Обобщение опыта работы учителя начальных классов
МБОУ «Лицей №8» Сеферовой Гюзель Фейтуллаевны
г. Махачкала 2020 год.
Визитная карточка
ФИО: Сеферова Гюзель Фейтулаевна
Образование: высшее, педагогическое
Должность: учитель начальных классов
Стаж работы: 44 года
Квалификационная категория: высшая
Повышение квалификации: август 2017 г.
«Учитель живёт до тех пор, пока он учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель»
Моё профессиональное кредо: «Я не работаю учителем, а занимаюсь любимым делом, значит – живу в гармонии с собой».
Тема: «Ознакомление с родным краем, его обычаями и обрядами как средство патриотического воспитания младших школьников».
Содержание:
Условия возникновения и становления опыта.
2. Обоснование актуальности
Длительность работы.
Результативность.
Библиографический список.
Доступны ли чувства патриотизма, любви к малой родине младшим школьникам? Исходя из опыта работы можно дать утвердительный ответ Это чувство любви формируется в процессе целенаправленного воспитания, а учителю принадлежит роль «проводника», который прививает ребёнку любовь к красоте родного края, к её истории, обычаям, обрядам.
Учитель должен четко поставить перед собой задачи:
- пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, к её прошлому;
- развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
Началом работы над темой «Ознакомление с родным краем, его обычаями и обрядами, как средство патриотического воспитания младших школьников» послужило введение в школах Республики Дагестан ещё в 1991-1992 уч. году предмета «Культура и традиции народов Дагестана».
Основные задачи нового курса
– ознакомление учащихся с морально- бытовыми традициями, культурным наследием своего народа и других народов Дагестана;
- привитие учащимся чувство любви к своей нации, народности, глубокого уважения к представителям других наций и народностей;
- содействие нравственному воспитанию учащихся, становлению личности, которой естественно присущи высокие общечеловеческие, этические нормы и правила.
- при изучении курса КТНД необходимо интегрирование с другими предметами: чтением, музыкой, изобразительным искусством, трудовым обучением, родным языком, и внеклассными мероприятиями.
Знакомить своих воспитанников с культурой и традицией народов Дагестана я начала лет 25 тому назад. Толчком тому была мысль, пришедшая во время подготовки к празднику «Фестиваль народов России». Цель фестиваля была одна- сблизить детей великой страны, помочь глубже узнать историю, культуру, обычаи, традиции разных народов.
Почему бы жителям этого края не познакомиться ближе с традициями и обычаями тех народов, которые проживают на земле Дагестана?
Старые обычаи, традиции, пословицы, поговорки, богатейший народный фольклор таят в себе высоконравственные житейские наставления быть честным, добрым, трудолюбивым, уважать старших, любить свой дом, аул, край, Родину.
С целью развития интереса и привития любви к культуре и обычаям народов Дагестана я решила проводить в классе праздники, на которых старалась показать родной край всесторонне привлекала родителей. На одном из родительских собраний родители получали задания: подобрать материал о культуре, традициях обычаях своего района. Родители сами распределяли задания между представителями каждой национальности… В тесном контакте учителя и родителей шла постепенная подготовка.
На празднике старались сочетать полезное с приятным. Родители готовили блюда из национальной кухни и угощали детей. Здесь же давали советы по приготовлению национальных блюд. Праздники проводились по следующему плану:
Географическое положение района.
Экономика.
Традиции, обычаи, обряды.
Культура (песни, традиции, стихи).
Народная кухня.
Когда завершились праздники представителей всех дагестанских национальностей класса, провела итоговый праздник – «Фестиваль дружбы народов Дагестана», с приглашением гостей из других классов.
Главной задачей и уроков по КТНД и внеклассных мероприятий является приобретение детьми практических навыков: освоение этических норм, разучивание игр, стихов, песен, рисование традиционных народных орнаментов, освоение техники вязания, ковроткачества, знакомство с кулинарными рецептами.
С помощью родителей собрала немало литературы о Дагестане: «Пословицы и поговорки народов Дагестана», «История страны гор», «Древнему Дербенту 5000 лет», «Дербент. Аулы Табасарана», «Сказки народов Дагестана»: «Были и легенды о Дагестане» и т. д.
Вся эта литература очень помогает глубокому изучению курса КТНД. Например, с помощью книги «Дербент», «Аулы Табасарана» познакомила детей с историей 5-ти векового Дербента, самого древнего центра не только Дагестана, но и всего мира, познакомила и искусством табасаранских ковровщиц, с необыкновенным трудом каменотесов и резьбой по дереву.
На уроках, праздничных мероприятиях использую наглядность – предметы народного творчества: глиняную посуду, деревянные изделия, изделия из драгоценных металлов, ковровые изделия и др.
Ученикам часто поручаю собрать материал об обычаях, традициях через рассказы своих родителей. Очень мало, но всё же кое – что дети приносили. Это описание детских игр, отрывки из народных песен на родном языке, народные обычаи.
Вот один из них:
«Если Человек в незнакомом ауле впервые, он отправляется на годекан, обращается с приветствием к сидящим там аксакалам, а затем сообщает кто он, из какой местности и что привело его сюда. Каждый из сидящих на годекане приглашает гостя к себе, но предпочтение принять гостя отдавалось старшему».
Связь преподавания КТНД с другими предметами осуществляю постоянно, особенно на уроках чтения, природоведения русского языка.
Согласно теме урока стараюсь напомнить детям об обычаях дагестанских народов: «Нельзя лежать около старших», «Встречай гостя с улыбкой, помоги занести ношу, укажи на место, где ему присесть», «К тебе подошли люди старше тебя, обязательно встань». О пословицах («Ум обогощается миром, человек-людьми» (ав), «Кто не живёт для других – тот не живёт и для себя» (лез. лак.), «Кинжальная рана излечивается, а рана от языка нет» и т. д.
Пословицы отражают самые различные стороны народной жизни. За пословицей мы видим её создателя – человека труда.
Воспитать в своих учениках любовь к труду, доброту вежливость также помогает курс КТНД.
Часто звучит в классе музыка народов Дагестана (физ. минутки на уроках.)
На уроках внеклассного чтения встречаемся с героями народных сказок. Сравниваем русские народные сказки со сказками народов Дагестана. В них много общего: близки сюжеты и герои похожи. Это говорит о том, что всех народов во все времена что-то сближало.
На уроке природоведения по мере возможности использую краеведческий материал, знакомлю учащихся природными богатствами Дагестана, учу бережно, с любовью относиться к растительному и животному миру вообще и нашей республики в частности.
Дети пишут проекты по темам, связанным с родным кроем, с ремеслами.
Чувство любви к Родине, как к большой, так и к малой начинается тогда, когда человек-ребёнок пропускает эту любовь через себя, участвуя в событиях, через которые проходили его предки, деды, родители.
Пристальное внимание учителя и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности, т.к. взрослые могут влиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, формировать у ребёнка начальное чувство любви к родной земле, к её прошлому, к её истории, к деятельности людей труда.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Ознакомление с родным краем, готовясь к большому празднику, начинаю в несколько этапов, чтобы более рационально донести сведения об истории малой родины, об её обычаях, традициях. Успех в работе будет во многом зависеть от атмосферы, которая царит вокруг него. Поэтому и привлекаю к подготовке большого мероприятия всех родителей.
В историю ушли много праздников, такие как «Страницы истории Дагестана», «Аулы Табасарана», «Древнему Дербенту 2000 лет» и др.
Праздник, посвященный 200 летию И. Шамиля, я подготовила и провела в форме фестиваля.
Представителей всех районов встречали у себя жители Гуниба. Гости с разных районов приехали со своей программой, которую составили родители и дети о своем районе.
У каждого района была своя символика, национальная одежда, песни, танцы, рассказы из истории села, о героях села об их подвигах, рецепты о национальных блюдах…Вот один эпизод, о которой рассказал представитель села Тулизма лакского района.
Селение Тулизма.
Селение Тулизма расположено в 5 км. Южнее Кумуха, между аулами Горква и Щара.
75 тулизминцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны, откуда не возвратились 32 человека. Жительницы села Георгиева Магузар и Умаханова Сакинат, узнав, что их женихи погибли на фронте, добровольно ушли воевать, где тоже пали смертью храбрых. Живёт, значит, в сердцах горянок-лачек дух Парту Патима. Вечная слава этим горянкам.
Это стихотворение написал папа ученика Алилова Абакарв Осман Абакаров о своем родном селе Тулизма. Алил прочитал стихотворение наизусть.
Заповедная, богом забытая глушь…
Лужи после дождя… грязи чёрная тушь…
Вдалеке от разъезжих широких дорог
Под счастливой подковой родимый порог,
Неказистый, но сердцу по-прежнему мил
Старый дом, что когда-то казался большим…
А в соседних дворах нет давно никого,
Больше крошечных стало родное село.
Мятный чай с чабрецом… разговор по душам…
Есть о чём поразмыслить в горах кунакам.
2010
Дети, готовясь к празднику, узнают много интересного не только из книг, компьютера но и из встреч с сельчанами, родственниками, которые делятся воспоминаниями своих родителей, дедов и бабушек.
Среди выступающих не только дети но и их родители. Вот маленькая история, которую рассказала бабушка ученика Казиева Казимагомеда.
Ковёр «Сафар»
С давних времён Табасаран славился ковроткачеством. Нет в селе жилища, в которой не умели бы ткать ковёр-приданное дочери.
Есть такая легенда о рисунке «Сафар». Говорят, что в одном селе жила женщина. Была у этой женщины красавица дочка по имени «Сафар». У девушки был жених. Жених ушёл защищать свою родину от врагов. Девушка начала ткать ковёр. Провожая жениха,, она изобразила на ковре луга, цветы. Есть в рисунке «тапанча» (пистолет) в середине ковра изображено «гюзги» (зеркало). Девушка посмотрела в зеркало и увидела своего жениха мертвым. Она расплакалась и пролила слёзы на мёртвого жениха. Когда её слёзы упали на него парень ожил. В рисунке есть слёзы девушки. Дальше в рисунке опять луга, цветы.
Говорят, в честь этой девушки и назвали рисунок «Сафар». Вся проделанная работа помогает установить и поддержать тесную связь прошлого с настоящим. Ведь каждый момент, каждый эпизод праздника, дети пропускают через себя. Однажды на открытом мероприятии (празднике) «Страницы истории Дагестана», присутствовали гости с ДИРО. В сценарий была включена сценка народного эпоса «Каменный мальчик». Один из выступающих гостей произнёс фразу: «Дети настолько ушли в роль, что ни они играли для зала, а зал играл на выступающих, так как в зале стояла гробовая тишина».
Каждое мероприятие – это большой кропотливый труд. Чтобы достичь планируемые результатов необходимо решение таких задач:
- знакомство с достопримечательностями родного края, с его историей, культурой;
- формировать чувство привязанности к своему дому, друзьям, своим близким;
-развивать у людей чувство любви к родному краю, к своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- воспитывать чувство патриотизма, уважения и благодарности к подвигу земляков.
Любовь к родному краю прививается и через художественные произведения дагестанских писателей. Каждое произведение несёт в себе черту национальных традиций, содержат информацию о родном крае, культуре народов, помогают узнать традиции и обряды.
Уже много лет использую отрывки или эпизоды из произведений дагестанских писателей на празднике «Прощай Букварь».
3. Результативность.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Следовательно критерием результативности опыта является уровень знаний школьниками о родном крае, уровень соблюдения тех обычаев и традиций с которыми их знакомили.
4. Актуальность темы.
Привитие любви к родному краю, к его обычаям ещё с младшего школьного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности.
Итоги
Детей нужно подвести к выводу: «Только от нас зависит, будет ли наш край красивый, будем ли мы помнить прошлое своего края и сможем ли мы сохранить и передать всё будущее поколениям.
Использованная литература …