С 2015 года по 2020 год работала над темой самообразования «Личностные результаты обучающихся и формирование пространственного мышления на уроках географии»
Достижение личностных результатов обучающихся на уроках географии.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. Именно география обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным явлениям, процессам, фактам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности. Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование четких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участников образовательного процесса.
Уникальность современной школьной географии проявляется в сплетении естественных и общественных ветвей знания, а картографическая составляющая сближает ее с группой информационных наук. Географическое образование обеспечивает формирование у школьников географической культуры – одной из важнейших составляющих общей культуры человека. Это единственная интеграционная учебная дисциплина, изучающая пространство, время, природу, человеческое общество в тесном сплетении между собой сразу на всех уровнях. Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников личностных результатов.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Наиболее эффективной в преподавании географии является личностно-ориентированная технология, целью которой является создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Достичь этого возможно с помощью:
использования разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
использования в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценки деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Развитию познавательной мыслительной активности на уроках географии способствует рациональная организация самостоятельной работы.
На уроках я применяю различные виды самостоятельной работы: задания, направленные на формулировку темы и задач урока, работа с текстом учебника, работа с картой, тесты, работа в парах, групповая работа.
Урок планирую так, чтобы включить каждого ученика в процесс активной мыслительной деятельности, а так же на способности применять и сохранять поставленную цель в течение всего урока.
Для того, чтобы школьники осознали себя как граждане Российской Федерации, как жители Забайкальского края на уроках географии использую разные приёмы. Например, стихотворения патриотического содержания помогают в воспитании чувства патриотизма у обучающихся. Урок в 8 классе по теме «ГП России».
Нам под ответственность дана
И вся Земля, и вся страна.
Страна просторов океанских,
Страна возможностей гигантских,
Страна Семёновых-Тяньшанских,
Страна, в которой жить, друзья,
Плохим географам нельзя! (Ефремов Ю.К.)
Откуда начинается Россия?
С Курил, Камчатки, с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, терпению, к правде, доброте.
Вот в чём звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте. (В. Боков)
Чтобы школьники имели представление о России как субъекте мирового географического пространства, организую на уроках географии в 8-11 классах обсуждение не только новостей РФ, но и тех событий, которые происходят в мире. При этом школьники всегда высказывают своё мнение и отношение к происходящим событиям. На уроках, связанных с экологией, обязательно задаю вопрос о том, что конкретно мы можем сделать для сохранения природы нашей планеты. Дети отвечают на этот вопрос и осознают, что они тоже часть природы и могут внести свой посильный вклад в улучшение состояния окружающей среды. На уроках в 6 классе, когда изучается расовый состав человечества, применяю связь с ИЗО. Учащиеся рисуют представителей разных рас, сравнивают внешние признаки и приходят к выводу, что люди разных рас отличаются только внешними признаками. Это учит детей толерантности в отношении других рас и наций. Неотъемлемой частью своих уроков географии считаю профориентационные блоки уроков. При изучении в 5-6 классе учащиеся знакомятся с профессиями геолога, археолога, океанолога, синоптика, гидролога, эколога. В 7-9 классе дети уже знают кто такие экономисты, демографы. В 10-11 классе этот список становится ещё больше: политолог, менеджер, специалисты по туризму, рекламе. По окончании среднего общего образования обучающиеся точно знают, что знания по географии им нужны практически во всех направлениях, какую бы профессию они не выбрали. География помогает в формировании правильного отношения к семейным ценностям. При изучении населения России в 9 классе и населения мира в 10 классе я предлагаю детям разыграть сценки, в которых они представляют себя в качестве многодетных или не имеющих детей родителей. При сравнении и выяснении положительных и отрицательных сторон школьники определяются с жизненными и моральными ценностями.
Форма выполнения задания может быть как устной, так и письменной. Важно разнообразить вид работы, а используемые методические приёмы зависят от уровня класса, от состояния оборудования, от навыков и способностей учащихся, характера темы. В течение урока управляю самостоятельной работой учащихся, помогаю овладеть отдельными её приёмами, оказываю помощь в случае возникновения трудностей. В своей практике также использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, исследовательский. Особое внимание уделяю тем методам, которые стимулируют активную познавательную деятельность. Умение обучающихся сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий – важное направление метапредметных результатов.
На уроках географии создаю обстановку доверия, обеспечиваю сотрудничество между обучающимися. Они с удовольствием работают над предложенными мною видами деятельности: создают презентации, проекты, пишут рефераты, доклады.
Учащиеся нашей школы ежегодно выбирают географию для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Это важный показатель того, что на уроках географии удаётся достичь личностных результатов каждого обучающегося, активизировать познавательный интерес школьников.
Формирование пространственного мышления на уроках географии.
Школьная география – это удивительный предмет. Сравнивая его с другими школьными дисциплинами, приходишь к выводу, что именно, география даёт современному школьнику пространственное представление о мире, в котором он живёт. Формирование пространственного представления о мире очень важная часть мировоззрения любого человека. Лишь география как учебный предмет обеспечивает картографическую подготовку. Понимать, читать, знать карту — эти задачи решаются только на уроках географии. Умения пользоваться картой равнозначно таким умениям, как читать и писать. Карта — это и наглядное пособие, и источник знаний. Задача учителя — научить ученика пользоваться этим источником знания. На уроках географии во всех классах неотъемлемой частью урока является использование карты. Какая бы тема не изучалась на уроке учитель не вправе употреблять понятие «где-то здесь». Все процессы, явления, факты, о которых идёт речь на уроке, должны быть привязаны к конкретному месту на карте. Например, при изучении темы «Почвы» в 8 классе, говоря об основоположнике почвоведения в России, Василии Васильевиче Докучаеве, можно показать на карте место, где он занимался своими исследованиями. Русская (Восточно-Европейская) равнина стала местом для многих открытий в географии и всегда служила природной лабораторией для многих учёных. Таких примеров можно привести очень много. Немаловажное значение имеет и изучение номенклатуры на уроках. Это не просто увлекательно и интересно, это помогает формированию у учащихся представления о том, где мы живём, в каком мире, чем одно место отличается от другого. Кроме этого, для большинства школьников, это возможность проявить себя как хорошо ориентирующегося в пространстве человека. На уроках, когда спрашиваю номенклатуру, всегда очень легко создать ситуацию успеха для любого обучающегося. Стимулирует изучение номенклатуры в 9 классе и то, что дети хотят хорошо знать родную страну. В школьной географии важное значение имеет патриотическое воспитание. Опираясь на патриотические чувства учащихся, можно добиться больших результатов. Иногда дети хорошо запоминают те или иные города, только потому, что в них живут родственники или знакомые. При изучении государственных границ нашей страны, я всегда делаю акцент на том, что мальчишки – это будущие защитники Отечества и обязаны знать ближайших соседей нашей страны. В начале урока обязательно стараюсь провести «картографическую пятиминутку», это помогает учащимся правильно настроиться на урок. Иногда просто показываю объекты, а дети их называют. Иногда, наоборот, я называю объекты, а дети показывают. Таким образом, происходит опрос учащихся на знание номенклатуры и закрепление ранее изученного материала.
На самой первой ступени в изучении географии в 5-6 классе достаточно знания материков и океанов. В этих классах дети с удовольствием ищут на карте неизвестные им географические объекты. В ходе таких поисков даю разного рода подсказки, это помогает тренировать умение ориентироваться по карте. Например, объект находится к востоку от Африки. Курс географии в 7 классе изучает географию материков и океанов. Такого большого количества географической номенклатуры нет ни в одном другом классе, поэтому в 7 класс дети должны прийти с хорошими умениями работы с картой. После изучения каждого материка ученики сдают зачёт по карте на знание номенклатуры. Если на это нет времени на уроке, использую взаимопроверку. Дети с удовольствием проверяют друг друга.
Завершает среднее географическое образование курс «Социальная и экономическая география мира» (10-11-й класс). Это основы общей физической и общей социально-экономической географии. Курс школьной географии представляет собой цепочку взаимосвязанных знаний, которые с каждым годом накапливаются и наносятся друг на друга как на каркас. Это позволяет выстроить правильное научное мировоззрение учащихся. Трудно изучать политическую карту мира в 10 классе, если учащиеся не усвоили программу за 7 класс, где изучалась география материков и океанов.
Особое место среди большого разнообразия географических карт, изучаемых на уроках географии, занимают контурные карты. Иногда, чтобы научиться работать с контурными картами, ребёнку требуется очень много времени. Учителя географии часто сталкиваются с такой проблемой. Здесь нужно большое терпение и индивидуальный подход, так как у каждого учащегося своё пространственное мышление. При заполнении контурных карт формируется грамотность учащихся, их внимательность и логика. К тому же это ещё и творческий процесс, который всегда увлекает учащихся. Работа с контурными картами должна усложняться от класса к классу. Нахождение, обозначение и подписывание объектов — основной вид работы в 6-9-х классах. В последующих классах работа должна быть творческой. Даются творческие задания: на основе контурной карты составить новую картосхему, картодиаграмму, используя учебник или дополнительные источники информации. Например, нанести на контурные карты развитие альтернативных источников энергии (Тема: «Электроэнергетика» 11 класс). Учащиеся придумывают условные обозначения для геотермальных, ветровых, приливных электростанций и обозначают их на контурной карте. Контурные карты используются с различной дидактической целью: при проверке знаний, изучении нового материала, его закреплении, обобщении и систематизации. По ним проводятся картографические диктанты. Работа с контурными картами в основном должна вестись на уроке. Дома предлагается закончить или выполнить аналогичную классной работу. Работы по контурным картам регулярно проверяются учителем
Стенная карта используется на каждом уроке, на различных его этапах. Место ученика при ответе, место учителя при объяснении — у карты. Карта должна занимать центральное место в классе. Ответ, объяснение сопровождаются показом объектов на карте. В большинстве случаев учащиеся видят карту лишь на уроке. Это отрицательное явление. Нужно вывешивать несколько карт для постоянного обозрения. В этом случае учащиеся могут проверить свои знания по карте. Постоянно вывешиваю карты разного характера. Иногда даже тематические, дети в свободное время с удовольствием их рассматривают и проверяют друг друга на знание географических объектов. Именно стенные карты являются объектом внимания у всех учащихся. Самый основной и главный вид настольных картографических пособий — учебные атласы. На уроке учащиеся видят стенную карту, дома заменяют ее картами учебного атласа. Вся работа, которая ведется со стенными картами, сопровождается синхронной работой с соответствующими картами атласа. Это обязательное условие – умение соотнести карты разных масштабов. По атласам учащиеся выполняют различные самостоятельные работы, индивидуальные задания.
В 5-11 классах был проведён опрос, предлагалось ответить на вопрос: «Чем отличается география от других школьных предметов?» Все учащиеся ответили: «Изучением карты». Многие учащиеся ответили, что им нравится предмет именно потому, что есть возможность работать с картой. География помогает и другим школьным предметам. Например, история использует навыки учащихся работать с картой. На уроках биологии называются места, где произрастают какие-либо растения или обитают животные. И только география показывает, где именно. Пространственное мышление, мне кажется, главное, чему мы должны научить детей на уроках географии.
В будущем очень хотелось бы начать пользоваться на своих уроках географии «немыми» картами. Немая карта - это контурная карта, где географические объекты обозначены цифрами. Подобные карты предназначается главным образом для самостоятельных работ учащихся по географии. Она мало пригодна для использования её при объяснении на уроках нового учебного материала. Делая надписи, отыскивая то место на карте, где надо обозначать тот или иной географический объект, учащиеся закрепляют в памяти его положение. Работа с контурной картой содействует не только запоминанию расположения географических объектов, но и пониманию их взаимосвязей. Упражнения по карте проводятся как в классе, так и дома. И это один из очень удобных способов углубления и закрепления знания карты. Немая карта может быть использована и для проверки знаний в виде проведения контрольных работ по заполнению карты. Такая форма учёта знаний отличается объективностью и определённостью. Я уверена, что это тоже хороший метод в изучении географии и формировании пространственного представления учащихся.