СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение по разделу «Басни» И.Крылова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения для 2-4 классов разработан по ТРКМ . Цель: обобщить и систематизировать знаний о творчестве Крылова И.А.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по разделу «Басни» И.Крылова»

 

 

 

 

 

Трек “Критическое мышление”


 Урок для учащихся 2-4 классов



 Тема

 Обобщение по разделу «Басни» И.Крылова







Сценарий соcтавила: Бадертдинова Марина Равильевна,

учитель МАОУ СШ «Комплекс Покровский»


 Сценарий разработки урока литературного чтения

Цель (для учителя)

Обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова

Цель (для учащихся):

 Формирование умений быстро принимать решение.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

  • воспитание интереса к классической литературе.

Предметные:

  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;

  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Предварительная подготовка учащихся:

Иллюстрации к басням Крылова, дополнительно прочитанные басни,

Ресурсное обеспечение

Мультимедийное оборудование, доска, стикеры, ручки

Предварительная подготовка учителя:

 

Презентация, портрет И.А.Крылова,


Этап урока

Название используемых технологий

1

Этап Вызов

Прием «Верите ли вы..»

Приём «Кластер».



2

Этап осмысления.

Прием «Доска объявлений»

Приём «Поклей-ка». Работа в группах

3

Этап Рефлексия

Технология развития критического мышления. Художественная форма письменной рефлексии. Синквейн. Работа в парах.


Этапы и время

Действия учителя

Действия учащихся

Вызов Актуализация знаний.


  1. Организационный момент.

Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова. М. Исаковский - О ком эти замечательные строки?

- Сегодня наш урок посвящён творчеству великого баснописца И. А. Крылова. Вам представится возможность вспомнить прочитанные басни Крылова и ещё раз переосмыслить их значение и поучительность.

После каждого задания вы будете заполнять лист самооценки (приложение 1).

  1. Актуализация знаний. Прием «Верите ли вы…» (Шаг 1)

Ребята! Вы все, конечно, читали басни Ивана Андреевича Крылова. И на первом уроке я рассказывала о его жизни и творчестве. Сейчас проверим, что вы узнали и запомнили о нем. И поиграем в игру «Верите ли вы…».

  • что родился он в Москве, а детские годы его прошли на Урале и в Твери? (да)

  • Крылов – великий русский баснописец 20 века? (нет, 18)

  • Из-за тяжелого материального положения И.А. Крылов вынужден работать с 14 лет (да).

  • Он написал меньше 50 басен (нет, около 200)

  • Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург? (да)

  • Им написано ни одной пьесы? (нет, 13 пьес)

  • Памятник И.Крылову стоит в Москве? (нет, в Санкт-Петербурге в Летнем дворце).

  • Басни И.А. Крылова обладают чудодейственной силой? (да)

- А в чём эта сила?

- Ребята, что же такое басня?

Басня близка к народному творчеству. Назовите родственные басне жанры.

Прием «Кластер». (Шаг 2). Подберите слова, характеризующие жанр «Басня».

Работа в группах. (Приложение 2.)

- Что такое мораль?

- Что высмеивают, обличают басни Крылова?

Дети приветствуют учителя.











Дети отвечают да или нет.
























(Притча, сказка, пословица, загадка). Дети получают листы бумаги и карточки с опорными словами.


Осмысление


1.«Доска объявлений» (Шаг 3)

– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой.

Физминутка

Изобразите движения героев басни:

- стрекоза летает,

- муравей колет дрова,

- стрекоза пляшет.

2. Литературная викторина «Знатоки басен» (Учебная ситуация. «Поклей-ка». Работа в группах.) (Шаг 4)

- Я предлагаю вам вспомнить басни, с которыми мы познакомились на уроках.

Для этого делимся на группы.

- У каждой группы конверт. Откройте его, достаньте листы, прочитайте, что на них написано.

У вас листы разного цвета:

- жёлтый – отрывок из басни;

- красный – заголовок;

- синий – мораль;

- зелёный – пословица;

Вы должны прочитать отрывок из басни, подобрать к нему заголовок, мораль, пословицу.

1 группа – «Лебедь, Рак и Щука»

2 группа – «Мартышка и Очки»

3 группа – «Зеркало и Обезьяна»

4 группа – «Ворона и Лисица»

3. «Сочини синквейн». (Шаг 5) Работа в парах.

- Сочините синквейн на любого героя из басен И. А Крылова.



Ребята называют героев из басен

1.Мартышка

2.Стрекоза

3.

4.Ворона








Выполняют движения





Ученики в группах читают басни, подбирают заголовок, мораль, пословицу и приклеивают на лист бумаги








(Каждая группа защищает свою работу)



Вспоминают по памятке алгоритм написания синквейна, обсуждают и записывают.

Затем все синквейны приклеивают на ватманы у доски.


Рефлексия

- Интересно было читать басни И.А. Крылова?

Проверим ваши листы самооценки

Домашнее задание. 1. Написать сочинение по выбору.

Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад. Зачем же нам, детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Крылова, его басни?

2. Решить кроссворд по басням И.Крылова в группах (приложение 3)





Проверяют листы самооценки, выставляются оценки


(Приложение 1) Самооценка работы ученика на уроке

Этапы работы

Оценка

Шаг 1. Верите ли вы…


Шаг 2. Прием «Кластер». Черты басни


Шаг 3. «Доска объявлений»


Шаг 4. Литературная викторина «Знатоки басен


Шаг 5. «Сочини синквейн».


Дополнительно









(Приложение 2) Технология развития критического мышления. Этап осмысления. Приём «Кластер».)

дуб

виноград



очки

деревья

мартышка

зеркало

вещи

лиса

животные

ворона

БАСНЯ

ложь

хитрость

ГЕРОИ

ПОРОКИ











глупость

ОБЫЧНО В СТИХАХ


МОРАЛЬ


НРАВОУЧИТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ













(Приложение 3) Кроссворд « Басни Крылова»
































































































  1. Кого «по улицам водили, как будто на показ»? (Слон);

  2. Кто смеялся «вперед чужой беде»? (Голубь);

  3. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале? (Обезьяна);

  4. У кого к зиме под листом «был готов и стол, и дом»? (Муравей);

  5. Она осталась без обеда благодаря своей глупости. (Ворона);

  6. Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись». (Рак);

  7. Кто «без драки» хочет «попасть в большие забияки». (Моська)