Стаж моей работы в школе - 29 лет. Являюсь победителем ПНПО – 2008, 2011, в чём, без сомнения, огромная заслуга моих учеников.
Выходя на конкурс такого высокого уровня, конечно, необходимо иметь опыт и наработки в своей области, достижения учеников. Всего этого не будет, если не любить свой предмет, не видеть в каждом ребёнке личность, не реагировать на происходящие изменения в жизни.
Хочу обобщить педагогический опыт, тема которого «Формирование творческих способностей учащихся в курсе литературного краеведения».
В 2007 году мною была разработана программа элективного курса литературного краеведения, которая была рекомендована к использованию в общеобразовательных учреждениях Министерством образования Самарской области.
Достоинством курса является то, что он способствует углублению интереса к изучению поэзии местных авторов. С увлечением работают дети, которые не ставят цель связать свою жизнь с филологией или журналистикой. Они получают удовольствие от занятий подобными исследованиями. Нравственный потенциал курса позволяет им стать порядочными людьми в любой сфере деятельности.
Представленный опыт направлен на решение проблемы вовлечения учащихся в творческую деятельность посредством изучения поэзии местных авторов.
Новизна моего инновационного опыта заключается в том, что деятельность направлена на знакомство с новым пластом нашей литературы, в котором утверждаются общечеловеческие ценности. Курс литературного краеведения основывается на образовательно-воспитательных и познавательных принципах. Он способствует углублению интереса к изучению поэзии местных авторов.
Потенциальная полезность заключается в овладении обучающимися навыками исследовательской деятельности, Предложенный опыт обеспечивает повышение уровня знаний учащихся о литературе родного края, направлен на формирование духовно-нравственных ценностей учащихся.
Надежность опыта обеспечивается стабильностью результатов обучения: на протяжении многих лет учащиеся являются победителями и призёрами творческих конкурсов, научно-практических конференций различного уровня.
Перспективность опыта обеспечивается его направленностью на решение задач федерального государственного образовательного стандарта в части формирования личностных результатов обучения: формирование представлений о базовых национальных ценностях.
Трудоемкость освоения представленного опыта определяется необходимостью обеспечения учащихся стихотворными текстами местных авторов.
Источник изменений
Сегодня общество заинтересовано в выпускниках, умеющих успешно реализовать себя в современных условиях. Способен на это человек действующий, творческий.
Но уровень эффективности традиционных образовательных технологий недостаточен для решения данной задачи. Поэтому существует определенная категория учащихся, которые испытывают трудности в достижении желаемого результата.
Возникают противоречия между
- востребованным высоким уровнем самовыражения в творческой деятельности школьников и реальным низким уровнем его развития у основного количества детей;
- необходимостью формирования конкурентоспособной личности и уровнем ее духовно-нравственного развития.
Учителя-практики ощущают необходимость поиска новых технологий для разрешения этих противоречий.
Идея изменений
Использование на элективном курсе местного литературного материала позволяет развивать у учащихся интерес к литературе и способствует формированию творческих начал личности через овладение учащимися умениями вести исследовательскую работу и приобщение к национальным базовым ценностям. Все это обеспечивает формирование личности высоконравственной и творческой.
Концепция изменений
Обучение проводится на занятиях элективного курса литературного краеведения «Оставляю свой след». Программа разработана мной (Измайловой С.Н.) и рекомендована министерством образования и науки Самарской области к использованию в образовательных учреждениях области.
Целью является формирование духовно-нравственных ценностей учащихся на основе краеведческого литературного материала.
В результате освоения данной программы ученики должны:
- знать особенности творчества местных поэтов;
- давать оценку лирических произведений на основе личностного восприятия и осмысления их художественных особенностей;
- уметь вести исследовательскую работу.
Курс посещают все учащиеся, заинтересованные творчеством местных авторов и желающие заниматься исследовательской деятельностью на основе местного литературного материала.
Приступая к организации учебно-исследовательской работы школьников в рамках элективного курса, учитель формулирует этапы работы, цели и задачи, содержание занятий. Весь курс строится в логике научного исследования. Но так как, чтобы осуществлять этот научное исследование, нужно сначала знать, как это делается, курс начинается с предварительного этапа, целью которого является знакомство учащихся с методологией научного исследования.
На предварительном этапе осуществляется всестороннее изучение возможностей и интересов учащихся. Для этого используются следующие методы: наблюдение, анкетирование, собеседование. (См.Приложение 1)
Затем школьники обучаются специальным знаниям и исследовательским навыкам:
- умение видеть проблемы, задавать вопросы; умение наблюдать, делать выводы, структурировать материал, работать с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи. (См.Приложение 2)
Учащимися выполняются упражнения, моделирующие исследование. Так как учащимся в дальнейшем предстоит выполнить самостоятельное исследование, то учитель знакомит детей с основными требованиями к нему.
На этапе изучения научной литературы, учащиеся приобретают навыки работы со справочной и научной литературой, учатся анализировать прочитанное в процессе коллективного обсуждения изученных научных работ.
Одним из этапов научного исследования является этап определения проблемы исследования. Учащимся предлагается подумать и записать проблемы, которые их интересуют. При выявлении проблемы исследования учащиеся в совместной деятельности с учителем обсуждают, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать. Круг исследования определяется таким образом, чтобы ученики смогли на любом из этапов пережить некий «прорыв» - открытие, потрясение. Например, обращаясь к творчеству В.Г.Базарнова, замечаем, что оно проникнуто огромным чувством любви к Родине и чувством переживания за увядание красы родной земли в результате неразумного отношения к ней человека. Беседуя, выясняем, что в нашем районе, рядом с нами, вырубаются леса, но, однако, строятся нефтеперерабатывающие заводы. Это для нас сегодня очень актуально.
Следующий этап – формулировка темы исследования, определение целей, задач, методов исследования. На этом этапе обсуждаются возможные темы исследования с учетом интересов учащихся. Так как работа основана на лирических произведениях, то обращается внимание на то, что формулировка темы должна быть яркой, образной. Проводится консультирование по вопросам понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования. Задачи определяются по этапам исследовательской работы. Методы исследования, которыми пользуется ученик, определяются, исходя из задач. Из общих методов познания выбираются те, которые соответствуют задачам конкретного исследования. Так, изучая стихотворения местных авторов, необходимо использовать следующие методы: наблюдение, сравнение, анализ и синтез.
Аналитический этап работы чаще всего проводится в группах. Учащиеся распределяют работу внутри групп, выбирают организаторов. К 10 классу навык самостоятельной работы в группе обычно сформирован. Поэтому эта деятельность для учеников трудностей не вызывает.
На этапе формулирования выводов формируется умения систематизировать и обобщить собранный материал.
Заключительный этап - презентация работы на научно-практической конференции школьников. Чтобы представить свою работу, необходимо отобрать самое важное, что содержится в работе. Все презентации выполняются в компьютерном варианте.
В рамках изучения данного курса было проведено анкетирование. Вопросы анкеты подталкивали исследователей подвести итог своей работы не только в плане интеллектуального продукта, но и в плане плодотворности исследовательской деятельности для собственного развития. Анкетирование показало высокий уровень заинтересованности учащихся. Ребята с удовольствием посещают этот курс, выражают желание приобщиться к творчеству местных поэтов и получить максимум сведений об этих людях. Учеников влекут глубокие, мудрые стихотворения, заставляющие думать, рассуждать. Тревога и боль за судьбу русского человека и земли, на которой они живут, волнует учащихся. У детей возникает потребность создать собственное исследование, тем самым увековечив творения местных авторов. Это создает основу для оптимального сочетания самостоятельного поиска учащихся и обучающей работы учителя.
Условия реализации изменений
Наличие необходимой материально-технической базы для внедрения в процесс обучения исследовательской технологии (достаточная обеспеченность учащихся стихотворными текстами местных авторов, компьютерами для подготовки презентации).
Определённый уровень научно-методической подготовки: владение учителем системой работы над формированием исследовательских навыков учащихся.
Результат изменений
Реализация представленного опыта позволяет добиваться высокого результата в учебной деятельности тем учащимся, которые посещают элективный курс литературного краеведения.
Так качество знаний учащихся 11 «Б» класса, посещающих курс в 2006-2007 учебном году, на государственном экзамене по литературе составило 100 %. 6 учащихся сдавали экзамен в форме реферата. Это позволяет констатировать тот факт, что на протяжении учебного года ребята работали с первоисточниками, проявив исследовательские умения.
Положительная динамика качества обучения литературе у учащихся, посещающих элективный курс.
Классы/учебный год | 2007-2008 уч.год | 2008-2009 уч.год | 2009-2010 уч.год | 2010-2011 уч.год | 2013-2014 уч.год | 2014-2015 уч.год |
10 «а» – 11 «а» | 54% | 85% | | | | |
10 «в» – 11 «в» | | | 68% | 100% | | |
10 «а» – 11 «а» | | | | | 73% | 92% |
10 «в» – 11 «в» | | | | | 80% | 100% |
Развитие мотивации учащихся на усиление творческой деятельности. Ежегодно учащиеся являются победителями творческих конкурсов.
Уровень/ Год | 20 06-20 07 уч.год | 20 07-20 08 уч.год | 20 08-20 09 уч.год | 20 09-20 10 уч.год | 20 10-20 11 уч.год | 20 11-20 12 уч.год | 20 12-20 13 уч.год | 20 13-20 14 уч.год | 20 14-20 15 уч.год | 20 15-20 16 уч.год |
Муниципальный | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Территориальный | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Региональный | 1 | 2 | 1 | - | | 1 | - | - | 1 | - |
Всероссийский | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 |
Итого: | 4 | 4 | 4 | 5 | 6 | 5 | 3 | 4 | 6 | 5 |
(См. Приложения 3,4)
Достигнуты высокие результаты на областной научной конференции учащихся в секции «Литература»: Кузьминчикова Н.(2006-2007, 3 место), Долгаева А.(2008-2009, 3 место), Галиуллина Д. (2010-2011, призёр). Все исследовательские работы были выполнены на основе творчества местных авторов.
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
1. Измайлова С.Н. Использование исследовательской технологии в курсе литературного краеведения./Материалы педагогического Форума «Партнерство через образование», Самара: ГОУ СИПКРО, 2008, стр.166-168.
2. Измайлова С.Н. Урок литературы «Край родной навек любимый»./Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», - М., 2007. Сайт Издательского дома «Первое сентября» http://festival.1september.ru.
3. Измайлова С.Н. Урок литературы «Не хлебом единым жив человек»./Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», - М., 2008. Сайт Издательского дома «Первое сентября» http://festival.1september.ru.
4. Измайлова С.Н. Формирование духовно-нравственных ценностей в курсе литературного краеведения./Материалы Всероссийского Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», - М, 2010. Сайт Издательского дома «Первое сентября» http://festival.1september.ru.
5. Измайлова С.Н. Создание творческой среды как условие эффективного развития и саморазвития одарённых детей./Материалы Всероссийского Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», - М, 2011. Сайт Издательского дома «Первое сентября» http://festival.1september.ru.
6. Измайлова С.Н. Воспитание патриотизма посредством исследовательской работы в курсе литературного краеведения. /Сборник материалов 10 международной научно-практической интернет-конференции: в 2-х частях. Ч.1./Сост.О.П.Широкова,Е.Г.Пластун, Л.А.Шабаршова;; науч. конс. А.И.Щетинская. – Оренбург: ООДТДМ, 2015, - 134с.).