Обобщение опыта
«Моя педагогическая профессия»
В связи с введением ФГОС нового поколения особое внимание направлено на образование, обществу нужны инициативные, думающие, подготовленные к жизни, труду люди – именно таких должна, на мой взгляд, выпускать школа.
Главная ответственность возлагается на учителей, ведь очень многое зависит от нашей работы. Я считаю, что учительский труд - это вечный поиск, неуспокоенность, это любовь к своему делу, к своим ученикам.
Моя профессиональная деятельность на уроке направлена на развитие творчества, самостоятельности обучающихся, широкое вовлечение каждого из них в процесс тесного сотрудничества. Я прилагаю немало усилий для того, чтобы процесс обучения для моих воспитанников был радостным, интересным и при этом обеспечивал бы глубокое усвоение учебного материала.
Свои уроки я стараюсь строить так, чтобы они были интересными, насыщенными информацией и эмоциями, активно для этого используя современные педагогические технологии. Особую роль отвожу организации игровой деятельности. На мой взгляд, именно игра привлекательна для детей. Она дает возможность учащимся проявить свою активность, инициативность, сообразительность, но в то же время не является развлечением. Я стараюсь обычному упражнению придумать занимательную форму, тем самым заинтересовать учеников процессом познания. Игровую технологию использую на различных этапах урока. Это может быть и кроссворд, и викторина, и устный журнал, и путешествие. Например, проверка вычислительных навыков и элемент самоконтроля присутствует в игре «Рисунок». Эту игру использую при проведении арифметического диктанта.
У каждого ученика имеется цветной карандаш, лист клетчатой бумаги. В клетках написаны различные числа. Я диктую пример (задание), дети вычисляют в уме ответ, на листке находят нужное число (ответ) и закрашивают клетку цветным карандашом. Если все задания выполнены верно, то получается какой – либо рисунок.
На уроках русского языка практикую такую работу со словарными словами как зарисовка словарного слова, печатная машинка (слово диктуется по буквам, как будто печатается на клавиатуре компьютера).
Также в своей работе широко применяю сказкотерапевтические методы работы с учащимися. Так на этапе адаптации первоклассников провожу цикл занятий «Лесная школа», где каждое занятие посвящено построению правильных взаимоотношений между учениками. На уроках обучения грамоте использую такой прием как «Сказка на новый лад», когда за основу берется, например, сказка «Теремок», но в теремке собираются не звери, а буквы, которые образуют слова. Каждая буква, подойдя к теремку дает характеристику соответствующему звуку. На уроках русского языка при изучении частей речи беру фрагмент какой-либо сказки и читаем ее так как будто из него исчезли все слова, изучаемой части речи.
Современный стандарт требует от нас «научить детей учиться». Считаю, что этому способствует применение проектной технологии. Уже с первого класса мои ученики создают мини-проекты. Первоначально сама сообщала план работы над проектом. Сейчас же я сообщаю тему проекта, а ученики предлагают направления работы. Некоторые из них мы объединяем в совместный проект. Одним из них был проект о березе. Дети работали по группам. Каждая творческая группа собирала и оформляла определенный материал. Результатом было проведение занятия по внеурочной деятельности «Береза – символ России» в рамках межмуниципального семинара учителей начальных классов. А с исследовательской работой «Береза - лекарь» Оборина Ю. выступила на муниципальном конкурсе исследовательских работ учащихся 1-4 класса «Первые шаги» и заняла 3 место.
Неотъемлемой составляющей содержания любого учебного предмета является формирование опыта креативной деятельности. Предлагаю детям задания, развивающие творчество, выдумку, фантазию. Здесь мне очень помогает метод маленьких человечков (автор – Г. С. Альтшуллер), который дает представление об окружающем мире на макроуровне. При помощи «маленьких человечков» можно изобразить все предметы и явления окружающего мира, представленные в виде агрегатного состояния вещества (человечки-молекулы). При помощи такого метода можно показать не только модель снежинки, сухого и мокрого песка, но и изобразить стихотворные строки.
Сейчас в нашей педагогической профессии много «помощников». Я активно использую в своей работе новые компьютерные технологии и компьютерные программы. Так при выполнении проектов широко использую компьютерные программы (Word, Power Point), при проверке знаний: таблицы умножения, сложения, словарных диктантов. И, конечно, чтобы сделать уроки более насыщенными, интересными, пользуюсь программой Audacity. Так при изучении произведения Н. Носова «Живая шляпа» на уроке литературного чтения совместно с детьми был создан и озвучен диафильм. Дети сами подобрали иллюстрации к рассказу, распределили роли, подготовили выразительное чтение своих ролей. Готовый диафильм мы продемонстрировали воспитанникам детского сада.
Свой опыт я представляю на заседаниях школьных и кустовых муниципальных и межмуниципальных методических объединениях, заседаниях проблемных групп, провожу мастер-классы, открытые уроки и занятия по внеурочной деятельности.
Все это дает свои результаты. Мои учащиеся являются победителями и призерами школьных предметных олимпиад, тематических конкурсов чтецов. Шеин Т. получил диплом III степени за высокие результаты во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок-2013». Ежегодно принимаем участие в муниципальном конкурсе исследовательских работ учащихся «Первые шаги». Так Маркова К. получила сертификат участника за работу «магия чисел». В промежуточной аттестации качество знаний составляет 76%. Половников К. стал призером конкурса «Ученик года-2014».