СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опытом по теме "Нравственное воспитание н а уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта статья к аттестации. Обобщение опыта педагога

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опытом по теме "Нравственное воспитание н а уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"»

Обобщение опыта

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия

Жареновой Светланы Юрьевны

Тема опыта «Нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

Жаренова Светлана Юрьевна 15.01.1964 года рождения, образование высшее МГПИ им.М.Е.Евсевьева в 1987 году, факультет филологии. Стаж работы в МБОУ «СОШ №10» - 39 лет, педагогический – 32 года.

Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить,

делая как можно меньше зла

и как можно больше добра.

Л.Н.Толстой

Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Какая личность придет завтра на производство, в научные лаборатории, в школы и больницы, в социальное служение, в армию? Именно от неё будет зависеть возрождение и процветание нашей родины-России. Я считаю, что именно педагоги должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро.

Главная задача педагога - дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. Большая роль в её решении отводится урокам литературы и русского языка, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм.

Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. В связи с этим проблема нравственного воспитания становится одной из самых актуальных и требует системного подхода.

Теоретическая база.

Пифагор говорил, что главное для человека "наставить душу к добру и злу". Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении "Политика" отмечал, что "законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб".

Ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания.

Термин "нравственность" берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/- мораль. "Нравы" - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений." Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.Л.А. Григорович дал следующее определение "нравственность" - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм." И.С. Марьенко обозначил "нравственность - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д."

"Нравственные нормы" - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

"Воспитание" - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание. "Сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности.»

Таким образом, в процессе формирования нравственных ценностей решаются конкретные задачи:

1. Воспитание уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему России; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. Формирование готовности и способности к нравственному самосовершенствованию, к реализация творческого потенциала на основе непрерывного образования и духовно-нравственной установки – «становиться лучше»;

3. Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

4. Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального и нравственного выбора, принятию ответственности за их результаты;

5. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;


6. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально – психологического

Приемы решения этих задач.

1. Внедрение на уроках русского языка и литературы форм и методов работы с текстом, способствующих духовно – нравственному развитию учащихся;

2. Подбор тематического текстового материала нравственной направленности, разработка способов практической работы с ним;

( богатый материал отрабатывается с учениками при подготовки к ГИА и ЕГЭ, потому что все тексты на морально-нравственную тему)
3. Разработка методического материала, направленного на формирование духовно- ценностных качеств

Для решения задач духовно-нравственного воспитания созданы педагогические условия, обеспечивающие нравственное развитие личности ребёнка :
• опора на ценностный потенциал содержания образования;
• сочетание традиционных форм обучения с инновационными, сочетание обучения с внеурочной деятельностью по предмету;
• интеграция учебных и внеклассных форм деятельности;

Используемые средства для достижения цели (методы и формы организации работы) Наиболее результативными , на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы на уроке:

- комплексный анализ текстов;
- речеведческий анализ текста;
- развивающие лингвистические упражнения;
- различные виды диктантов;
- сочинение-рассуждение, изложение;
- лексические разминки;
- редактирование текста;
- работа с текстами-миниатюрами;
- сопоставление 2-х текстов

Содержание русского языка и литературы как предметов по государственному образовательному стандарту достаточно объемно. Таким образом, перед учителем изначально встает проблема отбора содержания преподаваемой дисциплины и грамотной, с методической точки зрения, организации работы школьников.

На своих уроках я часто провожу «Лексические разминки», что способствует лексическому обогащению учащихся. Происходит диалог между учителем и учеником, учеником и одноклассником. Например, подобрать синонимы к слову «сострадание»- это не только назвать слова этого синонимического ряда, но и дать толкование, привести примеры употребления в речевых ситуациях. Используется прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Учитель проделывает эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д.

В данной работе проявляются ценностные приоритеты школьников, определяются их морально – этические идеалы. При знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о справедливости, трудолюбии, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень и праздность: «Бог не в силе, а в правде», «Засыпь правду золотом, а она всплывёт», «Сытый голодного не разумеет», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» - и многие другие пословицы являются не только копилкой мудрости, но и руководством к действию. Читая пословицы других народов нашей планеты, дети удивляются их схожести, синонимичности. Например: вот как звучит китайская пословица о дружбе и друзьях: “Хороший друг-это настоящий клад”, о том же болгарская пословица: “Друг познается в беде, как золото в огне”, французская: “Хороший источник узнаешь во время засухи, хороших людей – в беде”. Находим аналог их с русской пословицей: “Друзья познаются в беде”.

Уроки литературы. Изучение произведений классиков – это есть процесс формирования нравственных качеств у ребенка. Анализируя любое произведение –мы выясняем, что такое хорошо, а что не правильно, не соответствует нормам морали. При этом мы прививаем любовь к родному краю, его истории, его природе, воспитываем бережное отношение к слову, к человеку, животным и всему, что нас окружает.

Но не только уроки формируют нравственные ценности, но и мероприятия. конкурсы помогают нам воспитывать нравственно устойчивую личность.

в 2019-2020 учебном году , был проведен открытый урок по произведению Альберта Лиханова «Последние холода». Эта книга вызвала интерес учащихся 7 класса. Так как главные герои являются ровесниками современных детей. Во время дискуссии мы выяснили, что автор поднимает следующие проблемы нравственного характера: взаимоотношение родителей и детей, самих главных героев со сверстниками и старшими ребятами; проблема взаимопомощи, памяти о прошлом и настоящем. В результате – сообщения о родственниках, погибших на войне и прошедших войну, эссе на тему: «Умеем ли мы ценить мирную жизнь?».

Помогает в воспитании нравственности совместный просмотр фильма и его обсуждение. Так при просмотре фильма «Крик тишины» о блокадном Ленинграде вызвало бурю негодования предательство взрослого человека(мамы), которая бросила своего маленького сына и уехала в эвакуацию. Дети восхищались подвигом своей ровесницы, которая выходила этого ребенка, не смотр на все тяготы. Разве это не пример для подражания? Таких примеров можно привести множество. Но хочу сказать, что уроки русского языка и литературы – это каждодневные уроки нравственного воспитания подрастающего поколения. Результаты: участие детей в конкурсах, собственное сочинение стихов, составление проектов, а главное – они сами того не замечая, становятся намного чище. терпимее, более сострадательными и это радует .

Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.



Литература.

  1. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков. - Вопросы психологии, 1985, № 6, с. 38-45

  2. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2012. - 318 c.

  3. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001

  4. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. - М.: Просвещение, 2006.

  5. 26. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. - М., 1987

  6. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985

  7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения - М: 1980, т.2