СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение  педагогического опыта

по теме самообразования:

«Здоровьесберегающие  и информационно – коммуникационные технологии как средство формирования познавательной деятельности на уроках математики»

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме самообразования.»







Обобщение педагогического опыта

по теме самообразования:

«Здоровьесберегающие и информационно – коммуникационные технологии как средство формирования познавательной деятельности на уроках математики»







Автор опыта:

Куприна Наталья Владимировна

учитель математики

Хайрюзовской СОШ-

филиала МБОУ «Троицкая СОШ №2»





2019г.

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого учащегося и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, думаю, много. Модернизация образования на современном этапе рождает много педагогических открытий, больших и малых, важных и интересных для самого педагога. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей учащегося, на его подготовку к взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.

Ведущая цель обучения в школе подчинена созданию необходимых инновационных методических предпосылок для комплексного решения проблемы повышения эффективности учебного процесса, достижения высокого уровня образования, основанного на широком использовании современных образовательных технологий.

При этом естественным образом возникают противоречия:

  • между неэффективными традиционными методами и формами обучения и необходимостью развития познавательного интереса и способностей учащихся;

  • между необходимостью выработки глубоких, прочных, осознанных знаний и острым дефицитом учебного времени из-за насыщенности программы;

  • между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаёт условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

-Информационно – коммуникационная технология

-Технология развития критического мышления

-Проектная технология

-Технология развивающего обучения

-Здоровьесберегающие технологии  

-Технология проблемного обучения

-Игровые технологии

-Модульная технология

-Технология мастерских

-Кейс – технология

-Технология интегрированного обучения

- Педагогика сотрудничества. 

-Технологии уровневой дифференциации 

-Групповые технологии. 

-Традиционные технологии (классно-урочная система)


По теме самообразования я выбрала для себя следующие технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология

  • Здоровьесберегающие технологии  

Целью данной работы (2 слайд) является выявление положительных сторон при использовании современных образовательных технологий для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса и развития познавательного интереса обучающихся.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

1)Рассмотреть целесообразность применения здоровьезберегающих и ИКТ технологий на различных этапах урока.

2)Выявить влияние внедрения инноваций на повышение уровня мотивации обучения.

3)Сделать выбор рационального и оптимального уровня использования инновационных технологий.

1).Здоровьесберегающие технологии (3 слайд)

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка-…это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.»

(В.А. Сухомлинский)

Одной из проблем современной школы является проблема сохранения здоровья обучающихся. Не секрет, что за период обучения в школе у большинства детей показатели здоровья резко снижаются. Основными причинами такого состояния обычно называют недостаток физической активности, общую организацию обучения, неудовлетворительное состояние классных комнат. Но, источниками отрицательного воздействия на здоровье являются не только и не столько внешние по отношению к учебному процессу названные факторы, но и сам учебный процесс, его содержание, способы обучения, формы организации деятельности.

Математика – один из основных предметов в школе. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно также, что затруднения в изучении математики часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, следовательно, к ухудшению здоровья.

Здоровьесберегающие технологии (4 слайд)– это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.
(5 слайд) Я применяю на уроке от трех до пяти видов деятельности.  Однообразность урока способствует утомляемости школьников, поэтому необходима смена видов деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров…). Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа…) также стараюсь разнообразить на каждом уроке. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий, что также способствует росту утомляемости. Самая рациональная частота чередования через 10–15 минут.

Использую ИКТ на различных этапах урока: при проверке домашних заданий, при объяснении нового материала, тестировании. При этом обязательно учитываю время работы, не более 15-20 минут. После чего обязательное проведение гимнастики для глаз

(6 слайд) Обязательным в течение всего урока считаю создание условий для мотивации учебной деятельности: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод.

Стараюсь на своих уроках создавать атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

(7 слайд) Провожу минутки оздоровления, они занимают 1-2 минуты от урока, но при этом повышается работоспособность обучающихся на протяжении всего урока (физминутки). (8,9 слайды)

(10 слайд) Для снятия напряжения использую игровые технологии, оригинальные и практико-ориентированные задачи, кроссворды, ребусы, загадки, литературные произведения, исторический материал. Все это помогает создать на уроке благоприятный психологический климат; способствует снятию  эмоционального напряжения. Это необходимо для повышения интереса к  предмету математики.

(11 слайд) Пример 1.

Тема: «Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс).

 

                               Игра «Соревнование художников»

                На доске записаны координаты точек: (0;0),(-1;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3),

(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0).

               Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком.

               Результат – определенный рисунок.

Пример2:

Тема урока «Сложение. вычитание смешанных чисел» (расшифровать тему урока)-6 кл.


(12 слайд)  Пример 3.

Тема урока «Умножение десятичных дробей» (5 кл.)





Пример 4.

Тема урока «Решение задач по теме Треугольники» (7 кл.)



















(13 слайд) Пример 5.

Тема урока «Вычисления с многозначными числами» (5 кл.)



(14 слайд) Анализ научно-методической литературы позволили мне выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 1. Правильная организация урока.
Правило 2. Использование каналов восприятия
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности


(15 слайд) Правило 1. Правильная организация урока.

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать

В-третьих-взаимный интерес в процессе урока.

(16 слайд) Правило 2. . Использование каналов восприятия
Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
- левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический
стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
- правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

Левополушарные люди

доминировании левого полушария

характерен словесно-логический
стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

Правополушарные люди

доминирование правого полушария

развиты конкретно-образное мышление и воображение



Знание этих характеристик детей позволяет излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Пример: Математика - это работа с классной доской. Записи в процессе объяснения, устный счет, домашнее задание. Выделение разным цветом нужных элементов. Обращение к учебнику: прочтите правило, найдите в тексте.
(17 слайд) Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.



(18 слайд)

(19 слайд) Правило4. Распределение интенсивности умственной деятельности


Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап. Врабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.
Максимальная работоспособность

20-25
мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материа­лом

3-й этап. Конечный порыв

10-15 мин.

Небольшое по­вышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного


(20 слайд) Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока различна:

  • 5-25 минута – 80%

  • 25-35 минута –  60-40%

  • 35-40 минута – 10%

(21 слайд) Подбор задач на тему здоровья, здорового образа жизни, питания, спорта, о вреде курения и т.д играет важную роль в просвещении и распространении здорового образа жизни. Задачи на тему здоровья, которые решаются на уроках математики, основаны на фактических материалах и составлены таким образом, чтобы учащиеся привыкали ценить, уважать и беречь своё здоровье.

Примеры уроков и внеклассных мероприятий с применением здоровьесберегающих технологий:

(22 слайд) 1)Урок по теме «Проценты» и витамины. (6 класс)

2) Урок по теме «Уравнения» (5 класс) - о слагаемых ЗОЖ

(23 слайд) 3)Интерактивная игра «Здоровая математика»(5 кл.)


(24 слайд) 2). Информационно – коммуникационная технология


Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова,

начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…

К.Д. Ушинский


На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося.

(25 слайд) Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процесс основано на физиологических данных человека: память сохраняет 25% услышанного материала, 33% – увиденного, 50% – увиденного и услышанного, и 75% материала при условии активного участия учащегося в учебном процессе.

(26 слайд) В процессе обучения на уроках применяю следующие формы работы с информационными коммуникационными технологиями:

  • непосредственное применение ИКТ при изучения новых тем на уроках;

  • применение ИКТ для контроля знаний обучающихся на уроках;

  • применение ИКТ для организации самостоятельной работы обучающихся;

  • применение ИКТ при проведении внеклассных мероприятий;

  • применение ИКТ и ресурсов сети Интернет при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

(27 слайд) К наиболее часто используемым мною элементам ИКТ в учебном процессе относятся:

  • презентации;

  • компьютерное тестирование;

  • проекты;

  • электронные приложения к учебникам;

  • цифровые образовательные ресурсы.

(28 слайд) Презентации на уроках математики использую в зависимости от содержания, целей и задач урока: урок изучения нового материала – с помощью презентации иллюстрируется учебный материал; решение устных заданий – презентация помогает ученикам оперативно выполнять задания и т.п. При проведении уроков математики применяю чертежи с эффектами анимации для организации работы учащихся с чертежами и графиками при доказательстве теорем и решении задач, выполнения схем, использования таблиц и т.д. Мультимедийные презентации помимо представления графических и текстовых элементов на экране сочетают в себе движение, звуковые и видеоэффекты, что делает их удобным и эффектным способом представления информации и продлевает интерес учащихся к происходящему на экране. На слайдах презентации демонстрирую примеры, задачи, цепочки для устного решения, организовываю математические разминки и др.

В своей работе использую flash-анимации (кадры, которые сменяют один другой на протяжении определенного промежутка времени, создают иллюзию движения, что и является анимацией).

Пример задачи:

(29 слайд) 1) Одновременно из двух городов навстречу друг другу выехали два автомобиля. Один ехал со скоростью 70 км/ч, а другой – 110 км/ч.

Через сколько времени они встретятся, если расстояние между городами 360 км?

(30 слайд) 2)Построить угол 70 0 провести биссектрису. (5 кл.)

(31 слайд) Психофизическое действие цвета


Бодрит, веселит, оживляет


Радует, ободряет, активизирует


Лишает воли, наводит лёгкую грусть


Стимулирует воображение, создаёт иллюзии


Успокаивает, уравновешивает



    1. слайд) Компьютерное тестирование;

    2. слайд) Проекты;

    3. слайд) Электронные приложения к учебникам;

    4. ,36,37 слайд) Цифровые образовательные ресурсы.

(38 слайд) Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:

- психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;

- возбуждает живой интерес к предмету познания;

- расширяет общий кругозор детей;

- возрастает уровень использования наглядности на уроке;

- идет более полное усвоение теоретического материала;

-идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

- формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;

- повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.


(39 слайд) Использование здоровьесберегающих и информационно – коммуникационных технологий позволяет:

  • повысить эффективность учебного процесса;

  • повысить познавательный интерес к предмету;

  • достичь лучшего результата в обучении математике


(40 слайд) Качество знаний обучающихся:


2018/2016

2018/2019

качество

33%

33%







Результаты ОГЭ, ЕГЭ


2016-2017уч.г.

2017-2018уч.г.

2018-2019уч.г.


успеваемость

качество знаний

успеваемость

качество знаний

успеваемость

качество знаний

ОГЭ

100

50

100

50

100%

100%

ЕГЭ

-

-

-

-

100%

100%



(41 слайд) Участия в олимпиадах, конкурсах:

1)ВШО- в 2016, 2017, -призёры

2)Дистанционная районная олимпиада-в 2016г-призёры(3 уч.), 2017г.-призёры(2 уч.), 2018г.-призёры(3 уч.)

3)Общероссийский конкурс по математике «Мультитест 2016»-призёры (1уч.),

4)Общероссийская математическая олимпиада «Точные науки» -призёры(2 уч.),

5)Международная предметная олимпиада для школьников «Эверест»-призёры(2 уч.).

(42 слайд) Литература:

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006

Ксензова Т.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое общество России, 2000г.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под. ред. Полат Е.С.. М.: “Академия”, 2002г.

Педагогические технологии. Под. ред. В.С. Кукушина. Ростов И/Д “Март”, 2002г.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998г.

Шпак, О.В. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся средствами информационных технологий / О.В. Шпак // Информационно-вычислительные технологии и их приложения. Сборник статей IV российско-украинского научно-технического и методического симпозиума. – Пенза: Изд-во «Приволжский дом знаний», 2006.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!