СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта "Мнемотехника в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта "Мнемотехника в речевом развитии детей дошкольного возраста"»

Моя педагогическая находка.



Слайд 2.

Проблему речевого развития детей считаю очень актуальной. Я думаю, чем дальше будут прогрессировать научные технологии, тем уровень актуальности речевого развития будет повышаться. Мы перестали общаться, поглощая информацию, мы ее быстро забываем и редко воплощаем в речь.


Слайд 3

Большинство учеников в школе испытывают проблемы с запоминанием и воспроизведением учебного материала. Поэтому развивать память и речь необходимо уже с младших групп детского сада. Это залог успешного обучения в школе.




Слайд 4 Из каких же компонентов состоит речевое развитие детей по ФГОС ДО?:

  • 1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

  • 2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);

  • 3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

  • 4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает,что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

  • 5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);

  • 6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);

  • 7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).




Слайд 5 Что же такое речь?

Речь – это психический познавательный процесс, способ существования и проявления сознания, а также форма общения посредством языка.

Научно доказано, что речь, очень тесно связана со всеми другими познавательными психическими процессами. Однако, эта взаимосвязь не заложена в ребенке генетически, она формируется по мере развития ребенка. Вывод: чтобы развивать речь ребенка, нужно развивать и все остальные познавательные психические процессы



Слайд 6

Так как у дошкольника в большей степени преобладает наглядно- действенное, наглядно – образное мышление (до6 лет)…,


Слайд 7

….детям для запоминания и воспроизведения какой-либо информации обязательно нужна зрительная опора – образы.

А традиционная методика запоминания, сохранения и воспроизведения информации (восприятие на слух, разбор непонятных слов и смысла произведения, многократное повторение, индивидуальный пересказ и т.д.) для ребенка становятся скучным, долгим занятием и мучением. Естественно, такой материал скорее всего в его памяти надолго не задержится.



Слайд 8. На помощь приходит мнемотехника, функция которой заключается в развитии всех познавательных психических процессов, предвестников связной логически последовательной речи ребенка.


Слайд 9 Таким образом, ориентируясь на компоненты речевого развития детей по ФГОС ДО, цель моей педагогической находки – создать условия для формирования связной речи детей дошкольного возраста. По мере достижения этой цели я планирую решение многих задач речевого развития, перечисленных на слайде.

Слайд 10 Ожидаю, что итоге у моих воспитанников повысится уровень развития всех познавательных психических процессов, в том числе и связная речь, расширятся представления об окружающем мире, дети научатся выстраивать логические цепочки по мнемотаблицам, раскроют свои творческие способности.

Слайд 11. В изучении данной методики мне помогли представленные на слайде научно-методические пособия, так же я знакомилась с обобщенным опытом работы коллег по вопросу мнемотехники.



Слайд 12.

Несмотря на то, что мнемотехника в речевом развитии детей пока считается новой методикой, известно, что она зародилось еще в древние времена и получила свое название благодаря имени богини - покровительницы памяти Мнемозины. И в нашей жизни мы сталкивались с ней часто, не осознавая, что это такое. Вот самые яркие примеры мнемотехники.

Основа мнемотехники – это ассоциации.

Ассоциации – это образы, возникающие в сознании человека в ответ на какое-то воздействие.

То есть, педагог предлагает ребенку образ или ряд образов, которые запечатлеваются в памяти ребенка, и связывает все это со словом или предложением. Образуются ассоциации - связи.

Слайд 13. Например, если показать ребенку картинку с изображением пера, какая ассоциация возникнет? Верно – птица. А если покажем ряд картинок: …….

-Какая пословица спряталась?

А детям будет намного проще запомнить поговорку, а потом быстро вспомнить – восстановить ее в памяти по образному ряду. Я сама все это проверила на практике.

Слайд 14

В мнемотехнике различают мнемоквадрат, мнемодорожку и мнемотаблицу.



Слайд 15

Применение мнемотехники специфично в зависимости от возраста детей.

Если для возрастной группы детей (3-4 г) воспитатель будет использовать крупные мнемоквадраты с простыми одиночными изображениями предметов в цвете (для формирования словарного запаса детей), крупные мнемодорожки (для разучивания загадок, четверостиший..) и мнемотаблицы, объясняющие порядок действий (одевание, мытье рук..) и др.


Слайд 16

Дети постарше без труда разучивают по мнемотаблицам стихи большего объема, загадки, пословицы, также хорошо идет работа по составлению описательного рассказа на тему: «Сезонные изменения». Изображения все еще красочные, крупные, понятные детям. Но уже начинаем включать в таблицы символы (например, глаз, стрелка, крыло, обозначающие действия, а не предмет).


Слайд 17. Фрагмент занятия.


Слад 18 В возрастной группе детей 5-6 лет возможны мнемотаблицы или мнемодорожки в черно-белом цвете. Мнемотаблицы для пересказа художественного произведения уже менее подробны. Вот, например, образный ряд для сказки «Заюшкина избушка». В клетках находятся символы или образы не к слову или словосочетанию, а к абзацу, части сюжета.


Слайд 19 Фрагмент занятия.


Слайд 20

Самым сложным видом рассказа для детей является описательный рассказ. Даже для детей 6-7 лет.

Мнемотаблица снова устраняет эту сложность.

Есть большое количество мнемотаблиц по разным лексическим темам: животные (дикие и домашние), посуда, транспорт, игрушки и др.

Мои дети любят дидактическую игру «Угадай-ка». Ребенок загадывает какое – то животное или игрушку и описывает по таблице, не называя их. А дети должны отгадать.




Слайд 21


В возрастной группе 6-7 лет дети, знакомые с мнемотехникой, могут сами с помощью воспитателя создавать мнемотаблицы к сказкам, зарисовать «эксперименты», экскурсию, наблюдения, чтобы потом связно рассказать об этом.



Слайд 22

Чтобы разнообразить работу по развитию речи, памяти и логического мышления, существует несколько вариантов игр с мнемоквадратами, мнемодорожками и мнемотаблицами.

1. Восстановить последовательность картинок по памяти;

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

4. Найти лишнюю картинку;

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

8 А мое изобретение «Мнемоконструктор предложений» посредством игры знакомит детей со строением предложения и помогает в обучении правильному их построению.


Слайд 23

  • 1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

  • 2 этап. Осуществление перекодирования информации из символов в образы.

  • 3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы (картинки), т.е. происходит отработка метода запоминания.



Сдайд 24 Работу по развитию памяти и связной речи продолжают дома родители. Я провела с ними собрание, научила составлять мнемодорожки и мнемотаблицы, подготовила буклеты с мнемоиграми.

Слайд 25 Педагогическая диагностика на начало и конец года показала, что высокий уровень речевого развития детей значительно повысился с 0% до 26%, средний понизился с 94% до 74%, а низкий - с 6% до 0%. Также наблюдается положительная динамика в остальных образовательных областях.

Еще раз скажу, что эффективность методики проверена мной на практике, лучше методики я пока не нашла. К тому же с материальной т.зрения, это просто, доступно, огромное количество мнемотаблиц можно найти в интернете. Не составит большого труда изготовить их самим (или при помощи компьютерных программ, или просто нарисовать, самой или вместе с детьми). Мне очень нравится создавать мнемотаблицы.

Это увлекательный творческий процесс!


Слайд 26 И в заключение выступления:

чтобы занятия с применением мнемотехники проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:

  • Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.

  • Не перегружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.

  • Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т.п. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.

  • Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стихотворение, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки.

  • Занимайтесь всегда только в хорошем настроении, и в добром расположение духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.

  • И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.


Слайд 27 Спасибо за внимание!