Урок по русскому языку в 4 классе
Тема: Морфологический разбор имени существительного
Цель: создание условий для систематизации изученных признаков
имени существительного как части речи.
Задачи
1)сформировать умение производить устный и письменный
морфологический разбор имени существительного;
2) развивать речь, внимание,память, умение сравнивать, классифицировать,
обобщать, делать выводы;
3) воспитывать , развивать коммуникативные навыки через работу в группах,
в паре, оценку и самооценку деятельности.
Ход урока:
1.Организация урока:
Учись, смекай, активным будь
И к знаниям откроешь путь.
Учите русский в годы к ряду
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда,
И та награда в нем самом.
2. Минутка чистописания: пишем 4, 5 строки из образца соединения букв
3. Актуализация опорных знаний:
А) Игра «Узнай падеж» (карточки)
По вопросам, вспомогательным слова или вопросам определить падеж.
Нет(Р.п)
Два предлога(Д.п.)
Что? (И.п., В.п)
О,Об(П.п.)
«Падеж-работяга»(Т.п)
Кого? (Р.п.,В.п.)
Подлежащее (И.п)
«Щедрый» падеж(Д.п)
Без предлога не употребляется (П.п)
На,за, под,через,про,в (В.п)
Два предлога (Д.п)
Б) Работа в паре: определить «Правильно-неправильно» высказывание
+ тренажер 2 чел.
Ум-хорошо, а два лучше.
Как будете работать? (В дружбе и согласии)
-Склонение-это изменение имен существительных по падежам в ед.
и мн. числе (п)
- В русском языке 5 падежей (н)
- В русском языке 3 склонения :женское, мужское и среднее. (н)
-Склонение- постоянный признак существительного (п)
- Одно и то же имя существительное может относиться к разным склонениям (н)
-Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам (п)
4. Словарная работа:
Прочитайте слова. Какое задание можно придумать?
( Определи склонение существительных и запиши их в три столбика.
Выдели окончания.)
Аккорд, ванна, помощь, гамма, грамм, группа, боль, искусство, повесть, ссора,
совесть, кроссворд.
-Какая общая орфограмма у существительных 1 и 2 столбиков?
5.Сообщение темы и цели урока
- Какие возникают вопросы? (Что такое морфология? Какие части речи
изучает морфология? Морф. Разбор? Какой порядок?
Морфология (от греч. форма и учение)-раздел языкознания, который изучает
группировку слов по частям речи
МОРФОЛОГИЯ - это раздел грамматики, который изучает разные аспекты слова: его принадлежность к определенной части речи, структуру, формы изменения, способы выражения грамматических значениях.
Какие части речи вы знаете?
Что такое существительное?
-Какие морфологические признаки существительного вы знаете?
Одуш. или неодуш.
Род
Склон.
Число
Падеж
- На какие группы можно разделить эти признаки? (пост. и непост.)
-Какие новые признаки появились в морфологическом разборе им. сущ.?
Сформулируйте цель урока (учиться морфологическому разбору имени существительного)
6 .Работа в группе: составление алгоритма морф. разбора по карточкам.
«Что одному не под силу, то легко коллективу.»
При составлении алгоритма какие признаки существительного вы будете
называть вначале пост или непост.? Чтение правила с 146
Слово, вопрос, н.ф. И.п. ед.ч., часть речи, одуш (неодуш),род, склон,
число, падеж, роль в предложении (синтаксическая роль) член предложения.
Самопроверка.
7 Физминутка.
8. Работа с предложением:
Земля покрылась снежным ковром.
Земля-(что?), н.ф. земля,сущ.,неодуш.,ж.р.,1скл.,в ед ч., в И.п., подл.
Ковром-(чем?), н.ф. ковер, сущ.,неодуш.,м.р.,2 скл., в ед.ч., в Т.п.,
втор.чл. предложения
9.Упражнения для закрепления:
Работа с учебником упр.165
Чтение задания. Произведение «Кот-ворюга» К. Паустовский.
Чтение задания после текста.По цепочке называют все имена сущ.
Разбор сущ. 1 абзаца по образцу по рядам 3 чел.
Ночь-
(Через) неделю-
(У) кота-
?Ухо, кусок – по вариантам работа в паре (устно)
Хвоста- сам. работа (взаимопроверка).
10.Итоги: Чему учились на уроке? Какие виды разборов вы еще знаете?
(фонетический, морф., синтаксический)
- При перечислении признаков им. сущ. какие называются сначала,
а какие потом?
Оцените свою работу на уроке. Товарища.
Д.з. упр. 166 по заданию.
Тест
слово слово
вопрос вопрос
н.ф. И.п. ед ч. н.ф. И.п. ед ч.
часть речи часть речи
одушевленное (неодушевленное)
род род
склонение склонение
число число
падеж падеж
одушевленное (неодушевленное)
роль в предложении
роль в предложении
По вопросам, вспомогательным слова или вопросам определить падеж.
Нет(Р.п)
Два предлога (Д.п.)
Что? (И.п., В.п)
О,Об (П.п.)
«Падеж-работяга» (Т.п)
Кого? (Р.п.,В.п.)
Подлежащее (И.п)
«Щедрый» падеж (Д.п)
Без предлога не употребляется (П.п)
На, за, под, через, про, в (В.п)
Два предлога (Д.п)
-Склонение-это изменение имен существительных по падежам в ед.
и мн. числе .
- В русском языке 5 падежей.
- В русском языке 3 склонения :женское, мужское и среднее.
-Склонение- постоянный признак существительного.
- Одно и то же имя существительное может относиться к разным
склонениям.
-Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и
падежам.
-Склонение-это изменение имен существительных по падежам в ед.
и мн. числе .
- В русском языке 5 падежей.
- В русском языке 3 склонения :женское, мужское и среднее.
-Склонение- постоянный признак существительного.
- Одно и то же имя существительное может относиться к разным
склонениям.
-Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и
падежам.
-Склонение-это изменение имен существительных по падежам в ед.
и мн. числе .
- В русском языке 5 падежей.
- В русском языке 3 склонения :женское, мужское и среднее.
-Склонение- постоянный признак существительного.
- Одно и то же имя существительное может относиться к разным
склонениям.
-Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам.
-Склонение-это изменение имен существительных по падежам в ед.
и мн. числе .
- В русском языке 5 падежей.
- В русском языке 3 склонения :женское, мужское и среднее.
-Склонение- постоянный признак существительного.
- Одно и то же имя существительное может относиться к разным
склонениям.
-Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам.
-Склонение-это изменение имен существительных по падежам в ед.
и мн. числе .
- В русском языке 5 падежей.
- В русском языке 3 склонения :женское, мужское и среднее.
-Склонение- постоянный признак существительного.
- Одно и то же имя существительное может относиться к разным
склонениям.
-Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам.
-Склонение-это изменение имен существительных по падежам в ед.
и мн. числе .
- В русском языке 5 падежей.
- В русском языке 3 склонения :женское, мужское и среднее.
-Склонение- постоянный признак существительного.
- Одно и то же имя существительное может относиться к разным
склонениям.
-Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам.
-Склонение-это изменение имен существительных по падежам в ед.
и мн. числе .
- В русском языке 5 падежей.
- В русском языке 3 склонения :женское, мужское и среднее.
-Склонение- постоянный признак существительного.
- Одно и то же имя существительное может относиться к разным
склонениям.
-Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам.
П Н Н П Н П