9
Тема:
Обобщение и систематизация материала по теме «Глагол».
Тип урока: Урок-игра
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол».
Задачи урока:
формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;
продолжить развивать аналитико-синтетическую деятельность уч-ся;
работать над развитием речи;
продолжать формировать культуру учебного труда;
воспитывать чувство ответственности, товарищества, взаимовыручки.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;
поле квадратиков (для игры « Крестики - нолики).
Раздаточный материал:
Карточки (3 цветов; жёлтый, зелёный, оранжевый), тексты.
Ход урока
- На наших гостей вы сейчас оглянитесь,
доброй улыбкою всем улыбнитесь!
Много сегодня работы у нас,
И всем я желаю успехов сейчас!
-Занимайте свои места. Проверьте полную готовность к уроку.
1.Тема сегодняшнего урока «Повторение по теме «Глагол».
-Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.
- У нас сегодня необычный урок:
Мы отправимся в далёкое плавание.
Море будет ненастоящим, но плыть
От этого легче не станет. Это море знаний –
Самое бурное, штормовое из всех морей,
Существующих на земле.
- Сегодня я вам предлагаю поиграть в игру. Наверняка вы смотрели телевизионное шоу «Последний герой»? Мы тоже побываем мысленно на острове. У нас с вами тоже будет два племени. (ставлю таблички « Барракуды», « Пеликаны»).
- В конце игры мы узнаем, какое племя самое дружное, сообразительное, выносливое, и кто в племени - самый, самый…
Чтобы преодолеть каждое испытание, нужно выполнить задания, показать насколько вы знакомы с глаголом, ведь у нас урок-обобщение по теме «Глагол». За быстрое и правильное выполнение задания - жетон. Чья команда их наберет больше, та и победит.
- Ребята, на ваших столах таблички с названием вашего племени.
а вы знаете, кто такие барракуды? а пеликаны?
Словарная работа. ( Слайд 3,4)
Барракуды – род морских рыб из отряда окунеобразных.
Пеликаны - крупная водоплавающая птица с длинным клювом и мешком под ним.
2. Итак, представим, что мы с вами попали на остров.
(муз. сопровождение: шум моря, крики чаек.)
Итак, мы на острове, что же нужно сделать первым делом?(ответы детей)
- Да, первым делом нужно построить жилище, чтобы укрыться от дождя и ветра.
1 испытание: (слайд 6)
- Для этого вам необходимо выполнить задание: собрать четверостишие.
Задание для племени «Барракуд».
И днем и ночью по цепи кругом
У лукоморья на дубе том:
Все ходит дуб зеленый;
Златая цепь кот ученый
(отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)
Задание для «Пеликанов»
В тумане одинокий
Что кинул он в море голубом!
Белеет парус в стране далекой?
Что ищет он в краю родном?
( отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»)
Проверка (Слайд 7)
-Итак, жилище построили, точнее, поставили палатки. (Слайд 8)
2 испытание:
-Без чего не сварить обед, не обогреться? (огонь)
Второе испытание - добудь огонь
-У каждой команды на парте карточки со строками стихотворения. Вставьте пропущенные буквы.
- Какой части речи эти слова? Докажите. Определите спряжение и вид глаголов, вставьте пропущенные буквы. Докажите. Заполните таблицу:
Часть речи | Спряжение | Вид | Пропущ. орфограмма |
Задания для племени «Барракуд».
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что дела…т расскаж…т,
Черт…т, пиш…т иль поет.
Задания для племени «Пеликанов».
Вышива…т или паш…т,
Или забива…т гол.
Вар…т, жар…т, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол.
Проверка на слайде 5 (огонь добыли)
3 испытание:
- Пока мы с вами строили жилище, добывали огонь, наши лодки ветром унесло в море. Необходимо их скорее вернуть. А поможет нам световая дорожка.
(у ребят на партах цветные карточки).
- Поднимите карточку, где записаны глаголы изъявительного наклонения (все поднимают желтые карточки), повелительного (белые карточки), условного (красные).
Помогала брату, гайку завинчивает, сегодня буду работать, построю дом; (желтые)
Отправилась бы путешествовать, вылечил бы больных, унесло бы ветром; (красные)
Выращивай пшеницу, выйдите побыстрее, возвратись поскорее, пожалуйста! (белые)
- Ребята, как вы определили наклонение глаголов? (ответы детей)
Лодки (слайд …
- Молодцы! Вернули лодки.
4 испытание:
- Вы, наверное, проголодались? Предлагаю «поесть».
Но как гласит пословица: Без труда,…(дети продолжают)
-Правильно. Я предлагаю вам потрудиться - наловить рыбы.
Для этого обратимся к тексту.
Работа с текстом. (текст на слайде и на партах у учащихся).
Кислая и п...лезная ягода р...стёт в б..лотах.
В Сл...пой елани немало зат...нуло в б.. .лото людей и скота. Б.. .льшой ч.. .рный пень соб.. .ра.. .т в себе лучи солнца. Уже начинает в.. .череть. [1] (елань- поляна в лесу)
а) Читаем текст.
Я считаю, что это текст, а вы? Докажите.
Работа над текстом.
1) Списать и вставить пропущенные буквы
2) -Я считаю, что все предложения простые, так ли это? (нет...)
3) -Докажите (ответы детей)
4) Подчеркните глаголы. Все ли они личные? Докажите.
-Проверка. Слайд 6
Работа в тетрадях.
7) Морфологический разбор глаголов: дремлется (1 племя), едете (2 племя) (по 1 уч-ся у доски)
Затем взаимопрверка (по готовой карточке отдаю детям, и они проверяют по ней друг у друга, работая у доски)
-Ребята, я вижу, что вы устали. Предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка.
Мы работали, устали,
Из-за парты дружно встали.
Потоптались мы на месте,
Потянулись дружно вместе.
Повернулись мы налево,
Повернулись мы направо,
Посмотрели дружно прямо.
И за парты тихо сели.
Вы рифмовку прочитали…
А глаголы вы узнали?
-Что это за глаголы?(в изъявительном наклонении).
- Мы продолжаем пребывание на острове.
-Ребята, раз мы на острове, то вокруг острова что? (вода)
5 испытание:
- Какая вода в море? (соленая) Подберите к этому слову антоним (пресная).
- Следующее испытание: Кто больше наберёт пресной воды.
Задание: Собери пословицу. 1-2 для1команды, 3-4 для второй команды
1.Не плюй в колодец – коли не знаешь, как рожь родиться (Пригодится воды напиться)
2.Не надо хвалиться, пригодиться воды напиться (коли не знаешь, как рожь родится)
3. С умным разговаривать, который ничего не боится .(что меду напиться)
4 .Нечего тому страшиться, что меду напиться (который ничего не боится)
Проверка (Слайд …
-Какая орфограмма встретилась в пословицах ? (-тся и -ться в глаголах)
-Расскажите правило.
6 испытание:
–Пока вы «добывали» воду, мне показалось, что кроме нас на острове есть кто-то еще, и этот «кто-то», похоже, приготовил вам еще одно испытание. Оглянитесь вокруг.
(УЧИТЕЛЬ НЕЗАМЕТНО ПРИКРЕПИЛ К СТУЛЬЯМ УЧАЩИХСЯ ПО КОНВЕРТУ)
Задание:
1 КОМАНДА: определить непостоянные признаки глагола.
2 КОМАНДА: определить постоянные признаки глагола.
Проверка (Слайд…
-Молодцы! Справились и с этим испытанием.
7 испытание:
- Отдохнём и поиграем. Игра «Крестики — нолики».
«Испытание 7» ( капитаны несут выигранные квадраты с заданиями своим командам)
«Спустя рукава» Что это за выражение? Подберите антоним.(засучив рукава) | Составь пословицу из слов: друг, двух, лучше, старый, новых. (Старый друг - лучше новых двух.) | Назови глаголы – исключения 2 спряжения |
Найдите возвратные глаголы: Улыбаюсь,Беречься,Играют, Сражаться,лететь | Образуй от слова ласковый глагол неопределенной формы, возвратный (ласкаться) | Спеть 1 куплет песни о дружбе. ЗАКРЫТЫЙ КВАДРАТ -сколько глаголов какое правило? |
Назовите безличные глаголы: Вечереет,Играет, Поет, нездоровится | | Назовите инфинитив: Смеюсь, Смеяться, Смеются, Смеялись |
-проверка. Дети читают задание. Отвечают.
-ребята, мы с вами дружно работали на уроке. Поровну разделили все задания, но у нас осталось еще одно задание (песня). Посмотрим какое? (открываем на доске еще 1 карточку)
-поем песню о дружбе.(фонограмма)
-Сколько глаголов встретилось в песне (6 глаголов: 2 и по 2 раза)
- Какая орфограмма встретилась в этих глаголах (не с глаголами) -жетоны
9. Итог урока
- Приближается время совета племени
- Но перед советом скажите, что нового о глаголе мы узнали в 6-м классе?
- Узнаем племя, которое победило. (считаем жетоны).
- У каждого на столе листочки:
Напишите имя своего «соплеменника», которого вы считаете « Последним героем».
Кто был самым, самым ...(ответы детей)
Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих довольных глаз.
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
(Выставляю оценки.)
Слайд
Итак , игра окончена и я предлагаю закончить урок девизом: Нам нет преград на суше и на море. (Громко вместе дружно)
-Это вы сегодня доказали.
Слайд
Домашнее задание: Повторить все о глаголе, составить на листе формата А4 кластер «Морфологические признаки глагола» (приложение)
9