МКОУ «Колесниковская основная общеобразовательная школа»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ
« Грибочки в нашем лесочке»
Краткосрочный (с 31.08по 15.08.2021г)
Исполнитель: Алексеева А.В.
с.Колесниково
Проект «Грибочки в нашем лесочке»
Группа: старшая - подготовительная
Тип проекта: познавательно-творческий
Срок реализации: краткосрочный (с 31.08 по 15.08.2021г)
Участники проекта:
-дети старшей - подготовительной группы
-воспитатель
-родители
Пояснительная записка
Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности - все избежать, А где надо - на помощь позвать!
Самое ценное в нашей жизни - дети.
Жизнь, здоровье и безопасность дошкольников полностью зависит от окружающих и взрослых. Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного, но вместе с тем и опасного. Мало кто задумывается, что за пределами дома или детского сада маленькие исследователи могут встретить ядовитые грибы и растения, которые малыши предпочитают пробовать «на вкус». От отсутствий знаний об ядовитых и несъедобных грибах может приключиться беда. Отсюда и появилась необходимость создания проекта «Грибочки в нашем лесочке», чтобы дать простейшие знания об подстерегающих опасностях при встрече с грибами и мерах предосторожности, ведь ФГОС ставит перед педагогом задачи по формированию основ безопасности, в том числе безопасное поведение в природе (стр.64 Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой, Москва, 2016).
Цель проекта:
Формирование представлений у дошкольников о разнообразии грибов, распознавании сьедобных и несьедобных грибов посредством художественного и иллюстративного материала.
Задачи проекта:
- формировать у детей знания о грибах и их видах;
- развивать умения и навыки использования даров природы для сохранения собственного здоровья;
- развивать любознательность, наблюдательность, развивать творческие способности детей.
Ожидаемый результат:
дети получат представление об съедобных и безопасных грибах;
- научаться различать съедобные и несъедобные грибы;
- приобретут знания о причинении вреда здоровью при употреблении несъедобных и ядовитых грибов;
- пополнение методической копилки конспектами НОД, наглядными материалами.
План реализации проекта
Этапы | Мероприятия | Срок выполнения |
1.Подготовительный | 1. Разработка проекта, подборка материала, иллюстраций, стихов, загадок, картинок.» 2. Определение продукта деятельности. 3. Привлечение родителей: к созданию альбома « Грибочки в нашем лесочке» | С 31.08. по 03.08 .2021г. |
2. Основной | 1. Беседа на тему: « Грибочки» . 2.Стихи о грибах. 3. Пальчиковые гимнастики о грибах. 4. Загадки о грибах. 5. Рисование - раскраска: «Лисички». 6. Лепка : «корзинка грибов» 7.Аппликация: «Белый гриб» (в стиле мозайки) 8.Рисование: «Раскрась грибы и угадай, что за гриб?» 9. Просмотр мультфильма «Война грибов и ягод» ссылка : http://tvoyrebenok.ru/multfilm-dlya-detey-1.shtml. 10. Сорочьи сказки о грибах. | С 06.08 по 10.08.2021г. |
3. Заключительный | Оформить альбом: «Грибочки в нашем лесочке». Выставка поделок «Веселый гриб» | 13.08. по 15.08.2021г. |
На заключительном этапе проекта, дети рассказали своим друзьям и знакомым о своей деятельности.
Узнавая новое ,размышляя над тем ,что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему, решают самые различные познавательные задачи, помогают друг другу. У детей формируется подлинная активность и самостоятельность. Участие воспитателей и родителей в создании и реализации проектов улучшает микроклимат в детском саду, повышает их компетентность в области воспитания дошкольника.
Приложение
Загадки о грибах
Вырос он в березняке. Носит шляпу на ноге. Сверху лист к нему прилип. Вы узнали? Это... (гриб)
Разместился под сосной Этот гриб, как царь лесной. Рад найти его грибник. Это — белый... (боровик)
На пеньке сидят братишки. Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята называются... (опята)
Этот миленький грибок Выбрал тихий уголок. Ножичком его ты срежь-ка, Ведь съедобна... (сыроежка)
Если их найдут в лесу, Сразу вспомнят про лису. Рыжеватые сестрички Называются... (лисички)
Он живет под елками, Скрытый их иголками. Много у него братишек. Рыжий гриб зовется... (рыжик)
Догадайтесь-ка, ребята: Шляпка у него мохната. Гриб, как розовое ушко. Как зовут его? (Волнушка)
В шляпке беленькой на ножке Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть Полежит съедобный... (груздь)
С ним в лесу никто не дружен, И в лукошке он не нужен. Мухи скажут: «Это мор!» В красной шляпке... (мухомор)
Гриб не варят, не едят. В крапинку его наряд. Снизу — кружево-узор. Это — красный... (мухомор)
Точки белые на красном — Ядовитый гриб, опасный. Ни к чему тут разговор — Не срывайте... (мухомор)
На грибы она сердита И от злости ядовита. Вот лесная хулиганка! Это — бледная... (поганка)
Кто повыше, кто пониже, — На пеньке народец рыжий. Тридцать три веселых брата. Как же их зовут? (Опята)
Этот гриб найдешь весной На опушечке лесной. Весь в морщинках старичок С именем смешным... (сморчок)
НОД «Ядовитые и съедобные грибы»
Цели и задачи: учить детей различать ядовитые и съедобные грибы, закреплять умение писать, лепить из целого куска пластилина, в ориентировке в пространстве.
Оборудование: ежата, корзина с грибами, плодами, материал для лепки.
Ход занятия
1 Артикуляционная разминка: Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки, Этот с правой ножки. Если дождичек пойдёт, Наденем калошки: Эта - с правой ножки, Эта - с левой ножки. Вот как хорошо! Е. Благинина
2 Игровая часть:
- Ребята, к нам в гости пришли ежата. Они ходили по лесу, собирали ягоды, грибы и зашли в наш детский сад. Давайте посмотрим: - «Что у них в корзине»? (фрукты, овощи, грибы)
Дети перечисляют всё, что лежит в корзине, и обнаруживают ядовитые грибы.
Дети рассказывают ежатам о съедобных и ядовитых грибах. Фрукты, овощи и грибы надо держать в отдельных корзинах, чтобы овощи, которые росли в земле, не испачкали фрукты и грибы, которые могут надломиться, и тогда их трудно будет промыть. К тому же яд ядовитых грибов может попасть на фрукты и овощи.
3 Беседа. Съедобные и несъедобные грибы. Чтение стихотворений Е. Полозовой
В лесу среди грибов Гадали папа и Олежка: Съедобный мухомор или сыроежка? Очень красивый гриб мухомор, И яркий у него убор. Стал Олежка размышлять, Слово «мухомор» читать. Выходило: мух морить, Из этого суп не хочется варить.
- А хрупкая сыроежка? -
Думал про себя Олежка, «Сырую съешь», как будто говорит, Съедобный этот гриб на вид. Но есть сыроежку Олежка не станет, Это опасно, ребёнок знает. И вот в корзине лежит сыроежка, Маме на суп её несёт Олежка. Загадки
Очень дружные ребята, На пеньке растут (опята) . Разместился под сосной Этот гриб, как царь лесной. Рад найти его грибник. Это — белый. (боровик)
Этот миленький грибок Выбрал тихий уголок. Ножичком его ты срежь-ка, Ведь съедобна. (сыроежка)
Если их найдут в лесу, Сразу вспомнят про лису. Рыжеватые сестрички Называются. (лисички)
В шляпке беленькой на ножке Рос грибочек у дорожки. А теперь в корзинке пусть Полежит съедобный. (груздь) Гриб не варят, не едят. В крапинку его наряд. Снизу — кружево-узор. Это — красный. (мухомор)
Воспитатель предлагает детям слепить с натуры съедобные грибы, подписать названия, своё имя, возраст и группу.
Воспитатель показывает картинки с надписями ядовитых грибов и растений. Тетерь и ежата знают, что надо быть осторожными и не трогать те грибы и растения, которые не знаешь. Игра «Назови, о чём скажу».
Воспитатель говорит: «Третий справа во втором ряду» (подберёзовик) ; «Пятый слева в первом ряду» (огурец) и т. д.
4 Рефлексия
- «Кто был у нас в гостях?» (ежата)
- «Что лежало в корзине?» (фрукты, овощи, грибы)
- «Какие бывают грибы?» (съедобные и несъедобные)
Конспект НОД в старшей-подготовительной группе по теме "Грибы".
Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах,
особенностях внешнего вида, местах произрастания.
Задачи:
Образовательные:
- дать представление о грибнице; научить различать съедобные и ядовитые грибы; расширить и активизировать словарный запас по теме.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, изобразительная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, слушание звуков природы, ответы на вопросы в ходе беседы.
Оборудование и средства: игрушка – ворона; картинки с грибами, картинка- схема гриба, осенние листочки из цветного картона с загадками, аудиозапись «Осенний лес», магнитофон
Словарная работа:
грибница, грибники
Методические приёмы: создание игровой ситуации, беседа, отгадывание загадок, пальчиковая игра, дидактическая игра, сюрпризный момент.
Предварительная работа: чтение стихов, отгадывание загадок о грибах, беседа о дарах леса, о приметах осени, рассматривание иллюстраций.
Ход занятий:
1. Орг.момент (дети сидят за столами)
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу гостья прилетела (показывает ворону). Вы ее узнали?
Дети: Да, это Ворона!
Воспитатель: Умную Ворону из леса прислал ежик, он передал вам, ребята, вот это письмо на листочке. С какого дерева упал этот листок? Узнали?
Дети: Да, с клена, это кленовый лист!
Воспитатель: Молодцы, правильно! Ворона говорит, что Ежик собирает припасы на им зиму. Но он переживает, что зима будет длинная и снежная, и собранных запасов ему может не хватить. Поэтому, он просит вас, ребята, ему помочь.
Давайте посмотрим, что же на листочке написано. Ежик загадал нам загадку. Когда мы ее отгадаем, то узнаем, что он любит больше всего собирать в лесу? (загадка на кленовом листе):
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки
Встала шляпка из травы-
Нет под шляпкой головы? (Гриб).
Воспитатель: Правильно, молодцы! Ворона говорит, что совсем ничего не знает про грибы. Давайте, ребята, расскажем ей о грибах и поможем Ежику собрать припасы на зиму.
2 часть(основная)
Воспитатель: Грибы- это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов (вывешивается на доску схема гриба).Что есть у грибов?(дети отвечают, что есть ножка и шляпка). Правильно, ножка, шляпка, а так же есть часть, которую мы с вами не видим глазами, и находится она под землей - это корни-ниточки, которые называются грибница. Через корни- ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дергают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этот месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.
- Скажите пожалуйста, а где растут грибы? (ответы детей)
Да, действительно, грибы растут в лесу, на полянках, на опушках, под деревьями, в траве, и даже на старых пнях.
- А какие бывают грибы?(ответы детей, съедобные и несъедобные, ядовитые)
-Какие грибы называют съедобными?(те, которые можно кушать: варить, жарить, солить)
-Какие грибы называют несъедобными?( ядовитые, те которые кушать нельзя)
Давайте ребята покажем вороне грибы, расскажем о них и назовем съедобные и несъедобные грибы. Для этого нам с вами нужно отгадать загадки.
Воспитатель:
Загадка 1.
Крепкий, плотный очень статный,
В шляпке бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов
Настоящий царь грибов (белый гриб)
(изображение белого грибы вывешивается на магнитную доску)
Белый гриб или боровик растет в сосновом и еловом лесу, шляпка у него мясистая, упругая, коричневая. Ножка толстая, белая.
Загадка 2.
Под березой старичок,
на нем бурый колпачок,
и пиджак с пестринкой, а
сапожки с глинкой (подберезовик)
(изображение вывешивается на магнитную доску)
Загадка 3.
Я в красной шапочке расту
среди корней осиновых
Меня увидишь за версту
Зовусь я ...( подосиновик) (изображение вывешивается на магнитную доску)
У подосиновика и подберезовика длинная ножка и шляпка коричневого или красноватого цвета. (как опавшие осенние листья, в которых грибы прячутся)
3.Динамическая пауза (физкультминутка)
А сейчас ребятки, вставайте, подходите ко мне, беритесь за руки, и пойдем мы по извилистой дорожке в лес и посмотрим какие еще грибы нам встретятся. (звучит аудиозапись "Осенний лес"):
Мы идем в осенний лес,
А в лесу полно чудес
Дождь вчера в лесу прошел(встряхиваем кистями)
Это очень хорошо(хлопаем в ладоши)
Будем мы грибы искать(приставляем ладонь ко лбу)
и в корзину собирать(приседаем и собираем грибы)
Вот сидят маслята(показываем рукой вправо)
На пеньке опята (показываем рукой влево)
Ну а ты, мухомор,(грозят пальцем)
Украшай осенний бор! (после дети возвращаются на свои места)
Вот нам с вами в лесу встретились и опята, и маслята. Давайте вернемся на свои места и посмотрим, какие же еще грибы растут в лесу.
Загадка 4.
В мягкой травке на опушке
всюду рыженькие ушки
Золотистые сестрички
Называются (лисички) (изображение вывешивается на магнитную доску)
Загадка 5.
Нет грибов дружней,
Чем эти,
Знают взрослые и дети
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу (опята) (изображение вывешивается на магнитную доску)
Растут опята большими семьями на пеньках
Загадка 6.
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый как петрушка,
Ядовитый...(Мухомор)
Шляпка красная в горошек,
Воротник на тонкой ножке,
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
Воспитатель: Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху, и он превратиться в блюдечко. Пройдет дождь, и в блюдечке останется вода, не простая- ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его мухомор.
-А какой еще ядовитый гриб вы знаете?( ответы детей, бледная поганка)
Средь лесов, полей, болот
Ядовитый гриб растет
В бледной шляпке, с тонкой ножкой
Класть нельзя его в лукошко
Гриб опасный, гриб обманка
Это Бледная поганка.
(у этого гриба тонкая ножка, и бледно-серая шляпка, запах у нее неприятный)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все грибы вы знаете. А давайте теперь, те грибы, которые съедобные, отметим зелеными кружочками, а те, которые несъедобные, отметим красными кружочками, так как красный цвет - сигнал опасности, чтобы видно было сразу, где нас с вами поджидает опасность(дети по очереди выходят к доске и прикрепляют соответствующие кружочки на изображения грибов).
Теперь вы ребята и наша гостья знаете, какие грибы съедобные, а какие ядовитые. И можем помочь Ежику собрать припасы на зиму. Для этого я приглашаю вас к столу, мы в вами соберем "Корзину грибов для ежика"(дети подходят к столу)
Только сначала расскажем Умной Вороне о правилах сбора грибов:
1. Научитесь отличать ядовитые грибы от съедобных. Если вы заметили ядовитый гриб, не срывайте его, не срезайте ножом. не сбивайте палкой. Лучше обойдите стороной. Кстати, некоторые ядовитые грибы, опасные для здоровья людей, излечивают от болезней зверей и птиц.
2. Собирайте только те грибы, которые вам хорошо знакомы. Никогда не срезайте незнакомые грибы
3. Не кладите в корзину червивые и старые грибы(в них образуются ядовитые вещества, этими грибами можно отравиться.
4. Никогда не собирайте грибы в городских скверах, в парках, близ дорог( грибы как губки вписывают в себя все вредные вещества, которые накапливаются в почве, содержатся в воздухе)
5. Для того, чтобы на следующий год на этом месте опять выросли грибы, грибы нужно не рвать, а аккуратно срезать ножом.
Покажем Умной Вороне, как мы умеем играть нашими пальчиками
(пальчиковая гимнастика)
Топ-топ пять шагов (дети указательными и средними пальцами "идут" по столу)
В туесочке пять грибов(показывают растопыренные пальчики)
Мухомор красный-гриб опасный А второй лисичка- рыжая сестричка
Третий гриб -волнушка розовое ушко.
А четвертый гриб-сморчок.
Пятый гриб белый, ешь его смело. (на каждое название гриба загибают по очереди пальцы на обеих руках, начиная с больших)
Выполнение коллективной аппликации по теме "Грибы" в обрывной технике.
Воспитатель: Вот и готова наша корзина с грибами для ежика. Давайте ребята попросим Умную ворону, передать для него эту корзину. Ворона говорит, что Ежик будет очень рад, а нам с вами Ворона говорит спасибо, что теперь она знает много о грибах.
Итог:
Вы ребята большие молодцы, справились со всеми заданиями. Понравилось ли вам занятие? О чем мы сегодня с вами узнали? (ответы детей)
«Сорочьи сказки» А.Н. Толстого «Грибы»
Братца звали Иван, а сестрицу - Косичка. Мамка была у них сердитая: посадит на лавку и велит молчать. Сидеть скучно, мухи кусаются или Косичка щипнет - и пошла возня, а мамка рубашонку задернет да - шлеп. В лес бы уйти, там хоть на голове ходи - никто слова не скажет. Подумали об этом Иван да Косичка да в темный лес и удрали. Бегают, на деревья лазают, кувыркаются в траве, - никогда визга такого в лесу не было слышно. К полудню ребятишки угомонились, устали, захотели есть.
- Поесть бы, - захныкала Косичка. Иван начал живот чесать.
- «Мы гриб найдем и съедим», - сказал Иван. - Пойдем, не хнычь.
Нашли они под дубом боровика, и только сорвать его нацелились, Косичка зашептала:
- А может, грибу больно, если его есть? Иван стал думать. И спрашивает:
- Боровик, а боровик, тебе больно, если тебя есть? Отвечает боровик хрипучим голосом:
- Больно.
Пошли Иван да Косичка под березу, где рос подберезовик, и спрашивают у него:
- А тебе, подберезовик, ну если тебя есть, больно?
- Ужасно больно, - отвечает подберезовик.
Спросили Иван да Косичка под осиной подосиновика, под сосной - белого, на лугу - рыжика, груздя сухого да груздя мокрого, синявку-малявку, опенку тощую, масленка, лисичку и сыроежку.
- Больно, больно, больно - пищат грибы. А груздь мокрый даже губами зашлепал:
- Что вы ко мне приштали, ну ваш к лешему...
- Ну, - говорит Иван, - у меня живот подвело.
А Косичка дала реву. Вдруг из-под прелых листьев вылезает красный гриб, словно мукой сладкой обсыпан - плотный, красивый. Ахнули Иван да Косичка:
- Миленький гриб, можно тебя съесть?
- Можно, детки, можно, с удовольствием, - приятным голосом отвечает им красный гриб, так сам в рот и лезет.
Присели над ним Иван да Косичка и только разинули рты, - вдруг, откуда ни возьмись, налетают грибы: боровик и подберезовик, подосиновик и белый, опенка тощая и синявка-малявка, мокрый груздь да груздь сухой, масленка, лисички и сыроежки, и давай красного гриба колотить-колошматить:
- Ах ты, яд, Мухомор, чтоб тебе лопнуть, ребятишек травить удумал, а? С Мухомора только мука летит.
- Посмеяться я хотел, - вопит Мухомор, посмеяться.
- Мы тебе посмеемся! - кричат грибы и так навалились, что осталось от Мухомора мокрое место - лопнул. И где мокро осталось, там даже трава завяла с мухоморьего яда.
- Ну, теперь, ребятишки, раскройте рты по-настоящему, - сказали грибы. И все грибы до единого к Ивану да Косичке, один за другим, скок в рот - и проглотились.
Наелись до отвалу Иван да Косичка и тут же заснули.
А к вечеру прибежал заяц и повел ребятишек домой. Увидела мамка Ивана да Косичку, обрадовалась, всего по одному шлепку отпустила, да и то любя, а зайцу дала капустный лист:
- Ешь, барабанщик!
Пальчиковые гимнастики:
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
(массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)