СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение передового педагогического опыта учителя истории и обществознания Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа № 2 Амвросиевского муниципального округа" Донецкой Народной Республики Самсолновой Галины Михайловны

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях современных вызовов, связанных с социокультурной разобщенностью и искажением исторических фактов, патриотическое воспитание приобретает особую значимость. Опыт Самсоновой Галины Михайловны, педагога с 40-летним стажем, направлен на формирование у школьников чувства гордости за свою страну, уважения к историческому прошлому и готовности к защите интересов Родины. Настоящий опыт соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в части формирования гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение передового педагогического опыта учителя истории и обществознания Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа № 2 Амвросиевского муниципального округа" Донецкой Народной Республики Самсолновой Галины Михайловны»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР АМВРОСИЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

(ТМЦ АМВРОСИЕВСКОГО М О)

ул. Интернациональная, д. 11А, г. Амвросиевка, Г.О. Амвросиевка, Донецкая Народная Республика

e-mail: amvrmetod@yandex.ru, [email protected]


Обобщение передового педагогического опыта

Уровень: Амвросиевский муниципальный округ

Педагог: Самсонова Галина Михайловна

Место работы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа № 2 Амвросиевского муниципального округа" Донецкой Народной Республики

Предмет: История и обществознание

Имеющаяся квалификационная категория: Высшая категория, учитель-методист

Стаж педагогической деятельности: 40 лет

Образование: Высшее

Тема обобщения опыта: Патриотическое воспитание как основа формирования гражданской идентичности и исторической памяти у школьников

I. Актуальность опыта

В условиях современных вызовов, связанных с социокультурной разобщенностью и искажением исторических фактов, патриотическое воспитание приобретает особую значимость. Опыт Самсоновой Галины Михайловны, педагога с 40-летним стажем, направлен на формирование у школьников чувства гордости за свою страну, уважения к историческому прошлому и готовности к защите интересов Родины. Настоящий опыт соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в части формирования гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей.


II. Теоретическая база опыта

В основе работы Самсоновой Г.М. лежат следующие теоретические положения:

  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации: предполагает формирование у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

  • Историко-культурный подход: использование исторического и культурного наследия как эффективного средства патриотического воспитания.

  • Деятельностный подход: вовлечение школьников в активную деятельность по изучению и сохранению исторической памяти.

  • Принцип сотрудничества: взаимодействие с семьей, общественными организациями и ветеранами для создания единого воспитательного пространства.


III. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в комплексном и системном подходе к патриотическому воспитанию, включающем:

  • Интеграцию исторического знания и воспитательного компонента: уроки истории и обществознания дополняются внеурочными мероприятиями, направленными на формирование патриотических чувств и гражданской ответственности.

  • Активное использование проектной деятельности: создание и реализация проектов, посвященных изучению истории родного края, подвигам героев, сохранению памяти о Великой Отечественной войне и современных героях.

  • Вовлечение школьников в исследовательскую деятельность: участие в конкурсах и конференциях, посвященных исторической тематике.

  • Использование инновационных форм и методов работы: применение интерактивных технологий, мультимедийных ресурсов, виртуальных экскурсий и других современных образовательных инструментов.

  • Активное использование методики Шаталова по использованию опорных конспектов: оптимизация учебного процесса и повышение эффективности усвоения материала.

  • Наличие и активное использование личного педагогического сайта: где размещены уроки по истории и обществознанию, воспитательные мероприятия, разработанные и проведенные Галиной Михайловной, рассматриваются теоретические вопросы преподавания истории и обществознания в современных условиях.

  • Системная работа по выявлению и поддержке одаренных детей.


IV. Практическая значимость опыта

Практическая значимость опыта подтверждается:

  • Высокими результатами обучающихся: команда юных историков «Люди, смотрящие вдаль» неоднократно становилась победителем и призером международных, всероссийских и региональных конкурсов.

  • Активным участием школы в мероприятиях патриотической направленности: реализация проектов "Парта героя" и "Гордимся тобой", «Лица героев Донбасса», организация очной площадки международной исторической акции "Диктант Победы" на базе школы (в течение 2-х лет), в которой принимали участие команда юных историков школы, сотрудники Росгвардии, органов МВД, руководители города и округа.

  • Положительной динамикой воспитания гражданской идентичности и патриотических чувств у школьников: выпускники, ставшие педагогами, продолжают традиции патриотического воспитания.

  • Эффективностью работы школы молодого учителя: Самсонова Г.М. оказывает значительную помощь молодым педагогам в освоении методики патриотического воспитания.

  • Участием в педагогических конференциях: где Галина Михайловна делится своим опытом.

  • Проведением районных семинаров и педагогической мастерской на базе уроков и внеурочных мероприятий Самсоновой Г.М.

  • Успехами обучающихся в работе с одаренными детьми: наставничество участников всероссийского конкурса "Без срока давности", неоднократные победы во Всероссийской олимпиаде школьников на муниципальном уровне и участие в региональном уровне.


V. Описание опыта

Система патриотического воспитания, разработанная Самсоновой Г.М., включает в себя следующие компоненты:

  • Урочная деятельность:

    • Включение в содержание уроков тем, посвященных истории Отечества, героям и подвигам.

    • Использование на уроках исторических документов, свидетельств очевидцев, видеоматериалов.

    • Организация дискуссий и дебатов по актуальным историческим и общественным вопросам.

    • Использование методики Шаталова с применением опорных конспектов для более эффективного усвоения материала.

    • Разработка индивидуальных образовательных траекторий для одаренных детей.

  • Внеурочная деятельность:

    • Организация и проведение тематических мероприятий, посвященных Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню Государственного флага Российской Федерации и другим памятным датам.

    • Проведение экскурсий в музеи, места боевой славы.

    • Организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных конфликтов и современных войн.

    • Реализация социально значимых проектов, направленных на увековечивание памяти героев и оказание помощи ветеранам. Например, проект "Гордимся тобой", уделяющий внимание участникам СВО - выпускникам и учителям школы. Проект "Парта Героя", посвященный выпускнику школы - воину-афганцу Пархомчуку Владимиру.

    • Развитие волонтерского движения и участие в благотворительных акциях.

    • Участие в международных играх исторических "Наша Победа", "1418" как подготовительный этап перед международной исторической акцией "Диктант Победы".

    • Организация и проведение интеллектуальных конкурсов и олимпиад для выявления одаренных детей.

    • Подготовка одаренных детей к участию во Всероссийской олимпиаде школьников и других интеллектуальных соревнованиях.

  • Работа с родителями:

    • Привлечение родителей к участию в мероприятиях патриотической направленности.

    • Проведение родительских собраний, посвященных вопросам патриотического воспитания и поддержки одаренных детей.

    • Оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания детей в духе патриотизма и развития интеллектуальных способностей.

  • Работа с начинающими педагогами:

    • Руководство школой молодого учителя, направленное на передачу опыта патриотического воспитания и работы с одаренными детьми молодым специалистам.

    • Размещение методических материалов и разработок на личном педагогическом сайте.


VI. Адресность опыта

Данный опыт может быть полезен учителям истории и обществознания, классным руководителям, педагогам-организаторам, методистам и руководителям образовательных учреждений, заинтересованным в повышении эффективности патриотического воспитания школьников, работы с одаренными детьми, а также молодым педагогам, начинающим свою профессиональную деятельность.


VII. Выводы

Опыт Самсоновой Галины Михайловны является ценным ресурсом для развития системы патриотического воспитания в Амвросиевском муниципальном округе. Комплексный и системный подход к формированию гражданской идентичности и исторической памяти, активное использование проектной и исследовательской деятельности, методики Шаталова, инновационных форм и методов работы, наличие личного педагогического сайта, целенаправленная работа с одаренными детьми, а также эффективная работа с молодыми педагогами позволяют достигать высоких результатов в патриотическом воспитании школьников и развитии их интеллектуального потенциала. Опыт Самсоновой Г.М. способствует формированию у молодого поколения чувства гордости за свою страну, уважения к историческому прошлому и готовности к защите интересов Родины.


VIII. Рекомендации по распространению опыта

  • Организация тематических семинаров и мастер-классов для педагогов Амвросиевского муниципального округа с целью ознакомления с опытом Самсоновой Г.М.

  • Публикация материалов об опыте Самсоновой Г.М. в педагогических изданиях и на образовательных порталах, а также на ее личном педагогическом сайте.

  • Разработка методических рекомендаций по использованию опыта Самсоновой Г.М. в практике других образовательных учреждений, особенно в части организации работы с одаренными детьми.

  • Представление опыта Самсоновой Г.М. на региональных и всероссийских конференциях и конкурсах.

  • Обобщение и распространение опыта Самсоновой Г.М. в рамках работы школы молодого учителя.

  • Организация на базе ГБОУ "Школа №2 Амвросиевского муниципального округа" окружной площадки для обмена опытом по патриотическому воспитанию учащихся.



28.08.2025г.


Методист Территориального методического центра

Амвросиевского муниципального округа

Республиканской методической службы

Донецкой Народной Республики А. А. Борисова



Руководитель МО учителей

общественных дисциплин

Амвросиевского муниципального округа Т. В. Проскуренко