СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта «Особенности организации занятий в системе дополнительного образования в разновозрастных группах»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта «Особенности организации занятий в системе дополнительного образования в разновозрастных группах»»













Обобщение педагогического опыта


Ивановой Татьяны Алексеевны,

педагога дополнительного образования

МБОУ ДОД «Дом детского творчества»

рп. Чернь Тульской области



по теме:

«Особенности организации занятий

в системе дополнительного образования

в разновозрастных группах»
















2024 г


Разновозрастная группа обучающихся – это объединение детей и подростков разного возраста на основе общих целей или интересов. В то же время заметим, что «возраст» – понятие весьма относительное. Он определяется не только датой рождения. Возраст имеет также психологические, психические, социальные, физические характеристики, которые не всегда соотносятся с паспортными данными. В этой связи любую группу в системе дополнительного образования можно рассматривать как разновозрастную группу, в которой дети одного года рождения отличаются физическим, психическим, интеллектуальным уровнем развития, а значит, должны обучаться по разным индивидуальным образовательным программам.

Воспитательный потенциал обучения в разновозрастной группе существенно возрастает, если обеспечивается взаимодействие, общение обучающихся разного возраста, то есть удовлетворение важнейшей потребности ребенка. Это возможно при организации совместной учебной деятельности детей, которая создает основу разновозрастного обучения.

Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.

Цели

- развитие мотивации учения;

- усвоение знаний, предметных и метапредметных компетенций;

- создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи;

- развитие коммуникативных качеств личности;

- формирование организаторских умений и навыков;

- развитие самостоятельности;

- овладение способами самоорганизации;

- развитие способности быстро адаптироваться в новой ситуации.

Задачи исследования:

- выявить особенности проведения занятий в разновозрастной группе;

- рассмотреть опыт по организации работы в разновозрастной группе в системе дополнительного образования.

Новизна проводимого исследования может заключаться в установлении новых связей между известными научными фактами.


Взаимодействие в разновозрастных группах характеризуется своеобразными психологическими механизмами. Ролевое участие обучающихся, как старшего или младшего, в групповой деятельности постоянно изменяется в пространстве и во времени, поэтому модифицируются и механизмы, активизирующие поведение. Если обучающийся вступает во взаимодействие как младший, то чаще всего срабатывает механизм подражания, при этом ребенок как бы ориентируется на «зону ближайшего развития». В случае, когда ребенок во взаимодействие включается как старший, сказывается механизм «социального взросления». Для развития ребенка важно, чтобы он выступал в разных ролевых позициях. В этой связи целесообразно вхождение обучающегося в разные по составу группы, выполнение им в одном случае роли младшего, в другом – старшего.

Функции обучения в разновозрастных группах

Обучение в разновозрастной группе позволяет успешно решать ряд общих образовательных и воспитательных задач в зависимости от той роли, которую выполняет обучающийся. В любом случае ребенок приобретает опыт социального взаимодействия, что составляет суть его социального развития, расширяется сфера его самореализации и самоутверждения.

Обучение в разновозрастной группе выполняет важные социально-педагогические функции.

Во-первых, функцию психологической защиты. Круг общения детей, ролевые позиции в учебной группе весьма ограничены, что создает особую психологическую напряженность для ребенка. Объединение обучающихся разных групп в разновозрастную группу обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, разнообразит общение обучающихся, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, преодолеть психологическую депривацию ребенка (т.е. сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические либо социальные), избежать однообразия и монотонности при организации учебного процесса. На таком занятии у детей возникают дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, особенно если обучающийся оказывается в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции.

Такие занятия проходят в непринужденной обстановке, интересно, на них легче работается, больше самостоятельности, ответственности у самих обучающихся. Детям интересно общаться с обучающимися других учебных групп.

Во-вторых, разновозрастное обучение играет роль социальной поддержки: это содействие старших младшим в организации учебной деятельности; помощь тем обучающимися, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников или на обычном занятии, а в этой ситуации осознают свою полезность, востребованность как союзников педагога при организации работы младших детей. На таком занятии разнообразнее и динамичнее связи между обучающимися, что требует от ребенка постоянного изменения своего ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта.

В-третьих, разновозрастное обучение выполняет компенсаторную функцию, то есть способствует удовлетворению потребностей детей, связанных с их стремлением к взрослости. В разновозрастной группе старшим предоставляется возможность взять на себя обязанности взрослого, почувствовать ответственность. Особенно важно включать обучающихся в систему отношений, где они приобретают опыт поведения взрослого человека, принимающего самостоятельные и ответственные решения. В среде сверстников лишь некоторые способны пробиться в организаторы, лидеры. На занятии в разновозрастной группе старшим предоставляются дополнительные возможности выступить в этом качестве, выполнить функции консультанта, помощника педагога, руководителя группы.

Важнейшая педагогическая функция обучения в разновозрастной группе – стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут актуализироваться и проявляться индивидуальные качества, которые в условиях учебной группы остались бы незамеченными: активность, ответственность, инициативность, заботливость. На таком занятии у старших стимулируется проявление и развитие организаторских умений, способности самостоятельно решать учебные задачи.

Стимулирующая функция обучения в разновозрастной группе проявляется не только в актуализации положительных качеств у старших. У младших также повышается заинтересованность, активность. Такие занятия в большей степени, чем традиционные, развивают мотивацию учения, познавательные интересы обучающихся. Разновозрастное обучение стимулирует развитие гуманных межличностных и деловых отношений между обучающимися разного возраста, способствует формированию у них толерантности, чуткого отношения к окружающим людям.

Реализация воспитательного потенциала обучения в разновозрастной группе, его социально-педагогических функций зависит от многих обстоятельств, в частности, от особенностей учебного занятия, его построения.

Классификация занятий в разновозрастных группах

1. По регулярности проведения занятий в РВГ:

а) все занятия по всем дисциплинам проводятся в РВГ, например, в учебных группах по моделированию;

б) занятия проводятся постоянно в разновозрастных группах по отдельным дисциплинам;

в) занятия проводятся систематически при совпадении содержания учебного материала;

г) занятия организуются периодически, т.е. 2–3 раза в четверть;

д) занятия организуются редко, 2–3 раза в год, как нетрадиционная форма учебного занятия, интересная обучающимся и коллегам, как форма отчета, подведения итога и т.п.

Регулярность проведения занятий в РВГ зависит от количества обучающихся в учебной группе, в детском объединениии, а также от желания и стремления педагога организовать взаимодействие детей разного возраста, понимающего важность и воспитательную эффективность такой работы.

2. По степени совпадения содержания учебного материала в разных учебных группах:

а) почти полное совпадение содержания учебного материала (для цикличных программ); отличие состоит лишь в глубине изучения в определенном группе; в этом случае проводятся однотемные занятия, когда у обучающихся разных групп есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов, явлений, теоретических понятий; возможен еще один вариант организации однотемных занятий – междисциплинарная интеграция;

б) частичное совпадение содержания материала, когда в разных группах лишь отдельные вопросы связаны между собой;

в) содержание разное, но тема, изучаемая младшими, является базой для освоения материала старшими.

Возможен вариант совместной деятельности на этапе повторения или тренировки общеучебных навыков. Разнотемные занятия проводятся в тех случаях, когда по программе не получаются однотемные занятия. При этом основой объединения разных групп может быть единый вид учебно-познавательной деятельности. В частности, такими занятиями могут быть анализ текста, практикум, конференция, экскурсия, занятия по поиску информационного или музыкального материала по дисциплине, занятия с элементами занимательности, итоговые занятия (отчетный концерт, занятия-зачеты, выполнение контрольных упражнений).

Профессионализм педагога подтверждается тем, насколько целесообразно он сможет даже на разнотемных РВЗ найти варианты совместной деятельности обучающихся (взаимопроверка творческого задания, взаимооценивание, решение проблемной ситуации, творческий проект и т. д.), чтобы использовать воспитательный потенциал общения обучающихся разного возраста.

г) содержание разное и, казалось бы, нет оснований для совместной деятельности в разновозрастной группе; в этом случае возможны: организация помощи старших младшим в освоении материала, обращения младших к старшим в зависимости от индивидуального продвижения каждого.

3. По уровню организации взаимодействия старших и младших на учебном занятии:

а) взаимодействие старших и младших осуществляется на протяжении всего занятия, на всех его этапах (например, в разновозрастных парах, микрогруппах, как соревнование разновозрастных команд и др.);

б) взаимодействие старших и младших осуществляется на отдельных этапах занятия для решения общих для них учебных задач;

в) взаимодействие старших и младших осуществляется ситуативно, в случае необходимости оказания «скорой» помощи, при подведении итогов;

г) обучающиеся разных учебных групп работают независимо друг от друга, их объединяет лишь одно учебное помещение.

4. По составу участников занятий в РВГ:

а) занятия с постоянным составом обучающихся, когда в течение всего года занимаются в одном составе, примером постоянной группы может быть детское объединение детей, желающих заниматься углубленно по какой-либо теме или проблеме;

б) занятия во временных РВГ, когда они формируются при организации конкурсов, мероприятий по дисциплине, а также при проведении учебных занятий, когда целесообразно объединение двух или более груп по определенной теме;

в) занятия с динамичным составом РВГ, когда группы достаточно устойчивы по составу, но в зависимости от целей и задач к обучению могут привлекаться обучающиеся других групп, например, в постоянную разновозрастную группу при освоении отдельных тем включаются обучающиеся из других групп, особенно по вокалу, ИЗО, хореографии и др.

Одно и то же занятие в РВГ можно описать разными характеристиками и отнести к различным типам. Это в значительной мере зависит от условий образовательного учреждения, дисциплины, а также подготовленности педагога и в то же время влияет на определение целей и задач совместной учебной деятельности, отбор содержания и форм взаимодействия обучающихся разного возраста.

Возможны и другие классификации учебных занятий в РВГ: по количеству обучающихся в группе, по количеству групп, которые объединены в РВГ, по половому составу, по месту проведения и т.д. Все эти признаки, на основе которых предлагается классификация занятий в РВГ, в той или иной мере влияют на организацию учебно-воспитательного процесса, и их необходимо учитывать педагогу при обучении в разновозрастной группе.

Выбор формы проведения занятия зависит от специфики учебного предмета и возрастных особенностей учащихся. Учреждения дополнительного образования являются той базовой площадкой для каждого ребенка, где он помогает себе восполнить недостающий внутренний энергетический баланс через занятия любимым делом. Поэтому задачей каждого педагога является следующей: создание условий для включения ребенка в процесс творчества и поиск методов, адекватных его психофизиологическим особенностям, помогающих формированию позитивного мышления ребенка и его способностей.

Практическая часть исследования

Исследование проводилось в группе изостудии «Радуга» с 2021по 2024 г., в течении всего обучения одной из групп по данной программе. Количество обучающихся – 11. Работая в группе 8-10 лет, мною были использованы традиционные и нетрадиционные формы занятия. Для данной разновозрастной группы наиболее интересными оказались нетрадиционные формы.

Зачастую дети выполняют в группе одно и тоже задание, но с решением различных задач, в зависимости от возрастных особенностей. В ходе занятий дети более старшего возраста становились наставниками, творческим примером для младших, при коллективных заданиях планировали работу группы и определяли роль каждого ее участника.

Контроль результативности усвоения программы является важным моментом работы педагога. Он позволяет скорректировать учебный процесс в зависимости от интересов детей.

В процессе используются такие формы контроля как педагогическое наблюдение, педагогический анализ работ учащихся, самоанализ, анкетирование, сравнительный групповой анализ, мониторинг.

Для проверки усвоения теоретических знаний также используются тесты, игровые задания.

Итогом высокого практического мастерства могут служить творчески выполненные работы, аккуратность и самостоятельность обучающихся, а также участие в конкурсах и выставках на уровне района или области. В ходе анализа уровня усвоения программой в начале и в конце каждого года обучения был выявлен рост не только теоретических знаний, но и увеличение показателей по творческим навыкам, развитию воображения, способности работать самостоятельно.


В ходе проводимого в конце каждого года обучения мониторинга было выявлено стойкое увеличение по всем показателям. Дети стали более самостоятельны при выполнении творческих заданий, проявляя не только уверенные знания в теории и практике, но и больше воображения.

Следовательно, организуя совместную деятельность детей разного возраста, педагог решает множество сопутствующих педагогическому процессу задач: приобретение опыта разновозрастного взаимодействия, освоение широкого спектра социальных ролей, приобретение организаторских навыков, преодоление ограниченности социального окружения личности, саморазвитие личности ребенка за счет включения в общее значимое для каждого события, осуществление свободного самостоятельного осознанного выбора, актуализация знаний старшими учащимися, опережающее обучение для младших учащихся, преемственность знаний, формирование глобальных навыков.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Специфика системы дополнительного образования - это возможность добровольного выбора ребенка, его семьи, направления и вида деятельности, учителя, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпов их развития; в различных мероприятиях. Это делается с учетом и желаний, способностей и потребностей ребенка; с применением подхода личности-активности в организации учебного процесса, активного содействия творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребенка.

В пользу разновозрастных групп говорит возможность большей индивидуализации развития, стимулирования вербального развития, получения более богатых социальных переживаний, развития нравственных качеств детей.

Развитие межличностного общения в процессе общения с детьми разного возраста в условиях общей деятельности является эффективным, когда реализуются следующие психологические условия:

- использование общей, игровой, образовательной, трудовой деятельности, чтобы обогатить как эмоциональную, так и коммуникативную сферу школьников;

- приобретение каждым ребенком эмоционально положительного опыта общения со сверстниками и детьми другого возраста;

- развитие уверенности в себе у детей старшего возраста;

- преодоление негативных эмоциональных условий школьников.

 






















 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития: учеб. пособие / под ред. С.В. Сальцевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 135 с.

2. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей. / Куприянов Б.В. и др.; Под ред. А.В. Мудрика. -М.: "Академия", 2016. - 211 с.

3. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей: экспликация понятия // Концепт. - 2017. - № 3. - С. 31-35.

4. Кобозева А.В. Дополнительное образование как составляющая формирования личности ребёнка // Образование и наука в современных условиях. - 2017. - №1 (2). - С. 84-86.

5. Кряжева К.Л. Дополнительное образование детей как фактор развития индивидуально - творческих способностей // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2017. - №1-1. С. 71-73.

6. Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания // Молодой ученый. -- 2017. -- №1-2. Т. 2. -- С. 282-287.

7. Трусова Л.Э. Дополнительное образование в контексте концепции развития дополнительного образования детей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - №2. - С. 137-140.

8. Харисов Ф. Ф. Дополнительное образование - фактор социального и профессионального самоопределения детей и молодежи // Вестник образования. - 2017. - № 20. - С. 30-32.

9. Логинова Л.Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России: монография. - М., 2016. - 32 с.

10. Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности: материалы II Международной научно-практической конференции / под ред. Кислякова А.В., Щербакова А.В. - Челябинск: ЧИППКРО, 2015. - 532 с.




Интернет-ресурсы

  1. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/

  2. http://maksiynolga.narod2.ru/

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  4. http://gatchina3000.ru/great-soviet-encyclopedia/bse/087/588.htm

  5. http://www.koob.ru/marcinkovskaya_t_d/pedagogy_and_psychology.