СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение «Взаимосвязь организмов и окружающей среды»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На любой организм воздействуют различные экологические факторы. Ниже перечислены факторы, оказывающие влияние на популяцию окуней в реке. Выпишите в свою тетрадь буквы, обозначающие абиотические, биотические и антропогенные факторы.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение «Взаимосвязь организмов и окружающей среды»»

Обобщение «Взаимосвязь организмов и окружающей среды »   Тема урока :

Обобщение «Взаимосвязь организмов и окружающей среды »

Тема урока :

Задание №1. На любой организм воздействуют различные экологические факторы. Ниже перечислены факторы, оказывающие влияние на популяцию окуней в реке. Выпишите в свою тетрадь буквы, обозначающие абиотические, биотические и антропогенные факторы.  А. Увеличение скорости течения реки весной. Б. Увеличение численности мальков других видов рыб. В. Увеличение прозрачности воды во время половодья. Г. Понижение температуры воды зимой. Д. Загрязнение воды в водоеме сточными водами. Е. Увеличение численности хищников, поедающих отложенную окунями икру.

Задание №1.

На любой организм воздействуют различные экологические факторы. Ниже перечислены факторы, оказывающие влияние на популяцию окуней в реке. Выпишите в свою тетрадь буквы, обозначающие абиотические, биотические и антропогенные факторы.

А. Увеличение скорости течения реки весной.

Б. Увеличение численности мальков других видов рыб.

В. Увеличение прозрачности воды во время половодья.

Г. Понижение температуры воды зимой.

Д. Загрязнение воды в водоеме сточными водами.

Е. Увеличение численности хищников, поедающих отложенную окунями икру.

Задание №2. Определить тип взаимоотношений между живыми организмами. Заполните таблицу (работа в группах). Тип взаимоотношений Виды 1 Нейтрализм   2 Амменсализм     Комменсализм     Конкуренция Паразитизм         Хищничество     Протокооперация     Мутуализм     Симбиоз      

Задание №2.

  • Определить тип взаимоотношений между живыми организмами.
  • Заполните таблицу (работа в группах).

Тип взаимоотношений

Виды

1

Нейтрализм

 

2

Амменсализм

 

 

Комменсализм

 

 

Конкуренция

Паразитизм

 

 

 

 

Хищничество

 

 

Протокооперация

 

 

Мутуализм

 

 

Симбиоз

 

 

 

Задание №3. Какие типы биотических взаимоотношений вы встретили в стихотворении.  Соседи, соседи: жуки и медведи. Орлы и козявки, деревья и травки … Прожить без соседей – увы! – невозможно. Иных, обойдешь далеко, осторожно, Иными, как раз, хорошо закусить, А с теми под крышей теплее прожить. Иные годятся для дальней дороги, Другие поднимут тебя по тревоге, А эти соседи помогут в беде. Соседи, соседи – всегда и везде. Сосед-конкурент – это тоже опасно. Он рядом живет, все как будто прекрасно, Но где только может он вас потеснит. Участок отнимет и свет заслонит. Умело обставит он вас на охоте – Вы даже не сразу все это поймете. Сумеет он дом и невесту отнять, Останется вам только горько рыдать. А все почему? Потому что крупнее, Чуть-чуть посильнее, Чуть-чуть побыстрее, А может быть, просто, он вас поумней – Бывает и так иногда у зверей. М. Левитман.

Задание №3.

  • Какие типы биотических взаимоотношений вы встретили в стихотворении.

Соседи, соседи: жуки и медведи.

Орлы и козявки, деревья и травки …

Прожить без соседей – увы! – невозможно.

Иных, обойдешь далеко, осторожно,

Иными, как раз, хорошо закусить,

А с теми под крышей теплее прожить.

Иные годятся для дальней дороги,

Другие поднимут тебя по тревоге,

А эти соседи помогут в беде.

Соседи, соседи – всегда и везде.

Сосед-конкурент – это тоже опасно.

Он рядом живет, все как будто прекрасно,

Но где только может он вас потеснит.

Участок отнимет и свет заслонит.

Умело обставит он вас на охоте –

Вы даже не сразу все это поймете.

Сумеет он дом и невесту отнять,

Останется вам только горько рыдать.

А все почему? Потому что крупнее,

Чуть-чуть посильнее,

Чуть-чуть побыстрее,

А может быть, просто, он вас поумней –

Бывает и так иногда у зверей.

М. Левитман.

Задание №4. «Азбука народной мудрости».   Объясните экологический смысл пословиц. Мужик березу рубит, а щепа по грибам да ягодам бьет. Лиса с зайцем дружно не живут. Ты посей рожь – васильки сами взойдут. Воробей под стреху, а сова на ловлю. Коли тесно, так и курица курицу с насеста сталкивает. На то и щука в море, чтоб карась не дремал.

Задание №4. «Азбука народной мудрости».

  • Объясните экологический смысл пословиц.
  • Мужик березу рубит, а щепа по грибам да ягодам бьет.
  • Лиса с зайцем дружно не живут.
  • Ты посей рожь – васильки сами взойдут.
  • Воробей под стреху, а сова на ловлю.
  • Коли тесно, так и курица курицу с насеста сталкивает.
  • На то и щука в море, чтоб карась не дремал.
Задание №5. Укажите правильную последовательность (составьте экологическую сказку) филин обиделся и улетел в другой лес;  мыши стали поедать соты и разорили улья;  пришлось мужику мириться с филином;  не стало пчел - не опыляются травы, и их урожайность понизилась;  худо стало мужику без меда и без молока;  не стало филина – расплодились мыши;  мало стало травы - корова не дает молока;  мужик сказал филину «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»

Задание №5.

  • Укажите правильную последовательность
  • (составьте экологическую сказку)
  • филин обиделся и улетел в другой лес;
  • мыши стали поедать соты и разорили улья;
  • пришлось мужику мириться с филином;
  • не стало пчел - не опыляются травы, и их урожайность понизилась;
  • худо стало мужику без меда и без молока;
  • не стало филина – расплодились мыши;
  • мало стало травы - корова не дает молока;
  • мужик сказал филину «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»
Задание №6. Решите экологические задачи  В степных районах проводилось истребление сусликов путем разбрасывания отравленной приманки. Помимо сусликов гибли лисицы, не евшие эту приманку. В чем причина?

Задание №6.

  • Решите экологические задачи
  • В степных районах проводилось истребление сусликов путем разбрасывания отравленной приманки. Помимо сусликов гибли лисицы, не евшие эту приманку. В чем причина?
Задание №6. Решите экологические задачи 2) В нашей стране стали усиленно уничтожать выдру как вредителя рыбоводства? Однако это повлекло за собой вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить?

Задание №6.

  • Решите экологические задачи

2) В нашей стране стали усиленно уничтожать выдру как вредителя рыбоводства? Однако это повлекло за собой вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить?

Задание №6. Решите экологические задачи 3) И.Шкляревский: « Когда стерлядь входила на нерест, церкви не звонили в колокола. Об этом сообщают старые русские журналы, рассказывая о жизни верхневолжских городов». Почему?

Задание №6.

  • Решите экологические задачи

3) И.Шкляревский: « Когда стерлядь входила на нерест, церкви не звонили в колокола. Об этом сообщают старые русские журналы, рассказывая о жизни верхневолжских городов». Почему?

Задание №6. Решите экологические задачи 4) На основании правила 10 % определите, сколько потребуется травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава-заяц - орел).

Задание №6.

  • Решите экологические задачи
  • 4) На основании правила 10 % определите, сколько потребуется травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава-заяц - орел).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!