СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение инновационного и передового педагогического опыта. Тема опыта: Формирование элементарных математических представлений у старшего дошкольника через дидактическую игру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщение опыта работы 

 Формирование элементарных математических представлений у старшего дошкольника через дидактическую игру

 

Просмотр содержимого документа
«Обобщение инновационного и передового педагогического опыта. Тема опыта: Формирование элементарных математических представлений у старшего дошкольника через дидактическую игру.»

Отдел образования администрации Анивского городского округа

МБУ «Центр обеспечения функционирования системы образования

Анивского городского округа»

методический отдел









ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ









Автор опыта: Козлова Галина Александровна

воспитатель

МБОУ СОШ №2 г. Анива

(дошкольные группы)














Анива,2017

Содержание


РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



































РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ


ФИО автора: Козлова Галина Александровна

Место работы: МБОУ СОШ №2 г. Анива

Педагогический стаж: 25 лет

Должность: воспитатель

Специальность: учитель физики и математики, воспитатель

Контактный телефон: 89241817288


Тема опыта: Формирование элементарных математических представлений у старшего дошкольника через дидактическую игру.


Исследование проводилось в период с октября 2014г. по февраль 2015г. на базе МБОУ СОШ №1 /дошкольные группы/ г. Анива. В исследовании принимали участие группа детей, в количестве 24 человек в возрасте 5-6 лет, педагоги группы, родители воспитанников.

Опытно - экспериментальная работа проводилась в три этапа.

1 этап - подготовительный (октябрь - ноябрь):

-изучение и анализ литературы, работы учёных, монографии, статьи, освещающие передовой педагогический опыт;

-подбор дидактических игр по разделу «Формирование элементарных математических представлений»;

-экспериментальная оценка полученных данных.

2 этап – основной (декабрь 2014 – январь 2015):

- внедрение плана работы по формированию элементарных математически представлений с помощью дидактических игр;

3 этап – заключительный (февраль 2015):

- проведение контрольного эксперимента, направленного на оценку эффективности опытно-экспериментальной работы;

- итоговая оценка результатов исследования.



Актуальность опыта: переход современного дошкольного образования на ФГОС требует модернизации учебно-воспитательного процесса, в т.ч. в области формирования элементарных математических представлений. Актуальность опыта обусловлена тем, что математическое развитие – значимый компонент в формировании «картины мира» ребёнка. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребёнка. Математическое развитие дошкольника - это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий. В математическом содержании заложены огромные возможности для развития мышления детей с самого раннего возраста.

Проблемой обучения детей дошкольного возраста математическим представлениям интересовала ученых на протяжении многих веков. Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М. Монтессори и другие пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки дошкольников.

Необходимость использования дидактической игры, как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

  1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве ещё не потеряла своего значения;

  2. Освоение компонентов учебной деятельности, включение в неё детей только осознаётся дошкольником;

  3. Дидактическая игра способствует развитию у детей произвольностью внимания, памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

  4. Игра способствует формированию учебно-познавательной мотивации.

Несмотря на достаточно большие исследования в области содержания математического образования и методики преподавания, в дошкольном возрасте по-прежнему остаётся проблемным вопросом использование дидактической игры в построении предметно-развивающей среды.


РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА


Теоретическое обоснование опыта: в период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей – переход от наглядных форм мыслительной деятельности к логическим, от практического мышления - к творческому. В старшем дошкольном возрасте начинается формирование первых форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключений.

Задача обучения состоит в том, чтобы руководить познанием, направлять процесс усвоения понятий от случайных признаков к существенным.

На успешность обучения дошкольников влияет содержание познавательного материала, а также такая форма его преподнесения, которая способна вызвать заинтересованность детей, заронить в душу ребенка семена познания.

Процесс обучения надо организовать так, чтобы появилась собственная активность ребенка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом.

Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно, усваивающий все в готовом виде, не сможет проявить задатки, данные ему природой.

Чтобы обучение способствовало развитию мышления дошкольника, необходимо использовать такие методы, которые дадут ребенку возможность осмыслить учебный материал. Необходима опора на значимый для ребенка вопрос, когда дошкольник оказывается перед выбором, иногда делает ошибку, а затем самостоятельно исправляет её.

В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах.

Обучение проводится на протяжении трех кварталов учебного года. В четвертом квартале рекомендуется закреплять полученные детьми знания в играх, на занятиях физической культурой, на прогулках и в повседневной жизни.

При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания и представления, поддерживать интерес детей в течение всего занятия, использовать игровые методы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей.

Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактическую игру включают непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

Начинать надо с самых простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.

Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.

В конце учебного года с помощью специально разработанных методик целесообразно провести проверку уровня овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Все полученные знания и умения подготавливают к усвоению детьми более сложных математических задач на следующей ступени развития.

Ведущая педагогическая идея опыта.

В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей – переход от наглядных форм мыслительной деятельности к логическим, от практического мышления - к творческому. В старшем дошкольном возрасте начинается формирование первых форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключений. Задача обучения состоит в том, чтобы руководить познанием, направлять процесс усвоения понятий от случайных признаков к существенным. В этом большую роль играет образовательная область, связанная со знакомством ребёнка с первичными математическими представлениями.

Проблема , которая стоит перед работниками ДОУ в условиях ФГОС ДОО активизировать предметно-развивающую среду дошкольника, способствующую личностно-ориентированному развитию ребёнка. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательной «Формирование элементарных математических представлений» области даёт возможность достичь этой цели.


РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА


Задачи опытно-экспериментальной работы:

1.Провести констатирующий этап эксперимента, направленный на определение уровня усвоения программы по разделу «Формирование элементарных математических представлений».

2.Разработать план проведения формирующего этапа эксперимента, предполагающего реализацию методических разработок по теме исследования.

3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы.

Исследование проводилось в период с октября 2014г. по февраль 2015г. на базе МБОУ СОШ №1 /дошкольные группы/ г. Анива. В исследовании принимали участие группа детей, в количестве 24 человек в возрасте 5-6 лет, педагоги группы, родители воспитанников.

Опытно - экспериментальная работа проводилась в три этапа.

1 этап - подготовительный (октябрь - ноябрь):

-изучение и анализ литературы, работы учёных, монографии, статьи, освещающие передовой педагогический опыт;

-подбор дидактических игр по разделу «Формирование элементарных математических представлений»;

-экспериментальная оценка полученных данных.

2 этап – основной (декабрь 2014 – январь 2015):

- внедрение плана работы по формированию элементарных математически представлений с помощью дидактических игр;

3 этап – заключительный (февраль 2015):

- проведение контрольного эксперимента, направленного на оценку эффективности опытно-экспериментальной работы;

- итоговая оценка результатов исследования.

На этапе констатирующего эксперимента осуществлялась первичная диагностика и оценка уровня сформированности знаний и умений по формированию элементарных математических представлений у детей шестого года жизни. Прежде, чем начать эксперимент, необходимо было установить критерии оценки сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Исходя, из выше изложенного за основу было решено принять при оценке трехбальную систему (В.П.Новикова):

  • 3 балла (высокий уровень) - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы;

  • 2 балла (средний уровень) – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки;

  • 1 балл (низкий уровень) – ребенок не справляется с заданием.

В эксперименте участвовала группа детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет).

Дети были продиагностированы по разделу «Формирование элементарных математических представлений» по следующим разделам:

  1. Выявление навыков счета.

  2. Выявление знаний цифр.

  3. Выявление умения соотносить количество предметов с цифрой.

  4. Выявление умений отсчитывать количество на один предмет больше или на один меньше.

  5. Выявление умений сравнивать две группы предметов, по-разному расположенных

  6. Выявление знаний порядковых чисел

  7. Выявление умений раскладывать предметы по увеличению или уменьшению длин (ширины, высоты, толщины).

  8. Выявление знаний геометрических фигур.

  9. Выявление умений ориентироваться в пространстве.

  10. Выявление умений ориентироваться во времени, называть части суток.

Списочный состав детей старшей группы на начало учебного года 24 человека.

Данные по оценке результатов диагностики были занесены в таблицы (приложение 1 таб. 1-5). Исходя из табличных данных, было определено, что уровень знаний и умений у детей по разделам:

«Уровень умений ориентировки в пространстве» (приложение 1 таб.1):

  • высокий уровень - ни одного человека, что составляет от списочного состава 0%;

  • средний уровень - 14 человек, что составляет от списочного состава 70%;

  • низкий уровень - 6 человек, что составляет от списочного состава 30%.

«Уровень умений ориентировки во времени» (приложение 1 таб.2):

  • высокий уровень - ни одного человека, что составляет от списочного состава 0%;

  • средний уровень - 14 человек, что составляет от списочного состава 70%;

  • низкий уровень - 6 человек, что составляет от списочного состава 30%.

«Уровень умений определить геометрические фигуры, сравнивать их по величине, форме» (приложение 1 таб.3):

  • высокий уровень - ни одного человека, что составляет от списочного состава 0%;

  • средний уровень - 13 человек, что составляет от списочного состава 65%;

  • низкий уровень - 7 человек, что составляет от списочного состава 35%.

«Уровень умений сравнивать количество предметов в группах на основе счета» (приложение 1 таб.4):

  • высокий уровень - ни одного человека, что составляет от списочного состава 0%;

  • средний уровень - 11 человек, что составляет от списочного состава 55%;

  • низкий уровень - 9 человек, что составляет от списочного состава 45%.

«Уровень умений прямому и обратному счету» (приложение 1 таб.5):

  • высокий уровень - ни одного человека, что составляет от списочного состава 0%;

  • средний уровень - 10 человек, что составляет от списочного состава 50%;

  • низкий уровень - 10 человек, что составляет от списочного состав 50%.

Первичная оценка результатов сформированности знаний и умений у детей экспериментальной и контрольной подгрупп по разделу «Формирования элементарных математических представлений» позволила сделать ряд выводов, что:

  1. Уровень знаний у детей практически одинаковый.

  2. Уровень практических знаний и умений значительно не отличается.

Осознание проблемы предматематической подготовки дошкольников побудило желание более углубленному ее изучению. Начиная работу с детьми среднего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений за основу была взята типовая программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая предлагает решить в соответствии с возрастными и психологическими особенностями следующие задачи:

  • развивать самостоятельность, инициативность, желание и умение сосредоточенно играть довольно длительное время (20-25 мин.) в содержательные дидактические игры;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать предметы по их свойствам, количеству, расположению, назначению;

  • развивать умение сосчитывать предметы, звуки, движения и пользоваться счетом для оценки количества объектов;

  • развивать творческое воображение, умение активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.

В проведении эксперимента использовались методические рекомендации:

  • по организации и проведению дидактических игр как на занятиях по математике, так и в свободной деятельности детей;

  • по подбору дидактических игр математической направленности;

  • по организации развивающей среды;

  • по совершенствованию работы по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста;

  • по осуществлению контроля за уровнем усвоения детьми программного материала;

  • центральные таблицы для определения уровня сформированности знаний и умений по разделу «Формирование элементарных математических представлений».

В проведении эксперимента немаловажную помощь оказали программа «Детство», журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч» и их приложения, а также другая методическая литература.

Перед началом эксперимента в группе была организована игротека, куда были подобраны и внесены развивающие познавательные дидактические игры математического характера, интересные и доступные детям, привлекающие их внимание своей занимательностью, направленные на развитие математических способностей детей (приложение 2). В ходе реализации опытно-экспериментальной работы предполагалось, что дети должны получить определенный объем знаний.

Для достижения этой цели были определены задачи:

  1. Целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.

  2. Формирование качеств и свойств личности ребенка необходимых для успешного овладения математикой, целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата.

  3. Воспитывать у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

  4. Воспитание у детей интереса к математике.

  5. Внедрение полученных знаний в повседневную жизнь, выработка стойких навыков, как результат проведенной работы.

6. Формирование у детей осознанной потребности в ежедневных занятиях.

В первые дни эксперимента в старшей группе проводились дидактические игры, в которые дети играли еще в средней группе, с целью преемственности. Организуя игры с детьми, оценивались его индивидуальные особенности. Если ребенок быстро и легко справлялся с заданиями, ему предлагались более сложные и, наоборот, в случае затруднений, ребенка «задерживали» на более простых. Вначале работа носила индивидуальный характер, затем игры проводились со всей группой детей, включались в занятия по математике для закрепления пройденного материала.

С детьми проводились дидактические игры на закрепление знаний в количественном счете, образовании числа в пределах пяти. Например, дидактическая игра «Что изменилось». Отгадывающий ребенок должен подсчитать, сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось, и, сопоставив эти два числа, определить, сколько детей ушло из круга.

Затем, при проведении игры, отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. Дальнейшее усложнение было таким: число детей осталось то же (в пределах пяти), но изменяется их состав. Отгадывающий должен сказать, кто из детей ушел, и кто встал на его место. Усложнение этой игры может пойти и по линии изменения порядка расстановки играющих.

К детям старшего дошкольного возраста предъявляются более высокие требования в овладении пространственными ориентировками. Показать направление от себя (и двигаться) вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево.

И в этом возрасте широко используются дидактические игры. Например, игра «Кто скажет правильно». Дидактическая задача: закрепить ориентировку в пространственных отношениях между предметами и определить ее словами направо, налево, посередине, напротив. В этой игре дети усваивают пространственные ориентировки в движении.

Целью дидактических игр является выделение величины как значимого признака предмета и развитие способности устанавливать ярко выраженные различия в высоте, длине, ширине, толщине. Дети старшей группы должны хорошо знать геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, шар, куб, цилиндр.

В процессе ознакомления детей экспериментальной группы с началами геометрии выделили два аспекта:

-формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе;

-формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.

Подобрали множество игр, в которых учитывались различные свойства предметов. Так, в игре «Найди свое место» умение различать геометрические фигуры и соотносить их, находя такую же, оказывается необходимым условием выполнение игрового действия.

В процессе работы детям предлагались и словесно-дидактические игры, направленные на формирование временных понятий, суть которых заключается в следующем:

- в назывании детьми пропущенного слова и (или) окончания предложения («Мы завтракаем утром, а обедаем?..», «Солнышко светит днем, а луна?..» и т.д.);

  • в придумывании предложения с заданным словом («Я гуляю днем», «Ночью я сплю»);

  • в перечислении различных определений («Какая бывает осень?» – «Грустная, золотая, дождливая и т.д.»);

  • в нахождении общего понятия (год) к частям (зима, весна, лето, осень);

  • в определении, о каком времени (настоящем, прошедшем или будущем) идет речь, например: «Подрасту еще немного, стану в школу я ходить» (будет), «Летом на даче мы собирали грибы» (было) и т.д.;

В процессе дидактических игр, направленных на развитие временных ориентировок, использовались поэтические произведения, в которых воспеваются картины природы, созидательный труд людей. В этих случаях от педагога требуется тщательный отбор художественных произведений, небольших по объему (4-12 строк), доступных по содержанию, включающих знакомые детям временные категории.

Таким образом, в используемые дидактические игры включалось то содержание, которое было недостаточно освоено детьми, когда требовалось дополнительное практикование, углубление и систематизация представлений.

С целью оценки эффективности формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный замер, который предполагал проведение повторных обследований.

Анализ результатов, представленных в таблицах наглядно показывает значительные успехи в развитии первичных математических представлений у детей (приложение 1 таб.1-5).

Результаты обследования детей показали положительную динамику - увеличился на 35% (высокий уровень) по сравнению с началом года.

Таблица 1

Результаты обследования усвоения программных задач по разделу «Уровень умений ориентировки в пространстве»

Оценка уровня

Ноябрь 2014г.

Февраль 2015 г.

высокий

-

7 чел / 35%

средний

14 чел / 70%

13 чел / 65%

низкий

6 чел / 30%

-

Применяя Т – критерия Вилкоксона для результатов исследования получаем:

До

5

10

10

7

6

7

10

8

11

3

3

8

8

8

7

8

10

10

10

5

8

После

9

14

15

10

9

9

12

11

11

10

12

14

13

15

9

10

Разность

4

4

5

3

3

2

2

3

3

3

4

4

3

5

4

2

Модуль

4

4

5

3

3

2

2

3

3

3

4

4

3

5

4

2

Ранг

14

14

18,5

8

8

2,5

2,5

8

8

8

14

14

8

18,5

14

2,5

Тэмп=0, т.к. нет нетипичного отклонения, при выборке в 20 человек Ткр(0,05)=60, ТэмпТкр(0,05), следовательно гипотеза принимается.

Для последующих четырех выборок, результат применения Т – критерия Вилкоксона аналогичен.

Таблица 2

Результаты обследования усвоения программных задач по разделу «Уровень умений ориентировки во времени» детей старшей группы

Оценка уровня

Ноябрь 2014г.

Февраль 2015 г.

высокий

-

7 чел / 35%

средний

14 чел / 70%

13 чел / 65%

низкий

6 чел / 30%

-

Таблица 3

Результаты обследования усвоения программных задач по разделу «Уровень умений определить геометрические фигуры, сравнивать их по величине, форме» детей старшей группы

Оценка уровня

Ноябрь 2014г.

Февраль 2015 г.

высокий

-

8 чел / 40%

средний

13 чел / 65%

11 чел / 55%

низкий

7 чел / 35%

1 чел / 5%

Таблица 4

Результаты обследования усвоения программных задач по разделу «Уровень умений сравнивать количество предметов в группах на основе счета» детей старшей группы

Оценка уровня

Ноябрь 2014г.

Февраль 2015 г.

высокий

-

6 чел / 30%

средний

11 чел / 55%

14 чел / 70%

низкий

9 чел / 45%

-




Таблица 5

Результаты обследования усвоения программных задач по разделу «Уровень умений прямому и обратному счету» детей старшей группы

Оценка уровня

Ноябрь 2014г.

Февраль 2015 г.

высокий

-

7 чел / 35%

средний

10 чел / 50%

13 чел / 65%

низкий

10 чел / 50%

-


Таким образом, проведенный педагогический эксперимент имел существенные, положительные результаты и подтвердил рабочую гипотезу. Повышенный интерес способствовал формированию любознательности, творчества, потребности в самопознании.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют об эффективности использования дидактических игр обеспечивают полноценное усвоение учебного материала предусмотренного типовой программой по разделу «Формирование элементарных математических представлений». Успешность решения поставленной задачи изначально зависит от подготовленности педагогов в вопросах использования дидактических игр в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений.

Таким образом, результаты экспериментальной работы наглядно показали эффективность внедрения дидактических игр и упражнений в образовательный процесс современного дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДОО.

Заключение

Была раскрыта проблема исследования математического развития детей с позиции психологов и педагогов. Дана характеристика, роль и значение игры в жизни детей дошкольного возраста, раскрыто понятие «дидактическая игра», сущность дидактических игр как средства обучения, применение её в работе с детьми дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений.

Экспериментальная работа на базе МБОУ СОШ №1 /дошкольные группы/ г. Анива позволила выявить значимость и необходимость применения дидактических игр в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений.

Прослеживается положительная динамика:

- в развитии интереса к подобным играм, заинтересованность, желание заниматься;

- психических процессов: восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления за менее продолжительное время коррекционной работы.

- созданы условия для полноценного развития детей, их умственных способностей.



Приложения.

Приложение 1.

Таблица 1. «Уровень умений ориентировки в пространстве»

№ п/п

Код имени

Доброжелательное отношение к сверстникам

Принятие правил игры

Организация игры

Продолжительность участия в игре

Законченность игры

Итого

По уровню

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

1

Б.К.

1

2

1

2

1

1

1

2

1

2

5

9

низкий

средний

2

Б.Е.

2

3

2

2

2

3

2

3

2

3

10

14

средний

высокий

3

В.Д.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

средний

высокий

4

Г.Д.

1

2

1

2

1

2

2

2

2

2

7

10

низкий

средний

5

Г.Я.

1

2

1

2

1

1

1

2

2

2

6

9

низкий

средний

6

К.Д.

2

2

1

2

1

1

2

2

1

2

7

9

низкий

средний

7

К.С.

2

2

2

3

2

2

2

3

2

2

10

12

средний

средний

8

К.В.

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

8

10

средний

средний

9

М.Д.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

средний

высокий

10

М.В.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

средний

высокий

11

М.Р.

2

3

2

2

1

2

1

2

2

2

8

11

средний

средний

12

О.Т.

2

3

1

2

1

2

2

2

2

2

8

11

средний

средний

13

П.Д.

2

2

1

2

1

2

2

2

2

3

8

11

средний

средний

14

Р.А.

1

2

1

2

1

2

2

2

2

2

7

10

низкий

средний

15

С.А.

2

3

1

2

1

2

2

2

2

3

8

12

средний

средний

16

С.В.

2

3

2

2

2

3

2

3

2

3

10

14

средний

высокий

17

С.М.

2

3

2

2

2

3

2

2

2

3

10

13

средний

высокий

18

С.К.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

средний

высокий

19

Х.Л.

1

2

1

2

1

1

1

2

1

2

5

9

низкий

средний

20

Х.К.

2

2

2

2

1

2

2

2

1

2

8

10

средний

средний

Таблица 2. «Уровень умений ориентировки во времени»

№ п/п

Код имени

Доброжелательное отношение к сверстникам

Принятие правил игры

Организация игры

Продолжительность участия в игре

Законченность игры

Итого

По уровню

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

1

Б.К.

1

2

1

2

1

1

1

2

1

2

5

9

низкий

средний

2

Б.Е.

2

3

2

2

2

3

2

3

2

3

10

14

средний

высокий

3

В.Д.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

средний

высокий

4

Г.Д.

1

2

1

2

1

2

2

2

2

2

7

10

низкий

средний

5

Г.Я.

1

2

1

2

1

1

1

2

2

2

6

9

низкий

средний

6

К.Д.

2

2

1

2

1

1

2

2

1

2

7

9

низкий

средний

7

К.С.

2

2

2

3

2

2

2

3

2

2

10

12

средний

средний

8

К.В.

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

8

10

средний

средний

9

М.Д.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

средний

высокий

10

М.В.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

средний

высокий

11

М.Р.

2

3

2

2

1

2

1

2

2

2

8

11

средний

средний

12

О.Т.

2

3

1

2

1

2

2

2

2

2

8

11

средний

средний

13

П.Д.

2

2

1

2

1

2

2

2

2

3

8

11

средний

средний

14

Р.А.

1

2

1

2

1

2

2

2

2

2

7

10

низкий

средний

15

С.А.

2

3

1

2

1

2

2

2

2

3

8

12

средний

средний

16

С.В.

2

3

2

2

2

3

2

3

2

3

10

14

средний

высокий

17

С.М.

2

3

2

2

2

3

2

2

2

3

10

13

средний

высокий

18

С.К.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

средний

высокий

19

Х.Л.

1

2

1

2

1

1

1

2

1

2

5

9

низкий

средний

20

Х.К.

2

2

2

2

1

2

2

2

1

2

8

10

средний

средний



Таблица 3. «Уровень умений определить геометрические фигуры, сравнивать их по величине, форме»

№ п/п

Код имени

Доброжелательное отношение к сверстникам

Принятие правил игры

Организация игры

Продолжительность участия в игре

Законченность игры

Итого

По уровню

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

1

Б.К.

1

2

1

1

1

1

1

2

1

2

5

8

низкий

средний

2

Б.Е.

2

3

2

3

2

3

2

2

2

3

10

14

средний

высокий

3

В.Д.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

средний

высокий

4

Г.Д.

2

3

1

2

1

2

2

2

2

3

8

12

средний

средний

5

Г.Я.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

5

10

низкий

средний

6

К.Д.

1

2

1

2

1

1

1

2

1

2

5

9

низкий

средний

7

К.С.

1

2

1

2

1

2

2

3

2

2

7

11

низкий

средний

8

К.В.

1

2

1

2

2

3

2

3

2

3

8

13

средний

высокий

9

М.Д.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

средний

высокий

10

М.В.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

средний

высокий

11

М.Р.

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

8

10

средний

средний

12

О.Т.

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

8

10

средний

средний

13

П.Д.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

5

10

низкий

средний

14

Р.А.

1

1

1

2

1

2

1

2

2

2

6

9

низкий

средний

15

С.А.

1

1

2

2

2

2

2

3

2

2

9

10

средний

средний

16

С.В.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

средний

высокий

17

С.М.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

средний

высокий

18

С.К.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

средний

высокий

19

Х.Л.

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

5

7

низкий

низкий

20

Х.К.

1

2

2

2

2

2

2

3

2

2

9

11

средний

средний



Таблица 4. «Уровень умений сравнивать количество предметов в группах на основе счета»

№ п/п

Код имени

Доброжелательное отношение к сверстникам

Принятие правил игры

Организация игры

Продолжительность участия в игре

Законченность игры

Итого

По уровню

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

1

Б.К.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

5

10

низкий

средний

2

Б.Е.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

средний

высокий

3

В.Д.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

средний

высокий

4

Г.Д.

2

3

2

2

1

2

2

2

2

2

9

11

средний

средний

5

Г.Я.

2

3

1

2

1

2

1

2

1

2

6

11

низкий

средний

6

К.Д.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

5

10

низкий

средний

7

К.С.

2

2

2

3

1

2

2

2

1

2

8

11

средний

средний

8

К.В.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

5

10

низкий

средний

9

М.Д.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

средний

высокий

10

М.В.

2

3

2

3

2

2

2

3

2

3

10

14

средний

высокий

11

М.Р.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

5

10

низкий

средний

12

О.Т.

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

6

10

низкий

средний

13

П.Д.

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

6

10

низкий

средний

14

Р.А.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

5

10

низкий

средний

15

С.А.

2

3

2

2

1

2

1

2

2

2

8

11

средний

средний

16

С.В.

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

10

11

средний

средний

17

С.М.

2

3

2

2

2

2

2

3

2

3

10

13

средний

высокий

18

С.К.

2

2

2

2

2

3

2

3

2

3

10

13

средний

высокий

19

Х.Л.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

5

10

низкий

средний

20

Х.К.

2

3

1

2

1

2

2

3

2

2

8

12

средний

средний



Таблица 5. «Уровень умений прямому и обратному счету»

№ п/п

Код имени

Доброжелательное отношение к сверстникам

Принятие правил игры

Организация игры

Продолжительность участия в игре

Законченность игры

Итого

По уровню

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

Начало

Конец

1

Б.К.

1

2

1

2

1

1

1

1

1

2

5

8

низкий

средний

2

Б.Е.

2

3

3

3

2

3

2

2

2

2

11

13

средний

высокий

3

В.Д.

2

3

3

3

2

3

2

3

2

3

11

15

средний

высокий

4

Г.Д.

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

6

10

низкий

средний

5

Г.Я.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

5

10

низкий

средний

6

К.Д.

1

1

1

2

1

2

1

2

1

2

5

9

низкий

средний

7

К.С.

2

3

2

3

1

2

2

2

2

2

9

12

средний

средний

8

К.В.

2

2

2

3

1

2

2

2

1

2

8

11

средний

средний

9

М.Д.

2

3

3

3

2

3

2

3

2

3

11

15

средний

высокий

10

М.В.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

средний

высокий

11

М.Р.

2

2

2

2

1

2

1

2

1

2

7

10

низкий

средний

12

О.Т.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

5

10

низкий

средний

13

П.Д.

1

2

1

2

1

1

1

2

1

2

5

9

низкий

средний

14

Р.А.

1

2

1

2

1

1

1

2

1

2

5

9

низкий

средний

15

С.А.

2

3

1

2

1

2

1

2

1

2

6

11

низкий

средний

16

С.В.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

15

средний

высокий

17

С.М.

2

3

2

3

2

3

2

2

2

3

10

14

средний

высокий

18

С.К.

2

3

2

3

2

2

2

2

2

3

10

13

средний

высокий

19

Х.Л.

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

5

8

низкий

средний

20

Х.К.

1

2

1

2

2

2

2

2

2

3

8

11

средний

средний

Приложение 2.

Перечень дидактических игр на закрепление математических представлений для детей среднего дошкольного возраста.


Количество и счет:

«Что изменилось?»

«Чудесный мешочек»

«Найди столько же»

«Пройди в ворота»

«Петрушкины игрушки»

«Исправь ошибку»

«Не смотри»

«Какая игрушка спрятана?»


Величина:

«Какая игрушка спрятана?»

«Кто скорее соберет?»

«Наоборот»

«Два бассейна»

«Найди такое же колечко»

«Расставь мебель»

«Упражнение с кругами»

«Достань мяч»


Геометрические фигуры:

«Угадай, что это?»

«Найди свое место»

«Найди такой же»

«Из каких фигур состоит предмет?»

«Путешествие»

«Найди свою фигуру»

«Гаражи»

«Чудесный мешочек»


Ориентировка в пространстве:

«Кто скажет правильно?»

«Что изменилось?»

«Угадай, что где находится»

«Составь такой же узор»

«Где звенит колокольчик?»

«Кто ушел и где стоял?»

«Куда бросили мяч?»


Ориентировка во времени:

«Когда это бывает?»

«Наш день»

«Наоборот»