Обобщение опыта работы учителя музыки Медведевой И.М.
МБОУ «Образовательный центр №18»
Республика Адыгея ,г. Майкоп х.Гавердовский
пер. Клубный №1
Учитель музыки- Медведева Ирина Михайловна 31.05.1979 год.
Образование: Высшее педагогическое; Институт искусств АГУ Республики Адыгея г. Майкопа (01.09.1996 – 22.06.2001 гг.).
Специальность : музыкальное образование.
Квалификация : учитель музыки.
Стаж работы :22 года.
Начало педагогической деятельности в НОШ № 30 г. Майкопа Республики Адыгея - педагог организатор 01.09. 2001 год;
01.04.2002 г. - 16.09.2010 год учитель музыки НОШ № 30г;
17.09.2010 г.- по настоящее время учитель музыки МБОУ №18;
01.02.2011г.- 31.08.2018г. заместителем директора по воспитательной работе в старших классах МБОУ №18 .
Квалификационная категория : Первая категория- 2004г.
Первая категория- 2008г.
Первая категория- 2013г.
Первая категория-2020 г.
Опыт работы: «Применение современных образовательных технологий на уроках музыки и во внеурочной деятельности».
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение. стр. – 3
2. Основная часть. стр. -4-7
3. Выводы. стр. – 8
ВВЕДЕНИЕ.
1.Цель – разработка системы заданий, упражнений, игр, факультативных занятий по музыке, обеспечивающих развитие творческих способностей учащихся.
4.Задачи:
1. Систематизировать здоровьесберегающие технологии на уроках музыки.
2. Разработать и апробировать систему заданий, развивающих творческих способностей и умения учащихся.
2.Предмет исследования – система работы учителя музыки, способствующая развитию творческих способностей учащихся.
3.Объект исследования – развитие творческих способностей учащихся через систему уроков музыки, заданий, упражнений и игр.
Музыка это важная часть жизни для каждого человека, в том числе и каждого школьника .Анализ моей собственной 22 - летней педагогической работы, изучение научно-методической литературы, а также практико-ориентированный характер проблемы развития творческих способностей и умений учащихся обусловили выбор моей темы «Применение современных образовательных технологий на уроках музыки и во внеурочной деятельности».Работая, учителем музыки, я стремлюсь на своих уроках создать атмосферу увлеченности, личной заинтересованности для каждого ребенка, для того чтобы вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка, это искусство, а не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению. Мои уроки – это постоянное общение между музыкой, учителем и детьми. В своей работе учителем музыки я сочетаю традиционные и новые инновационные приемы и методы обучения. что позволяет решать задачи развития и воспитания учащихся, создавая при этом атмосферу доверия, и сотворчества. Ученик, из слушателя, становится активным участником процесса обучения, из объекта воздействия, превращается в субъект сотворчества.
Основная часть .
Использование современных педагогических технологий делает обучение ярким, интересным для учащихся, формируя эмоционально-положительное отношение к предмету, что соответствует реалиям сегодняшнего дня.
На своих уроках и внеурочной деятельности я включаю ИКТ -технологии в преподавание музыки . Одним из условий успешного обучения музыки , считаю ,является качество используемых на моих уроках аудио и видеоматериалов. Для учителя использование ИКТ является новыми формами обучения и воспитания ребенка. Я рассматриваю ИКТ как учебно-развивающую сферу для творчества и самообразования моих учеников, т.е. использую презентации к своим урокам , организовываю просмотр фрагментов из кинофильмов : «Бременские музыканты» «Карнавальная ночь», «Неуловимые мстители» и др., а также фрагментов из балетов музыкальных сказок и опер.
Применение современных технических средств обучения позволяет мне добиваться хороших результатов , а публикации в СМИ, в соц. Сетях, организация школьных музыкальных конкурсов, олимпиад, выставок - помогает повысить имидж нашего «образовательного центра №18»,
52% моих воспитанников участвовали в муниципальных городских конкурсах; что дает положительный эффект, обеспечивает развитие детской инициативы, решает задачи по технологии сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Мои учащиеся в процессе обучения практически осваивают интонационный язык музыки, приобретают коммуникативные умения, позволяющие вступать в диалог с художественными произведениями. У них постепенно накапливается опыт музыкально-художественной деятельности .При проведении своих уроков музыки я использую разнообразные виды музыкально-художественной деятельности:
-слушание музыки,
- хоровое пение,
-игра на музыкальных инструментах,
-музыкально-ритмические движения.
Также использую пластическое интонирование, свободное музицирование и дирижирование.
Игра на музыкальных инструментах позволяет существенно обогатить образовательный процесс.
Сохраняют также свою актуальность и игровые методы и приёмы работы.
В процессе учебной деятельности я использую следующие методы:
- художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- игры;
- эмоциональной драматургии;
Однако основной формой организации образовательного процесса является урок. В соответствии с тематическим построением учебного материала я выделяю следующие типы урока:
- введения в тему;
- углубленное изучение отдельных аспектов темы;
- обобщения темы;
- контроль усвоения темы.
Каждый урок начинается с распевания. Во время исполнения различных попевок у детей развивается вокальная техника, лёгкое и звонкое, красивое звучание голоса, формируется звуковысотный слух, ладовые музыкальные представления, вырабатывается чёткая дикция, слуховые представления. Также использую дыхательные упражнения, которые восстанавливают дыхание.
Есть учащиеся, которые желают заниматься музыкой дополнительно. Для учащихся 2,3, 5,6,7, 8 классов в школе организована работа внеурочных занятий по музыке; имеется вокальная группа из учеников 2-3 классов; в хоре поют учащиеся 5-7 классов.
Подбор музыкального материала к уроку я осуществляю по программе музыка 1-8 класс авторского коллектива Критская ,Сергеева Шмагина. Музыкальные произведения, звучащие на уроках музыки, соответствуют следующим критериям:
- доступности;
- художественной ценности;
- яркой образности;
- воспитательной направленности.
На уроках обязательно присутствуют физкультминутки «Солнышко лучистое», «Фиксики» «Паровозик», которые помогают детям переключиться с одного вида деятельности на другой, размяться, снять напряжение.
С целью активизации познавательной деятельности на уроке музыки я использую различные музыкальные ребусы, кроссворды: «Симфонический оркестр», «Тембр» (певческие голоса).
Для проверки знаний учащихся составляю тестовые задания, защита проектов для 7-8 классов.
Уроки заканчиваются рефлексией – оцениванием происходящего на уроке.
Творческие задания, по сути, должны пронизывать весь урок от начала до конца, независимо от темы урока, целей и задач, поставленных на нём. С помощью творческих заданий дети получают представление о различной высоте и продолжительности музыкальных звуков, о тембровой, динамической регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох.
Лучшему усвоению нотной грамоты могут помочь ребусы, решение составление которых придает уроку творческую окраску, заинтересует детей в получении новых знаний. Я предлагаю детям сыграть в игру «Ребус-слово»: кто больше придумает слов, в состав которых входят названия нот. При разгадывании ребусов, а также музыкальных кроссвордов ценно то, что они вызывают эмоции, с которыми процесс познания становится эффективнее.
Работа с творческими заданиями полезна для всех учащихся независимо от их музыкальных данных. Она позволяет ученику, не имеющему голосовых данных, проявить себя, не стесняясь сверстников. Учителю же такая работа позволяет задействовать на уроке весь класс.
Практически каждый ребёнок обладает природными голосовыми и слуховыми данными, которые можно с успехом развивать на уроке музыки. Большинство младших школьников любят петь, однако не у всех это получается достаточно хорошо. Многие дети не чувствуют разницы между речью и пением, не тянут, а проговаривают звук.
Главной своей задачей я считаю развитие у детей вокального слуха и звуковысотного одновременно. Также большое внимание уделяю певческой установке, дыханию, звукообразованию и дикции. Поэтому
на уроках музыки для развития творческих способностей использую различные двигательные, ритмические и вокальные импровизации, сочинения музыкальных фраз и предложений, игры на определение ладовой окраски прозвучавшей музыкальной пьесы, различные музыкальные драматизации. Считаю что одна из задач учителя музыки – это обучение эстетически красивому вокалу, то есть комплексное развитие музыкальных способностей, заложенных в человеке это предполагает различные методы работы:
-слушание музыки;
- защита проектов;
- вокально-хоровая работа, которая предполагает различные методы работы на уроке: -инсценировка песни,
-пение «караоке»;
-музыкальные игры.
На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую здоровьесберегающие технологию раскрепощенного развития детей начальной школы 1-4 класса доктора медицинских наук профессора Базарного В.Ф.
Обязательным условием реализации технологии Базарного В. Ф. является детское хоровое пение ,основанное на народной классической музыке.
Поэтому я как учитель музыки ставлю своей целью на своих уроках, применение здоровьесберегающие технологии, которые необходимы для достижения комфортности душевного состояния учащихся, снятия их эмоциональных стрессов, гармонизации эмоционально-интеллектуального развития личности учащихся . Так как считаю, что одна из основных задач уроков музыки- снимать нервно-психические перегрузки учащихся , восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.Именно для этого на своих уроках я применяю следующие методы здоровьесберегающие технологии:
Музыкотерапия включает такие виды деятельности учащихся
-слушание музыки
-игра на детских музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения.
На своих уроках музыки я применяю музыкотерапию я достигаю результата по активизации творческой деятельности учащихся.
Вокалотерапия- это хоровое и сольное исполнение песен.
На своих уроках я использую систему вокально-хоровых упражнений основанных на методике преподавания ведущих педагогов-музыкантов Струве, Добровольской, Емельянова, Наврузова. Мои учащиеся на моих уроках разучивают вокальные упражнения на дикцию, артикуляцию,плавное голосовидение,чистое интонирование.
Звукотерапия –это пропевание гласных звуков и слогов на уроках музыки,которые оказывают на детский организм лечебный эффект.
Например:
Пропевание звука «А» акапельно(без музыки только голосом)- снимает усталость
Звук «О» при его акапельном пропевании восстанавливает состоянии психологического равновесия.
Звук «И» при пропевании акапельно способствует восстановлению радостного настроения(выработки серотонина гормона радости).
Звук «У» при пропевании акапельно способствует восстановлению эмоционального фона.
Имаготерапия (от французского имаж-картина) - это изображение при помощи красок и карандашей, прослушиваемой музыки рисованными картинками и в зависимости от возникающих в уме учащихся ассоциаций при прослушивании мелодий картинки изображаются в светлых или темных тонах. Тем самым достигается снятие определенных психологических комплексов учащихся(агрессия,эмоциональное напряжение,стресс).
ВЫВОДЫ
Творческие способности позволяют ученикам самостоятельно создать что-то новое и оригинальное. Основным видом деятельности, как утверждают психологи, в любом школьном возрасте является учебная деятельность. Но не теряет своей привлекательности и актуальности деятельность игровая, которая помогает легко усваивать новый материал, обобщать пройденный. Поэтому использование игры на уроках для развития творческих способностей, бесспорно, - насущная необходимость.
Моя работа даёт положительные результаты: учащиеся любят уроки музыки, активно занимаются внеклассной работой, выступают на сцене, побеждают во многих певческих конкурсах.
Ежегодно принимают участие в смотрах художественной самодеятельности (региональных и муниципальных). Ни одно школьное мероприятие не обходится без музыки. Мои учащиеся принимают активное участие во всех школьных концертах:
День учителя, День Матери, выпускные вечера, 23 февраля,8-е Марта, праздник «Посвящение в первоклассники», конкурсы патриотической песни, линейки, оздоровительный лагерь при школе (концерт, посвящённый открытию и закрытию лагерной смены).В нашей школе есть учащиеся, которые обладают хорошими вокальными данными, артистическими способностями.
Это Сергусе Самира 7 «г» класс;
Краснюков Алексей 7 «б» класс,
Тлехусеж Ланита 7 «б» класс
Матвиенко Агата 5 «в» класс.
Феодосиади Диана 5 «в» класс
Ни один концерт в школе не обходится без их участия.
Все одарённые дети постоянно отмечаются грамотами за активное участие в художественной самодеятельности школы.
Дипломом второй степени городского фестиваля «Живой ,как жизнь» 2022 год была награждена Сергусе Самира. Дипломом первой степени фестиваля народного единства награждена Сергусе Самира и Тлехусеж Ланита .Начальный период обучения музыкальной грамоте я считаю важнейшим периодом в приобщении детей к прекрасному в виде уроков музыки, построенных на творческих заданиях и способствующих развитию в детях творческой активности, а также воспитывающих художественное воображение и формирующий внутренний мир учащихся. Предлагаемый мой опыт я адресую творчески работающим учителям музыки, которые ставят перед собой цель – развивать креативные способности школьников и которые понимают, что проблема развития творческих способностей учащихся занимает важное место в образовательном процессе. Я считаю что в наше время как никогда актуальна проблема разностороннего воспитания ребёнка, в котором бы гармонично развивались эмоциональное и рациональное начала.
10