Моя педагогическая находка.
Слайд 2. Проблему речевого развития детей считаю очень актуальной. Я думаю, чем дальше будут прогрессировать научные технологии, тем уровень актуальности речевого развития будет повышаться. Мы перестали общаться, поглощая информацию, мы ее быстро забываем и редко воплощаем в речь. | |
Слайд 3 Большинство учеников в школе испытывают проблемы с запоминанием и воспроизведением учебного материала. Поэтому развивать память и речь необходимо уже с младших групп детского сада. Это залог успешного обучения в школе. | |
Слайд 4 Из каких же компонентов состоит речевое развитие детей по ФГОС ДО?: 1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим); 2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы); 3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения); 4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает,что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия); 5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей); 6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения); 7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове). | |
Слайд 5 Что же такое речь? Речь – это психический познавательный процесс, способ существования и проявления сознания, а также форма общения посредством языка. Научно доказано, что речь, очень тесно связана со всеми другими познавательными психическими процессами. Однако, эта взаимосвязь не заложена в ребенке генетически, она формируется по мере развития ребенка. Вывод: чтобы развивать речь ребенка, нужно развивать и все остальные познавательные психические процессы | |
Слайд 6 Так как у дошкольника в большей степени преобладает наглядно- действенное, наглядно – образное мышление (до6 лет)…, | |
Слайд 7 ….детям для запоминания и воспроизведения какой-либо информации обязательно нужна зрительная опора – образы. А традиционная методика запоминания, сохранения и воспроизведения информации (восприятие на слух, разбор непонятных слов и смысла произведения, многократное повторение, индивидуальный пересказ и т.д.) для ребенка становятся скучным, долгим занятием и мучением. Естественно, такой материал скорее всего в его памяти надолго не задержится. | |
Слайд 8. На помощь приходит мнемотехника, функция которой заключается в развитии всех познавательных психических процессов, предвестников связной логически последовательной речи ребенка. | |
Слайд 9 Таким образом, ориентируясь на компоненты речевого развития детей по ФГОС ДО, цель моей педагогической находки – создать условия для формирования связной речи детей дошкольного возраста. По мере достижения этой цели я планирую решение многих задач речевого развития, перечисленных на слайде. | |
Слайд 10 Ожидаю, что итоге у моих воспитанников повысится уровень развития всех познавательных психических процессов, в том числе и связная речь, расширятся представления об окружающем мире, дети научатся выстраивать логические цепочки по мнемотаблицам, раскроют свои творческие способности. | |
Слайд 11. В изучении данной методики мне помогли представленные на слайде научно-методические пособия, так же я знакомилась с обобщенным опытом работы коллег по вопросу мнемотехники. | |
Слайд 12. Несмотря на то, что мнемотехника в речевом развитии детей пока считается новой методикой, известно, что она зародилось еще в древние времена и получила свое название благодаря имени богини - покровительницы памяти Мнемозины. И в нашей жизни мы сталкивались с ней часто, не осознавая, что это такое. Вот самые яркие примеры мнемотехники. Основа мнемотехники – это ассоциации. Ассоциации – это образы, возникающие в сознании человека в ответ на какое-то воздействие. То есть, педагог предлагает ребенку образ или ряд образов, которые запечатлеваются в памяти ребенка, и связывает все это со словом или предложением. Образуются ассоциации - связи. | |
Слайд 13. Например, если показать ребенку картинку с изображением пера, какая ассоциация возникнет? Верно – птица. А если покажем ряд картинок: ……. -Какая пословица спряталась? А детям будет намного проще запомнить поговорку, а потом быстро вспомнить – восстановить ее в памяти по образному ряду. Я сама все это проверила на практике. | |
Слайд 14 В мнемотехнике различают мнемоквадрат, мнемодорожку и мнемотаблицу. | |
Слайд 15 Применение мнемотехники специфично в зависимости от возраста детей. Если для возрастной группы детей (3-4 г) воспитатель будет использовать крупные мнемоквадраты с простыми одиночными изображениями предметов в цвете (для формирования словарного запаса детей), крупные мнемодорожки (для разучивания загадок, четверостиший..) и мнемотаблицы, объясняющие порядок действий (одевание, мытье рук..) и др. | |
Слайд 16 Дети постарше без труда разучивают по мнемотаблицам стихи большего объема, загадки, пословицы, также хорошо идет работа по составлению описательного рассказа на тему: «Сезонные изменения». Изображения все еще красочные, крупные, понятные детям. Но уже начинаем включать в таблицы символы (например, глаз, стрелка, крыло, обозначающие действия, а не предмет). | |
Слайд 17. Фрагмент занятия. | |
Слад 18 В возрастной группе детей 5-6 лет возможны мнемотаблицы или мнемодорожки в черно-белом цвете. Мнемотаблицы для пересказа художественного произведения уже менее подробны. Вот, например, образный ряд для сказки «Заюшкина избушка». В клетках находятся символы или образы не к слову или словосочетанию, а к абзацу, части сюжета. | |
Слайд 19 Фрагмент занятия. | |
Слайд 20 Самым сложным видом рассказа для детей является описательный рассказ. Даже для детей 6-7 лет. Мнемотаблица снова устраняет эту сложность. Есть большое количество мнемотаблиц по разным лексическим темам: животные (дикие и домашние), посуда, транспорт, игрушки и др. Мои дети любят дидактическую игру «Угадай-ка». Ребенок загадывает какое – то животное или игрушку и описывает по таблице, не называя их. А дети должны отгадать. | |
Слайд 21 В возрастной группе 6-7 лет дети, знакомые с мнемотехникой, могут сами с помощью воспитателя создавать мнемотаблицы к сказкам, зарисовать «эксперименты», экскурсию, наблюдения, чтобы потом связно рассказать об этом. | |
Слайд 22 Чтобы разнообразить работу по развитию речи, памяти и логического мышления, существует несколько вариантов игр с мнемоквадратами, мнемодорожками и мнемотаблицами. 1. Восстановить последовательность картинок по памяти; 2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме; 3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других; 4. Найти лишнюю картинку; 5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста; 6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы); 7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку. 8 А мое изобретение «Мнемоконструктор предложений» посредством игры знакомит детей со строением предложения и помогает в обучении правильному их построению. | |
Слайд 23 1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап. Осуществление перекодирования информации из символов в образы. 3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы (картинки), т.е. происходит отработка метода запоминания. | |
Сдайд 24 Работу по развитию памяти и связной речи продолжают дома родители. Я провела с ними собрание, научила составлять мнемодорожки и мнемотаблицы, подготовила буклеты с мнемоиграми. | |
Слайд 25 Педагогическая диагностика на начало и конец года показала, что высокий уровень речевого развития детей значительно повысился с 0% до 26%, средний понизился с 94% до 74%, а низкий - с 6% до 0%. Также наблюдается положительная динамика в остальных образовательных областях. Еще раз скажу, что эффективность методики проверена мной на практике, лучше методики я пока не нашла. К тому же с материальной т.зрения, это просто, доступно, огромное количество мнемотаблиц можно найти в интернете. Не составит большого труда изготовить их самим (или при помощи компьютерных программ, или просто нарисовать, самой или вместе с детьми). Мне очень нравится создавать мнемотаблицы. Это увлекательный творческий процесс! | |
Слайд 26 И в заключение выступления: чтобы занятия с применением мнемотехники проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил: Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах. Не перегружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия. Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т.п. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант. Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стихотворение, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки. Занимайтесь всегда только в хорошем настроении, и в добром расположение духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо. И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время. | |
Слайд 27 Спасибо за внимание! | |