СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы учителя обществознания и истории Мунгаловой Оксаны Вячеславовны по подготовке учащихся к экзамену по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить полноценную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объем знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи экзамена.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы учителя обществознания и истории Мунгаловой Оксаны Вячеславовны по подготовке учащихся к экзамену по обществознанию»


ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

г. МОГОЧА











Обобщение опыта работы

учителя обществознания и истории

Мунгаловой Оксаны Вячеславовны

по подготовке учащихся к экзамену по обществознинию























2018 г.


В настоящее время в связи с усложнением структуры ЕГЭ по многим предметам, в том числе по истории и обществознанию, а также изменением в оценивании заданий передо мной встала проблема: как организовать обучение, чтобы  достичь  цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию и подготовить выпускников к ЕГЭ?  

В отличие от многих педагогов я считаю, что главной целью в старших классах при профелизации обучения является как раз подготовка к успешной сдаче государственных экзаменов. Из бесед с ребятами становиться понятно, что они пришли в старшую школу, дабы подготовиться к дальнейшему поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения. Да и жизнь в дальнейшем показывает, что наши дети продолжают свое обучение после школы. А сколько бывает разочарования и слез, когда баллов, полученных на ЕГЭ, не хватает для поступления. Поэтому, каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить полноценную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объем знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ГИА, ЕГЭ.

Моя задача – научить всех учеников, выбравших для сдачи экзамен, с учетом их возможностей и способностей. Это включает в себя:

-изучение нормативных документов по итоговой аттестации;

-изучение демоверсий вариантов КИМ и изменений в процедуре проведения экзаменационных испытаний;

-проведение мониторинга;

- индивидуальный и дифференцированный подход в обучении на уроках обществознания;

-работа с одарёнными детьми;

-ведение диагностических карт;

- внедрение в практику подготовки к ЕГЭ ИКТ – технологии, как наиболее эффективный способ для получения лучших результатов

- проведение и учет посещения дополнительных и индивидуальных занятий;

-постоянную связь: администрация - учитель - классный руководитель - родитель – ученик.

Цель работы:

Описать опыт работы и  смоделировать  программу действий педагогов, школьников и их родителей при подготовке к итоговой аттестации.

Основное содержание работы:

Человек достигнет результата, только делая что-то сам...

                                              (Александр Пятигорский, русский философ)

  Эти слова можно отнести как к деятельности ученика, так и к деятельности учителя. Начинать педагогу необходимо   с планомерной целенаправленной работы по подготовке к итоговой аттестации.  Об особенностях этой подготовки   я узнала из  статьи Артасова И.А. О системе и принципах подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию, напечатанной  в журнале
«Преподавание истории в школе», 2006. - № 9.   В статье говориться о том, что единый государственный экзамен по обществознанию и истории является формой государственного контроля и позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ обязательного минимума содержания  основного  и среднего (полного) общего образования.  Поэтому основная подготовка  учеников к  ЕГЭ идет не только в 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 6-го класса. Очень важным  этапом  такой подготовки работу по подбору заданий к уроку, чтобы наиболее полно  учесть особенности  мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Правильный подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия. Этому соответствует системно-деятельностный подход.

В первую очередь, конечно необходима организация системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету.  В чём мне видится система работы в данном направлении?

1) В 5-7 –м классе частичное использование заданий КИМ не для проверки знаний, а прежде всего для того, чтобы вызвать интерес к теме урока и стимулировать мыслительную деятельность.

2) В 8-м, 9-м классе – пропедевтическая работа (использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся).

3) В 10-м, 11-м классах – на уроках обобщения материала, при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности; знакомство с типологией заданий разного уровня (тесты развивающего и контролирующего характера), при этом формирование в процессе работы с тестовым материалом навыков адекватной самооценки учащихся.

Я считаю, что начинать подготовку к итоговой аттестации необходимо с 5-6 класса. Если вспомнить, что тестирование сегодня становится одной из основных форм проверки знаний, включая ЕГЭ и ОГЭ, то понятно: чем раньше ребёнок научится проходить тесты на уроках обществоведческого цикла, тем легче ему будет сдавать выпускные экзамены. Поэтому тесты по обществознанию, истории являются планомерной реальной подготовкой к ГИА и ОГЭ. Школьникам полезно  знакомить с системой тестов на уроках  уже в 5 классе – и к 9 классу он будет готовым к итоговой аттестации.

Для этого я создаю учебный материал (по типу ЕГЭ и ОГЭ) и использую готовые печатные и электронные пособия. Например, тесты по обществознанию для 6 класса под редакцией Т.В.Коваль, в которых представлены задания разного уровня сложности по всем изучаемым темам. Дети учатся выбирать верный ответ, давать краткий ответ и работать с текстом

Учу школьников технике работы с тестом, провожу психологическую подготовку к ЕГЭ. Прошу учащихся, вести тетрадь, начиная с 5 класса, где дети записывают основные термины, рисуют схемы. Весь материал, содержащийся в тетрадях, регулярно повторяется учениками, используется на каждом уроке.


Ученик должен понимать, что экзамен это каждодневный труд

Мной разработан следующий алгоритм действий при подготовке 9-ти и 11-ти классников

  1. В начале недели каждому ученику дается один вариант КИМа прошлых лет или из тренировочных заданий текущего года. К концу недели ученик сдает на проверку тетрадь с решенными заданиями. В начале года предлагаю научиться решать сперва 1часть, чтобы «набить руку». Ближе к середине года ребята за неделю уже успевают решить и 1 и 2 части.

  2. На консультации, которые проходят еженедельно, рассматриваем темы, вызвавшие затруднение

Такая работа трудоемка для меня, так как стараюсь просмотреть решение у всех учащихся, а их обычно бывает 23-27 человек, но результат – впечатляет. Ученик привыкает распределять время на подготовку к экзамену, а это значит что решает ежедневно понемногу, за одну ночь к экзамену не подготовиться.

В тетради ученик не просто ставит номера ответов, а к каждому вопросу оформляет теоретический материал в виде схем, т.е. он работает и с вопросом и с ответами


Примерный разбор заданий по обществознанию

Мыслить — значит беседовать с самим собой.
Иммануил Кант

При работе заданиями первой части ориентирую детей на составление схем и

понимание сути вопроса, учу мыслить, работая с каждым ответом.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице

Характеристика форм духовной культуры



ФОРМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Религия

Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное


Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости



Алгоритм работы с заданием



1. вспомнить два вида культуры








2. далее рассматриваем формы духовной культуры, т.к. в задании представлена именно эта форма (схема дополняется)












3. выбираем ответ –мораль- опираемся на ключевые слова, данные в характеристике –добро,гуманизм



2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Прибыль, доход, зарплата, процент, рента.


Алгоритм работы с заданием



1. вспомнить схему факторов производства


2. вспомнить, какие доходы приносит каждый фактор?







прибыль


процент

зарплата

рента



Факторные доходы


3. Обобщающее слово- доходы



10. На графике изображено изменение предложения легковых автомобилей на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение количества производителей автомобилей

2) снижение возраста получения водительского удостоверения

3) снижение цен на комплектующие изделия для автомобилей

4) рост тарифов на электроэнергию

5) повышение процентов по автокредитам

Алгоритм работы с заданием

В экономике нам известны два ключевых понятия: спрос и предложение. Спрос связан с потребителем

Предложение с продавцом. Составим таблицу и занесем туда все, что известно из вопроса

1.В вопросе речь идет о предложении, значит о продавце

2. Определяем, в какую сторону переместилась кривая. Если вправо, то- увеличение, влево- уменьшение (в нашей задаче- увеличение)

3. Работаем с каждым ответом, данные заносим в таблицу


Производитель

Потребитель

Увеличение


у меньшение

13

4

25







1) увеличение количества производителей автомобилей. Ответ подходит, так как выпуск авто увеличился

2) снижение возраста получения водительского удостоверения. Это характерно для потребителя(записываем во вторую колонку)

3) снижение цен на комплектующие изделия для автомобилей. Дешевле комплектующие – больше выпуск автомобилей

4) рост тарифов на электроэнергию. Этот ответ касается производителя, так как станки работают от электричества, но повышение тарифов приведет к понижению выпуска автомобилей

5) повышение процентов по автокредитам Это касается потребителей, так как кредит берут люди для покупки машины

Итак, правильные ответы-1,3



Экзаменационные задания с каждым годом усложняются, но принцип работы по подготовке к экзаменам остается неизменным. Если учитель в должной мере владеет методами подготовки, то его ученики могут расчитывать на успех.




Использованные источники:


Алексашкина Л.Н. История. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки. – М. 2006 


Артасов И.А. О системе и принципах подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию. Преподавание истории в школе, 2006, №9 


ЕГЭ по истории и обществознанию: влияние на изучение предметов. Преподавание истории и обществознания в школе, 2010, №3


Королев И.Ю. ЕГЭ по обществознании.: размышления социолога. Преподавание истории и обществознания в школе, 2009, №10 







8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!