Пояснительная записка
Ещё древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз.
Ребёнок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний.
Интерес может быть вызван занимательностью, неожиданной для детей постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока. Всегда можно отыскать что – то интересное и увлекательное в жизни. Нужно только найти это интересное и подать материал так, чтобы ребят самих тянуло к подобным находкам и открытиям.
Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, что мешает свободному освоению знаний. Поэтому игре в обучении я отвожу особое место.
Игры на уроках начальных классов являются современным методом обучения и воспитания, обладающим образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается.
Актуальность применения игровых технологий на уроках в начальных классах в том, что это:
один из лучших способов мотивации;
механизм, развивающий творческие способности;
механизм обучения действиям по алгоритму;
механизм обучения работе в малых и больших группах;
разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету;
механизм осуществления «мягкого» контроля и т.д
Предлагаю проект урока литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России», разработанный на основе программы по литературному чтению для 1-4 классов, авторы: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Урок построен в форме игры - соревнования «Морской бой». Образовательные задачи включаются в содержание игры. Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроке происходит по основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Вид: обобщение знаний.
Форма: урок – игра.
Форма работы: групповая.
Тема: Обобщение по теме «Сказки. Загадки. Небылицы»
Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Сказки. Загадки. Небылицы».
Задачи:
прививать интерес к произведениям фольклора;
развивать навыки выразительного чтения;
развивать творческие способности обучающихся;
воспитывать любовь к русскому языку, творчеству русского народа.
Планируемые результаты:
личностные:
ценностное отношение к устному народному творчеству;
ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
способность к оценке своей учебной деятельности;
умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.
метопредметные:
умение принимать и сохранять цель урока;
умение находить способы решения поставленной цели;
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
умение провести рефлексию своих действий на уроке;
умение работать в группе.
предметные:
используя основные признаки видов УНТ, выделять их из других жанров, попробовать проявить свои знания и творческие способности
Оборудование:
карточки с вопросами, мультимедийный проектор
Ход урока
1.Мотивация, самоопределение к деятельности.
-Ребята, а в какие игры вы любите играть? Сейчас вы больше играете в компьютерные. А вот в моём детстве мы играли в настольные игры. И одной из любимых была игра «Морской бой». (Слайд 1)
-Сегодня на уроке я научу вас играть в эту замечательную игру. А для этого нам нужно две команды. (Объединение в группы «Разрезная открытка»).
Две открытки разрезаны по количеству участников в команде. Части открыток перемешиваются. Дети берут по одной части и находят одноклассников с соответствующими частями открыток и садятся друг с другом, чтобы получить задание для совместной деятельности.
Роль учителя: ведущий игры.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.
Ребята, мы закончили изучение первого раздела учебника «Литературное чтение».
-Вспомним, как он назывался?
3.Постановка проблемы.
- После изучения раздела, что обязательно нужно сделать?
(Повторить…, вспомнить …)
-Как вы думаете, какова тема нашего урока? («Сказки. Загадки. Небылицы»). (Слайд 2)
-Какие задачи мы поставим перед собой?
Повторить… (произведения этого раздела)
Обобщить… ( всё, что мы знаем по этой теме)
-Каждый из вас в конце урока должен ответить на вопрос:
- Какие произведения вам понравились больше? Почему?
4.Построение проекта выхода из затруднения.
-А повторить, закрепить и обобщить знания по этой теме, нам поможет игра «Морской бой».
- Играть мы будем по своим правилам. (Слайд 3) На игровом поле 10 кораблей: 4 однопалубных (судно у которого одна палуба), 3 двухпалубных (судно, имеющее три палубы), 2 трёхпалубных (судно у которого две палубы), 1 четырёхпалубных (самые большие и самые новые суда на водных просторах России, имеющие 4 палубы). Команды ходят по очереди. «Мимо» - команда пропускает ход, «ранил», «убил» - команды имеют право на «ход». Очки получает та команда, которая верно выполнила задание. На выполнение задания даётся одна минута.
-Игра проводится в командах, у каждой команды своё поле. Каждому кораблю соответствует свой вопрос, на который должна ответить команда.Та команда, которая раньше обнаружит все корабли на игровом поле, считается победителем игры.
Игру начнём с представления команд и их командиров.
Команда: Дельфин. (Слайд 4)
Девиз: «Дельфин всегда плывёт вперёд и никогда не отстаёт». Командир…
Команда: Моряки. (Слайд 5)
Девиз: «Друг за друга мы горой, таков обычай наш морской». Командир…
-Какая команда начнёт игру первой, мы узнаем, после конкурса«Змейка».
Составьте «змейку» из слов, пока песок пересыпается в песочных часах. Начало следующего слова – это последняя буква предыдущего. Начнёт игру та команда, у которой «змейка» будет длиннее.
Итак, игру начинает команда… (Слайд 6)
Задания для однопалубных кораблей.
«Доскажи словечко».
1.На уроках мы, ребятки,
Отгадали все … (загадки).
-Что такое загадки?
(Краткое описание предмета или явления)
2.Не спеши катать салазки,
А послушай лучше … (сказки).
-Что такое сказки?
(Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил)
3.Мы не щелкали орешки,
А читали на уроках
Интересные … (потешки).
(Потешка — это маленький стишок, который не только развлекает малыша, но еще и развивает)
-Почему потешки называют народными?
4.Что такое устное народное творчество?
Задания для двухпалубных кораблей.
«Узнай сказку»
1.Влез медведь на крышу и только уселся и затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Выбежали звери, расстроенные, не знают, где им жить теперь. Но потом договорились каждый по веточке, да по бревнышку принести, чтобы теремок заново смастерить. («Теремок»)
2. Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушьим мясом полакомиться.
(«Петух и собака»)
3.А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. («Рукавичка»)
4.Вошла лягушка, и стали вдвоем жить. Прибежал зайчик:
- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?(«Теремок»)
5.Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает: («Рукавичка»)
6 Давай, брат, Петька, уйдём в лес: здесь нам житьё плохое.(«Петух и собака»)
-Назовите виды сказок, в чём их особенность?
(Волшебные – есть волшебные предметы, о животных – животные ведут себя, как люди, бытовые – случаи из жизни).
5.Физминутка «Море волнуется раз». (Слайд 7)
(Слайд 8) Задания для трёхпалубных кораблей.
-Прочитайте, назовите сказку.
1.У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
«Гуси – лебеди»
2.В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная шапочка)
3.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
4.Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел. (Колобок)
5.Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? ( Три медведя)
6.Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …(Медведь)
Задания для четырёхпалубных кораблей.
-Прочитайте и определите жанр произведений устного народного творчества.
1.Сшила Саша Саньке шапку.
Скороговорка.
2. Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы…
Поводи пойди – ка ты.
Считалка.
3. Ваня, Ваня – простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперёд
И поехал в огород.
Потешка.
4.Учись добру, худое на ум не пойдёт.
Пословица.
6. Включение в систему знаний и повторение.
Итак, в нашей игре победителем стала команда… (Слайд 9)
Каждый из вас получает открытку с изображением: все люди мира взялись за руки и встали вокруг земного шара, кроме того здесь пословица «Дружба и братство сильнее богатства».
-Как вы понимаете эту пословицу?
-А также здесь есть адрес сайта, на котором вы сможете найти информацию о творчестве разных народов.
Домашнее задание напечатано с обратной стороны: стр.63-64, вопросы 14, 15, 16 и творческое задание: придумать потешку о нашем уроке.
7.Рефлексия учебной деятельности.
В начале урока мы с вами поставили цель, как вы считаете, достигли мы её?
-Что мы сделали за урок? (Вспомнили жанры устного народного творчества, повторили виды сказок).
Обсудите работу в группе, командир с помощью сигнальной карточки покажите самооценку.
Каждый из вас работал, оцените свою работу с помощью сигнальной карточки.
Таким образом, я ответила на вопрос, как использовать игровые технологии обучения, адекватные содержанию и учебным целям в предложенном проекте урока по литературному чтению с использованием игры.
Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые приёмы работы на уроке в полной мере позволяют расти как ученикам, так и учителю.