Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны
Тербунского муниципального района Липецкой области
Обобщение вебинара
на тему:
«Игрушка в жизни ребенка»
воспитатель:
Болгова Алла Викторовна
Октябрь 2021г
Игрушка — это неизменный спутник малышей с самого рождения. Пирамидки, конструкторы, плюшевые мишки и каталки — любая игрушка приносит в жизнь новые впечатления, делает ее интереснее и радостнее.
Каково значение игрушки в жизни ребенка
Игрушка — это не только источник радости для ребенка, специально созданная для забавы и развлечений, но и своеобразное средство, учебное пособие, которое позволяет в игровой форме развивать, обучать, воспитывать малыша.
Игрушки для развития детей: формируем психику
Во время игровой деятельности происходит развитие сразу нескольких важных механизмов психики:
восприятие и ощущение;
внимание;
память;
мышление;
воображение;
чувства и эмоции;
речь.
История развития начинается с погремушки. Она мелькает перед глазами, издавая звуки, чем привлекает малыша. Рассматривая первую в своей жизни интересную вещь, младенец учится концентрировать внимание, у него возникает желание ее потрогать, взять в руки, потрясти. Это стимулирует ребенка работать ручками, поворачиваться на звук, узнавать предмет и улыбаться при его приближении.
Пирамидки, конструкторы учат малыша распознавать формы, размеры, цвета. Это отличные тренажеры для развития мелкой моторики, мышления, воображения. Очень полезны в плане развития психики игрушки, имитирующие взрослые предметы: кукольная посуда, мебель, врачебные принадлежности. Ребенок запоминает название каждого предмета, учится с ними обращаться.
Для развития эмоциональности детям важно иметь в качестве друга куклу или мягкую игрушку. В глазах ребенка она становится живой, ее надо накормить, уложить спать, вылечить. Так, в процессе игры у дошкольника начинают проявляться первые признаки эмпатии: забота, любовь, он переживает события своей и взрослой жизни, растет как в эмоциональном, так и нравственном плане.
Огромное влияние на развитие мышления и воображения оказывают функциональные игрушки. Вы наверняка не раз наблюдали, как годовалый ребенок долгое время возится с баночкой, замком или выключателем.
Взрослые должны осознавать, какова роль игрушки в психическом развитии ребенка и процессе его социализации. Поэтому перед покупкой необходимо определить, какую пользу она принесет малышу. Ведь среди разнообразия очень легко приобрести вещь, которая вместо помощи в развитии может привести к разрушению психики и моральной дезориентации. К примеру, страшные киборги, куклы с искаженными лицами, уродливые монстры с детально прорисованными шрамами и бородавками, куклы-трупы, плюшевые фекалии.
Помимо психического развития, позаботьтесь о физической форме своего ребенка. В этом случае игрушки также станут хорошими помощниками.
Обучение с помощью игрушек
Обучающие игрушки занимают одну из ключевых ролей в раннем развитии ребенка. С их помощью малыши могут легко освоить счет, выучить буквы, научиться разбираться во временах года, определять время на часах и воспроизводить первые музыкальные нотки. Для этого вам потребуется:
Календарь. Благодаря этому игровому пособию тема сезонов станет легкой и увлекательной.
Часики. Вынимая и вставляя цифры, вращая стрелки, ребенок начинает понимать, что такое минуты и часы, учится их правильно определять.
Счетный материал. Он, может быть, в виде простых ярких палочек, фигурок или даже целых сюжетных композиций в виде бельевой веревки с кукольной одеждой и прищепками.
Детские музыкальные инструменты. Извлекая звуки ударом палочек по пластинам ксилофона или металлофона, дети могут научиться распознавать ноты.
Придумывая интересные сюжеты и используя пособия, легко научить ребенка важным вещам, подготовить его к школе. Не стоит забывать и о том, что игрушки — отличный инструмент для воспитания малышей.
Какое значение имеют игрушки для воспитания детей
Зайчонок, медвежонок или кукла могут стать самыми настоящими помощниками в регулировании поведения ребенка. Это станет возможным, если взрослым удастся сформировать отношения к ним, как к живым друзьям. У детей устанавливаются с такими игрушками положительные эмоциональные отношения — это важный воспитательный момент, который нельзя игнорировать.
Одно дело, когда мама или папа просят ребенка угомониться, другое — когда к процессу привлекается любимая кукла, которой «не нравится», что малыш не слушается взрослых. То, что кукла уйдет к послушной девочке и уведет с собой любимого медвежонка, может стать весомым аргументом. Таким образом в воспитании можно применять оценку поведения и его регулирование через игрушку, чтобы сформировать:
первоначальные представления о добре и зле;
доброжелательность, сопереживание, эмпатию;
умение побороть страхи и капризы;
бережливость, аккуратность, организованность.
По большому счету, игрушечные «друзья» помогают сформировать личность ребенка и вырастить из него достойного человека. Задача родителей и педагога — подбирать игрушки в соответствии с возрастом и уровнем развития своего малыша.
Выбор игрушек в зависимости от возраста
В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки.
Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны и просты.
Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т.д., понимая и употребление слов, обозначающих различные свойства и качества.
У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и, кроме игрушек им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача, и т.д.
Дети 4-5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки. Например, комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо в поле и т.д.
Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «театр», «школу», «зоопарк» и другие. Широко должны быть представлены технические игрушки.
Дети 6-7 лет проявляют большой интерес к спортивным играм. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, и другие спортивные игрушки.
Большое значение приобретают театральные игрушки: костюмы и отдельные детали их, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия труда и другие.
Заключение.
Игрушка является важным фактором в воспитании ребёнка. Игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребёнка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребёнка к коллективным усилиям.
Характер игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенка и предшествовавшего времяпрепровождения.
Ни педагог, ни родители не должны педантически регламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать ему своих интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом и какого его назначение.
Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребёнка. Ребёнок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребёнок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.