «За что я могу себя похвалить или исправить – учеба, поведение «Оценка в конце недели»
Большую роль в работе с детьми отвожу всевозможным памяткам, подсказкам. Их я называю Шпаргалка-помогай-ка. Она актуально при проведении самостоятельных и контрольных работ. Для детей с ОВЗ такая форма работы наиболее приемлема, это небольшая «лазейка» для подтверждения своих определенных знаний и поднятия самооценки, поддерживать ситуацию «успеха». Приемы «Помощь друга»- если ребенок не справляется с заданием он говорит « Помощь друга» тот, кто сможет помочь подходит и разъясняет. В ходе работе с детьми, пришла идея вставок в тетрадки в виде кармашек каждому свой. Это укрепляет веру в себя и свои силы.

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Прием технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума», предполагающей разделение целей обучения на три блока:
«Знаю» (когнитивную)
«Творю» (психомоторную)
«Умею» (аффективную)

Таким образом, сегодня, на наш взгляд, включение в урок проблемных ситуаций, построение урока с использованием разного вида технологий способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных  условиях

Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями.

На ряду с традиционными технологиями и нетрадиционные методы и технологии. Мне как учителю, работающей с детьми с ОВЗ ближе Технологии компенсирующего обучения Личностно – ориентированная технология Прием технологии критического мышления.

При формировании познавательных УУД
«Эстафета абзаца»- позволяет ребенку быть
сосредоточенным и внимательным. Ребенок читает до абзаца,
затем произносит «Передаю…» ,называет имя по своему выбору.
«Найди. Посмотри. Ответь» задаю вопросы, ответы на которые ребенок находит в учебнике.
«Ручеек» - хорош, тем, что ребенок сам определяет, кому дальше выполнять задание.
У каждого ребенка есть « Шпаргалка–Запоминалка» с вклеенными таблицами памятками в которую он может заглянуть при необходимости.
При формировании коммуникативных УУД использую следующие приемы:
« Я эксперт» оценивание работы соседа по парте по заданному алгоритму:
- правильность
- аккуратность
- самостоятельность
- оценка с пояснением (оценка за то что …)
«Юный корректор», «Декодировщик», Прием « Юный корректор»
Часто применяю на уроках математики Буквенные примеры. Они позволяют ребёнку развивать внимание и память. Стараюсь на уроках проводить самостоятельные минутки « Я сам», « Я могу» , творческие минутки « Перевертыши», «Анаграммы». Детям нравиться и ждут этих минуток, они подобраны так, что у ребенка развивается мышление, память, воображение.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!