СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обобщение и систематизация знаний по теме «Ткани живых организмов». 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: коррекция и контроль знаний.

Форма урока: индивидуальная, групповая работа.

Просмотр содержимого документа
««Обобщение и систематизация знаний по теме «Ткани живых организмов». 6 класс»

Урок на тему: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Ткани живых организмов».

Сенькина Н.Н., учитель биологии МБОУ «Сош№14»

Задачи урока:

Образовательные: выявить у учащихся знание факти­ческого материала, уровень его осмысления; коррекция знаний учащихся.

Развивающие: продолжить развитие умений по ана­лизу и синтезу учебного материала;

Умение применять знание на практике, творчески подходить к решениям учебных задач.

Воспитательные: воспитание взаимоуважения, фор­мирование чувства ответственности и объективизма.

Тип урока: коррекция и контроль знаний.

Форма урока: индивидуальная, групповая работа.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Мы познакомились с вами с разнообразием растительных и животных тканей. Вы узнали о их строении, о том какие функции выполняют эти ткани, их местонахождении в организмах растений и животных.

Наша задача на этом уроке:

1.Систематизировать знания о многообразии тканей.

2.Научиться различать ткани на рисунках.

3.Доказать взаимосвязь - «строение – функция» (слайд 2)


  1. Основная часть урока.


1 задание. Наведем порядок в терминах.


А) фронтальный опрос: Учащимся на каждую парту выдается ЛОС с пробелами,

они, заполняя пробелы, дают определения терминам или понятиям


Б) индивидуальная работа у доски:

1 ученик Задание: Собрать ткани, которые характерны для растений

2 ученик Задание: Собрать ткани характерные для животных.


Открываем слайд, на котором в беспорядке написаны основные понятия и термины по теме «Ткани живых организмов». С каждого ряда ученик выходит к интерактивной доске и вносит свои термины в таблицу.


Демонстрируем слайд 4.


  • Ткани растений


Ткани животных


  1. Покровные (эпидерма - кожица, перидерма - пробка)

  2. Проводящие (ксилема - сосуды, флоэма - ситовидные трубки)

  3. Механические (колленхима, склеренхима - луб)

  4. Основные (паренхима, фотосинтезирующая, запасающая)

  5. Образовательные (апикальная меристема, камбий)

  1. Эпителиальные (виды эпителия: кубический многослойный, мерцательный и т.д.)

  2. Соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь)

  3. Мышечные (поперечно-полосатая, гладкая, сердечная)

  4. Нервная (нейрон)







2 задание. Узнай ткань по ее фотографии. (слайды 5-11)

На предыдущих уроках вы выполняли лабораторные работы, рассматривали ткани растений и животных под микроскопом. Сможете ли вы узнать ткани на фотографиях и рисунках? Учащиеся называют вид ткани, объясняя, почему они так считают, т.е. называют основные особенности строения ткани, их местоположение.

На доске демонстрируются фотографии разных тканей:

  1. Эпителиальные ткани животных


  1. Назовите тип ткани.

  2. Какова отличительная особенность эпителиальной ткани?

  3. Укажите месторасположение перечисленных видов тканей в организме

  4. Каковы их функции?


  1. Покровные ткани растений;


  1. Можно ли эти ткани также считать покровными? Почему?

  2. Где они располагаются в организме растения?

  3. Только ли защитную функцию они выполняют в организме растения?



3)Соединительные ткани животных



  1. К какому типу относятся эти ткани?

  2. Какие виды соединительной ткани имеются в организме?

  3. Какова отличительная особенность соединительной ткани?

  4. Чем можно объяснить различия в свойствах разных видов соединительной ткани?


4) Проводящие ткани растений;


  1. Для растения или животного характерны эти виды тканей?

  2. Можно ли по рисунку предположить функцию этих тканей?

  3. Дайте названия этим тканям, назовите особенности их строения.

5) Мышечная ткань,

  1. А эти виды тканей характерны для растения или животного?

  2. Какие виды мышечной ткани имеются в организме?

  3. Какими свойствами обладает мышечная ткань?

  4. Какая особенность животных связана с наличием у них мышечной ткани?

  5. С какой другой тканью тесно связана функция этих ткани?


6)Фотосинтезирующая ткань,

  1. Как называется этот вид ткани?

  2. Наличие какого вещества определяет цвет этой ткани?

  3. Где она располагается?

  4. Назовите основную функцию этой ткани.



7) Нервная ткань.


  1. В чем особенность строения этой ткани

  2. Как называется отдельная клетка этой ткани?

  3. Каковы особенности строения нервных клеток?

  4. Какими свойствами обладает нервная ткань?

  5. Назови, какие функции выполняет эта ткань.




Рассмотрев строение разных тканей – растений и животных, можно сделать следующий

Вывод:

1. По строению клеток и особенности их жизнедеятельности можно определить, к какому типу тканей они относятся и какую функцию выполняют.


3 задание. Сравни и сделай вывод. (слайды 12 – 17)

У многоклеточных животных и растений имеются ткани сходные по строению и функциям

(Необходимо под­вести рассуждения детей к тому, что строение и функ­ции тканей взаимосвязаны.)

Определим ткани, выполняющие сходные функции у растений и животных.

Демонстрация слайдов (слайды 13 – 20), на которых изображены ткани растений и животных в сравнении.

1. Слайд 14. Назовите ткани, которые выполняют у растений и животных защитную функцию. Какую еще функцию могут выполнять эти покровные ткани?


2. Слайд 15. Назовите ткани, которые осуществляют связь между разными органами, участвуют в проведении различных веществ? Что общего и в чем различия этих тканей растений и животных?


3. слайд 16. У животных и растений есть ткани, которые поддерживают их форму, т.е. являются опорой. В чем сходство и различия этих тканей?

(Клетки костной ткани состоят из минеральных веществ; клетки механической ткани имеют утолщенные оболочки).


4. Слайд 17. Какие ткани в основном образуют всю массу тела у растения и у животного?

Почему эти ткани настолько различны?


Итак, клетки ткани многоклеточных организмов специализируются на выполнении определенной функции. Эта специализация повышает эффективность работы всего организма. Но при этом все ткани также должны работать согласованно. Как решается эта проблема?

У растений действует особая система регуляции биологически активными веществами, которые распространяются по организму в растворенном виде.

У животных эта проблема была решена с появлением нервной ткани


5. Слайд 18. Какой способностью обладают животные в отличие от растений?


Активный образ жизни животных определяется работой мышечной и нервной тканей, которые отличаются способностью быстро реагировать на раздражение, переходя в возбужденное состояние.


Учащиеся проставляют в пустые клетки ЛОС соответствующие функции тканей.


4 задание. Подумай – биологические задачи: (слайды 18-20)

Каково практическое значение знаний о тканях организмов?

Изучение строения и функций тканей стало возможно благодаря световой микроскопии с использованием различных приемов фиксации и окрашивания материалов.

Современные методы позволяют выращивать отдельные ткани вне организма. Этот способ сохранения жизнеспособности клеток получил название культуры тканей.

1. Какое практическое значение может иметь этот метод?

Рассказ ученика «Клетки и ткани растений растут в пробирке».

2. Из маленького кусочка растительной ткани ученым удается вырастить несколько тысяч взрослых растений. Как вы думаете, какую ткань растения берут для этих опытов? Почему не удаются подобные опыты на животных?

3. Почему ростом растений управлять значительно проще, чем ростом животных?

4. Возможно ли существование животного, у которого отсутствует какой-нибудь из типов животных ткани?

  1. Подведем итог нашего урока:

Заполните пропуски в ЛОС к теме «Ткани живых организмов». Обсуждение ЛОС. (слайд 21)

Выводы. (слайд 22)

  1. Тело большинства многоклеточных растений и животных состоит из тканей

  2. Ткани состоят из клеток и межклеточного вещества. Все клетки тканей взаимосвязаны.

  3. Ткани бывают разных видов. Каждый вид тканей выполняет определенную функцию.

  4. Наличие тканей и их согласованная работа позволяет многоклеточным организмам успешно осуществлять жизненно важные процессы и приспосабливаться к различным условиям окружающей среды.

IV. Ученики заканчивают работу с ЛОС, сдают на проверку учителю.

Домашнее задание: повторить главу 3, выполнить тест в тетради на страницах 22 – 24.


V. Контроль знаний.

Тест.

Вариант 1.

1. Эпителиальная ткань животных расположена:

А)только снаружи тела, б) внутри полых органов; в) снаружи и во внутренних органах.


2. Полностью состоит из образовательной ткани:

а) верхняя часть побега; б)нижняя часть корня; в)молодой лист; г) зародыш семени.


3. Проводящая ткань растений:

А) ткань, в которой накапливаются органические вещества

Б) образована клетками с очень прочными оболочками

В) осуществляет передвижение растворенных питательных веществ по растению.


4. Ткань, придающая телу растения упругость:

А) механическая, б) покровная, в) образовательная.


5. Дополните фразу: «В крови содержится жидкое межклеточное вещество - _


Вариант 2.

  1. Ткань, клетки которой способны делится в течение всей жизни, называется:

А)механическая, б) проводящая, в)образовательная.


2. К покровной ткани растений относится:

А)кора; б) лубяные волокна; в) древесина; г)сердцевина.


3. Главные проводящие элементы древесины – это:

А)сосуды; б)ситовидные трубки; в) клетки-спутницы; г)волокна.


4. Выберите ткань, характерную только для животных:

А)образовательная Б) покровная В)нервная, Г)запасающая.


5. К функциям жировой ткани не относится:

А)запасание веществ, б)сохранение тепла, в) обеспечение гибкости тела, г) защита от повреждений.


VI. Самоконтроль – на доске – правильные ответы.


Домашнее задание: повторить главу 3, выполнить тест в тетради на страницах 22 – 24.










Фамилия ученика________________________________________

Логическая опорная схема по теме «Ткани живых организмов»


Клетки +

(наука - ___________________)


Межклеточное вещество

Ткань

(наука - ____________________)

?________














Растительные ткани



Животные ткани



1. Покровные:


Клетки прилегают плотно

1. Эпителиальные



(кожица -________________,





__

_____________- перидерма)






2. Основные:


Клетки расположены _________:

2. Соединительные



(паренхима: запасающая,

________________________)


развито_____________ вещество

( костная, хрящевая, жировая, _______________)









3. Проводящие:



3. Мышечные



(_____________ - ксилема,






ситовидные трубки - _________)






4. Механические:



4. Нервная ткань



(колленхима, склеренхима)


Функции:

(___________________)





  1. Защитная; 2. Опорная;




5. Образовательные:


3. Запасающая;

4. Фотосинтезирующая;




(меристема –_______________


5. Проведение растворов веществ;




___________– вторичный рост)


6. Постоянное деление – рост.






7.Восприятие раздражений






8. Составляют основную массу тела










Вывод:

1. Тело большинства _____________________________растений и животных состоит из _______________________________.

  1. Ткани специализируются на выполнении определенной ____________________, это можно определить по _______________ их клеток.

  2. Наличие тканей и их согласованная работа повышает эффективность работы всего организма, и обеспечивает ____________________

к различным средам обитания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!