УРОК
русского языка в 3 классе
по теме
«Обобщение знаний
об имени прилагательном»
Учитель: Маркелова Татьяна Ивановна
2019
Тема. Обобщение знаний об имени прилагательном.
Тип урока: закрепление и обобщение знаний.
Цель урока: закреплять знания об имени прилагательном; развивать умение определять род, число, падеж имён прилагательных.
Задачи урока:
Обучающие: доказать значимость имен прилагательных, совершенствовать навыки определения признаков имен прилагательных, формировать навыки правильного письма, умение работать в парах и группах.
Развивающие: развивать речь учащихся, внимание, память, мышление.
Воспитывающие: воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь.
Здоровьесберегающие: создание условий для комфортного состояния психического и физического здоровья обучающихся.
Информационные: диалоговый (интерактивный) характер обучения. Сочетание индивидуальной работы и работы в паре.
Планируемые результаты:
Предметные: распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;развитие этических чувств, доброжелательности.
Метапредметные:
регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;
коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Методы: словесно-наглядный,игровой, частично-поисковый.
Ход урока
I. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент). Пусть сегодня для всех, Слайд 2.
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
- На части не делится солнце лучистое Слайд 3.
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!
- Давайте поработаем так, чтобы искорки счастья засветились в ваших глазах и не исчезли даже тогда, когда закончится урок.
II. Постановка учебной задачи.
- Определите тему нашего урока по стихотворению.Слайд 4.
Я – часть речи интересная,
В мире широкоизвестная.
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
- Тема урока ….
-Так как это наш последний урок по данной теме, определите учебную задачу.
- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи.
- Я буду рада вашей активной работе на уроке и вашим правильным ответам.
III. Систематизация и обобщение знаний учащихся.
1. Проверка усвоения изучаемого материала.
- Урок у нас сегодня необычный. С минуты на минуту к нам прибудут гости. Вам хочется узнать кто это?
- Чтобы гости появились, надо правильно ответить на вопросы. Слайд 5.
* Что называется именем прилагательным? (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета.)
*С какой частью речи согласуется имя прилагательное? (Имя прилагательное согласуется с именем существительным.)
*Как изменяется имя прилагательное? (Имя прилагательное изменяется по числам, а в единственном числе и по родам.)
*Каким членом предложения является имя прилагательное? (Имя прилагательное в предложении является второстепенным членом.)
2. Минута чистописания.Слайд 6.
- Гости прибыли, и пока они отдыхают с дороги, мы подготовим руку к письму в тетради.
Мы капустку рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем!.
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку жмем, жмем!
- Откройте тетради, запишите:
Двенадцатое марта.
Классная работа.
- Прочитайте предложение (на доске).
См..шарики ж..вут в уд..вительной стр..не.
- Прочитайте задания на карточках. Выберите задание первого, второго или третьего уровня. Выполните его.
- Сядьте правильно, пишем аккуратно, правильно соединяя буквы.
1 уровень. Списать предложение, вставить пропущенные буквы, поставить ударение.
2 уровень. Списать предложение, вставить пропущенные буквы, поставить ударение, определить части речи.
3 уровень. Списать предложение, вставить пропущенные буквы, поставить ударение, определить части речи, подчеркнуть грамматическую основу.
Самопроверка. Слайд 7.
- Поставьте на полях пометку: ! – всё правильно;* - допущены ошибки; ? – нужна была помощь.
3.Определение имени прилагательного в тексте.
- Где живут Смешарики ?(в удивительной стране) Слайд 8.
- Все жители этой страны необычны и неповторимы. Давайте дадим характеристику нашим Смешарикам. Для этого разделимся на группы.
Правила работы в группе.
- Прочитайте текст (карточка), подчеркните волнистой линией имена прилагательные. Выберите, кто из вас сыграет роль сказочного героя, и расскажет какой он, используя имена прилагательные.
Карточка № 1.
НЮША – общительная, жизнерадостная и дружелюбная свинка.Обожает находиться в центре внимания. Бывает болтливой и любопытной. Любит шоколад и конфеты.
Карточка № 2.
ЁЖИК - спокойный, воспитанный, аккуратный, любит тишину и порядок. Ему никогда не бывает скучно одному. Серьёзный, вдумчивый, рассудительный. Готов всем помочь, всех примирить. Очень медлительный, его надо постоянно подгонять. Чрезмерно застенчивый, стеснительный.
Карточка 3.
КРОШ – самый весёлый, жизнерадостный, неутомимый, энергичный из смешариков. Не сидит на месте. Его поведение подобно урагану: быстрый, стремительный, импульсивный, непредсказуемый. С ним никогда не бывает скучно.
Карточка 4.
ЛОСЯШ – вежливый, образованный лось и философ, рассеянный и забывчивый учёный. Любит ставить опыты. Он любознательный и серьёзный читатель. Из всех Смешариков он самый эрудированный (много знает).
Каждая группа представляет (характеризует) своего героя.
Физминутка с Крошем.
- Спасибо, вы замечательно представили своих персонажей.
- Крошу, как самому спортивному смешарику, не сидится на месте. Слайд 9.
4. Развитие умений применения знания.
- Слова какой части речи вы использовали для характеристики сказочных персонажей? (имена прилагательные)
- Какую роль играют прилагательные в нашей речи? (Употребляя прилагательные, мы делаем свою речь яркой, красивой, эмоциональной, выразительной.)
- А вот в долине Смешариков пропали все имена прилагательные. Теперь там всё выглядит мрачно и уныло. Слайд 10.
И даже Весна ничего не может с этим поделать. Ведь исчезли все краски и эмоции.
Как вы думаете, что произойдёт, если и в нашем мире исчезнут имена прилагательные?
Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы "прекрасное",
Не скажем "безобразное",
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая",
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.
-Да, неприглядная картина… Только вы можете спасти долину Смешариков. Прочитайте запись на экране.
Наступила весна. Бегут ручейки по дорогам. Из стран летят птицы. Все рады весне!
– Докажите, что данная запись является текстом.
– Что нужно сделать, чтобы текст стал более ярким, красочным, зазвучал мелодично?
-Пожалуй в одиночку с таким заданием справиться будет затруднительно.
Поэтому работать будете в парах. Чтобы работа спорилась, трудиться должны оба: один говорит – другой слушает. Своё несогласие высказывайте вежливо.
Творческая работа в парах.
- Как можно озаглавить текст?
- Озаглавьте и спишите текст, вставляя имена прилагательные.
(Наступила ранняя весна. Бегут быстрые ручейки по грязным дорогам. Из дальних стран летят перелетные птицы. Все рады долгожданной весне!)
– Прочитайте, что у вас получилось.
– Так какую роль выполняют в нашей речи имена прилагательные? (Украшают нашу речь, позволяют точно выражать мысли, делают нашу
речь яркой).
- Вы прекрасно справились с работой. И Долина Смешариков вновь заиграла яркими красками, даже Ёжик зажмурился. Слайд 11.
А это, значит, пора глазкам отдохнуть.
Гимнастика для глаз.
Работа с учебником.
- Откройте, пожалуйста учебники (с. 89), прочитайте задание 4. Слайд 12.
- Словам какой части речи соответствует первая схема, вторая, третья?
- Подберите имена прилагательные к первой схеме, запишите, докажите, что правильно подобрали слово (запись слов на доске, разбор по составу).
Самостоятельная работа.
- Нашим любимцам пора возвращаться домой. А чтобы дорога была лёгкой, давайте выполним задание 3 (с. 89).
Если затрудняетесь подобрать имена прилагательные, воспользуйтесь карточкой-помощницей.
(Слова для справок: скорый, искренний, крошечный, шустрый, новый, московский, спелый, вкусный).
Взаимопроверка. Слайд 13.
! – всё правильно: * - допущены ошибки; ? – нужна помощь.
IV. Домашнее задание.
Учебник, с. 89 «Проверь себя» (задания 1 – 6, по выбору).
V. Рефлексия учебной деятельности (итог).
– О какой части речи мы сегодня говорили?
– Что такое имя прилагательное?
– Как изменяются имена прилагательные?
– Как определить число, род и падеж имен прилагательных?
- Оцените свою работу на уроке с помощь лесенки успеха. Слайд 14.
Возьмите Смешарика и поместите на одну из ступенек.
Обучающиеся закрепляют на доске с помощью магнитиков изображения Смешариков.
Выставление оценок.
- Я благодарю вас за урок.
Мне с вами было приятно работать, спасибо!Слайд 15.