Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа г. Бодайбо».
Диагностика ведущего
вида памяти
Учитель чтения – Гринеева Татьяна Викторовна
Память
Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это и в нужный момент воспроизводить .
Образная
Словесно-логическая
Двигательная
Эмоциональная
Произвольная
Непроизвольная
Кратковременная
Долговременная
Оперативная
Зрительная
Слуховая
Моторно-слуховая
Зрительно-моторно-слуховая
Виды памяти
Память
По органам
По длительности
По степени
По объекту
чувств
запоминания
волевой регуляции
сохранения в памяти
I. Объект запоминания – предметы и явления, мысли, движения, чувства.
Образная память
Словесно-логическая (смысловая) память
Выражается в запоминании и
Это запоминание, сохранение и воспроизведение образов
воспроизведении наших мыслей. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.
ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.
Различают подвиды образной памяти – зрительную, слуховую,
осязательную, обонятельную и вкусовую.
I. Объект запоминания – предметы и явления, мысли, движения, чувства.
Эмоциональная память
Двигательная (моторная) память
Проявляется в запоминании и
воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и
формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных
навыков).
Память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
II. Степень волевой регуляции памяти.
Непроизвольная память
Произвольная память
Информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над
информацией. Непроизвольная память сильно развита в детстве, у взрослых
ослабевает.
Информация запоминается целенаправленно, с помощью
специальных приемов. Эффективность произвольной памяти зависит: от целей
запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить), от приемов заучивания.
III. Длительность сохранения в памяти.
Кратковременная память
Долговременная память
Характеризуется относительной длительностью и
прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти
происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в преобразованном
виде – в более обобщѐнном и систематизированном.
Это процесс небольшой длительности (несколько
секунд или минут), достаточной для воспроизведения только что происшедших
событий или только что воспринятых предметов и явлений.
Оперативная память
Вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения
определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и из
долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.
запечатление
непроизвольное запоминание
заучивание
собственно сохранение
забывание
узнавание
собственно воспроизведение
припоминание
Процессы памяти
Процессы памяти
Воспроизведение
Сохранение
Запоминание
Для развития памяти необходимо иметь в виду следующее:
Лучше запоминается то, что связано с интересами личности;
Память развивается в процессе деятельности, требующей запоминания;
Логическая связь мыслей способствует запоминанию.
Чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше развивается вид памяти, необходимый для его деятельности;
Приёмы запоминания
Для развития различных видов памяти существуют следующие приёмы запоминания:
- группировка – разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.п.);
- классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков;
- выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой для более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы и др.);
- план - совокупность опорных пунктов .
Диагностика ведущего типа памяти
Цель диагностики : изучение наглядно-образного типа памяти и разработка последующих рекомендаций по развитию памяти школьников.
Исследование проводилось в 5,7,8 классах.
В исследовании принимали участие 20 человека :
5 класс – 8 человек (1 девочка, 7 мальчиков);
7 класс - 11 человек (4 девочки, 7 мальчиков);
8 класс – 11 человек (3девочки, 8 мальчиков).
в возрасте от 12 – 15 лет.
Методика О.Н. Истратовой
«Изучение типа памяти».
Данная методика состоит из 4 групп слов,
предлагаемых детям для запоминания
(1 группа – 10 слов). Первый ряд слов читался нами с интервалом в 4-5 секунд между словами, после чего ученики записывали запомнившиеся
слова (слуховое запоминание).
Через некоторое время предлагался второй ряд слов, которые дети молча читали с доски, а затем записывали (зрительное запоминание).
После перерыва школьники заслушали третий ряд слов, которые они повторяли шёпотом, «записывая» их сначала в воздухе, а после перенеся на бумагу (моторно-слуховое запоминание).
Во время чтения последнего ряда слов школьники одновременно смотрели их по карточкам и шёпотом повторяли каждое слово (зрительно – слухово – моторное запоминание), после чего делали записи.
Обработка результатов.
О преобладающем типе памяти можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (C).
C = a /10
где a – количество правильно воспроизведённых слов. Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти к единице, тем лучше развит у школьника данный тип памяти.
Методика «Запомни пару»
Исследование логической и механической памяти
методом запоминания двух рядов слов.
Необходимый материал: два ряда слов.
В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.
Ход выполнения задания.
Экспериментатор читает испытуемому(ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой — 5 секунд).
После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.
Первый ряд
кукла — играть
Второй ряд
курица — яйцо
жук — кресло
ножницы — резать
компас — клей
лошадь — сани
колокольчик — стрела
синица — сестра
книга — учитель
бабочка — муха
лейка — трамвай
щетка — зубы
ботинки — самовар
барабан — пионер
спичка — графин
снег — зима
шляпа — пчела
корова — молоко
рыба — пожар
пила — яичница
Испытуемому предлагается в течении 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.
Задача испытуемого, после того как убрали таблицу, - нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.
Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.
Высокий уровень – 8 – 12 ответов, средний 4 – 7, низкий 3 – 0.
Методика «Память на образы»
Предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 с. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минут воспроизвести на бланке.
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 с запомнить как можно больше образов. Через 20с. уберут таблицу, и вы должны будете зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнили».
Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше.
Исследование смысловой памяти
Рекомендуемый набор пар слов:
шум – вода
стол – обед
мост – река
рубль – копейка
лес – медведь
дуб – желудь
дичь – выстрел
рой – пчела
час – время
гвоздь – доска
Подсчитав коэффициент типа памяти (C) у школьников по формуле
C = a /10, где a – количество правильно воспроизведённых слов и проведя анализ таблицы я пришла к следующим результатам:
1. Сукнев А.
Ф.И.
Зрительная
2. Константинова П.
6слов=0,6
3. Овчинников А.
Слуховая
(слова)
9слов=0,9
5 класс
4. Лылык Б.
6слов=0,6
10
10
Зрительная
(картинка)
11слов=0,9
9слов=0,9
8слов=0,8
Пара слов
5. Синюшкин Н.
10слов=0,8
12
7слов=0,7
3слова=0,3
10
7слов=0,7
6. Смердов В.
10слов=0,8
7слов=0,7
4слова=0,4
7. Нилов Д.
5слов=0,5
9слов=0,75
6слов=0,6
7слов=0,7
8. Зайнулин М.
4слова=0,4
7слов=0,7
8слов=0,8
7слов=0,7
8слов=0,66
5слов=0,5
6слов=0,6
10слов=0,8
6слов=0,6
10слов=0,8
7слов=0,7
6слов=0,6
6слов=0,6
9слов=0,75
6слов=0,6
Диагностика типа памяти учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы г. Бодайбо
Тип памяти
Слуховое запоминание
Зрительное запоминание
1 Сукнев А.
2. Константинова П.
Фамилия Имя
слово
С
3. Овчинников А.
В
С
картинка
Моторно-слуховое запоминание
В
В
В
4 Лылык Б.
С
В
С
5 Синюшкин Н.
С
В
В
С
6 Смердов В.
С
С
В
н
7 Нилов Д.
С
8 Зайнулин М.
В
Н
н
С
С
Уровни запоминания
В
С
С
С
В
В
Высокий – более 70%
Средний – 60%
В
В
С
Низкий -50 % и менее
Подсчитав коэффициент типа памяти (C) у школьников по формуле
C = a /10, где a – количество правильно воспроизведённых слов и проведя анализ таблицы я пришла к следующим результатам:
1. Полосухин А.
Ф.И.
2. Ясевич А.
7слов=0,7
10слов=1
7слов=0,7
3. Лебедев А.
Зрительная
6слов=0,6
7слов=0,7
4. Плашинова С.
(слова)
12слов=1
7слов=0,7
11слов=0,9
7 класс
Слуховая
7слов=0,7
9слов=0,9
Зрительная
10
5. Севрюков В.
6слов=0,6
(картинка)
10
12слов=1
Пара слов
10слов=1
6. Кулик А.
6слов=0,6
11сллов=0,9
10
12
4слова=0,4
7. Кармадонова Т.
10слов=1
6слов=0,6
9слов=0,9
9слов=0,75
9слов=0,9
10слов=1
8.Синюшкин С.
6слов=0,6
12слов=1
9.Сергеев А.
7слов=0,7
9слов=0,9
10.Соломатов И.
5слов=0,5
6слов=0,6
12слов=1
4слова=0,4
8слов=0,66
7слов=0,7
11. Андросов Г.
7слов=0,7
4слова=0,4
4слова=0,4
9слов=0,75
9слов=0,9
6слов=0,6
12.Перминева Е.
8слов=0,8
5слов=0,5
12слов=1
5слов=0,5
5слов=0,5
8слов=0,8
11слов=0,9
7слов=0,7
11слов=0,9
8слов=0,8
Диагностика типа памяти учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы г. Бодайбо
Тип памяти
Слуховое запоминание
1 Полосухин А.
Фамилия Имя
Зрительное запоминание
2. Ясевич А.
С
слово
картинка
С
В
Моторно-слуховое запоминание
3. Лебедев А.
С
В
С
4 Плашинова С.
С
С
В
5 Севрюков В.
В
В
В
С
6 Кулик А.
В
С
С
В
В
7 Кармадонова Т.
С
В
В
8 Синюшкин С.
В
9 Сергеев А.
В
В
С
С
С
10Андросов Г.
В
В
С
Н
С
11 Перминева Е.
Н
С
Уровни запоминания
В
С
С
В
В
С
В
Высокий – более 70%
С
В
Средний – 60%
С
Низкий -50 % и менее
Подсчитав коэффициент типа памяти (C) у школьников по формуле
C = a /10, где a – количество правильно воспроизведённых слов и проведя анализ таблицы я пришла к следующим результатам:
1. Бородин Р.
Ф.И.
9слов=0,9
2. Дарданов И.
9слов=0,9
5слов=0,5
3. Пензин К.
Зрительная
10слов=0,8
7слов=0,7
6слов=0,6
8 класс
4. Токарева А.
Слуховая
(слова)
Зрительная
6слов= 0,6
10
9слов=0,9
7слов=0,7
10
4слова=0,4
5. Третьякова Н.
5слов=0,5
5слов=0,5
(картинка)
Пара слов
9слов=0,75
8слов=0,8
6. Асмаловский Н.
6слов= 0,6
9слов=0,75
10
12
8слов=0,8
7. Зуев И.
6слов= 0,6
6слов= 0,6
12слов=1
8слов=0,8
8. Росковский А.
7слов=0,7
9. Гизатулина Е.
9слов=0,9
12слов=1
7слов=0,7
7слов=0,7
10. Комогорцев Р.
8слов=0,8
6слов= 0,6
6слов=0,6
10слов=0,8
11. Подолянов Д.
10слов=0,8
7слов=0,7
5слов=0,5
7слов=0,7
6слов=0,6
7слов=0,7
10слов=0,8
6слов= 0,6
12слов=1
4слова=0,4
5слов=0,5
4слова=0,4
8слов=0.6
6слов= 0,6
Тип памяти
Фамилия
Слуховое запоминание
Имя 8класс
Зрительное запоминание
1 Зуев И.
слово
В
2.Бородин Р.
Моторно-слуховое запоминание
картинка
3. Дарданов И.
В
В
с
4. Пензин К.
В
В
С
7. Токарева А.
В
н
В
С
6. Третьякова Н.
Н
В
В
В
7. Асмаловский Н.
в
Н
н
В
8. Росковский А.
С
С
в
С
9. Гизатулина Е.
С
в
С
с
10. Комогорцев Р.
С
В
с
С
11. Подолянов Д.
В
с
С
в
С
С
н
Уровни запоминания
с
В
Высокий – более 70%
с
С
С
Средний – 60%
с
Низкий -50 % и менее
Задания на диагностику памяти и внимания: ребенку на короткое время (30 секунд) предъявляется либо картинка с изображением различных предметов либо настоящие предметы (какие-то вещи могут быть парными). После этого картинку убирают и ребенок по памяти должен ответить на вопросы, которые касаются показанных ему предметов или их изображений. После этого картинку убирают, и ребенок должен ответить на вопросы: - Какие предметы нарисованы на картинке? - Сколько вишен ты видел на картинке? - Что ты видел, ручку или карандаш? - Сколько конфет на картинке?
«Пиктограмма»
Весело сияет
Месяц над селом.
Белый снег сверкает
Синим огоньком.
Приём запоминания «Клубочек» ( Двигательный тип памяти)
«Я предлагаю ребёнку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем руки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку - кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы, возможно движение по комнате и т.д.»
Диагностика слуховой и зрительной механической памяти
Возраст : младший школьный.
1) 10 чисел прочесть быстро один раз. Затем попросить ребенка воспроизвести эти числа. Проверяем правильность воспроизведения. Каждое правильно названное число – 1 балл. Норма – 6 названных чисел. Набор чисел для предъявления:
13; 28; 5; 9; 64; 8; 7; 9; 47; 36.
2) На листе 10 чисел, записанных в столбик. На их запоминание дается 5 секунд. Затем дети должны воспроизвести те числа, которые запомнили, в любой последовательности. Норма– 6-7 правильно названных чисел. Набор чисел для предъявления:
74
85
100
3
27
5
6
94
47
155
Любая информация запоминается надолго и легко, если одновременно задействовано несколько органов чувств и материал неоднократно повторяется. Ключ к эффективному развитию детской памяти – овладение ребенком мнемическими приемами, доступными понимаю:
• группировка – выделение и разбивка материала на группы по смыслу, ассоциациям.
• классификация – это усложненный процесс группировки, распределение предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе общего признака
• составление плана – смысловая группировка или разбивка текста
• рассматривание ряда символов, предметов и их запоминание
• многократное повторение в неизменной форме (используется чаще всего для стихотворений, сказок)
• повторение в разной форме (запоминание слов, предметов в любом порядке)
• ассоциация – установление связей по сходству или противоположности
• аналогия – установление сходства, подобия предметов, явлений, понятий
• схематизация – упрощенное описание или изображение чего-либо, составление схематичных рисунков, обозначающих предмет или сюжет рассказа
• перекодирование – перевод информации из образной формы в словесную или наоборот, словесную в образную
• сериация – последовательное расположение предметов (выстраивание ряда) в зависимости от размера, формы, цвета, объема и т.д.
Список слов для запоминания:
-арбуз -кисть -море -кот -река -мед -кирпич -жук -король -день
Список слов для запоминания:
кукла — играть
курица — яйцо
ножницы — резать
лошадь — сани
книга — учитель
бабочка — муха
щетка — зубы
барабан — пионер
снег — зима
корова — молоко
Список слов для запоминания:
жук — кресло
компас — клей
колокольчик — стрела
синица — сестра
лейка — трамвай
ботинки — самовар
спичка — графин
шляпа — пчела
рыба — пожар
пила — яичница
Диагностика и коррекция памяти (слева: образец диагностики методом «ПИКТОГРАММА» (развитие); справа: диагностическая и коррекционная игра «БАРАБАН»
Методика "Пиктограмма"
предназначена для изучения индивидуальных особенностей памяти и мышления. Методика рассчитана на людей не младше 14 лет. Материал для проведения методики: карандаш, бумага, список слов для запоминания. Слова психолога: "Этот тест предназначен для изучения зрительной памяти. На листке бумаги можете рисовать слова, которые я называю. Цифры и буквы рисовать нельзя. " В списке для запоминания 18 слов, но можно ограничиться и 10. В этот список можно добавить свои слова. Список слов и словосочетаний.
-Веселый праздник -Тяжелая работа -Развитие -Вкусный ужин -Смелый поступок -Болезнь -Счастье -Разлука -Ядовитый вопрос -Дружба -Темная ночь -Печаль -Справедливость -Сомнение -Теплый ветер -Обман -Богатство -Голодный ребенок
1. Обощение по ситуативному признаку. Уровень абстрактно-логического мышления низкий. 2. Обобщение, конкретизация. Запоминание лучше. 3. Список слов (4-й набор): -дождь -собрание -пожар -горе -день -драка -отряд -театр -ошибка -сила -встреча -ответ -праздник -сосед -труд
Методика «Опосредованное запоминание»
предназначена для изучения высшей формы памяти. 4 набора стимульного материала-это карточки, на которых нарисованы рисунки. Стимульный материал по методике (4-й набор):
Это карточки, на которых нарисованы: Лошадь полотенце Глобус Фужер Рубашка Собака Чернильница Велосипед Кувшин Пара носок и пара ботинок Приборы: тарелка, ложка, вилка, нож Комната Завод Школьная доска Зеркало Магазин Карандаш Поднос Тарелка Стул Гусь Петух Складной нож Детские штанишки Забор Часы Расческа Уличный фонарь Пейзаж 2 пера от чернильной ручки
Методика «10 слов»
предназначена для диагностики памяти, а также при утомлении человека. Материал для проведения методики: лист бумаги, ручка, 10 слов для запоминания.
Список слов для запоминания:
-Арбуз -Кисть -Море -Кот -Река -Мед -Кирпич -Жук -Король -День
Выполнение задания: диктуется список слов, психолог на листке бумаги отмечает слова, которые произнес испытуемый. 1 и 2 раз с повторением слов. 3, 4, 5 раз без повторения. Через 1 час испытуемый должен воспроизвести слова.
Нормы для методики:
К 3-ему разу взрослый должен воспроизвести 9, 10 слов. На 4 и 5 раз он должен воспроизвести столько же слов. Произнесение испытуемым лишних слов означает расстройство сознания.
Диагностика типа памяти учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы г. Бодайбо
Диагностика типа памяти учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы г. Бодайбо
Диагностика типа памяти учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы г. Бодайбо
"Память человеку
необходима для всех
проявлений души"
Б. Паскаль
Спасибо за внимание!