МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок»
города Мичуринска Тамбовской области
Обобщение опыта работы
в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Родной город» для детей 6-7 лет
воспитатель
Перевезенцева Людмила Евгеньевна
2025г.
Патриотизм — это не значит только
одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше.
Это — сознание своей неотъемлемости от
Родины и неотъемлемое переживание
вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
А. Н. Толстой
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего им является тот город, где человек родился, где промчалось его детство. Причем ему вовсе не обязательно быть столицей или областным городом. Он может быть тихим городком, как наш город Мичуринск и в то же время являться самым любимым городом
Мы хотим, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым!
Эта программа посвящается Мичуринску - городу, который является Родиной наших воспитанников.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни.
На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее - мир родного края и, наконец, мир родной отчизны – России.
В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Все это позволяет судить о том, что изучение вопросов нравственно-патриотического воспитания особенно актуально в настоящее время.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Родной город», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, построена таким образом, чтобы каждый ребенок смог почувствовать «ситуацию успеха» и выразить себя как личность. Образовательная деятельность построена по принципу «от простого – к сложному», что способствует постепенному, пошаговому овладению ребенком различными технологиями и подтверждает педагогическую целесообразность программы.
Занятия по патриотическому воспитанию помогают развивать чувство гордости за свою Родину, способствуют формированию нравственных чувств.
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.
Возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Ребенок 6-7 лет обладает устойчивыми социально-нравственными чувствами и эмоциями. Мотивационная сфера дошкольника 6-7 лет расширяется за счёт развития таких мотивов, как познавательные, социальные (побуждающие делать добро), самореализации.
С развитием морально-нравственных представлений возрастает возможность эмоционально оценивать свои поступки и поступки других.
Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Самооценка ребенка зависит от отношения к нему взрослых и других детей.
Происходит активное проявление добрых чувств по отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи. Проявляет интерес к родословной семьи, имеет представления о семейных и родственных отношениях, о досуге семьи, правилах общения в семье, значимые события и традиции. Умеет выражать к близким свою любовь, внимание, готов помочь.
Отображает в сюжетно-ролевых играх разнообразные события, связанные с их непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикмахерской), впечатления, полученные от просмотра телевизионных передач, чтения художественной литературы.
Участвует в играх проектного типа, в которых, принимая на себя роли, ребенок создает определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх. Проявляет интерес к совместному со сверстниками фантазированию. Самостоятельно сочиняет новые игровые сюжеты, согласует придуманные события с замыслами партнеров-сверстников.
Имеет представления о нравственных качествах людей, их проявлении в поступках и взаимоотношениях (доброта, справедливость, ответственность, уважение, честность, чувство собственного достоинства). Оценивает свои и чужие поступки с позиции норм и правил.
Ребенку доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Способен делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
Использует разные способы проверки предположений, формулирует результат.
С интересом посещает музей, выставочный зал, рассматривает экспонаты, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы быта и природные объекты. соблюдает правила поведения в общественных. Отражает полученные впечатления в собственной творческой деятельности.
Активно использует в речи слова и выражения, отражающие представления ребенка о нравственных качествах, эстетических чувствах.
Высказывается о причинах природных явлений, рассуждает о красоте родной природы, города, составляет творческие рассказы, сказки.
Проявляет интерес к ярким фактам из истории и культуры страны, города.
Испытывает гордость за достижения выдающихся россиян и России в целом, любовь к «малой» и «большой» Родине, толерантность по отношению к людям разных национальностей. Проявляет желание активно участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях на уровне детского сада и города. Продолжает осваивать традиции, культуру разны народов. Формируется начала гражданственности.
На занятиях большое внимание отводится инновационным формам взаимодействия с детьми, благодаря которым у них формируется положительное эмоциональное отношение к «Малой Родине, ее культуре, истории, происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим, бережное отношение к природе родного края. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом.
Основные формы работы – тематические, комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические и творческие игры; изготовление альбомов. План занятий многоплановый, состоит из 4 модулей: I модуль «Поговорим об именах», II модуль «История родного города», III модуль «Экологическая азбука», VI модуль «Литературная и культурная жизнь города» и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры.
Воспитанники знакомятся с прошлым и настоящим, изучают историю родного края.
Каждый модуль программы содержит: исторический аспект, связь с современностью.
Цель: знакомство детей с историей и культурой родного города, природным, социальным и рукотворным миром, который их окружает.
Задачи
Образовательные:
- Познакомить с историей родного города.
- Дать детям представление об истории возникновения и развития города Мичуринска; его значимости как центра научного садоводства; о природных богатствах края.
- Познакомить с памятными местами и достопримечательностями города, архитектурными строениями.
Развивающие:
- Расширять кругозор детей на основе краеведческого материала, доступного их пониманию;
- Развивать у дошкольников познавательную активность, исследовательские умения и навыки, навыки проектной деятельности;
- Развивать у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
- Воспитывать у детей уважение к людям труда, знаменитым землякам.
- Воспитывать у дошкольников бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного города.
- Повышение профессионального мастерства педагогов.
- Повышение активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному городу.
Историческое краеведение позволяет лучше узнать и полюбить историю своего родного края, своей «малой» родины, быть толерантным к народностям, проживающим на территории края, а это, в свою очередь, способствует раскрытию индивидуальных способностей, помогает выбору профессии, готовит к вступлению в жизнь.
Программа определяет основные пути развития системы патриотического и нравственного воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.
К числу наиболее актуальных проблем относятся: разработка и внедрение четырёх модулей краеведческой работы.
Поэтому, на наш взгляд, нравственно-патриотическое воспитание является важнейшим направлением образовательной и воспитательной работы дошкольного учреждения, что и отражено в ФГОС и ФОП ДО. Оно не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой.