Учитель физической культуры высшей категории
Тарасова Светлана Ивановна
Г. Норильск, МБОУ «СШ № 29»
Обобщение опыта работы
"Приобрести здоровье - храбрость,
сохранить его - мудрость,
а умело распорядиться им - искусство".
Франсуа Вольтер
Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической физкультуры, с обучающимися ОВЗ».
Цель:_трансляция опыта работы по внедрению здоровьясберегающих технологий на уроке физической культуры.
В условиях модернизации школьного образования значительно возрастает роль физической культуры в воспитании учащихся. Перед нашей школой стоит задача внедрения занятий физической культурой в жизнь каждого школьника, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР).
В таких классах со своими коллегами работаем по адаптивным программам. Исходя из особенностей детей, большую роль на уроках играют коррекционные упражнения.
Понятие «задержка психического развития» - психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временный характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения. Задержка психического развития – временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций.
Особенностью психического развития детей с задержанным развитием является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, мышления, памяти.
Дети с гармоническим психофизическим инфантилизмом доброжелательны, эмоциональны и приветливы, но у них долго доминируют игровые интересы, наблюдается непосредственность в рассуждениях, наивность. Дети с дисгармоничным психофизическим инфантилизмом эмоционально неустойчивы, склонны к конфликтам, драчливости, агрессивности.
В психическом статусе ребенка данной категории выделяют ряд существенных особенностей:
- в сенсорно-перцептивной сфере – незрелость различных систем анализаторов, неполноценность зрительно-пространственной, вербально-пространственной ориентированности, эффективность восприятия снижена, образы недостаточно дифференцированые и полные;
- в психомоторной сфере – разбалансированность двигательной активности, импульсивность, нарушения координации движения, тонкой моторики, гиперактивность, повышенный мышечный тонус;
- в мнемической сфере – преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания – над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;
- в эмоционально-волевой сфере – незрелость эмоционально-волевой деятельности, произвольной регуляции поведения, инфантилизм;
- в мотивационной сфере – преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия.
У детей с ЗПР отмечается неустойчивость и неравномерность внимания, низкая степень концентрации на воспринимаемом материале, повышенная отвлекаемость, слабость распределения и переключаемости внимания. Между тем, внимание является необходимым условием успешности деятельности.
На базе школы функционировал Городской ресурсный центр, где мною накоплен большой практический и дидактический материал. Имею собственные наработки по теме мастер-класса, разработала серию уроков для учащихся с ОВЗ начальных классов, создала банк данных приемов, упражнений, методик, которые использую на своих уроках, с целью укрепления и сохранения здоровья обучающихся с ОВЗ.
Работала в рамках городской педагогической лаборатории где мною была адаптирована и апробирована программа: «Кинезиология на уроках физкультуры» (А.Л.Сиротюк). Эта же программа была мною модифицирована в рамках Федеральной опытно-экспериментальной площадки.
Имею большой опыт работы в данном направлении и поэтому меня рекомендовали поделиться опытом по данной теме.
Приоритетными задачами своей профессиональной педагогической деятельности считаю: создание оптимальных условий для здоровьесбережения обучащихся, совершенствование физической культуры воспитанников, сохранение психического и физического здоровья детей, развитие их физической и двигательной активности, повышение интереса к изучению предмета «Физическая культура».
Применение коррекционных методик на уроках и во внеурочное время является эффективным.
Ведется мониторинг здоровья, результаты уже есть, которые будут представлены на следующем мастер-классе. Особое внимание уделяю на методы и упражнения, которые будут демонстрироваться на мастер-классе, а молодым педагогам будет предложена методика ведения на уроках, которая будет интересна в дальнейшем в работе с такими детьми.
Методики и упражнения
на уроках физической культуры
Методики «Кинезиологической программы» (ведущей руки, ноги, глаза; упражнения для развития тонкой моторики рук; релаксационные упражнения для снятия мышечного тонуса).
Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с нарушениями речи («Ладошка – замри!», «Привет – пока!», «Шарик», «Стул»).
Подвижные и развивающие игры.
Развивающие игры с мячом и упражнения на дыхание.
Релаксационные упражнения («Облака», «Лентяи», «Водопад»).
Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног («Спящий котенок», «Шишки», «Холодно-жарко»).
Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица («Улыбка», «Пчела», «Бабочка»).
На занятиях у детей с ОВЗ повысится интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками, улучшиться здоровье детей; сформируется потребность в разных видах двигательной деятельности (в движениях, двигательных качествах, физической и умственной работоспособности), тренируя сердечно-сосудистую и дыхательную системы, закаливая организм.
Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:
Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.
Вариативные приемы обучения.
Введение физминуток через 15-20 минут.
Создание ситуации успеха на занятии.
Благоприятный климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.
Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
Т.О. осуществляя систему коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников можно предупредить возникновение вторичных отклонений в психофизическом развитии ребенка.
Список литературы
«Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании». Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005 г.
«Диагностика и коррекция ЗПР у детей». Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: издательство «Аркти», 2004 г.
Концепция коррекционно – развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc
Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы / сост. А.А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2001 г.
Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. окружающий мир. Природоведение. Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. / сост. С.Г. Шевченко. – М.: Дрофа, 1998 г.
Программы классов коррекционно-развивающего обучения (под ред. С.Г. Шевченко) – М.: Дрофа, 2000 г.