СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение по теме «Сказки. Загадки. Небылицы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю проект урока литературного чтения в 1 классе по программе "Школа России", разработанный на основе программы по литературному чтению для 1-4 классов. Крок построен в форме игры-соревнования "Морской бой".

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме «Сказки. Загадки. Небылицы»»



Пояснительная записка

Ещё древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз.

Ребёнок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний.

Интерес может быть вызван занимательностью, неожиданной для детей постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока. Всегда можно отыскать что – то интересное и увлекательное в жизни. Нужно только найти это интересное и подать материал так, чтобы ребят самих тянуло к подобным находкам и открытиям.

Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, что мешает свободному освоению знаний. Поэтому игре в обучении я отвожу особое место.

Игры на уроках начальных классов являются современным методом обучения и воспитания, обладающим образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается.

Актуальность применения игровых технологий на уроках в начальных классах в том, что это:

  • один из лучших способов мотивации;

  • механизм, развивающий творческие способности;

  • механизм обучения действиям по алгоритму;

  • механизм обучения работе в малых и больших группах;

  • разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету;

  • механизм осуществления «мягкого» контроля и т.д


Предлагаю проект урока литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России», разработанный на основе программы по литературному чтению для 1-4 классов, авторы: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Урок построен в форме игры - соревнования «Морской бой». Образовательные задачи включаются в содержание игры. Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроке происходит по основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве её средства;

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.


Вид: обобщение знаний.

Форма: урок – игра.

Форма работы: групповая.

Тема: Обобщение по теме «Сказки. Загадки. Небылицы»

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Сказки. Загадки. Небылицы».

Задачи:

  • прививать интерес к произведениям фольклора;

  • развивать навыки выразительного чтения;

  • развивать творческие способности обучающихся;

  • воспитывать любовь к русскому языку, творчеству русского народа.

Планируемые результаты:

личностные:

  • ценностное отношение к устному народному творчеству;

  • ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

метопредметные:

  • умение принимать и сохранять цель урока;

  • умение находить способы решения поставленной цели;

  • умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

  • умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

  • умение провести рефлексию своих действий на уроке;

  • умение работать в группе.

предметные:

  • используя основные признаки видов УНТ,  выделять их из других жанров, попробовать проявить свои знания и творческие способности

Оборудование:

  • карточки с вопросами, мультимедийный проектор


Ход урока

1.Мотивация, самоопределение к деятельности.

-Ребята, а в какие игры вы любите играть? Сейчас вы больше играете в компьютерные. А вот в моём детстве мы играли в настольные игры. И одной из любимых была игра «Морской бой». (Слайд 1)

-Сегодня на уроке я научу вас играть в эту замечательную игру. А для этого нам нужно две команды. (Объединение в группы «Разрезная открытка»).

Две открытки разрезаны по количеству участников в команде. Части открыток перемешиваются. Дети берут по одной части и находят одноклассников с соответствующими частями открыток и садятся друг с другом, чтобы получить задание для совместной деятельности.

Роль учителя: ведущий игры.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.

Ребята, мы закончили изучение первого раздела учебника «Литературное чтение».

-Вспомним, как он назывался?

3.Постановка проблемы.

- После изучения раздела, что обязательно нужно сделать?

(Повторить…, вспомнить …)

-Как вы думаете, какова тема нашего урока? («Сказки. Загадки. Небылицы»). (Слайд 2)

-Какие задачи мы поставим перед собой?

Повторить… (произведения этого раздела)

Обобщить… ( всё, что мы знаем по этой теме)

-Каждый из вас в конце урока должен ответить на вопрос:

- Какие произведения вам понравились больше? Почему?

4.Построение проекта выхода из затруднения.

-А повторить, закрепить и обобщить знания по этой теме, нам поможет игра «Морской бой».

- Играть мы будем по своим правилам. (Слайд 3) На игровом поле 10 кораблей: 4 однопалубных (судно у которого одна палуба), 3 двухпалубных (судно, имеющее три палубы), 2 трёхпалубных (судно у которого две палубы), 1 четырёхпалубных (самые большие и самые новые суда на водных просторах России, имеющие 4 палубы). Команды ходят по очереди. «Мимо» - команда пропускает ход, «ранил», «убил» - команды имеют право на «ход». Очки получает та команда, которая верно выполнила задание. На выполнение задания даётся одна минута.

-Игра проводится в командах, у каждой команды своё поле. Каждому кораблю соответствует свой вопрос, на который должна ответить команда.Та команда, которая раньше обнаружит все корабли на игровом поле, считается победителем игры.

Игру начнём с представления команд и их командиров.

Команда: Дельфин. (Слайд 4)

Девиз: «Дельфин всегда плывёт вперёд и никогда не отстаёт». Командир…

Команда: Моряки. (Слайд 5)

Девиз: «Друг за друга мы горой, таков обычай наш морской». Командир…

-Какая команда начнёт игру первой, мы узнаем, после конкурса«Змейка».

Составьте «змейку» из слов, пока песок пересыпается в песочных часах. Начало следующего слова – это последняя буква предыдущего. Начнёт игру та команда, у которой «змейка» будет длиннее.

Итак, игру начинает команда… (Слайд 6)


Задания для однопалубных кораблей.


«Доскажи словечко».

1.На уроках мы, ребятки,

Отгадали все … (загадки).

-Что такое загадки?

(Краткое описание предмета или явления)


2.Не спеши катать салазки,

А послушай лучше … (сказки).

-Что такое сказки?

(Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил)

3.Мы не щелкали орешки,

А читали на уроках

Интересные … (потешки).

(Потешка — это маленький стишок, который не только развлекает малыша, но еще и развивает)

-Почему потешки называют народными?


4.Что такое устное народное творчество?


Задания для двухпалубных кораблей.


«Узнай сказку»

1.Влез медведь на крышу и только уселся и затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Выбежали звери, расстроенные, не знают, где им жить теперь. Но потом договорились каждый по веточке, да по бревнышку принести, чтобы теремок заново смастерить. («Теремок»)

2. Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушьим мясом полакомиться.

(«Петух и собака»)


3.А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. («Рукавичка»)

4.Вошла лягушка, и стали вдвоем жить. Прибежал зайчик:
- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?(«Теремок»)


5.Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает: («Рукавичка»)

6 Давай, брат, Петька, уйдём в лес: здесь нам житьё плохое.(«Петух и собака»)


-Назовите виды сказок, в чём их особенность?

(Волшебные – есть волшебные предметы, о животных – животные ведут себя, как люди, бытовые – случаи из жизни).


5.Физминутка «Море волнуется раз». (Слайд 7)

(Слайд 8) Задания для трёхпалубных кораблей.


-Прочитайте, назовите сказку.

1.У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

«Гуси – лебеди»


2.В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.

(Красная шапочка)


3.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)


4.Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел. (Колобок)

5.Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? ( Три медведя)


6.Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …(Медведь)


Задания для четырёхпалубных кораблей.


-Прочитайте и определите жанр произведений устного народного творчества.


1.Сшила Саша Саньке шапку.

Скороговорка.


2. Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Звёзды, месяц, луг, цветы…

Поводи пойди – ка ты.

Считалка.


3. Ваня, Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

Потешка.


4.Учись добру, худое на ум не пойдёт.

Пословица.


6. Включение в систему знаний и повторение.

Итак, в нашей игре победителем стала команда… (Слайд 9)


Каждый из вас получает открытку с изображением: все люди мира взялись за руки и встали вокруг земного шара, кроме того здесь пословица «Дружба и братство сильнее богатства».

-Как вы понимаете эту пословицу?

-А также здесь есть адрес сайта, на котором вы сможете найти информацию о творчестве разных народов.


Домашнее задание напечатано с обратной стороны: стр.63-64, вопросы 14, 15, 16 и творческое задание: придумать потешку о нашем уроке.


7.Рефлексия учебной деятельности.


В начале урока мы с вами поставили цель, как вы считаете, достигли мы её?

-Что мы сделали за урок? (Вспомнили жанры устного народного творчества, повторили виды сказок).

Обсудите работу в группе, командир с помощью сигнальной карточки покажите самооценку.

Каждый из вас работал, оцените свою работу с помощью сигнальной карточки.


Таким образом, я ответила на вопрос, как использовать игровые технологии обучения, адекватные содержанию и учебным целям в предложенном проекте урока по литературному чтению с использованием игры.

Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые приёмы работы на уроке в полной мере позволяют расти как ученикам, так и учителю.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!