СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение знаний по падежам

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний по падежам»

Класс 3-А Дата 21.02.19.

Тема. Все падежи ( общение знаний об имени существительном)

Цель: образовательная: создать условия для закрепления и обобщения знаний учащихся о падежах имён существительных; формировать умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; формировать умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; формировать  умение склонять имена существительные в единственном числе; закрепить умение  определять  падеж имён существительных по алгоритму.

развивающая: развивать логическое мышление, внимание, память.

воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование: учебник Канакина, Горецкий «Русский язык» 3 класс 2 часть, таблица «Признаки падежей», карточки для работы в парах.

Ход урока

I. Организация учащихся на учебную деятельность

- Проверьте, всё ли необходимое для урока лежит у вас на партах? Учебник, тетрадь, пенал, дневник.

II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта учащихся

1. Словарная работа

- На доске записаны словарные слова с пропущенными буквами.

(Берег, берёза, город, завод, комната, метро, молоко, облако, погода, рябина, трактор, яблоко)

- Что общего у этих слов? (Словарные слова, имена существительные)

- На какие группы можно эти слова разделить? (Одушевлённые и неодушевлённые, по родам)

- Давайте откроим свои тетради, запишем число и классную работу.

- Затем запишите слова в 3 столбика (м.р., ж.р., ср. р.)

(Взаимопроверка и оценивание работы соседа по парте.)


2. Воспроизведение знаний об имени существительном

- Что вы можете рассказать об именах существительных?

- Как изменяются имена существительные? (По числам, по падежам)

- Что такое склонение? (Изменение по падежам)


3. Закрепление знаний о падежах

- Я буду вам рассказывать, а вы попробуете догадаться, кто является героем моего рассказа


1. Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю
Мои вопросы кто? и что?

Ни с чем не спутает никто.  (Именительный падеж)

-  Дайте характеристику Именительному падежу.


2. Кого же нет?

Я очень беспокоюсь, чего же нет?

Отправлюсь я на поиск

Прошу друзья, скорее помогите!    

И как зовут меня, скажите! (Родительный падеж) ) 

- Расскажите о Родительном падеже.


3. Я работаю старательно

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать с предлогом «К» порой дружу

 Но и один гулять хожу. (Дательный падеж) ) 

- Дательный падеж - это...


4. Кого винить мне видно сразу!
Пусть каждый здесь
Запомнит эту фразу

Ведь я важней министра! Все это знают тут!

 А ну скорей скажите, Как меня зовут? (Винительный падеж) ) 

- Что вы знаете о Винительном падеже?


5. Творите  чем? Творите  с кем?
Я подскажу вам - нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад.  (Творительный падеж) ) 

- Расскажите о Творительном падеже.


6. Мне без предлогов свет не мил
Пусть будет «в», и «о», и «при» -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать

О чем мечтаешь и в чем гулять. (Предложный падеж) ) 

- Что вы знаете о Предложном падеже?


- Я предлагаю рассмотреть, как выполнил такую же работу герой одного из мультфильмов Незнайка, и помочь ему исправить ошибки.

- В каждой группе найдите лишнее слово:

именительный родительный дательный просительный

кто? что? кем? откуда? чего? о ком?

есть нет дать взять вижу думаю


- Я вижу, что вы знаете все падежи.


III. Сообщение темы и цели урока

- И тема нашего урока: «Обобщение знаний о падежах имен существительных». Сегодня на уроке мы будем развивать умение определять падеж имён существительных.


IV. Изучение нового материала

  1. Работа с учебником

- Как определить падеж имени существительного? (От главного слова ставим вопрос к существительному и по вопросу определяем падеж.)


- Давайте с вами вспомним признаки пажей. Откройте свои учебники на странице 57.
















(Работа с таблицей)

- Ребята, вы должны запомнить, что именительный падеж единственного числа – это начальная форма имени существительного. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами.

- Давайте выполним упражнение 103.











Физкультминутка

Вот под елочкой зеленой (Встали.) 
Скачут весело вороны: (Прыгаем.) 
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.) 
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.) 
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.) 
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.) 
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.) 
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.) 

V. Обобщение и систематизация знаний

1. Самостоятельная работа

- А сейчас, вы будете работать самостоятельно. В тетради вам нужно выполнить упражнение 104.

2 . Работа в паре по карточкам

- А сейчас, вы будете работать в парах. Я раздам вам карточки с заданиями.

Задание:

1. Спиши предложение, поставив существительные в нужной форме.

2. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

3. Укажи падежи имён существительных.

Шуршит под (ноги) опавшая листва.

Желтеют листья на (берёза).

Ветер срывает с (ветка) последние листочки.

Готовились к (отлёт) журавли.

Чудесный ковёр из (листья) покрыл (земля).


VI. Итоги урока

- Сколько падежей у имени существительного?

- Давайте назовём падежи с вопросами и вспомогательными словами.

- Как определить падеж имени существительного?

- Молодцы!

VII. Домашнее задание

- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Дома вам нужно выполнить упражнения 106, 107 на странице 59.