УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ОХИНСКИЙ»
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
- Дом детства и юношества г. Охи
« Развитие мелкой моторики у детей
как здоровьесберегающий фактор в логике введения ФГОС »
Трибунская Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО Дом детства и юношества г. Охи
г.Оха,
2014г
« Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» В.А. Сухомлинский
Практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук.
Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма.
Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.
Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.
Лепка как средство коррекции мелкой моторики и развития творческих способностей детей
Синхронизирует работу
обеих рук
Способствует развитию
зрительного восприятия,
образного мышления, памяти
Развивает общую ручную
умелость и мелкую моторику
ЛЕПКА- самый осязаемый вид
художественного творчества. Занятия лепкой комплексно
воздействуют на развитие ребенка
Развивает воображение,
пространственное мышление
Формирует эстетические
вкусы, развивает чувство
прекрасного
Повышает сенсорную чувствительность,
т.е.способствует тонкому
восприятию формы,
фактуры, цвета, веса, пластики
Программа «Пластилиновые подарки»
Цель : Раскрытие творческих способностей у детей через лепку и коррекция мелкой моторики рук.
Программа направлена на совершенствование навыков ручного труда
средствами лепки, развитие мелкой моторики рук
в процессе освоения различных технологических приемов,
развитие конструкторских способностей, мышления, воображения, фантазии,
формирование культуры личности ребенка во всех проявлениях.
Занятия распределены и выстроены в порядке увеличения сложности и объема работы, по видам техники и творческой работы по разделам:
- Плоская лепка
- Рельефная лепка
- Скульптурная лепка
- Декоративная лепка
Рельефная лепка
Этот вид деятельности развивает не только творческое и художественное мышление, но и формирует навыки пространственного мышления. А это, в свою очередь, способствует умению ребенка ориентироваться в любом пространстве.
Декоративная лепка -
это создание детьми декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек .
Знакомство детей с народными промыслами - эта работа способствует развитию различных психических процессов: и развитию зрительной памяти, и развитию внимания, и наблюдательности, и воображению. Создание детьми даже самых простых скульптур - творческий процесс.
Лепка объемных форм
Пластилиновый спектакль
«Лесная полянка»
«Курочка Ряба»
Рисование с помощью пластилина
Техника способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению.
Во– вторых, данная технология развивает художественное и пространственное мышление.
Пластилиновые аппликации из жгутиков
Работы выполняются из пластилиновых жгутиков, которые скручиваются в круг, овал, треугольник и т.д.
Дети учатся анализировать формы и размеры объекта труда, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по размеру, по расположению в пространстве, находить нужное количество деталей и места их соединения, образно мыслить.
Пластилиновая мозаика
Из цветных пластилиновых шариков составляют узор или рисунок.
Работа требует терпения и усидчивости.
Каждый шарик ребенок скатывает пальчиками на ладошке,
прекрасная тренировка для рук.
Пластилинография
Принцип данной техники заключается в создании лепной
картины с изображением полуобъемных предметов на
горизонтальной поверхности, что позволяет
наиболее приблизить изображение к реальному образу.
Разработаны наглядно- методические пособия с технологическими схемами для художественного творчества детей , способствующие развивать
творческое мышление, конструкторскую смекалку, умение планировать свою деятельность.
Пластилиновые подарки наглядно-методическое пособие с технологическими схемами РЕЛЬЕФНАЯ ЛЕПКА
Трибунская Г.Н. педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ДДиЮ г.Охи
Пластилиновая сказка
Наглядно-методическое пособие с технологическими схемами для художественного творчества детей
Трибунская Г.Н. педагог дополнительного образования
МОУДО ДДиЮ г. Охи
Лесная полянка
Трибунская Г.Н МБОУ ДО ДДиЮ г. Оха
Пластилиновая сказка
Наглядно- методическое пособие с технологическими схемами
Трибунская Г.Н педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ДДиЮ г. Оха
Пути и средства коррекции мелкой моторики
Развитие мелкой моторики
во время лепки
Работы требующие
использования
ладонного захвата
Умение устойчиво
фиксировать запястья
на весу
Работы, предполагающие
использование
«щепотного» и
«пинцетного» захвата
- Скатывать шарики из пластилина
- Разрывать пластилиновый столбик
- Соединять края пластилинового
- Разминать пластилин в ладони
- Расплющивать его между ладонями
- Раскатывать пластилиновые столбики
круговыми движениями рук
между ладонями
руками, прямыми движениями между
ладонями рук
столбика
- Оттягивать острый кончик
- Прищипывать края изделия из
пластилина
в пластилине
Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук
- Использование пальчиковой гимнастики как физкультминутки во время занятий, даёт не только необходимый отдых, но и делает пальчики детей более ловкими, подвижными, послушными.
- Гимнастика отлично разминает уставшие пальчики, кроме того, развивает мелкую моторику.
- Регулярное повторение упражнений для пальцев рук ребенка во время занятий способствует развитию внимания, мышления, памяти.
- Кисти рук становятся более
подвижными и гибкими, а веселые
стишки помогают снять
нервное напряжение.
Выставка творческих работ Пенкина Константина
Мои первые работы
Трибунская Г.Н., руководитель объединения «Палитра»
Участие детей в конкурсах
Участие детей в конкурсах
Вывод:
- Увеличился объём и темп движений пальцев рук.
- Исчезла двигательная неловкость, улучшились переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук.
- Повысилась работоспособность, увеличился темп работы.
- Наблюдается рост самостоятельности и инициативы.
- Все задания способствовали психическому развитию и формированию креативности, а также личностному росту.
- Богатство и разнообразие применяемых методов работы формирует у детей желание творить, желание взаимодействовать с миром искусства, с окружающим миром.
Диагностика уровня развития мелкой моторики у младших школьников
Анализ работы объединения «Палитра» показал, что у большинства обучающихся сформирован устойчивый интерес к занятиям, выявлена положительная динамика изменений практических умений и навыков по шкале уровневой подготовленности
Работы детей первый год обучения