ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Обобщение опыта
«Тетрализованное мероприятие как форма экологического воспитания младших школьников»
Выполнил:
Косенко Дарья Алексеевна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Станция юных натуралистов»
Новокузнецк 2018
Оглавление
-
| Введение……………………………………………… 3 |
-
| Опыт создания проведения тетрализованного мероприятия на примере экологической сказки………..4 Сценарий мероприятия «Проделки королевы Поганки в царстве грибов»…………………………………………6 |
-
| Заключение………………………………………………..12 |
-
| Список используемой литературы………………………13 |
-
| |
Введение
В настоящее время проблема воспитания экологической культуры личности весьма актуальна для системы начального и общего образования. Это связано в первую очередь с тем, что современные экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество в силу его тотальной экологической безответственности. Как отмечают современные исследователи, сегодня у молодого поколения в первую очередь необходимо формировать экологическую культуру, как социально необходимое нравственное качество личности.
Эффективность экологического воспитания младших школьников целиком зависит от создания, правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. Важно развить осознанное правильное отношение к природе, окружающей среде, объектам живой и не живой природы. Исходя из этого, основной целью экологического воспитания детей младшего школьного возраста является формирование начал экологической культуры.
Воспитание экологической культуры в младшем школьном возрасте осуществляется с помощью комплексного подхода, который предусматривает не только передачу знаний, но и обязательное пробуждение чувств ребенка.
Изучение природы – важная часть экологического воспитания младшего школьника. Наиболее оптимальной формой для усвоения экологических знаний представляет собой экологическая сказка. Непосредственное участие детей вовлеченных в тетрализованное мероприятие позволяет более углубленному усвоению и закреплению знаний о природе родного края, получаемых в ходе мероприятия. Поэтому экологическая сказка является приоритетной формой работы в реализации программы по страницам экологического календаря.
Сценарии экологических сказок (тетрализованное мероприятие) разрабатываются группой творческих педагогов с учетом возрастных особенностей детей, инноваций в современном развитии общества. Тщательно подбираются формы взаимодействия сказочных героев с детьми, в ходе мероприятия с учетом их интересов. Таким образом получаемые знания закрепляемые, как правило, в игровой форме способствуют лучшему усвоению материала.
Опыт создания и проведения мероприятия
«Поделки королевы Беляны в царстве грибов»
Творческой группой педагогического коллектива станции юных натуралистов разработана досугово – развивающая программа «По страницам экологического календаря». Важной отличительной чертой программы является совместное участие педагогов и детей в мероприятиях. В ходе мероприятия перед детьми ставится экологическая проблема, и совместно с героями намечаются пути ее решения. Школьники из категории зрителей переходят в категорию активных участников действия. Подобная организация позволяет более прочно закрепить полученные знания, создать условия для реализации креативных способностей детей, создать благоприятную эмоциональную атмосферу в коллективе.
Реализация программы «По страницам экологического календаря» осуществляется следующими приемами и формами: театрализация, ролевая игра, познавательная игра, подвижная игра, беседа, загадки. Кроме того участники выполняют групповые задания прикладного характера, индивидуальные задания по карточкам, тестовые задания.
Мероприятия, входящие в программу, приурочены к крупным датам экологического календаря, таким как День защиты животных, День медведя, День биологического разнообразия, День воды, День птиц, День Земли, День окружающей среды.
Программа «По страницам экологического календаря» получила не только высокую оценку педагогами города, детьми и их родителями, но и была отмечена дипломом на международной выставке в г. Новосибирске «УчСИБ - 2005».
В сценарий мероприятия включены; введение, слова ведущего-педагога, который знакомит детей с царством грибов, и их биологии и экологии, в доступной возврастной категории детей форме. Далее вместе со сказочными героями, ребята знакомятся с разнообразием представителей царства грибов и их свойства. Спасая царевну грибов от злой королевы Беляны, ребята отгадывая загадки и вопросы викторины, играя в игру закрепляют полученные знания.
Таким образом, яркая игра актеров увлекательного путешествия в сказку и взаимодействия со «злыми» и «добрыми» героями сказки, занимательная викторина (загадки и шумная игра) усиливают впечатление детей о мероприятии, и как следствие к более глубокому усвоению знаний. Особое внимание уделяется шляпочным грибам. Попадая в сказку, участники мероприятия, вместе с героями узнают много интересных фактов о съедобных и ядовитых грибах лесов Кемеровской области.
Учатся не только их различать по внешнему виду, но и узнают о способах их заготовки на зиму, как человеком, так и представителями животного мира леса. Благодаря сказочному сюжету мероприятия, красочным костюмам и ярким впечатлениям учащиеся легко воспринимают информационное содержание мероприятия. В сказочной форме изучаются обитатели леса из царства грибов, их биологические особенности и многообразие, а также их эколого-биологическое значение для животных, растений. Дети учатся не только различать съедобные и несъедобные грибы, но и способам обработки и заготовки их на зиму. Узнают правила сбора грибов и бережного отношения к обитателям леса.

Сценарий к спектаклю
«Проделки королевы Поганки в царстве грибов».
Действующие лица:
Мухомор, Королева Бледная Поганка, Подданный, Опенок (перевертыш), Девочка, Белка.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады новой встрече с вами! Сегодня мы снова будем говорить о лесе и его удивительных обитателях.
Ближе к осени лес поражает нас тишиной и ни с чем не сравнимым грибным ароматом.
- Ребята, а вы знаете, что такое грибы? Растения или животные?
- Ни те и не другие. Их учёные определили в особое царство живых существ - Царство грибов. Они имеют что-то общее с растениями, что-то с животными…
- Как вы думаете, что общего у них с растениями?
- А что общего у грибов с животными?
- Грибы не подвижны и как многие растения размножаются спорами, как семенами, а вот питаются они как животные – готовыми органическими веществами. (Они не могут воспроизводить питательные вещество как растение, так как у них нет хлорофилла – зеленого пигмента, при помощи которого в растениях при солнечном свете из воздуха и воды образуются органические вещества.)
- А для чего нужны грибы в лесу? (служат пищей для животных и людей)
– Кроме того, грибы дружат с деревьями. Дерево «кормит» гриб органическими веществами, а гриб помогает добывать дереву воду и минеральные вещества из почвы. Одни грибы прекрасно уживаются со многими деревьями, другие предпочитают расти только рядом с определенными видами. Грибники знают, что за рыжиками надо идти в еловый бор, за маслятами - в сосняки, за подберезовиками — в березовую рощу. А еще, грибы служат «уборщиками» в лесу – помогают размягчать древесину погибших деревьев.
Слышите, кто-то идет….
Девочка: Как прекрасно в лесу осенью (Ходит, собирает цветочки, листочки и т.д.). Прямо как в волшебном мире. И почему родители детей не пускают: «Опасно!.. Опасно!.. Фи... Что тут может приключиться?.. (Садится на пенек, зевает, засыпает).
Просыпается:
- Ой! Где это я... (Бегает из стороны в сторону). Как я сюда попала?.. ( Кричит). Никто не откликается. (Садится и горько-горько плачет).
Опенок: Ой!.. Опять кто-то на меня наступил. (Злобно). Больно же... Если мы маленькие, так что же и замечать не нужно?!..
Девочка: Прости, я не заметила... Мне так грустно... Я потерялась и есть хочу -у...-у! (Ревет).
Опенок: Ну, что ты ревешь?! Погода такая классная. Столько прелести вокруг. (Потягивается). Смотри, какие красивые грибы! Прямо, как цветы, всех цветов радуги, и растут целыми полянами! Знаешь, как они называются? Это сыроежки!
Девочка: И, что я могу их есть прямо сейчас?! Вот здорово! (Побежала к грибам, наклоняется, хочет сорвать и съесть)
Опенок: Да, эти грибы не случайно так названы, их можно есть сырыми, но грибники все же предпочитают их варить или пожарить на костре. И запомни! Многие яркие грибы - грибы ядовитые. Вот, например, красная сыроежка самая едкая из сыроежек! Ее перед употреблением надо вымачивать.
Грохот.
Опенок: Тихо!.. Прячься. (Испуганно тащит её за кулисы). Пробегает Королева-Поганка.
Поганка: Да куда же запропастился этот гадкий мальчишка? Все равно от меня не спрячешься!
Появляются Опенок и Девочка.
Девочка: А кто это был? Почему ты её боишься?
Опенок: Это королева Поганка. Раньше в нашем грибном царстве было все спокойно. Правил им Белый Гриб, его даже люди звали «Король всех грибов». Подданные нашего царства живут не только на земле, но и в воде и в воздухе. Их описано более 100 000 видов. А сколько съедобных... Жареные, вареные, соленые — в любом виде они хороши... Всем нравилось у нас в гостях потому, что сбор грибов - это активный, увлекательный, ни с чем не сравнимый отдых. Грибы для людей очень полезны. Их используют как в пищу, так и для производства различных продуктов питания.
И все бы так и продолжалось, пока не появилась в нашем лесу эта злая королева Бледная Поганка-Белена... И жизнь наша сразу побледнела. В семьи шляпочных полезных грибов пришла беда... Королева из съедобных превращает их в ложные, ядовитые грибы. Вот и всю мою семью она превратила в ложные опята.
Девочка: А что с ними случилось? Они все погибли?
Опенок: Вовсе нет! Но ложные опята – ядовиты, отличить их от съедобных очень трудно. Поэтому собирать можно только те грибы, в которых грибник полностью уверен.
Девочка: И что, Белый Гриб ничего не может с ней сделать?
Опенок: Что ты, что ты? Бледная Поганка такая красивая (вот её фотография). Стройна, бледна... Вот он и сделал её своей королевой. Она делает все что хочет, а Белый Гриб не знает об этом. Все, кто хотел ему раскрыть глаза на её проказы, давно заколдованы, и сказать ничего не могут. Яд, фаллодин, который, она содержит очень токсичен. Все лекарства бессильны против этого яда. Коварство его в том, что съевший поганку не замечает никаких признаков отравления, и лишь спустя 10 часов у них начинается головная боль, головокружение, нарушение зрения. Потом все хуже и хуже и через один, два дня наступает смерть. Поэтому люди и животные у нас теперь гости редкие.
Девочка: Да, ну и дела у вас тут творятся! Но я есть хочу... У меня даже голова кружится.
Опенок: Подожди, я сейчас что-нибудь придумаю. Я знаю, где растут кедры, а на них шишки с орехами.
Опенок убегает.
Девочка ждет и рассматривает разные листочки.
Девочка: Это малина... Это боярышник... А это что за растение?... Что то долго его нет А вот калина.... рябина. Их птички едят зимой. Точно, но они горькие... Где же Опенок?.. Опенок!!! О-пе-нок!!!
Появляется Белка-Тимоша.
Белка: Ты чего кричишь? В нашем лесу нельзя кричать, иначе Королева Поганка накормит тебя ядовитыми грибами!
Девочка: Да, Опенок мне уже это рассказал. Он пошел кедровые орехи искать! Я так есть хочу...
Белка: Подожди, сиди тихо, я уже кое-что на зиму припасла: развешала в дупле грибы сушиться на веточке. (Показывает как). И орехов припасла... Сейчас принесу -полакомишься!..
Убегает.
Девочка: Опять одну оставили... (Бродит по поляне. Появляется опенок, но только ложный). Ты вернулся! Вот здорово! Где ты был? Я тебя так звала, так звала. Тут Белочка приходила. Что стоишь как вкопанный?! (Трясет опенка, тот не двигается).
Что с тобой случилось? (Чуть не плачет). Опенок, миленький, что с тобой?
Появляется Белочка с лукошком.
Белка: А вот и я! Никак Опенок вернулся?
Девочка: Вернуться-то он вернулся, но с ним что-то случилось. Он сам не свой.
Белка: Это его Королева заколдовала...
Девочка: Что же нам теперь делать? Как спасти его?
Белка: Да... Что же делать? Что же делать? (Ходит и в раздумье почесывает за ухом). Слушай, есть у нас в лесу гриб-отшельник. Правда, живет он далеко. Но он очень мудрый и все-все знает! Надо идти к нему.
Девочка: Пойдем тогда скорее. (Жует на ходу).
Девочка и Белка уходят. Появляется Королева Бледная Поганка и её подданный.
Королева: Ну что? Все ли у нас в королевстве в порядке?
Подданный: Да, Ваше Величество. Этот бандит Опенок стоит как вкопанный... Больше у нас врагов нет.
Королева: А остальные?
Подданный: Да, Ваше Величество, теперь все грибы в Вашем королевстве ядовитые и полностью Вам преданны: опята стали ложными все до единого.
Королева: А как ты узнал? Они не притворялись?
Подданный: Нет! Я по главным признакам определил:
1) исчезло колечко на ножке; 2) они стали коричнево-кремового цвета.
Королева: А что с шампиньонами? Подданный: Вы, рыжих, имеете в виду? Королева: Каких рыжих?!
Подданный: Прошу прощения, Ваше Величество, ядовитые шампиньоны рыжие, а съедобные - белые...
Королева: Молчать!!! Как смеешь ты произносить что-либо о съедобных грибах в моем присутствии?!! Уничтожу! Изведу!
(Бегает по сцене, потрясая кулаками над головой, и топая ногами).
Королева:Пауза. А дождевики? Надеюсь, они нам больше проблем не доставят?!
Подданный: Что Вы?! Что Вы?! Этих мы сделали боярами, так они не только ложными стали, но еще и с бородавками, так их и зовут - бородавчатые (Ехидно смеется). Вот только с лисичками проблема…
Королева: В чём дело? Разве они не превратились в ложные?
Подданный: Да превратиться-то они превратились… Вот только ядовитыми не стали! Эти грибы, отварив, можно есть.
Королева: (Капризно). Они мне уже не страшны. Ладно, ты меня утомил... Вон!!! (Указывает пальцем в сторону). Скукотища... (Достает зеркальце, смотрит в него, поправляет что-то в прическе). Уж и напакостить негде! Пойду прогуляюсь, может встречу кого-нибудь.
Девочка и Белка пробуют выйти на сцену. Белка: Тсс... Здесь Она.
Королева уходит. Белка и девочка входят.
Девочка: Действительно, какая противная! И как ее Белый Гриб любит?! От нее-то и запах противный.
Белка: Так она и на него свои чары напустила.
Девочка: Долго ли нам еще идти? Я уже так устала... А как зовут гриба-отшельника?
Белка: Мухомор.
Девочка: Слушай, Белочка, так ведь мухомор тоже ядовит, Можно ли ему верить?
Белка: Ядовит-то ядовит. Да честен он со всеми. Он и наряд специальный надел. Сам в белом, с белой юбочкой, а на голове красная шапка с белыми пупырышками. (Показывает). Это чтобы издалека было видно, и чтобы, его никто зря не срезал и тем более никто не ел. Вот только зря его не любят. Он наш лесной Мудрец. Раньше он был лекарем при дворе короля, жил с ним рядом, потому что мухоморы часто растут рядом с белыми грибами.
Девочка: И все-таки, как же ядовитый гриб мог быть лекарем?
Белка: С давних времен в народной медицине грибы-мухоморы используются в виде водных и спиртовых настоек для лечения ревматизма и радикулита. Кроме того, содержащееся в мухоморе вещество мускаруфин поднимает тонус организма. Для животных леса, таких как лоси и кабаны мухомор является «антибиотиком».
Девочка: Да, Белочка, о грибах я совсем мало знаю! Я обязательно буду внимательно изучать этих загадочных лесных жителей. Жаль только, что они появляются так поздно… Весной так красиво, а они этого не видят…
Белка: Ты ошибаешься! Грибы плодоносят с весны до глубокой осени! У них даже есть свои подснежники! Ещё не успевает снег сойти, а сморчки и строчки уже появляются. Любители их хорошо знают.
Девочка: Какие смешные у них названия! У них что, есть морщины?
Белка: Да. Вид у них неприглядный. Шляпки их сморщены как грецкие орехи. Да и между собой они очень похожи, их даже грибники путают, но весной они очень полезны. Важно только не забывать, что их нужно отваривать перед дальнейшим приготовлением. Мы уже пришли. Вот дом дедушки Мухомора. (Звонит в колокольчик).
Мухомор: Кого это ко мне принесло?.. Давно уже в этих краях никого не было. (Подходит к двери из-за кулис). Кто там?
Белка: Это я, дедушка Мухомор!
Мухомор: А-а-а... Это ты, Белочка? Что привело тебя ко мне? Ты заболела?
Белка: Не я, дедушка! Это злая Королева Поганка заколдовала все наше царство!
Мухомор: Так я и знал! Говорил я Белому Грибу: погубит она тебя и все твое царство! Не послушал он меня, вот беда и приключилась. С тех пор стал я отшельником, а о Белом Грибе сейчас и слышать не хочу.
Девочка: Что Вы, дедушка! Он не виноват - его заколдовала Королева Поганка. Вот Король Белый Гриб не послушал Вас. А Опенок, мой друг, (Плачет) что останется ложным на всю жизнь?! И вся его семья?!.. И все... все... все... (Хныкает).
Мухомор: Ладно. Не плачь, малышка, что-нибудь придумаем. (Думает). Вот что. Есть у меня одна книга (не хотел я в нее заглядывать). В ней собрана магия знаний. Мне она досталась от моего деда. (Достает). Уж раз с колдовством дело имеем, то придется открыть ее. (Водит пальцем по страницам - ищет). Вот! (Читает).
- Наведение чар... превращение в ядовитых... Так... (Бегает глазами). Что делать? Итак, слушайте внимательно. Для того чтобы колдовство Королевы Поганки исчезло, очень важно назвать все полезные качества заколдованных грибов.
Вы, ребята, нам поможете?
Опенок осенний.
Как отличить его от ложного?
Где растут осенние опята?
Как заготавливают опята на зиму?
Белый гриб... (по аналогии).
Дождевик... (по аналогии).
Шампиньон... (по аналогии).
Бежит Королева Поганка
Королева: Слабею... Слабею... Это кто осмелился со мной тягаться?!
Мухомор: Это я, Ваше Величество. Не помните меня?!
Королева: Как же, Мудрейший (Пренебрежительно). Что хочешь? Я предлагаю честное состязание.
Мухомор: Это что же? Ты и честно?!
Королева: Даже колдуньи имеют право на честный поединок!
Мухомор: Хорошо. Несмотря на то, что ты нечестным путем овладела грибным царством, мы с ребятами дадим тебе такую возможность.
Королева: Дети, если вы отгадаете мои загадки - я больше никогда не буду заниматься колдовством в грибном царстве.
Мухомор: Ну что же, я уверен, что у ребят все получится.
Королева: Это мы еще посмотрим!!!
Загадывает загадки:
Этот гриб растет во мху под елкой,
Он звонче всех хрустит в засолке. (Груздь.)
А этот гриб волнуется,
И ясно, почему:
Ах, как бы не испортили
На шляпке бахрому! (Волнушка.)
Очень дружные сестрички,
Ходим в рыженьких беретах,
Осень в лес приносим летом. (Лисички.)
Скользкой, маслянистой шляпкой
Отличаются эти грибы.
Потрогайте, и сами
Почувствуете вы! (Маслята.)
Этот гриб красив, хорош,
На опавший лист похож.
Как березка ножка,
Виден он с дорожки. (Подберезовик.)
Дружной семейкой и пышным букетом
Эти грибочки стоят на пеньке.
Знаю я точно: найдется им место,
Почетное место в любом кузовке. (Опята.)
Телом с грушею он схожий,
Только с очень белой кожей.
Постареет - скажут так:
«Курит дедушка табак». (Дождевик.)
А этот - в красной шапке, словно гном,
Он под осиной выбрал дом. (Подосиновик.)
Хоть по цвету и не белый –
А зовется «белый гриб»,
В глухом бору расти привык. (Боровик - белый гриб.)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он в красной шляпке,
На шляпке - горошки. (Мухомор.)
Королева: Это невероятно!!! Они отгадали все мои загадки. (Хватается за голову. Бегает по сцене) Мои чары…Мои чары…
Мухомор: Ничего не поделаешь, Ваше Величество, Вы должны уйти!
Королева: Ты прав, старый болван! Я ухожу! Но мы ещё непременно встретимся! Вы ещё услышите обо мне!
(Королева, подобрав платье, сердито убегает)
Мухомор: Молодцы, ребята! В этом поединке вы победили злую колдунью Поганку. Но вы обязательно должны помнить, что она в любой момент может вернуться и начать свои проделки. От неё всего можно ожидать! Поэтому, собирая грибы, вы должны быть очень осторожны. И, если вы не уверены в съедобности собранных грибов, то лучше их не срывать. А чтобы знать, как отличить съедобные грибы от несъедобных, их нужно изучать!! Что ж мне пора…Меня ждут… До свидания!!
Девочка: До свидания, дедушка Мухомор! Спасибо тебе за помощь!
Белка: До встречи! Ребята, давайте на прощание сыграем в игру. Я буду называть грибы. Если они съедобные - громко хлопайте в ладоши, а если нет - топайте ногами. Потренируемся? По-хлопайте! Потопайте! Дружнее! Веселее! Потопайте! Похлопайте! Отлично! Теперь - будьте внимательны!
Масленок! (Дети хлопают.)
Моховик! (Дети хлопают.)
Поганка! (Дети топают.)
Боровик! (Дети хлопают и т.д.)
Дождевик! (Дети хлопают.)
Волнушка! (Дети хлопают.)
Ложные лисички! (Хлопают)
Хлопушка! А-а-а! Нет такого грибочка! Я пошутил!
Шампиньон! (Дети хлопают.)
Лисичка! (Дети хлопают.)
Сестричка! Ага! Попались! Это я выдумал!
Бледная поганка! (топают)
Подберезовик! (Дети хлопают.)
Шампиньон рыжеющий! (топают)
Сыроежка! (Дети хлопают.)
Мухомор! (Дети топают)- 6 видов
Свинушка! (Дети топают)
Что?! Это он–то несъедобный?! Самый съедобный из съедобных! Не верите? А попробуйте! Ага! Испугались9! Ну да ладно! Ваша взяла! Не-съе-доб-ный! А мы продолжаем!
Груздь! (хлопают)
Рыжик! (хлопают)
Чижик! Чижик-пыжик, где ты был? Да не гриб это, не гриб! Опять попались!
Опенок! (Дети хлопают.)
Слоненок! Это кто же слоненка хочет съесть?
Белка: Молодцы, ребята, теперь вас не страшно отпускать в лес с родителями за грибами. Но помните, что к грибам надо относиться бережно: срезать их ножом или выкручивать, чтобы не повредить грибницу. А если гриб не съедобен, не надо его топтать – он полезен для зверей и жизни леса! До свидания, до новых встреч!
Заключение
Опыт работы в реализации программы «По страницам экологического календаря» позволяет сделать вывод о том что театрализироваванное мероприятие включающее в себя взаимодействие с юным зрителем является наиболее востребованной формой экологического воспитания младшего школьника.
Она же является наиболее успешной в восприятии и закреплении новых знаний учащимися.
Экологические мероприятия в доступной форме помогают молодому поколению усвоить важнейшие знания об окружающем мире, повысить уровень экологической грамотности школьников, донести до детей основы экологической культуры. Такие формы работы могут быть полезны как педагогам учреждений дополнительного образования, так и педагогам образовательных учреждений и использоваться как альтернатива традиционным учебным занятиям.
Список используемой литературы
Акимушкин, И. Мир животных/ И. Акимушкин. – М.: Молодая гвардия, 1971.
Арзютов Д.В., История Кузбасса /Д.В. Арзютов, В.В. Бобров, З.П. Галоганов. – Кемерово: ИПП Кузбасс, СКИФ. 2006. -360 с.
Багрова. Л.А. Детская энциклопедия / Л.А. Багрова. М: Растения. М: ООО Издательство АСТ, 2000-512с.
Большая энциклопедия природы для детей. – М.: Межкнига, 1994.
Голубева Е., Занимательное естествознание/ Е. Голубева.- ( серия «Нескучный учебник») СПб Тригон, 1997-368с.
Горохов В.А., По национальным паркам мира/ В.А. Горохов. – М.: Просвещение,1993.
Гладкий Ю.Н., Дайте планете шанс / Ю.Н. Гладкий.- М.: Просвещение, 1995
Емельянов И.В., Экологическая азбука/ И.В. Емельянов– Волгоград: Книга, 1994.
Жизнь животных в рассказах и картинах по А. Брему, т. I «Млекопитающие». – М – Л.: Детская литература, 1937.
Зеленый свет. Очерки о природе Кузбасса. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1980.
Клепинина З.А., Справочник грибника/ З.А. Клепинина. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА,2004.
Козлова Т.А., Экология России. Дидактические материалы/Т.А.Козлова М.: АОМДС,1996.
Красная книга Кемеровской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. – Кемерово: Кн. Изд-во, 2000. – 280 с.
Красная книга Кемеровской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов. – Кемерово: Кн. Изд-во, 2000. – 250 с.
Куприянов А.Н.Стратегия охраны растений Кемеровской области/ А.Н. Куприянов//ЭКОбюллетень инэка. -2008.-№6.- С.29-32.
В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвидская / Методика воспитательной работы: учебник для студ. Учреждений сред.проф.образования / (В.П.Сергеева, Э.К.Никитина, М.Н. Недвецкая) – М. : Издательский центр «Академия», 2013.
Методика преподавания предмета «Окружающий мир» : учебник для студ.учреждений высш. Проф. Образования / З.А. Клепинина, Г. Н. Аквилева- М. : Издательский центр «Академия», 2013.
Материалы к Гос. Докладу «О состоянии и охране окружающей среды Кемеровской области в 2003 году» [Текст] Администрация Кемер. обл., ГУ «Областной комитет природных ресурсов». – Кемерово: ООО АРФ,2004. -320с.
Материалы к Гос. Докладу «О состоянии и охране окружающей среды Кемеровской области в 2006 году» [Текст] Администрация Кемер. обл., ГУ «Областной комитет природных ресурсов». – Кемерово: ООО АРФ,2007-320 с.
Манаков Ю.А., Нарушенные земли Кузбасса. Путь решения проблемы – фонд рекультивизации/ Ю.А. Манаков//ЭКОбюллетень инэка. -2008.-№4.- С.29-33.
Панченко. А.А., Охотничьи просторы/ А.А. Панченко. – Новокузнецк, 2004.
Свидание с природой. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1980.
Теплое Д.Л., Экологическое воспитание в дополнительном образовании/ Д.Л. Теплое.- М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2002.-64с.
14