СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта "Память. Её виды. Основные процессы. Диагностика ведущего вида памяти. Результаты исследований."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель диагностики: изучение  наглядно-образного типа памяти и разработка последующих рекомендаций по развитию памяти школьников. 

Исследование проводилось в 5,7,8 классах.

В исследовании принимали участие 20 человека :

5 класс – 8 человек (1 девочка, 7 мальчиков);

7 класс - 11 человек (4 девочки, 7 мальчиков);

8 класс – 11 человек (3девочки, 8 мальчиков).

 в возрасте от 12 – 15 лет.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта "Память. Её виды. Основные процессы. Диагностика ведущего вида памяти. Результаты исследований."»

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа г. Бодайбо». Диагностика ведущего вида памяти Учитель чтения – Гринеева Татьяна Викторовна

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа г. Бодайбо».

Диагностика ведущего

вида памяти

Учитель чтения – Гринеева Татьяна Викторовна

Память Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это и в нужный момент воспроизводить .

Память

Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это и в нужный момент воспроизводить .

Образная Словесно-логическая Двигательная Эмоциональная Произвольная Непроизвольная Кратковременная Долговременная Оперативная Зрительная Слуховая Моторно-слуховая Зрительно-моторно-слуховая Виды памяти Память По органам По длительности По степени По объекту чувств запоминания волевой регуляции сохранения в памяти

Образная

Словесно-логическая

Двигательная

Эмоциональная

Произвольная

Непроизвольная

Кратковременная

Долговременная

Оперативная

Зрительная

Слуховая

Моторно-слуховая

Зрительно-моторно-слуховая

Виды памяти

Память

По органам

По длительности

По степени

По объекту

чувств

запоминания

волевой регуляции

сохранения в памяти

I. Объект запоминания – предметы и явления, мысли, движения, чувства. Образная память Словесно-логическая (смысловая) память  Выражается в запоминании и Это запоминание, сохранение и воспроизведение образов воспроизведении наших мыслей. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти – зрительную, слуховую,  осязательную, обонятельную и вкусовую.

I. Объект запоминания – предметы и явления, мысли, движения, чувства.

Образная память

Словесно-логическая (смысловая) память

Выражается в запоминании и

Это запоминание, сохранение и воспроизведение образов

воспроизведении наших мыслей. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.

Различают подвиды образной памяти – зрительную, слуховую,

осязательную, обонятельную и вкусовую.

I. Объект запоминания – предметы и явления, мысли, движения, чувства. Эмоциональная память Двигательная (моторная) память Проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков). Память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

I. Объект запоминания – предметы и явления, мысли, движения, чувства.

Эмоциональная память

Двигательная (моторная) память

Проявляется в запоминании и

воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и

формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных

навыков).

Память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

II. Степень волевой регуляции памяти.  Непроизвольная память Произвольная память  Информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Непроизвольная память сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. Информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов. Эффективность произвольной памяти зависит: от целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить), от приемов заучивания.

II. Степень волевой регуляции памяти.

Непроизвольная память

Произвольная память

Информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над

информацией. Непроизвольная память сильно развита в детстве, у взрослых

ослабевает.

Информация запоминается целенаправленно, с помощью

специальных приемов. Эффективность произвольной памяти зависит: от целей

запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить), от приемов заучивания.

III. Длительность сохранения в памяти. Кратковременная память Долговременная память Характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в преобразованном  виде – в более обобщѐнном и систематизированном.  Это процесс небольшой длительности (несколько секунд или минут), достаточной для воспроизведения только что происшедших событий или только что воспринятых предметов и явлений. Оперативная память  Вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и из  долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.

III. Длительность сохранения в памяти.

Кратковременная память

Долговременная память

Характеризуется относительной длительностью и

прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти

происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в преобразованном

виде – в более обобщѐнном и систематизированном.

Это процесс небольшой длительности (несколько

секунд или минут), достаточной для воспроизведения только что происшедших

событий или только что воспринятых предметов и явлений.

Оперативная память

Вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения

определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и из

долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.

запечатление непроизвольное  запоминание заучивание собственно сохранение забывание узнавание собственно воспроизведение припоминание Процессы памяти Процессы памяти Воспроизведение Сохранение Запоминание

запечатление

непроизвольное запоминание

заучивание

собственно сохранение

забывание

узнавание

собственно воспроизведение

припоминание

Процессы памяти

Процессы памяти

Воспроизведение

Сохранение

Запоминание

Для развития памяти необходимо иметь в виду следующее: Лучше запоминается то, что связано с интересами личности; Память развивается в процессе деятельности, требующей запоминания; Логическая связь мыслей способствует запоминанию. Чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше развивается вид памяти, необходимый для его деятельности;

Для развития памяти необходимо иметь в виду следующее:

Лучше запоминается то, что связано с интересами личности;

Память развивается в процессе деятельности, требующей запоминания;

Логическая связь мыслей способствует запоминанию.

Чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше развивается вид памяти, необходимый для его деятельности;

Приёмы запоминания  Для развития различных видов памяти существуют следующие приёмы запоминания: группировка – разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.п.);  классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков; выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой для более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы и др.); план - совокупность опорных пунктов .

Приёмы запоминания

Для развития различных видов памяти существуют следующие приёмы запоминания:

  • группировка разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.п.);

  • классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков;
  • выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой для более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы и др.);
  • план - совокупность опорных пунктов .
Диагностика ведущего типа памяти Цель диагностики : изучение наглядно-образного типа памяти и разработка последующих рекомендаций по развитию памяти школьников. Исследование проводилось в 5,7,8 классах. В исследовании принимали участие 20 человека : 5 класс – 8 человек (1 девочка, 7 мальчиков); 7 класс - 11 человек (4 девочки, 7 мальчиков); 8 класс – 11 человек (3девочки, 8 мальчиков).  в возрасте от 12 – 15 лет.

Диагностика ведущего типа памяти

Цель диагностики : изучение наглядно-образного типа памяти и разработка последующих рекомендаций по развитию памяти школьников.

Исследование проводилось в 5,7,8 классах.

В исследовании принимали участие 20 человека :

5 класс – 8 человек (1 девочка, 7 мальчиков);

7 класс - 11 человек (4 девочки, 7 мальчиков);

8 класс – 11 человек (3девочки, 8 мальчиков).

в возрасте от 12 – 15 лет.

Методика О.Н. Истратовой  «Изучение типа памяти». Данная методика состоит из 4 групп слов, предлагаемых детям для запоминания (1 группа – 10 слов). Первый ряд слов читался нами с интервалом в 4-5 секунд между словами, после чего ученики записывали запомнившиеся слова (слуховое запоминание). Через некоторое время предлагался второй ряд слов, которые дети молча читали с доски, а затем записывали (зрительное запоминание). После перерыва школьники заслушали третий ряд слов, которые они повторяли шёпотом, «записывая» их сначала в воздухе, а после перенеся на бумагу (моторно-слуховое запоминание). Во время чтения последнего ряда слов школьники одновременно смотрели их по карточкам и шёпотом повторяли каждое слово (зрительно – слухово – моторное запоминание), после чего делали записи.

Методика О.Н. Истратовой

«Изучение типа памяти».

Данная методика состоит из 4 групп слов,

предлагаемых детям для запоминания

(1 группа – 10 слов). Первый ряд слов читался нами с интервалом в 4-5 секунд между словами, после чего ученики записывали запомнившиеся

слова (слуховое запоминание).

Через некоторое время предлагался второй ряд слов, которые дети молча читали с доски, а затем записывали (зрительное запоминание).

После перерыва школьники заслушали третий ряд слов, которые они повторяли шёпотом, «записывая» их сначала в воздухе, а после перенеся на бумагу (моторно-слуховое запоминание).

Во время чтения последнего ряда слов школьники одновременно смотрели их по карточкам и шёпотом повторяли каждое слово (зрительно – слухово – моторное запоминание), после чего делали записи.

Обработка результатов. О преобладающем типе памяти можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (C).   C = a /10  где a – количество правильно воспроизведённых слов. Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти к единице, тем лучше развит у школьника данный тип памяти.

Обработка результатов.

О преобладающем типе памяти можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (C).

C = a /10

где a – количество правильно воспроизведённых слов. Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти к единице, тем лучше развит у школьника данный тип памяти.

Методика «Запомни пару» Исследование логической и механической памяти  методом запоминания двух рядов слов. Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют. Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому(ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой — 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а ис­пытуемый записывает запомнившиеся слова правой полови­ны ряда. Первый ряд кукла — играть Второй ряд курица — яйцо жук — кресло ножницы — резать компас — клей лошадь — сани колокольчик — стрела синица — сестра книга — учитель бабочка — муха лейка — трамвай щетка — зубы ботинки — самовар барабан — пионер спичка — графин снег — зима шляпа — пчела корова — молоко рыба — пожар пила — яичница

Методика «Запомни пару»

Исследование логической и механической памяти

методом запоминания двух рядов слов.

Необходимый материал: два ряда слов.

В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Ход выполнения задания.

Экспериментатор читает испытуемому(ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой — 5 секунд).

После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а ис­пытуемый записывает запомнившиеся слова правой полови­ны ряда.

Первый ряд

кукла — играть

Второй ряд

курица — яйцо

жук — кресло

ножницы — резать

компас — клей

лошадь — сани

колокольчик — стрела

синица — сестра

книга — учитель

бабочка — муха

лейка — трамвай

щетка — зубы

ботинки — самовар

барабан — пионер

спичка — графин

снег — зима

шляпа — пчела

корова — молоко

рыба — пожар

пила — яичница

 Испытуемому предлагается в течении 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы. Задача испытуемого, после того как убрали таблицу, - нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил. Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов. Высокий уровень – 8 – 12 ответов, средний 4 – 7, низкий 3 – 0.

Испытуемому предлагается в течении 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

Задача испытуемого, после того как убрали таблицу, - нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.

Высокий уровень – 8 – 12 ответов, средний 4 – 7, низкий 3 – 0.

Методика «Память на образы» Предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 с. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минут воспроизвести на бланке. Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 с запомнить как можно больше образов. Через 20с. уберут таблицу, и вы должны будете зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнили». Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше.

Методика «Память на образы»

Предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 с. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минут воспроизвести на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 с запомнить как можно больше образов. Через 20с. уберут таблицу, и вы должны будете зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнили».

Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше.

 Исследование смысловой памяти   Рекомендуемый набор пар слов: шум – вода стол – обед мост – река рубль – копейка лес – медведь дуб – желудь дичь – выстрел рой – пчела час – время гвоздь – доска

Исследование смысловой памяти

Рекомендуемый набор пар слов:

шум – вода

стол – обед

мост – река

рубль – копейка

лес – медведь

дуб – желудь

дичь – выстрел

рой – пчела

час – время

гвоздь – доска

Подсчитав коэффициент типа памяти (C) у школьников по формуле C = a /10, где a – количество правильно воспроизведённых слов и проведя анализ таблицы я пришла к следующим результатам:  1. Сукнев А.         Ф.И. Зрительная    2. Константинова П.    6слов=0,6     3. Овчинников А. Слуховая (слова)   9слов=0,9     5 класс 4. Лылык Б. 6слов=0,6 10 10   Зрительная (картинка)   11слов=0,9  9слов=0,9   8слов=0,8  Пара слов 5. Синюшкин Н.  10слов=0,8 12 7слов=0,7  3слова=0,3 10 7слов=0,7   6. Смердов В.   10слов=0,8 7слов=0,7 4слова=0,4 7. Нилов Д.   5слов=0,5 9слов=0,75  6слов=0,6 7слов=0,7 8. Зайнулин М. 4слова=0,4    7слов=0,7  8слов=0,8    7слов=0,7 8слов=0,66 5слов=0,5  6слов=0,6 10слов=0,8   6слов=0,6  10слов=0,8 7слов=0,7  6слов=0,6 6слов=0,6 9слов=0,75  6слов=0,6

Подсчитав коэффициент типа памяти (C) у школьников по формуле

C = a /10, где a – количество правильно воспроизведённых слов и проведя анализ таблицы я пришла к следующим результатам:

1. Сукнев А.

    

 

Ф.И.

Зрительная

 

2. Константинова П.

 

6слов=0,6

   

3. Овчинников А.

Слуховая

(слова)

9слов=0,9

  5 класс

4. Лылык Б.

6слов=0,6

10

10

 

Зрительная

(картинка)

 

11слов=0,9

9слов=0,9

8слов=0,8

Пара слов

5. Синюшкин Н.

10слов=0,8

12

7слов=0,7

3слова=0,3

10

7слов=0,7

6. Смердов В.

10слов=0,8

7слов=0,7

4слова=0,4

7. Нилов Д.

5слов=0,5

9слов=0,75

6слов=0,6

7слов=0,7

8. Зайнулин М.

4слова=0,4

7слов=0,7

8слов=0,8

7слов=0,7

8слов=0,66

5слов=0,5

6слов=0,6

10слов=0,8

6слов=0,6

10слов=0,8

7слов=0,7

6слов=0,6

6слов=0,6

9слов=0,75

6слов=0,6

Диагностика типа памяти учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы г. Бодайбо  Тип памяти  Слуховое запоминание  Зрительное запоминание 1 Сукнев А. 2.  Константинова П. Фамилия Имя слово С 3. Овчинников А. В С картинка Моторно-слуховое запоминание В В В 4 Лылык Б. С В С 5 Синюшкин Н. С В В  С 6 Смердов В. С С  В н 7 Нилов Д. С 8 Зайнулин М. В Н  н  С С Уровни запоминания  В С  С  С В В Высокий – более 70% Средний – 60% В В  С  Низкий -50 % и менее

Диагностика типа памяти учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы г. Бодайбо

Тип памяти

Слуховое запоминание

Зрительное запоминание

1 Сукнев А.

2. Константинова П.

Фамилия Имя

слово

С

3. Овчинников А.

В

С

картинка

Моторно-слуховое запоминание

В

В

В

4 Лылык Б.

С

В

С

5 Синюшкин Н.

С

В

В

С

6 Смердов В.

С

С

В

н

7 Нилов Д.

С

8 Зайнулин М.

В

Н

н

С

С

Уровни запоминания

В

С

С

С

В

В

Высокий – более 70%

Средний – 60%

В

В

С

Низкий -50 % и менее

Подсчитав коэффициент типа памяти (C) у школьников по формуле C = a /10, где a – количество правильно воспроизведённых слов и проведя анализ таблицы я пришла к следующим результатам:    1. Полосухин А.  Ф.И.     2. Ясевич А. 7слов=0,7    10слов=1 7слов=0,7   3. Лебедев А. Зрительная     6слов=0,6    7слов=0,7 4. Плашинова С.   (слова) 12слов=1 7слов=0,7 11слов=0,9   7 класс Слуховая 7слов=0,7 9слов=0,9   Зрительная 10 5. Севрюков В. 6слов=0,6 (картинка) 10 12слов=1 Пара слов   10слов=1 6. Кулик А. 6слов=0,6   11сллов=0,9 10 12 4слова=0,4 7. Кармадонова Т. 10слов=1 6слов=0,6   9слов=0,9 9слов=0,75 9слов=0,9 10слов=1 8.Синюшкин С. 6слов=0,6 12слов=1 9.Сергеев А. 7слов=0,7 9слов=0,9 10.Соломатов И. 5слов=0,5 6слов=0,6 12слов=1 4слова=0,4 8слов=0,66   7слов=0,7 11. Андросов Г. 7слов=0,7 4слова=0,4 4слова=0,4 9слов=0,75   9слов=0,9 6слов=0,6 12.Перминева Е. 8слов=0,8 5слов=0,5   12слов=1 5слов=0,5   5слов=0,5 8слов=0,8 11слов=0,9 7слов=0,7 11слов=0,9 8слов=0,8

Подсчитав коэффициент типа памяти (C) у школьников по формуле

C = a /10, где a – количество правильно воспроизведённых слов и проведя анализ таблицы я пришла к следующим результатам:

 

1. Полосухин А.

Ф.И.

 

 

2. Ясевич А.

7слов=0,7

 

10слов=1

7слов=0,7

 

3. Лебедев А.

Зрительная

 

 

6слов=0,6

 

7слов=0,7

4. Плашинова С.

 

(слова)

12слов=1

7слов=0,7

11слов=0,9

  7 класс

Слуховая

7слов=0,7

9слов=0,9

 

Зрительная

10

5. Севрюков В.

6слов=0,6

(картинка)

10

12слов=1

Пара слов

  10слов=1

6. Кулик А.

6слов=0,6

  11сллов=0,9

10

12

4слова=0,4

7. Кармадонова Т.

10слов=1

6слов=0,6

  9слов=0,9

9слов=0,75

9слов=0,9

10слов=1

8.Синюшкин С.

6слов=0,6

12слов=1

9.Сергеев А.

7слов=0,7

9слов=0,9

10.Соломатов И.

5слов=0,5

6слов=0,6

12слов=1

4слова=0,4

8слов=0,66

  7слов=0,7

11. Андросов Г.

7слов=0,7

4слова=0,4

4слова=0,4

9слов=0,75

  9слов=0,9

6слов=0,6

12.Перминева Е.

8слов=0,8

5слов=0,5

  12слов=1

5слов=0,5

  5слов=0,5

8слов=0,8

11слов=0,9

7слов=0,7

11слов=0,9

8слов=0,8

Диагностика типа памяти учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы г. Бодайбо  Тип памяти  Слуховое запоминание 1 Полосухин А. Фамилия Имя Зрительное запоминание 2.  Ясевич А. С слово картинка С В Моторно-слуховое запоминание 3. Лебедев А. С В С 4 Плашинова С. С С В 5 Севрюков В. В В В С 6 Кулик А. В С С В В 7 Кармадонова Т. С В В 8 Синюшкин С. В 9 Сергеев А. В В С С С 10Андросов Г. В В С Н С 11 Перминева Е. Н С Уровни запоминания В С С В В С В Высокий – более 70% С В Средний – 60% С Низкий -50 % и менее

Диагностика типа памяти учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы г. Бодайбо

Тип памяти

Слуховое запоминание

1 Полосухин А.

Фамилия Имя

Зрительное запоминание

2. Ясевич А.

С

слово

картинка

С

В

Моторно-слуховое запоминание

3. Лебедев А.

С

В

С

4 Плашинова С.

С

С

В

5 Севрюков В.

В

В

В

С

6 Кулик А.

В

С

С

В

В

7 Кармадонова Т.

С

В

В

8 Синюшкин С.

В

9 Сергеев А.

В

В

С

С

С

10Андросов Г.

В

В

С

Н

С

11 Перминева Е.

Н

С

Уровни запоминания

В

С

С

В

В

С

В

Высокий – более 70%

С

В

Средний – 60%

С

Низкий -50 % и менее

Подсчитав коэффициент типа памяти (C) у школьников по формуле C = a /10, где a – количество правильно воспроизведённых слов и проведя анализ таблицы я пришла к следующим результатам:  1. Бородин Р.    Ф.И.    9слов=0,9     2. Дарданов И.   9слов=0,9    5слов=0,5   3. Пензин К. Зрительная 10слов=0,8 7слов=0,7   6слов=0,6     8 класс 4. Токарева А.   Слуховая (слова)    Зрительная 6слов= 0,6 10   9слов=0,9 7слов=0,7 10 4слова=0,4 5. Третьякова Н. 5слов=0,5   5слов=0,5 (картинка) Пара слов 9слов=0,75   8слов=0,8 6. Асмаловский Н. 6слов= 0,6 9слов=0,75 10 12   8слов=0,8 7. Зуев И. 6слов= 0,6 6слов= 0,6   12слов=1 8слов=0,8 8. Росковский А. 7слов=0,7 9. Гизатулина Е. 9слов=0,9 12слов=1   7слов=0,7   7слов=0,7 10. Комогорцев Р.   8слов=0,8 6слов= 0,6   6слов=0,6 10слов=0,8 11. Подолянов Д.   10слов=0,8   7слов=0,7 5слов=0,5 7слов=0,7  6слов=0,6   7слов=0,7   10слов=0,8 6слов= 0,6 12слов=1 4слова=0,4   5слов=0,5 4слова=0,4 8слов=0.6 6слов= 0,6

Подсчитав коэффициент типа памяти (C) у школьников по формуле

C = a /10, где a – количество правильно воспроизведённых слов и проведя анализ таблицы я пришла к следующим результатам:

1. Бородин Р.

 

Ф.И.

  

9слов=0,9

 

 

2. Дарданов И.

 

9слов=0,9

  5слов=0,5

 

3. Пензин К.

Зрительная

10слов=0,8

7слов=0,7

  6слов=0,6

 

  8 класс

4. Токарева А.

 

Слуховая

(слова)

  

Зрительная

6слов= 0,6

10

  9слов=0,9

7слов=0,7

10

4слова=0,4

5. Третьякова Н.

5слов=0,5

  5слов=0,5

(картинка)

Пара слов

9слов=0,75

  8слов=0,8

6. Асмаловский Н.

6слов= 0,6

9слов=0,75

10

12

  8слов=0,8

7. Зуев И.

6слов= 0,6

6слов= 0,6

  12слов=1

8слов=0,8

8. Росковский А.

7слов=0,7

9. Гизатулина Е.

9слов=0,9

12слов=1

  7слов=0,7

  7слов=0,7

10. Комогорцев Р.

  8слов=0,8

6слов= 0,6

  6слов=0,6

10слов=0,8

11. Подолянов Д.

  10слов=0,8

  7слов=0,7

5слов=0,5

7слов=0,7

6слов=0,6

  7слов=0,7

  10слов=0,8

6слов= 0,6

12слов=1

4слова=0,4

  5слов=0,5

4слова=0,4

8слов=0.6

6слов= 0,6

 Тип памяти Фамилия Слуховое запоминание Имя 8класс Зрительное запоминание 1 Зуев И. слово В 2.Бородин Р. Моторно-слуховое запоминание картинка 3. Дарданов И. В В с 4. Пензин К. В В С 7. Токарева А. В н В С 6. Третьякова Н. Н В В В 7. Асмаловский Н. в Н н В 8. Росковский А. С С в С 9. Гизатулина Е. С в С с 10. Комогорцев Р. С В с С 11. Подолянов Д. В с С в С С н Уровни запоминания с В Высокий – более 70% с С С Средний – 60% с Низкий -50 % и менее

Тип памяти

Фамилия

Слуховое запоминание

Имя 8класс

Зрительное запоминание

1 Зуев И.

слово

В

2.Бородин Р.

Моторно-слуховое запоминание

картинка

3. Дарданов И.

В

В

с

4. Пензин К.

В

В

С

7. Токарева А.

В

н

В

С

6. Третьякова Н.

Н

В

В

В

7. Асмаловский Н.

в

Н

н

В

8. Росковский А.

С

С

в

С

9. Гизатулина Е.

С

в

С

с

10. Комогорцев Р.

С

В

с

С

11. Подолянов Д.

В

с

С

в

С

С

н

Уровни запоминания

с

В

Высокий – более 70%

с

С

С

Средний – 60%

с

Низкий -50 % и менее

    Задания на диагностику памяти и внимания: ребенку на короткое время (30 секунд) предъявляется либо картинка с изображением различных предметов либо настоящие предметы (какие-то вещи могут быть парными). После этого картинку убирают и ребенок по памяти должен ответить на вопросы, которые касаются показанных ему предметов или их изображений.  После этого картинку убирают, и ребенок должен ответить на вопросы:  - Какие предметы нарисованы на картинке?  - Сколько вишен ты видел на картинке?  - Что ты видел, ручку или карандаш?  - Сколько конфет на картинке?

Задания на диагностику памяти и внимания: ребенку на короткое время (30 секунд) предъявляется либо картинка с изображением различных предметов либо настоящие предметы (какие-то вещи могут быть парными). После этого картинку убирают и ребенок по памяти должен ответить на вопросы, которые касаются показанных ему предметов или их изображений. После этого картинку убирают, и ребенок должен ответить на вопросы: - Какие предметы нарисованы на картинке? - Сколько вишен ты видел на картинке? - Что ты видел, ручку или карандаш? - Сколько конфет на картинке?

«Пиктограмма» Весело сияет  Месяц над селом.  Белый снег сверкает  Синим огоньком.

«Пиктограмма»

Весело сияет

Месяц над селом.

Белый снег сверкает

Синим огоньком.

Приём запоминания «Клубочек»  ( Двигательный тип памяти)  «Я предлагаю ребёнку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем руки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку - кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы, возможно движение по комнате и т.д.»

Приём запоминания «Клубочек» ( Двигательный тип памяти)

«Я предлагаю ребёнку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем руки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку - кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы, возможно движение по комнате и т.д.»

  Диагностика слуховой и зрительной механической памяти   Возраст : младший школьный. 1) 10 чисел прочесть быстро один раз. Затем попросить ребенка воспроизвести эти числа. Проверяем правильность воспроизведения. Каждое правильно названное число – 1 балл. Норма – 6 названных чисел. Набор чисел для предъявления: 13; 28; 5; 9; 64; 8; 7; 9; 47; 36.  2) На листе 10 чисел, записанных в столбик. На их запоминание дается 5 секунд. Затем дети должны воспроизвести те числа, которые запомнили, в любой последовательности. Норма– 6-7 правильно названных чисел. Набор чисел для предъявления: 74 85 100 3 27 5 6 94 47 155

Диагностика слуховой и зрительной механической памяти

Возраст : младший школьный.

1) 10 чисел прочесть быстро один раз. Затем попросить ребенка воспроизвести эти числа. Проверяем правильность воспроизведения. Каждое правильно названное число – 1 балл. Норма – 6 названных чисел. Набор чисел для предъявления:

13; 28; 5; 9; 64; 8; 7; 9; 47; 36.

2) На листе 10 чисел, записанных в столбик. На их запоминание дается 5 секунд. Затем дети должны воспроизвести те числа, которые запомнили, в любой последовательности. Норма– 6-7 правильно названных чисел. Набор чисел для предъявления:

74

85

100

3

27

5

6

94

47

155

Любая информация запоминается надолго и легко, если одновременно задействовано несколько органов чувств и материал неоднократно повторяется. Ключ к эффективному развитию детской памяти – овладение ребенком мнемическими приемами, доступными понимаю:

• группировка – выделение и разбивка материала на группы по смыслу, ассоциациям.

• классификация – это усложненный процесс группировки, распределение предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе общего признака

• составление плана – смысловая группировка или разбивка текста

• рассматривание ряда символов, предметов и их запоминание

• многократное повторение в неизменной форме (используется чаще всего для стихотворений, сказок)

• повторение в разной форме (запоминание слов, предметов в любом порядке)

• ассоциация – установление связей по сходству или противоположности

• аналогия – установление сходства, подобия предметов, явлений, понятий

• схематизация – упрощенное описание или изображение чего-либо, составление схематичных рисунков, обозначающих предмет или сюжет рассказа

• перекодирование – перевод информации из образной формы в словесную или наоборот, словесную в образную

• сериация – последовательное расположение предметов (выстраивание ряда) в зависимости от размера, формы, цвета, объема и т.д.

Список слов для запоминания:   -арбуз  -кисть  -море  -кот  -река  -мед  -кирпич  -жук  -король  -день

Список слов для запоминания:

-арбуз -кисть -море -кот -река -мед -кирпич -жук -король -день

Список слов для запоминания:   кукла — играть курица — яйцо ножницы — резать лошадь — сани книга — учитель бабочка — муха щетка — зубы барабан — пионер снег — зима корова — молоко

Список слов для запоминания:

кукла — играть

курица — яйцо

ножницы — резать

лошадь — сани

книга — учитель

бабочка — муха

щетка — зубы

барабан — пионер

снег — зима

корова — молоко

Список слов для запоминания:  жук — кресло компас — клей колокольчик — стрела синица — сестра лейка — трамвай ботинки — самовар спичка — графин шляпа — пчела рыба — пожар пила — яичница

Список слов для запоминания:

жук — кресло

компас — клей

колокольчик — стрела

синица — сестра

лейка — трамвай

ботинки — самовар

спичка — графин

шляпа — пчела

рыба — пожар

пила — яичница

Диагностика и коррекция памяти   (слева: образец диагностики методом «ПИКТОГРАММА» (развитие);  справа: диагностическая и коррекционная игра «БАРАБАН»

Диагностика и коррекция памяти (слева: образец диагностики методом «ПИКТОГРАММА» (развитие); справа: диагностическая и коррекционная игра «БАРАБАН»

Методика

Методика "Пиктограмма"

предназначена для изучения индивидуальных особенностей памяти и мышления. Методика рассчитана на людей не младше 14 лет. Материал для проведения методики: карандаш, бумага, список слов для запоминания. Слова психолога: "Этот тест предназначен для изучения зрительной памяти. На листке бумаги можете рисовать слова, которые я называю. Цифры и буквы рисовать нельзя. " В списке для запоминания 18 слов, но можно ограничиться и 10. В этот список можно добавить свои слова. Список слов и словосочетаний.

-Веселый праздник -Тяжелая работа -Развитие -Вкусный ужин -Смелый поступок -Болезнь -Счастье -Разлука -Ядовитый вопрос -Дружба -Темная ночь -Печаль -Справедливость -Сомнение -Теплый ветер -Обман -Богатство -Голодный ребенок

1. Обощение по ситуативному признаку. Уровень абстрактно-логического мышления низкий.  2. Обобщение, конкретизация. Запоминание лучше.  3.   Список слов (4-й набор):  -дождь  -собрание  -пожар  -горе  -день  -драка  -отряд  -театр  -ошибка  -сила  -встреча  -ответ  -праздник  -сосед  -труд Методика «Опосредованное запоминание»  предназначена для изучения высшей формы памяти.  4 набора стимульного материала-это карточки, на которых нарисованы рисунки. Стимульный материал по методике (4-й набор): Это карточки, на которых нарисованы:  Лошадь полотенце Глобус Фужер Рубашка Собака Чернильница  Велосипед Кувшин Пара носок и пара ботинок Приборы: тарелка, ложка, вилка, нож Комната Завод Школьная доска Зеркало Магазин  Карандаш Поднос Тарелка  Стул  Гусь  Петух  Складной нож  Детские штанишки  Забор  Часы  Расческа  Уличный фонарь  Пейзаж  2 пера от чернильной ручки

1. Обощение по ситуативному признаку. Уровень абстрактно-логического мышления низкий. 2. Обобщение, конкретизация. Запоминание лучше. 3. Список слов (4-й набор): -дождь -собрание -пожар -горе -день -драка -отряд -театр -ошибка -сила -встреча -ответ -праздник -сосед -труд

Методика «Опосредованное запоминание»

предназначена для изучения высшей формы памяти. 4 набора стимульного материала-это карточки, на которых нарисованы рисунки. Стимульный материал по методике (4-й набор):

Это карточки, на которых нарисованы: Лошадь полотенце Глобус Фужер Рубашка Собака Чернильница Велосипед Кувшин Пара носок и пара ботинок Приборы: тарелка, ложка, вилка, нож Комната Завод Школьная доска Зеркало Магазин Карандаш Поднос Тарелка Стул Гусь Петух Складной нож Детские штанишки Забор Часы Расческа Уличный фонарь Пейзаж 2 пера от чернильной ручки

Методика «10 слов»  предназначена для диагностики памяти, а также при утомлении человека.  Материал для проведения методики: лист бумаги, ручка, 10 слов для запоминания. Список слов для запоминания:  -Арбуз  -Кисть  -Море  -Кот  -Река  -Мед  -Кирпич  -Жук  -Король  -День Выполнение задания: диктуется список слов, психолог на листке бумаги отмечает слова, которые произнес испытуемый.  1 и 2 раз с повторением слов.  3, 4, 5 раз без повторения.  Через 1 час испытуемый должен воспроизвести слова. Нормы для методики: К 3-ему разу взрослый должен воспроизвести 9, 10 слов. На 4 и 5 раз он должен воспроизвести столько же слов.  Произнесение испытуемым лишних слов означает расстройство сознания.

Методика «10 слов»

предназначена для диагностики памяти, а также при утомлении человека. Материал для проведения методики: лист бумаги, ручка, 10 слов для запоминания.

Список слов для запоминания:

-Арбуз -Кисть -Море -Кот -Река -Мед -Кирпич -Жук -Король -День

Выполнение задания: диктуется список слов, психолог на листке бумаги отмечает слова, которые произнес испытуемый. 1 и 2 раз с повторением слов. 3, 4, 5 раз без повторения. Через 1 час испытуемый должен воспроизвести слова.

Нормы для методики:

К 3-ему разу взрослый должен воспроизвести 9, 10 слов. На 4 и 5 раз он должен воспроизвести столько же слов. Произнесение испытуемым лишних слов означает расстройство сознания.

 Диагностика типа памяти учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы г. Бодайбо

Диагностика типа памяти учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы г. Бодайбо

 Диагностика типа памяти учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы г. Бодайбо

Диагностика типа памяти учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы г. Бодайбо

 Диагностика типа памяти учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы г. Бодайбо

Диагностика типа памяти учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы г. Бодайбо

"Память человеку

необходима для всех

проявлений души"

Б. Паскаль

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!