СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение передового опыта по теме " Игра, как первый шаг ученика к самостоятельности и развития учебной мотивации"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры необходимы не только детям младшего звена, но и среднего и старшего. Их нужно использовать в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности.

В данной работе предложены практические наработки по развитию самостоятельности и учебной мотивации у учащихся с ОВЗ через игровую деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение передового опыта по теме " Игра, как первый шаг ученика к самостоятельности и развития учебной мотивации"»

МОДУЛЬНАЯ АНКЕТА ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА


Блок №1 «Общие сведения»

    1. Адрес передового опыта:

Курганская область, Варгашинский район, поселок Варгаши, улица Кирова, 85-а

ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Варгашинская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»


    1. Сведения об авторе (авторах) передового опыта:

п/п

Ф.И.О.

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды, звания, ученые степени

1.

Веретенникова Наталья Александровна


учитель математики

высшее

15 лет

высшая

-


    1. Сведения об эксперте (экспертах):

п/п


Ф.И.О.

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды, звания, ученые степени

1.

-


Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»

2.1. Наименование темы опыта.

Игровые технологии на уроках математики и во внеурочное время как средство повышения мотивации учебной деятельности


2.2. Объект передового опыта.

ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Варгашинская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Процесс обучения математике с 5-10 класс.


2.3. Актуальность проблемы опыта.

Математика один из самых сложных предметов в общеобразовательных школах, и, особенно, считается трудным и в тоже время одним из главных в (специальных) коррекционных школах 8 вида.

По нашему мнению тема «Игровые технологии на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации учебной деятельности» является актуальной в рамках учебного процесса детей с интеллектуальными нарушениями по ряду причин:

  1. Детям с умственной отсталостью характерно недоразвитие познавательных процессов. Их опыт крайне беден. Они имеют неполное, иногда искаженное представление об окружающей действительности. Новый материал усваивается только после многочисленных повторений.

  2. Восприятие часто страдает из-за снижения слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в случае сохранности анализаторов нарушена обобщенность восприятия. Восприятие характеризуется замедленным темпом. Из-за умственного недоразвития с трудом выделяют главное, не понимают внутренних связей между частями, персонажами. Восприятие недостаточно дифференцировано. Нарушена избирательность восприятия. Поэтому снижается возможность дальнейшего понимания материала.

  3. Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны. Абстрактное мышление не развивается вообще, дети остаются на уровне конкретных понятий. Понятия чаще обобщают несущественные признаки предметов и явлений. Большую трудность представляет понимание отвлеченных связей, не основывающихся на непосредственном восприятии, а также последовательности событий. Дети не понимают причинно-следственных связей между предметами и явлениями, им доступно лишь понимание связей между явлениями, основанное на наглядном опыте. Слабость логического мышления проявляется в низком уровне развития обобщения и сравнения предметов и явлений по существенным признакам.

  4. Особенность памяти умственно отсталых детей - эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за ее общей слабости. Представления характеризуются недифференцированностью.

  5. Воображение отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью из-за бедности жизненного опыта, несовершенства мыслительных операций.

  6. Страдают все стороны речи - фонетическая, лексическая, грамматическая, семантическая. Активный словарь гораздо беднее пассивного. Снижена потребность в речевом общении.

  7. Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью. В основном недоразвито произвольное внимание, хотя страдает и непроизвольное. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолеть, а, как правило, бросают работу. Если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания. Дети не могут сосредоточиться на каком-то одном объекте или виде деятельности.

  8. Эмоции недоразвиты: нет оттенков переживаний. Эмоции неустойчивы. Переживания неглубокие, поверхностные. Для умственно отсталых детей актуальны лишь непосредственные переживания, они часто не могут оценить возможные последствия тех или иных событий и поступков. Для эмоций, так же как и для мышления, характерна инертность и недостаточная переключаемость.

  9. Волевая сфера характеризуется слабостью собственных намерений, побуждений, большой внушаемостью. В работе умственно отсталые дети предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий. В деятельности часто наблюдается подражание, импульсивные поступки, неумение подавлять непосредственные влечения. Отсутствует самостоятельность, целеустремленность, инициативность. Из-за непосильности требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

  10. Интересы, потребности и мотивы поведения примитивны, преобладающими среди них являются элементарные органические потребности (сон, еда, сексуальные потребности) в связи со сниженной контролирующей функцией головного мозга с годами их побудительная сила увеличивается. Общая активность снижена. Затруднено формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми. Отсутствует гибкость, поведение стереотипное, шаблонное. С трудом формируются абстрактные понятия добра и зла, чувство долга, способность к самоконтролю и прогнозированию последствий своих поступков. Развитие способностей и компенсирующих возможностей ограничено. Самосознание характеризуется некритичностью к своим и чужим поступкам, неадекватной самооценкой и неадекватным уровнем притязаний.

  11. У детей не сформированы навыки учебной деятельности. Недоразвита целенаправленная деятельность, имеются трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Мотивация характеризуется неустойчивостью, скудостью, ситуативностью. Умственно отсталые дети приступают к работе без предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью в результате в ходе работы часто уходят от правильно начатого выполнения действий. При этом они соскальзывают на действия, производимые раньше, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности. Дети не соотносят получаемый результат с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение. Они не критичны к своей работе.

Поэтому, считаем, что немаловажную роль в урочной и внеурочной деятельности по математике необходимо определить игровым технологиям, которые  включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

              В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком

- четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью, и как следствие, способствуют повышению учебной мотивации, создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся. В педагогических играх заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе таких игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира; развивается детская наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение,   способствуют углублению теоретических знаний, самоопределению в мире увлечений и профессий, организации свободного времени, общению со сверстниками, приобретению новых знаний, умений и навыков, формированию адекватной самооценки, развитию волевых качеств, контролю знаний, мотивации учебной деятельности.

Выше сказанное подтверждает необходимость использования в педагогической практике игровых технологий.

Ценность педагогической игры определяется не потому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а учитывается, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к каждому ученику.   Собрать, накопить игровой материал – это ещё не главное. Главным является умелое применение педагогических игр на уроке. Игра не должна быть искусственно притянутой к той или иной теме урока, она должна естественно вплетаться в урок, в изучение программного материала.

2.4. Условия функционирования опыта.

  1. Изучение методической литературы по теме и опыта работы других педагогов.

  2. Методический опыт учителя по использованию игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности по математике.

  3. Прохождение курсов повышения квалификации на базе ГАУДПО ИРОСТ по теме «Инновационные тенденции в системе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития в условиях реализации ФГОС».

  4. Использование традиционных и нетрадиционных игровых технологий в учебном процессе и в процессе проведения тематических недель по математике, направленных на повышение учебной мотивации к предмету.

  5. Материально-техническая база школы и оборудование учебного кабинета. Наличие материалов на печатной основе, аппаратного обеспечения (компьютеры, сеть интернет, цифровой фотоаппарат, DVD плейер, принтер, сканер, видеокамера, видеооборудование), программного обеспечения (программы обработки изображений, текстовые редакторы, мультимедийные системы и т. д.).





Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»

3.1. Описание сущности опыта.

Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. Одной из главных целей образования  является повышение педагогического мастерства преподавателя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. В моём понимании технология – это символ упорядоченности, логичности, целенаправленности, ясности целей и средств – основа педагогических действий, направленных на всестороннее развитие личности учащегося.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, процесс обучения математики можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. Особое значение математики в умственном воспитании и развитии отметил ещё в XVIII в. М. В. Ломоносов: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Но сама по себе математика ум учащегося в порядок не приводит. Всё зависит от ориентации обучения, способа преподавания. И ни одна другая дисциплина не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности.

Умственные нагрузки на уроках математики заставляют задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.

На начало педагогического опыта были поставлены задачи по изучению данной темы, которые основывались на результатах анкетирования учеников и определены их стартовые показатели по успеваемости и познавательной активности. ( Приложение 1)

Из результатов опроса и диагностики данных по предмету была определена проблема:

трудности в понимании и усвоении учащимися материала на каждом этапе урока по предмету.

Для решения данной проблемы был определен ряд задач:

  1. Подобрать и изучить литературу по данной теме.

  2. Посетить уроки педагогов-предметников школы и математиков, работающих по изучаемой проблеме.

  3. Определить классификацию игровых технологий, особенности каждого вида, их структуру.

  4. Подобрать и апробировать тематические игры.

  5. Оценить эффективность использования игровых технологий (ученики, педагоги, самонаблюдения)

  6. Разработать план тематической недели по математике с привлечением педагогов-предметников, учитывая межпредметные связи, реализовать его на практике.

  7. Внедрять элементы игровых технологий на каждом этапе урока и во внеурочной деятельности.

  8. Создать каталог педагогических игр в помощь учителю математики.

                                В структуру педагогической игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

                  В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

-   в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (игра типа « Я – учитель», дающая возможность ребенку самостоятельно объяснить новый материал по подобию);

-   как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии (игра типа « Магазин распродаж» по теме « Решение задач с мерами стоимости»;

-   в качестве урока (занятия) (типа урока-путешествия) или его части (введения, например, прием « Минутка внимания», объяснения, например, прием типа « Зеркало» дающий возможность повторять последовательность построения параллелепипеда, при закреплении , например, игра типа « Ты-мне, я-тебе», в которой дети задают по пройденному материалу друг другу вопросы, упражнения контроля, например , «Свободное окно»: вставить недостающие данные в краткую запись задачи и решить её);

-   как технологии внеклассной работы (медиоигры типа «Турнир смекалистых», «Час ребусов» и др.).

     Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.             Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

            Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные) – например, игра « Копирка»: ученики должны как можно точнее скопировать выполнение тех или иных чертежных действий, интеллектуальные (умственные), например, игра «Математические ребусы», трудовые, например: игровые приемы на расчет стоимости зарплаты, определения премии; социальные например, игра «Продуктовая корзина»: выбрать необходимые продукты на неделю на определенную сумму и психологические, например, игра «Воздушные шары»: решить примеры на шариках и составить воздушную композицию.

               По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие, например тесты –онлайн;

б) познавательные, например, игра типа «Что? Где? Когда?», воспитательные например, занятие типа «Великие открытия», развивающие, например игра типа « Математическое лото»,

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, например, « Диалог цифр», диагностические, например, упражнение типа «Математическая змейка» -решить ряд примеров по определенной теме, профориентационные, например, задания типа « Взрослые задачки», психотехнические и др.

              Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, например игра « Математическое домино», сюжетные, например, игра « Банк», ролевые, например игра «Магазин», деловые, например, игра « Мой выбор», имитационные и игры-драматизации, например, постановка математической сказки и выступление на школьной линейке.

По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.   

 И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами, например, геометрическая игра « Кошкин дом» и без предметов «Математический бой», настольные, например, «Математическое домино», комнатные, например игра « Путешествие в страну Вычисляндию», уличные, например, игра по станциям « Математические острова», на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

По организационным формам: все формы.

По подходу к ребенку: свободное воспитание.

По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.

По направлению модернизации: активизация.

По категории обучаемых: массовая, вовлечение в игровую деятельность детей разных классов, групп.

 

Все педагогические игры имеют спектр целевых ориентаций:

•   Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

•   Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .

•   Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Включая даже элементы игровых технологий в педагогическую деятельность необходимо учитывать их особенности.           Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности

(младший школьный возраст - учебная деятельность, средний -общественно полезная,

старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.   В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.               Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

         Особое место отводится деловой игре.    Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.            В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.

           Считаем, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении. Использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаем игровой момент «Отгадай тему урока», при устном счете:- математический лабиринт,- магические квадраты,- элементы судоку,

- кроссворды,- ребусы,- головоломки и др.

При закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же разработаны викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Итогом любой игры является этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Говоря о внеурочной игровой деятельности, необходимо остановиться на особенностях проведения тематической недели по математике с целью наибольшего охвата учеников

разных классов, с привлечением классных руководителей и учителей-предметников.

Цель проведения тематической недели математики-создание условий для развития интереса учащихся к  математике и информатике была достигнута при решении ряда педагогических задач:

      • активизации деятельности обучающихся;

      • развития познавательных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности;

      • воспитание культуры коллективного общения.

Все запланированные мероприятия проводятся согласно утвержденного плана (Приложение 2). Каждый день недели имеет свою направленность: историческую, занимательную, прикладную, конкурсную. Все конкурсы и задания предлагаются ученикам с учетом их возрастных и психологических особенностей. В течение недели на уроках математики освещаются исторические сведения, активно используются задания занимательного характера, ряд уроков - задания с практическим применением полученных знаний. Во всех классах проводятся конкурсы на знатока по математике. В рамках математической недели обязателен конкурс по ИКТ « Своя игра». По завершению конкурса оформляется выставка компьютерных работ победителей.

В план работы тематической недели включаются педагоги- предметники. Для них определяется блок заданий познавательного и соревновательного характера:

  • познавательный десант «Флора и фауна в числах» на уроках географии и биологии;

  • конкурс ребусов и шарад « Буквы и числа» на уроках чтения;

  • математический блиц- опрос «Экономика должна быть экономной» -на уроке экономики;

  • математическая минутка чистописания « Числовой ряд» на уроках русского языка;

  • математические минутки « Великие даты» на уроках истории;

  • конкурс мастеровых « Точный расчет» на уроках ПТО;

  • конкурс « Задачки из жизни» на уроках СБО.

Для ребят начальных классов на переменах организуется « Математическая игровая площадка». Группа старшеклассников проводит математические подвижные игры для учеников 1-4 классов.

Каждый день ученики получают математические задания по математической почте Снеговика: разгадать ребусы, определить фамилии великих математиков, найти и определить время на иллюстрациях «Часы», которые развешаны по коридорам школы, начертить геометрические фигуры, записать их название.

Для повышения активности и стимулирования познавательной деятельности используется игра «Математические баксики», в результате которой ученики накапливают баллы. В завершении недели ученики могут использовать их на «Математическом аукционе нужных вещей». Также в рамках математической недели проходит шашечный турнир между группами.

Дополнительно оформляются общешкольные выставки: геометрических поделок из бросового материала « Забавные животные», «Лучшая тетрадь по математике», аппликаций « Новогодняя геометрия».

На протяжении всей недели в проведении мероприятий участвует инициативная группа учеников старших классов с целью поддержания интереса к точным наукам, развития самостоятельности и организационных способностей. Так же в игровую деятельность вовлечены ученики с низкой учебной мотивацией. Обязательное условие любой игры номинация данных учеников. Н-р, лучший болельщик, генератор идей, самый внимательный.

В план недели обязательно включается несколько общешкольных мероприятий, одно из которых, определено сплочению детского и педагогического коллектива через решение математических заданий, например, конкурс «Математическая уха»: задания « пойманные» на удочку выполняют и взрослые и дети; настольная игра с элементами подвижных заданий « Математическое таро», за основу взята детская игра « Фалаут», переработана и адоптирована мною для детей с интеллектуальными отклонениями. Форма проведения таких мероприятий носит познавательно- развлекательный характер. Включаются не только задания для конкурсантов, но и для болельщиков, с учетом возраста и возможностей. В составе жюри не только взрослые, но и дети, право голоса имеют болельщики.

Неделя заканчивается математической линейкой, на которой подводятся итоги, награждаются победители.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. Как мы не раз отмечали, игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. Известный педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что « игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».














    1. Результативность опыта. Адреса внедрения опыта.

На данном этапе работы можно говорить только о промежуточных результатах, которые отражают положительную динамику использования игровых технологий на уроках математики:

  1. Повторно проведено анкетирование учеников.



Вопрос анкеты

Результаты (человек)

Октябрь 2014 года

Май 2015 года

  1. С желанием ли ты ходишь на уроки математики?

Да-7, нет-5, не знаю-6

Да-9, нет-1, не знаю-8

  1. В какое время урока ты испытываешь затруднения (устный счет, решение задач, самостоятельная работа, домашнее задание)?

устный счет-6,

решение задач-13, самостоятельная работа-11, домашнее задание-14

устный счет-4,

решение задач-8, самостоятельная работа-9,

домашнее задание-10

  1. Нравятся ли тебе игровые моменты на уроках математики?

Да-7, нет-4, не знаю-7

Да-9, нет-1, не знаю-8

  1. После игровых заданий легче тебе усваивать новый материал?

Да-7, нет-4, не знаю-7

Да-9, нет-1, не знаю-8

  1. Хотел бы ты, чтобы игровые задания были на других уроках?

Да-7, нет-4, не знаю-7

Да-10, нет-2, не знаю-6

Всего участников анкетирования 18 человек (5-9 классы)

  1. Проведен сравнительный анализ успеваемости.

Гистограмма « Успеваемость по математике: начальные и промежуточные результаты»





  1. Определен процент участия учеников во внеклассной деятельности по математике.



















В результате анализа проведенного опыта можно сделать вывод, у ребят  повысился интерес к предмету  математике.  Это выразилось в том, что дети принимают активное участие при подготовке и проведении уроков в игровой форме, при подготовке и проведении недели математики, во внеклассной работе по математике.

      Игры необходимы не только для детей начального звена, но среднего и старшего, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования.

Знание видов и требований математической игры позволяет не только развлечь учеников, но и заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету. Повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности; способствовать возникновению интереса у большинства учеников; организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.

Только сбалансированное применение всех технологий позволит активизировать познавательный интерес учащихся, развивать их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности.


Адреса внедрения опыта.


  1. Проведение практикума « Педагогическая мозаика» в рамках МО старших классов по данной теме.

  2. Разработать план тематической недели по математике с привлечением педагогов-предметников, учитывая межпредметные связи, реализовать его на практике

  3. Публикация статей в районных печатных изданиях газеты « Маяк»

  4. Участие в школьном конкурсе методических разработок

  5. Презентация мастер- класса « Копейка рубль бережет» на базе ГАУДПО ИРОСТ (Приложение 3)

  6. Трансляция опыта работы по математике «Решение задач с мерами стоимости» в 10 классе в рамках работы региональной стажировочной площадки по теме «Психолого-педагогическое содействие успешной социализации детей с ОВЗ в замещающей семье», публикация конспекта данного занятия в сборнике ИРОСТ

  7. Проведение мастер-класса математической направленности для детей «Радуга детства» на областном фестивале « Мы – вместе».

  8. Создание методического сборника « Использование игровых технологий на уроках математики».

  9. Освещение педагогического опыта на сайте школы.

 




                                                                                                             

Приложение 1


Вопросы анкеты


  1. С желанием ли ты ходишь на уроки математики? Почему?

  2. В какое время урока ты испытываешь затруднения? (устный счет, решение задач, самостоятельная работа, домашнее задание)

  3. Нравятся ли тебе игровые моменты на уроках математики?

  4. После игровых заданий легче тебе усваивать новый материал?

  5. Хотел бы ты, чтобы игровые задания были на других уроках?



























Приложение 2



План проведения «Недели математики» в школе.

Цель: создание условий для развития интереса учащихся к  математике и информатике.

Задачи:

  1. Активизация деятельности обучающихся.

  2. Развитие познавательных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.

  3. Воспитание культуры коллективного общения.


План проведения недели математики в школе

                                                                                          с 1.02 по 6.02 2016 года

Время проведения

Содержание работы

Ответственные за проведение

ДЕНЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ МАТЕМАТИКИ

1.02

  • Открытие недели

  • Исторические сведения на уроках математики в 5-10классах

(5 минут на уроке).

  • Конкурс мастеровых «Семь раз отмерь, один раз отрежь» в 5,7,9 классах


  • Урок-игра « Математика и МЫ» в 5 классе

  • В течение дня « Математическая почта» - по классам


Учителя математики




Попова Т.Н.,

Тайболин Е.А.

Веретенникова Н.А

Веретенникова Н.А



ДЕНЬ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ

2.02.

  • Задания занимательного характера на уроках математики в 5 –9 классах

  • Конкурс мастеровых « Точный расчет» в 6 и 8 классах

  •   Математическая викторина.  в 7 и 9 классах

  • На большой перемене после 2 урока «Математическая игровая площадка для малышей» (проводят ученики 8,9,10 классов)

  • В течение дня « Математическая почта» - по классам

  • Конкурс компьютерной графики « Валентинка» в 9 классе

  • Конкурс ребусов и шарад « Буквы и числа» в 5 и 6 классах

  • Урок СБО « Задачки из жизни» в 8 классе

  • Математическая минутка чистописания

« Числовой ряд» в 9 классе

Учителя математики


Мелешкина Л.П.


Веретенникова Н.А


Веретенникова Н.А




Кузнецова А. М.


Юдина Т.П.


Юдина Т.П.


Южакова С.В.


ДЕНЬ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ

3.02

  • Уроки математики в 5- 10 классах с практическим применением полученных знаний

  • Математические минутки « Великие даты» на уроках истории в 7,8,9 классах

  • Урок-путешествие « Занимательная математика» во 2 и 4 классах

  • На большой перемене после 2 урока «Математическая ярмарка загадок для начальных классов» (проводят ученики 8-10 классов)

  • В течение дня « Математическая почта» - по классам

  • Общешкольная геометрическая выставка

  • «Забавные животные» (коллективные и индивидуальные геометрические поделки из бросового материала )

  • Урок ИКТ « Веселая информатика» в 6 классе


  • Математическая минутка чистописания

    • « Числовой ряд» в 8 и 10 классах

  • Познавательный десант «Флора и фауна в числах» в 6 и 9 классах

  • Математический турнир « Деньги любят счет» в 10 классе

Учителя математики


Могильникова Л.П.


Петрова Е.Б.


Веретенникова Н.А.





Классные руководители



Кузнецова А. М.

Южакова С.В.


Ковтун Т.А.


Веретенникова Н.А.


ДЕНЬ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СОСТЯЗАНИЙ

4.02


  • Математическая викторина « Самый умный» в 8 классе.

  • Математический спарринг « Ты-мне, я –тебе» в 6 классе


  • Конкурс ребусов и шарад « Буквы и числа» в 7, 8 и 9 классах

  • Общешкольная выставка « Лучшая тетрадь по математике»

  • В течение дня « Математическая почта» - по классам


  • Математическая игра « Числовая полянка» - 1 класс


  • Познавательный десант «Флора и фауна в числах» в 8 классе

Шакова О.В.

Веретенникова Н.А.



Могильникова Л.П.

Южакова С.В.

Учителя математики




Кузнецова А. М.

Ковтун Т.А.



ДЕНЬ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАБАВ

5.02

  • Общешкольный конкурс между педагогами и учениками

  • « Математическое таро»

  • Математический блиц- опрос « Экономика должна быть экономной» - 10 класс

  • Конкурс мастеровых « Точный расчет» в 10 классах




  • Урок СБО « Задачки из жизни» в 5 и 6 классах


  • Познавательный десант «Флора и фауна в числах» в 5 и 7 классах


  • Общешкольный турнир смекалистых (в 16.00)


Веретенникова Н.А.


Могильникова Л.П

Попова Т.Н.

Тайболин Е.А.

Юдина Т.П.


Юдина Т.П.



Ковтун Т.А.



Чернышова Н.П.,

библиотекарь

ДЕНЬ ЗАКРЫТИЯ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ

6.02

  • Конкурс компьютерной графики « Валентинка» в 7 и 8 классах

  • Урок ИКТ « Веселая информатика» в 6 классе

  • Индивидуальная выставка работ по информатике в 9 классе

  • Конкурс ребусов и шарад « Буквы и числа» в 10 классе

  • Урок СБО « Задачки из жизни» в 9классе



  • Общешкольный «Математический аукцион»

  • Подведение итогов недели математики на общешкольной линейке


Кузнецова А. М.



Южакова С.В.

Юдина Т.П.



Веретенникова Н.А


Общешкольные мероприятия

  1. « Шашечный турнир» по группам в течение недели -ответственная Козина Т.А.

  • Общешкольная геометрическая выставка «Забавные животные»

(коллективные и индивидуальные геометрические поделки из бросового материала) ответственная Веретенникова Н.А.

  • С 1-4 классы

  • С 5-10 классы

  1. Общешкольная выставка « Лучшая тетрадь по математике» -ответственная Веретенникова Н.А


  • С 1-4 классы

  • С 5-10 классы

  1. Общешкольный конкурс между педагогами и учениками « Математическое таро»- ответственная Веретенникова Н.А

  2. Общешкольный «Математический аукцион» - ответственная Веретенникова Н.А

Общешкольный турнир смекалистых (в 16.00) Чернышова Н.П., библиотекарь



Приложение 3


ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Варгашинская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»







Мастер-класс

« Копейка рубль бережет»



Тема: « Решение задач с мерами стоимости»



Класс: 10



Возраст: 15-16 лет



Ф.И.О., должность, категория: Веретенникова Наталья Александровна, учитель математики, высшая категория











Паспорт


Степень авторства: автор

Адресат: 10 класс, подростки 15-16 лет

Цели и задачи разработки мероприятия:

Цель: Совершенствование ЗУН при решении задач с мерами стоимости.


Задачи:

1.1. Формировать у учащихся понятия « Копейка, рубль».

1.2. Совершенствовать умения решать примеры и задачи с мерами стоимости с целью дальнейшего применения их в

жизненных ситуациях.

1.3. Закреплять практические умения и вычислительные навыки нахождения процентов от числа с помощью

калькулятора.

1.4. Отрабатывать на практике способы размена купюр на более мелкие и перевода больших мер стоимости в мелкие и

наоборот.

2.1. Развивать мыслительные процессы на основе анализа, сравнения и установления причинно-следственных связей.

2.2. Расширять кругозор учащихся в области семейной экономики.

3.1. Воспитывать бережное отношение к деньгам.

3.2. Способствовать формированию социальной компетенции у учащихся на уроках математики с вовлечением в

практическую деятельность родителей.

3.3. Содействовать сознанию и пониманию актуальности вопроса в современной жизни.

Используемые методы и приемы:

Методы: словесные, наглядные, практические; интерактивные методы обучения (мозговой штурм, деловая игра, деловая корзина, обсуждение вполголоса, « Думай и слушай», «Учебное сотрудничество», « Проблемная ситуация»)



Приемы: организационные, структуризации учебного материала, применения дидактических средств, активизации УПД ( проблемный вопрос, занимательные задания, организация обсуждения, организация игровых моментов, создание ситуации успеха).



Необходимое оборудование и средства обучения:

Презентация по теме, видеомонтаж «Хозяйственный магазин», музыкальное сопровождение для физминутки и рефлексии «Позитив»; раздаточный материал: банкноты разного достоинства, карточки-задания, монеты « На удачу!», монеты «Качества личности», монеты «Оценка»; дидактический материал: «Копилки», «Кошельки», корзина, хозяйственные товары с ценниками; калькуляторы, расчетные листы, ручки.



Продолжительность: 45 минут


Планируемые результаты:

Достичь поставленной цели.

Выполнить поставленные задачи

Научить учащихся использовать знания в новых ситуациях, в жизни

Способствовать саморазвитию, самообучению, самообразованию





Ход занятия:


Этап занятия

Содержание этапа

Деятельность учеников

Примечание

1.

Организационный момент

Приветствие учеников

Звучит музыка

-Дорогие ребята, сегодня в начале урока хочется вам подарить монетки на удачу, чтобы удача сопутствовала вам на занятии.

-В старину считалось, если хранить эту монетку на кухне под скатертью на столе, то в доме будет удача и богатство.


Слушают педагога

Слайд 1

Музыка «Монетки»

2.

Сообщение темы и целей урока

Наш урок будет посвящен решению задач с мерами стоимости, мы будем учиться экономить деньги при совершении покупок и собирать наши сэкономленные деньги в копилку.

Расшифруете пословицу-ребус.

« Копейка рубль бережет»

- Как вы понимаете эту пословицу?


Слушают педагога

Разгадывают ребус.

Объясняют смысл пословицы.

Слайд 2

Ребус-пословица « Копейка рубль бережет»


3.

Вводная беседа

-Люди еще издавна считали, что в достатке живет тот человек, который умеет экономить. В связи с этим в разное время появлялись разные пословицы о бережном отношении к деньгам.

-Прочитайте пословицы на экране.

-Что общего в этих пословицах? О чем они? (о бережном отношении к деньгам)

-Скоро вы выйдите из стен школы и будете самостоятельно распоряжаться своими финансами. Сегодня на нашем занятии мы постараемся создать ситуации приближенные к жизненным, чтобы вы увидели, что деньги можно тратить « с умом» и при этом экономить.

- Где чаще всего мы тратим деньги? (в магазине)

- Какие магазины вы знаете? (продуктовый, промышленный, галантерея, рынок, универсам, универмаг, специализированные магазины)

- Мы с вами будем совершать покупки в разных магазинах. Для этого вам необходимо будет объединиться в одну семью и посетить три торговых точки:

  • Продуктовый магазин

  • Хозяйственный магазин

  • Специализированный магазин « Одежда»

- Вместе с вами за покупками пойдут те взрослые, которые получили монетку с надписью друг семьи. Это будут ваши помощники в трудную минуту, которые имеют право делать незначительные подсказки при работе.




Читают пословицы.

Объясняют общий смысл пословиц.







Отвечают на вопросы





Слушают учителя

Слайд3

« Без копейки, рубля не бывает!»

« Береги хлеб в углу, а деньги- в узлу!

« Деньги любят счет!»

« Кто деньги бережет, тот без долга живет!»



4.

Подготовительная работа




















  • Словарная работа

-Для начала мы еще раз вспомнить меры стоимости. Назовите их. ( Рубль, копейка)

- Назовите соотношение рубля и копейки (1 рубль= 100копеек)

-Давайте вспомним достоинство бумажных купюр и монет,их размен

Для этого вам необходимо назвать все предложенные купюры


Задание № 1:

Разменяйте 5000 рублей более мелкими купюрами

1 000 рублей

500 рублей

100 рублей

Задание № 2

- Найдите правильное соотношение крупных меры стоимости в одном столбике с мелкими мерами стоимости в другом столбике.

-Выполните проверку. Сравните свои ответы с ответами на экране.


- Прежде чем вы приступите к выполнению практических заданий, вам необходимо будет обратить внимание наряд слов, которые будут встречаться:

  • Денежные купюры- это деньги

  • Покупатель- это человек, который приобретает товар или услугу

  • Цена- это количество денег, за которые согласен продать продавец единицу товара

  • Стоимость- это затраты на приобретение товара

  • Акция - рекламное мероприятие для привлечения покупателей в магазин

  • Розничная торговля- это продажа товара небольшим количеством, штучно

  • Оптовая продажа- продажа большим количеством товара


Отвечают на вопросы







Разменивают одни купюры на другие





Находят соотношение мер стоимости

Выполняют проверку


Слушают учителя

Слайд4

« Рубль и копейка»

Слайд 5

« Соотношение мер стоимости

1 р.= 100 к.»



Купюры разного достоинства





Слайд 6

Ответы к заданию « Найди пару»



Слайд 7

Словарь покупателя

5

Практическая работа


























Физминутка

- Еще раз напоминаю задание: вам необходимо будет всей семьей сходить в магазины и купить необходимый товар, решив при этом ряд задач, которые находятся в « Кошельках». Условие: вам необходимо сэкономить как можно больше денег. Сэкономленные деньги вы складываете в нашу копилку. При расчетах вы можете использовать калькулятор.


1 магазин « Продуктовый»

Задача № 1

1 кг говядины стоит 350 рублей, а 1 кг куриного мяса стоит 110 рублей. На сколько рублей дешевле стоит 1 кг куриного мяса, чем 1 кг говядины? Сколько сэкономит семья, купив куриное мясо, если ей необходимо в месяц 4 кг мяса?

Задача № 2

Что выгоднее купить: 1 кг вареной колбасы « Русская» по цене 280 рублей или 1 упаковку колбасной нарезки « Русская» массой 500 гр по цене 200 рублей? На сколько рублей выгоднее?

-Подведем итог: в продуктовом магазине мы смогли сэкономить 960 рублей и 120 рублей. Всего 1080 рублей.



Советы:- Помните несколько правил экономии в продуктовых магазинах:

1. Заранее составляйте список необходимых продуктов.

2. Продукты покупайте после сравнения цен и качества продукта.

3. Основные продукты старайтесь закупать 1 раз в неделю.


- Мы с вами отправляемся в другой магазин, но не просто, а под музыку вместе со взрослыми.

Звучит музыка

-Попрошу всех в классе встать

Деньги быстро показать.

Вверх подкинуть, потянуться.

Влево, вправо повернуться.

Мелочь из кармана взять

И на счастье разбросать.

А теперь всем ровно встать

Монетки с пола подобрать

Их в карманы положить

Экономно будем жить!



2 магазин « Хозяйственные товары»

- Что это за магазин?

(это специализированный магазин, где продают товары, которые нужны по ведению хозяйства, дома)

Задача № 1

Видеовопрос:

( учитель СБО)

В хозяйственном магазине среда- день скидок ( 20 % от стоимости всей покупки), при условии, что вся покупка будет на сумму не менее 300 рублей

Задание: подберите хозяйственный товар необходимый вашей семье. Рассчитайте скидку на приобретенный товар. Сэкономленные деньги- ваши деньги. Желаю удачи!



Задача № 2

В хозяйственном магазине « Хозяюшка»- акция « Два товара по цене одного».

Вопрос:

  • На сколько экономнее купить 2 пачки порошка по акции, если 1 пачка стоит 120 рублей?

  • На сколько экономнее купить две бутылки моющего средства, если 1 бутылка стоит 75 рублей.

-Подведем итог: в хозяйственном магазине мы смогли сэкономить 60 рублей,120 рублей,70 рублей. Всего 250 рублей.

Советы:

  • Товар в хозяйственных магазинах лучше покупать впрок.

  • Чаще узнавайте об акциях и днях со скидкой.



3 магазин «Одежда»

- Что можно приобрести в таком магазине? (вещи и обувь)

В некоторых таких магазинах можно приобрести товар по ценам мелкого опта.

Мелким оптом продают те вещи, которые часто приходится дома использовать или менять в течение недели.

- Какие вещи мы меняем каждый день? (носки, колготки, носовые платки)

Задача № 1

В магазине мама приобрела носки мелким оптом по цене 300 рублей за 10 шт. Сколько сэкономила мама, если 1 пара таких же носков в розницу стоит 50 рублей?



Задача № 2

На магазине продавец вывесил рекламу о снижении цен во время сезонной распродажи. Вычислите скидку на товар:

Плащ цена 2600 р. Скидка 50%

Мужская куртка цена 4000 р. Скидка 25%

-Подведем итог: в специализированном магазине

« Одежда» мы смогли сэкономить 200 р., 1 300р., 1 000 р. Всего: 2 500 рублей.

Советы:

  1. Товары по оптовым ценам покупать выгоднее, чем в розницу

  2. Крупные вещевые покупки старайтесь делать во время сезонных распродаж. Это время хороших скидок.

Всего наша семья сэкономила в 3 магазинах 3 830 рублей

Мы с вами посетили только три магазина. А какие еще существуют магазины в Варгашах?

Вы успешно справились с заданием. Познавательный бонус « Из истории русской копеечки»



-На что может потратить семья сэкономленные деньги?

Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы уметь экономить деньги?

- Выберите эти качества? (написаны на монетках)

- Давайте соберем их в одну копилку. Ведь жизненный опыт человека тоже напоминает копилку, в которую он копит как монетки хорошие и нужные качества. В данном случае это.

  • Экономный

  • Расчетливый

  • Хозяйственный

  • Бережливый

Если человек обладает этими качествами, то он может экономно тратить и копить деньги.











Работа на 1 торговой точке:

-рассуждают

-решают задачи

- рассчитывают экономию


Сэкономленные деньги прикрепляют к копилке



Подводят итог
























Работа на 2 торговой точке:

-рассуждают

-решают задачи

- рассчитывают экономию



-подбирают хозяйственный товар







Сэкономленные деньги прикрепляют к копилке





Подводят итог











Работа на 3торговой точке:

-рассуждают

-решают задачи

- рассчитывают экономию















Сэкономленные деньги прикрепляют к копилке













Считают и отвечают на вопросы

Просмотр медиоматериала


Рассуждают. Собирают монетки в копилку








Слайд 8


Задача № 1



Слайд 9

Задача № 2





Слайд 10

Итог



Копилка и купюры


Слайд 11

Советы


Слайд 12

Физминутка

















Слайд 13

Видеовопрос


Полки с хозяйственным товаром и ценами



Слайд 14


Задача № 1






Слайд № 15

Задача № 2






Слайд 16

Итог



Копилка и купюры


Слайд 17

Советы



Слайд 18


Задача № 1







Слайд 19

Задача № 2





Слайд 20

Итог

Копилка и купюры

Слайд 21

Советы


Слайд 22

Общий итог


Слайды 23-28

« Из истории русской копеечки»







Копилка человеческих качеств





6.

Закрепление

















- Вспомните тему нашего урока.

Давайте сделаем общий вывод и подведем итог нашего:





Я начинаю читать правило экономного покупателя, а вы продолжаете:

  1. Перед посещением магазина составьте (список товаров)

  2. Продукты покупают после сравнения (цен и качества товара)

  3. Основные продукты старайтесь закупать (1 раз в неделю)

  4. Товар в хозяйственных магазинах лучше покупать (впрок).

  5. Чаще узнавайте об акциях и днях со скидкой.

  6. Товары по оптовым ценам покупать выгоднее, чем (в розницу)

  7. Крупные вещевые покупки старайтесь делать во время (сезонных распродаж).

Совет учителя математики

  1. Внимательно выполнять расчеты скидок и находить стоимость товара. Уверена, что умения и навыки, которые вы получили сегодня вам пригодятся в жизни: и решение задач на нахождение % от числа, и перевод одних мер стоимости в другие, и выполнение расчетов на калькуляторе.

- Чтобы вы не забыли эти правила, я вам дарю вот такие буклеты.


Отвечают на вопросы

Дополняют правила экономного покупателя



















Буклеты

« Правила экономного покупателя»









7

Домашнее задание

- Домашнее задание: необходимо посетить продуктовые магазины в поселке и узнать, какие акции проводятся в них для привлечения покупателей.


Слушают задание


8

Итог урока. Оценка деятельности учеников





Рефлексия.


- Благодарю всех за работу. Желаю, чтобы вы все обладали качествами экономных покупателей. Всегда в вашем доме был достаток!

Если бы у меня была возможность оплатить ваш труд на занятии с учетом что 1 бал равен 100 рублям, то я бы заплатила (озвучиваю оценки за работу).

- В начале урока каждый из вас получил монетку на удачу. А мне бы тоже хотелось от вас получить монетки, но не простые. Я попрошу вас оценить мою работу монетками, которые вы прикрепите к копилке учителя. Прикрепляете 5 копеек, если понравилось занятие, 3 копейки, если занятие считаете обычным, 2 копейки- занятие было трудным и непонятным для вас.

Спасибо за занятие.

Будьте здоровы!

Живите богато!

Прикрепляют монетки к копилке учителя.

Копилка учителя











Слайд 29

« Будьте здоровы!

Живите богаты!»




 

 













Заключение



 В условиях современного мира особое  значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо это проблема  стоит перед детьми  с ограниченными возможностями здоровья, детьми, которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести  определенные ценности и нормы поведения необходимые для комфортного  существования в социуме.

 Одним из условий успешной социализации детей с нарушением интеллекта является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь». Следует также отметить, что развитие личности и познавательной деятельности  детей с нарушением интеллекта отличается от развития здоровых детей и имеет свои психологические особенности, которые нужно учитывать.

В связи с этим процесс социализации детей необходимо начинать уже в школе, где дети помимо учебных  знаний получают навыки общения,  сотрудничества,  воспитывают  толерантность, приобретают ценности и нравственные понятия, выбирают будущую профессию.

На уроках математики большая часть времени отводится именно на задания, направленные на самостоятельную работу учащихся, создаются ситуации, приближенные к жизненным, подбор задач в 10 классе имеет практический характер.

Данная тема актуальна. В связи с этим планирую продолжить работу по методической теме «Социализация подростков с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы-интерната».

















Список используемой литературы

  1. Девяткова Т.А. Социально - бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Т.А. Девяткова. – М.: ВЛАДОС, 2004.- 304с.

  2. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5- 9 классы: Учебно - методическое издание / Ф.Р. Залялетдинова. - М.: ВАКО, 2007.- 128с.

  3. Колосова Е.Е. Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12 классов (I- III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Коррекционная педагогика  - 2006.- № 3. -  С. 44 – 59.

  4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе: Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов/ М.Н. Перова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 408с.

  5. Пузанов Б.П. Обучение  и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: Учеб. пособие для студ. высш.  и сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 439с.

  6. Сасова И.А. Экономика для младших школьников. 2 класс: Пособие для учителя/ И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – М.: ВИТА, 2008. – 95с.

  7. Сасова И.А. Экономика для младших школьников. 3 класс: Пособие для учителя/ И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – М.: ВИТА, 2009. – 108с.

  8. Сафронова Г.А. Экономическая игротека на уроках математики 1-4 кл.: Учебная модификационная программа / Г.А. Сафронова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 74с.

  9. Степурина С.Е. Математика. 5-9 классы: коррекционно - развивающие задания и упражнения: Пособие для учителей / С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 121с.

  10. Шорыгина Т.А.  Беседы об экономике: Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. – М.: Творч. центр СФЕРА, 2009. – 94с.

  11.  А.М. Щербакова, Н.М. Платонова Программно- методическое обеспечение для 10- 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя/ А.М. Щербакова, Н.М. Платонова.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 331с.

  12. Щербакова А.М.  Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.М. Щербакова- М.: НЦ ЭНАС, 2001.- 184с.