Обобщение опыта
Учитель: Панина И.И.
Я вижу себя маленькой девочкой, сидящей за партой, внимательно слушающей учителя. Я следила за каждым ее словом, движением, взглядом, и, может быть, мое сегодняшнее выступление - это дань благодарности своей первой учительнице, из-за любви к которой я тоже стала учителем . Она была для меня образцом доброты, справедливости, тактичного отношения к нам, детям.
Любовь к предмету у ребенка определяется отношением к учителю. Это стало мне понятно позже, когда я уже учителем переступила порог школы. Сейчас, когда я многое уже узнала, могу сказать, что главное для учителя это система педагогических взглядов и принципов, т.е. педагогическая философия.
Стараюсь реализовать себя как личность, помочь детям раскрыть себя, найти то хорошее, что заложено в каждом ребенке.
Я всегда думаю, Какими войдут они в этот непростой мир? Кем станут? Найдут ли свое место в жизни?
Стараюсь во всем поддержать ребенка, развить заложенные от природы способности и таланты, и по возможности сделать больше.
Так уж заведено, что в жизни нам постоянно приходится решать разные проблемы:
Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания).
И, получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Этому дети должны учиться ещё в школе. В современном обществе востребована образованная личность, способная творчески мыслить, чётко выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
На каком же уроке дети отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер? Разумеется, на уроке с деятельностным методом обучения.
Таким образом, в моей педагогической работе возникли условия становления, изучения и внедрения в мою практическую деятельность систремно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС. Самое главное, что, новый способ организации обучения не разрушает традиционную систему обучения, а преобразовывает её.
1.2.Актуальность опыта.
Актуальность обобщения опыта работы по использованию системно- деятельностного подхода к организации образовательного процесса вытекает из потребности совершенствования системы начального обучения, ведь современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения, потому что только творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию.
Исходя из этого, иной становятся задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
Эти задачи успешно решаются при широком использовании и внедрении в практику работы учителей начальных классов системно-деятельностного подхода обучения, когда учитель предлагает своим ученикам не готовые истины, а их самостоятельный поиск, создание и сотворение. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять: ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
Сегодня стало уже очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти своё призвание и успешно реализовать себя в жизни.
5. Степень новизны.
Сущность опыта заключается в создании педагогических условий для реализации системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Представленный опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных положений технологии деятельностного метода обучения. Данный опыт можно обозначить как творческий, постоянно развивающийся, потому, что применяя его в учебном процессе можно решить задачи, поставленные перед учителем в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов. Новизна опыта заключается в том, чтобы помочь учителю в полном объёме использовать в своей работе системно-деятельностный подход, даже в традиционной системе обучения, так как дети от природы любознательны, полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое, умное руководство.
Использование инновационных технологий в обучении.
Компетентностно-ориентированный подход к обучению реализуется средствами современных методов обучения, методик и образовательных технологий, отбор которых при переходе на новые стандарты нам нужно было четко определить. Впервые в стандарте прописаны базовые образовательные технологии системно-деятельностного подхода:
Обучение на основе «учебных ситуаций». Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское воздействие.
(Основные приёмы, методы: проблемный диалог, создание проблемной ситуации, продуктивные задания, групповая работа и т.д)(Приложение)
Проектная деятельность. Замысел - реализация- продукт
В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов(Приложение)
Уровневая дифференциация. Дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенного уровней.
Считаю необходимым включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач. Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте в первом классе. Очень важно организовать работу учащихся таким образом, чтобы ни одна минута 35 минутного урока не пропала даром, чтобы не потерять ни самых читающих детей, ни тех, кто начал знакомиться с буквами только в школе.
Информационные и коммуникативные технологии
Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития, а также средством управления образовательным процессом и обеспечением профессиональной деятельности учителя.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения, повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции; приобщение школьников к достижениям информационного общества, приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности; развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности, творческих способностей.
Важен и выбор учебников. Наша школа работает по учебно-методическому комплекту "Школа России". Учебники комплекта рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и включены в Федеральный перечень учебников.
Проблемы, с которыми столкнулись:
Содержание существующих учебников и примерных учебных программ во многом пока дублируют содержание Стандарта 2004 года, поэтому учителям приходилось соотносить их содержание с требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, указанных в новых стандартах.
На сегодняшний день недостаточно контрольно-измерительных материалов, предлагаемых авторами УМК, что также создает проблемы при разработке системы оценки результатов как учебной, так и внеучебной работы с детьми.
Перед учителем-практиком стоит серьезная инновационная задача: как в рамках урока, систематично формировать эти умения? На каком учебном материале? С разумным использованием времени и энергозатрат учителя?
Как ни странно такой инструментарий есть . УМК ,переработанные в соответствии с требованиями ФГОС ,широко используют технологии само- и взаимообучения, само- и взаимопроверки, позволяющие сформировать у учащихся следующие умения:
– видеть границу между известным и неизвестным;
– вырабатывать критерии для оценки учебной работы;
– делать прогностическую оценку уровня сложности задания;
– находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их;
– определять личные достижения в учебной и внеучебной деятельности;
– оценивать свои и чужие действия по заданным критериям;
– оценивать собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления;
– планировать операциональный состав действий при решении поставленных задач;
– самостоятельно выбирать учебный материал (задание) для выполнения
Первоначальный навык поиска информации связан также со свободной ориентацией ребенка в учебнике, что стимулируется постоянными обращениями к прежде выполненным заданиям, к уже прочитанным текстам, к широко представленным словарным статьям, к справочному материалу, который обогащается от класса к классу.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, подведение под понятие является и условием, и результатом разработки всех предметных линий на интегрированной основе.
Так видят изменения в УМК авторы учебников и учебных программ..Важно, чтобы и учитель ,реализующий идею, сначала увидел, а затем реализовал ее.
В нашей гимназии №293 реализация новых стандартов осуществляется по УМК ,,Школа России,, Мне –учителю, работавшему по данному УМК до введения новых стандартов особенно интересно было как сравнить изменения содержания учебников, так и научиться
средствами текстового материала формировать у детей умение выбирать нужную информацию и сводить ее в стройную систему. Среди УУД, обозначенных в требованиях ФГОС ,для меня наиболее слабым методическим звеном оказались ,именно ,регулятивные УД, поэтому особое внимание в учебном комплекте я обращала на структурные компоненты, формирующие вышеуказанные умения.
1. Титульный лист каждого тематического раздела учебника (единый принцип в учебниках по математике, литературному чтению, окружающему миру, русскому языку) нацеливает на формирование целеполагания и прогнозирования, использование элементов технологии ,,критического мышления,,
-Какова цель?
-Что уже известно?
-Чему должны научиться?
2.Условные обозначения (единый принцип во всех 4 учебниках)
Помогают формировать прогнозирование форм предстоящей работы; контроль и самоконтроль выбранных приемов работы; самооценку ,а также прогнозирования уровня задания, возможного для выполнения или затруднительного(вариативность).
3. Тема урока (математика ,азбука)
Вернее, ее отсутствие в учебнике математики ,а в Азбуке, заданной ассоциацией(народной мудростью-пословицей) дает широкое поле деятельности для формирования цели урока, выдвижения прогнозов и предположений по характеру содержания и приемов учебной работы.
4.Обозначение учебной задачи на данный урок
Наиболее удачно разработаны в учебниках математики и окружающего мира. Помогают формированию планирования учебной работы на конкретный урок, самоконтролю. Каким удивлением для ученика оказывается, что выполнив задание всего лишь одного упражнения учебника ,они справились с учебной задачей и целью урока.
5 Предпосылки к формированию умения предполагать и прогнозировать, особенно ярко выражены в текстовом содержании учебников окружающего мира и математики.
6. Самоконтроль и коррекция средствами частично-поисковой деятельности формируется при систематическом возвращении к изученному материалу в разделах,, Повторение и обобщение изученного,, в учебниках литературного чтения и русского языка.
7. Самооценка и контроль детально разработаны в разделе ,,Проверь себя. Оцени свои достижения,, в учебнике окружающего мира. А в учебниках математики , русского языка и литературного чтения обозначены и дают поле вариативности творчеству учителя и учащихся.
9. Справочные материалы. Самоконтроль и самооценка.
10 Проекты!!!!!!! Представлены в учебниках Математика, Окружающий мир, Литературное чтение.
Соблюдены все принципы деятельностного подхода[1].
Варьируются формы от индивидуальной до групповой.
Заложены все этапы регулятивных УД[3]
Органично вплетено в тематическое планирование предмета.
Не загружает ,а разнообразит учебный процесс.
Формирует УУД,……являясь по сути самостоятельной формой деятельностного подхода!
[1] –Дидактические принципы деятельностного подхода в обучении по Л,Г.Петерсон
[2]- Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? //
Начальная школа: плюс-минус. – 2001. – № 1. – С. 3-6
[3]-Регулятивные УД
.
Урок - основная форма организации образовательного процесса
Системно – деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа). Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока.
Сущность урока в процессе обучения – коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя
3.1 Современные типы уроков( Приложение)
Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:
1. Урок «открытия» нового знания. (Приложение 8)
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы математических понятий.
2. Урок рефлексии. (Приложение 9)
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм учебной деятельности.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов. – на экран
Внеурочная деятельность учащихся.
Современный образовательный процесс ориентирован на использование младшими школьниками полученных знаний в нестандартных, неожиданных ситуациях.
Набор компетентностей, которые могут пригодиться в жизни, достаточно широк. Перед нами встала необходимость отбора так называемых ключевых компетентностей. Начальная школа берёт ответственность за формирование ключевых компетенций обучающихся и педагогов в следующих сферах:
самостоятельной познавательной деятельности;
поиска и анализа информации;
гражданско-общественной сфере;
в сфере социально-культурной и профессиональной деятельности;
в сфере здоровья и здорового образа жизни.
Формирование ключевых компетенций проходит те только на уроках в школе.
«Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научаться изобретать, понимать и осваивать новое…». Отличительной особенностью стандарта второго поколения является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность».
Внеурочная деятельность расширила возможность применения знаний, полученных на уроках, в практической и творческой деятельности детей. Режим работы учащихся организован так, что после учебных занятий дети посещают занятия внеурочной деятельности.
"Самостоятельность головы учащегося
- единственно прочное основание всякого плодотворного учения".
К. Д. Ушинский