Г
осударственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Новошахтинский центр помощи детям» 346918 Россия Ростовская область г. Новошахтинск ул. Садовая,23 тел. 2-13-05, 2-13-06, 2-04-41 E-mail: dd1nov@yandex.ru
Дальнейшее жизнеустройство выпускников – воспитанников центра помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Социальный педагог ГКУСО РО
Новошахтинского центра помощи
детям Кондрашева Л.В.
Для данной категории воспитанников реализуется программа по подготовке к самостоятельной жизни «Уверенными шагами». Согласно проекту стандарта по сопровождению выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождение выпускников осуществляется в период по завершению пребывания в организации для детей-сирот до достижения ими 23 лет. Сопровождение может быть продлено по отдельным формам помощи в случае наличия у выпускников трудной жизненной ситуации, социально опасного положения.
Сопровождение осуществляется на основании письменного заявления выпускника и договора о сопровождении, который заключается между совершеннолетним выпускников и организацией, осуществляющей сопровождение. Договор о сопровождении предусматривает права и обязанности сторон, срок его действия, условия и порядок расторжения, прекращения и другие условия, определённые сторонами.
Сопровождение осуществляется в соответствии с индивидуальной программой (индивидуальным планом), которая составляется на основе анализа жизненной ситуации выпускника и в которой указаны сроки осуществления сопровождения и перечень мероприятий по сопровождению.
Сопровождение предусматривает:
- установление обстоятельств в жизненной ситуации, способных вызвать социальную дезадаптацию, привести к трудной жизненной ситуации;
- определение способности выпускника справиться с жизненными задачами самостоятельно;
- оказание помощи и содействия выпускнику в соответствии с индивидуальной программой сопровождения;
- мониторинг социальной адаптации выпускника и эффективности предоставляемых ему социальных услуг и иной помощи.
- оценку потребностей выпускника в помощи и составление на ее основе индивидуальной программы сопровождения с установлением необходимого уровня сопровождения.
Уровни сопровождения выпускников определяются в зависимости от готовности воспитанника к самостоятельной жизни
- интенсивный уровень устанавливается для выпускников, которые по результатам оценки жизненной ситуации имеют обстоятельства, вызывающие социальную дезадаптированность и нуждающиеся в активной помощи для решения задач социальной адаптации из-за низкой способности решить самостоятельно жизненные задачи. Таких на данный момент в Банке данных выпускников – 1человек. На начало 2025г в БДВ состоит на учете 23 человека.
- поддерживающий уровень устанавливается для выпускников, которые по результатам оценки жизненной ситуации имеют обстоятельства, вызывающие социальную дезадаптированность, способных самостоятельно справиться с решением жизненных задач. В нашем банке данных таких 5 человек
- мониторинговый (базовый) уровень устанавливается с целью мониторинга социальной адаптации при отсутствии обстоятельств в жизненной ситуации выпускника, вызывающих социальную дезадаптированность - 11 человек.
Формы деятельности по сопровождению выпускников: индивидуальная, групповая, включая использование информационных технологий.
Моя деятельность социального педагога включает помощь ребенку в его развитии, образовании, формировании личности и профессиональном становлении, в его интеграции в общество в защите его прав и интересов.
Одна из важных проблем выпускников - это процесс перехода от опеки к независимости. Для этого созданы тренировочная квартира на базе социальной гостиной и Клуб выпускников, в котором ребята обмениваются своим опытом по соблюдению основных требований в новых учебных заведениях, где они получают профессию, особенностями трудового режима, консультации по оформлению документов, получают социально-психологические подсказки. Разрабатываются Памятки для будущих выпускников, которые вручаются им по выходу из центра. Памятка содержит основную информацию о том, какие документы должен иметь выпускник центра с социальным статусом, номера телефонов разных учреждений, оказывающих социальные услуги по месту его проживания.
На момент выпуска Яна С. уже имеет благоустроенную квартиру. Ей была оказана помощь в приобретении мебели, хозяйственного инвентаря, ремонте сантехники. Совместно с Яной открывали лицевые счета, оплачивали коммунальные платежи из заработанных средств. По договору ГПХ она работала во вне учебное время в ТЦ «Эконом-класс», кондитерской «Эклер». Учитывая, что она совершеннолетняя, но продолжает пребывание в центре помощи и находится на полном гособеспечении, ей приходится подрабатывать, чтобы оплачивать содержание полученного жилья по договору найма.
Сотрудники центра создают ситуацию успеха, необходимую для поддержки детей в новых условиях, помогают адаптироваться в новой социальной роли. Выпускники выходят в самостоятельную жизнь, что является для них испытанием, но это позволит им осознать уровень своей значимости в социуме, как много зависит от него самого, как в своей жизни и жизни окружающих людей.
В этих целях проводятся различные круглые столы, беседы, консультации, кулинарные мастер-классы, тренинги предназначенные научить детей грамотно распоряжаться личными финансами, самостоятельно принимать ответственные решения и т. п. В целом, вопрос социальной адаптации к социальной среде выпускников довольно сложный и многообразный и требует поддержки социальной проблемы целого общества. Наши выпускники приглашались на Ярмарку профессий в Новошахтинский ЦЗН. Проводились встречи с теми, кто работает, научились самостоятельно ориентироваться в социуме .
Планируя выпуск детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работа ведется по направлениям: профессиональная ориентация, профилактика асоциального поведения, защита социальных прав, постинтернатная адаптация.
Согласно реализации программ для выпускников, выделяем следующие необходимые критерии их успешной социальной адаптации :
- усвоение социально одобряемых норм, ценностей и социальных ролей, адекватных требованиям общества;
- осознание своего места в социуме и в будущей жизни в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями, включая получение образования и овладение профессией;
- формирование семейных установок и готовности к созданию собственной семьи (один из главных элементов и показателей эффективной социальной адаптации);
- наличие высокой самооценки, принятия себя;
- наличие эмоционально-близких отношений со значимыми людьми, которые во многом обеспечивают чувство защищенности и уверенности в себе; помощь и поддержка семьи, родителей или лиц, их замещающих.
Социальная адаптированность выпускников нашего центра помощи детям рассматриваться нами как:
а) способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей,
б) потребность в труде как средстве самореализации,
в) позитивное отношение к людям,
г) активное и ответственное отношение к себе и своему будущему.