Класс 3-А Дата 21.02.19.
Тема. Все падежи ( общение знаний об имени существительном)
Цель: образовательная: создать условия для закрепления и обобщения знаний учащихся о падежах имён существительных; формировать умений осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; формировать умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; формировать умение склонять имена существительные в единственном числе; закрепить умение определять падеж имён существительных по алгоритму.
развивающая: развивать логическое мышление, внимание, память.
воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Оборудование: учебник Канакина, Горецкий «Русский язык» 3 класс 2 часть, таблица «Признаки падежей», карточки для работы в парах.
Ход урока
I. Организация учащихся на учебную деятельность
- Проверьте, всё ли необходимое для урока лежит у вас на партах? Учебник, тетрадь, пенал, дневник.
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта учащихся
1. Словарная работа
- На доске записаны словарные слова с пропущенными буквами.
(Берег, берёза, город, завод, комната, метро, молоко, облако, погода, рябина, трактор, яблоко)
- Что общего у этих слов? (Словарные слова, имена существительные)
- На какие группы можно эти слова разделить? (Одушевлённые и неодушевлённые, по родам)
- Давайте откроим свои тетради, запишем число и классную работу.
- Затем запишите слова в 3 столбика (м.р., ж.р., ср. р.)
(Взаимопроверка и оценивание работы соседа по парте.)
2. Воспроизведение знаний об имени существительном
- Что вы можете рассказать об именах существительных?
- Как изменяются имена существительные? (По числам, по падежам)
- Что такое склонение? (Изменение по падежам)
3. Закрепление знаний о падежах
- Я буду вам рассказывать, а вы попробуете догадаться, кто является героем моего рассказа
1. Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю
Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем не спутает никто. (Именительный падеж)
- Дайте характеристику Именительному падежу.
2. Кого же нет?
Я очень беспокоюсь, чего же нет?
Отправлюсь я на поиск
Прошу друзья, скорее помогите!
И как зовут меня, скажите! (Родительный падеж) )
- Расскажите о Родительном падеже.
3. Я работаю старательно
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать с предлогом «К» порой дружу
Но и один гулять хожу. (Дательный падеж) )
- Дательный падеж - это...
4. Кого винить мне видно сразу!
Пусть каждый здесь
Запомнит эту фразу
Ведь я важней министра! Все это знают тут!
А ну скорей скажите, Как меня зовут? (Винительный падеж) )
- Что вы знаете о Винительном падеже?
5. Творите чем? Творите с кем?
Я подскажу вам - нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад. (Творительный падеж) )
- Расскажите о Творительном падеже.
6. Мне без предлогов свет не мил
Пусть будет «в», и «о», и «при» -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать
О чем мечтаешь и в чем гулять. (Предложный падеж) )
- Что вы знаете о Предложном падеже?
- Я предлагаю рассмотреть, как выполнил такую же работу герой одного из мультфильмов Незнайка, и помочь ему исправить ошибки.
- В каждой группе найдите лишнее слово:
именительный родительный дательный просительный
кто? что? кем? откуда? чего? о ком?
есть нет дать взять вижу думаю
- Я вижу, что вы знаете все падежи.
III. Сообщение темы и цели урока
- И тема нашего урока: «Обобщение знаний о падежах имен существительных». Сегодня на уроке мы будем развивать умение определять падеж имён существительных.
IV. Изучение нового материала
Работа с учебником
- Как определить падеж имени существительного? (От главного слова ставим вопрос к существительному и по вопросу определяем падеж.)
- Давайте с вами вспомним признаки пажей. Откройте свои учебники на странице 57.
(Работа с таблицей)
- Ребята, вы должны запомнить, что именительный падеж единственного числа – это начальная форма имени существительного. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами.
-
Давайте выполним упражнение 103.
Физкультминутка
Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
V. Обобщение и систематизация знаний
1. Самостоятельная работа
-
А сейчас, вы будете работать самостоятельно. В тетради вам нужно выполнить упражнение 104.
2
. Работа в паре по карточкам
- А сейчас, вы будете работать в парах. Я раздам вам карточки с заданиями.
Задание: 1. Спиши предложение, поставив существительные в нужной форме. 2. Подчеркни подлежащее и сказуемое. 3. Укажи падежи имён существительных. Шуршит под (ноги) опавшая листва. Желтеют листья на (берёза). Ветер срывает с (ветка) последние листочки. Готовились к (отлёт) журавли. Чудесный ковёр из (листья) покрыл (земля). |
VI. Итоги урока
- Сколько падежей у имени существительного?
- Давайте назовём падежи с вопросами и вспомогательными словами.
- Как определить падеж имени существительного?
- Молодцы!
VII. Домашнее задание
- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Дома вам нужно выполнить упражнения 106, 107 на странице 59.