СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта по теме " Использование технологии проблемного обучения в начальной школе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данный материал предназначен для учителей начальных классов.  В работе показаны приёмы  проблемного обучения на уроках в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме " Использование технологии проблемного обучения в начальной школе".»


Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»



Утверждаю

Директор МОУ «СОШ№10»

____________Богуцкая Г.С.

« »__________ 2016 г.













Использование

технологии проблемного обучения

в начальной школе.

( из опыта работы)











Автор:

Ивашова Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов



г. Печора

2016


Использование технологии проблемного обучения в начальной школе.

Актуальность технологии проблемного обучения определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь» (Конфуций)

Эта технология привлекает новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок или Как открывать знания с учениками».

Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».


На доске записано слово вестник.

Учитель:

Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э,сн,ик].)

Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.)

Какой вопрос у вас возникает?

(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?

Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)

Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:

Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…





Фрагмент урока математики по теме «Величины» в 1-м классе.

Постановка проблемной ситуации. Поиск решения проблемной ситуации.

Учитель, надевая шляпку:

- А я ведь от волшебника. Пришла к вам первый раз!
И очень мне понравился ваш, ребята, класс.

Теперь я поняла, почему волшебник послал меня к вам. Только вы сможете помочь мне открыть новые знания. Дал мне сегодня мудрый и строгий волшебник двух матрёшек и задание найти в них отличие. А я смотрю на них и ничего не пойму - они же совсем одинаковые.

Предлагается детям найти отличия.

Проблема разрешается только тогда, когда дети берут предметы в руки и определяют, что один из них легче, а другой тяжелее.

- Оказывается, есть такие свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить эти свойства, надо взять предметы в руки.

- А как же называется это свойство предметов?

Повторяйте за мной волшебные слова:

- Источник знаний, появись! Живой водою поделись!

На доске появляется слово МАССА.

- Да, когда мы говорим, что один предмет легче или тяжелее другого, то имеем в виду свойство предметов, которое называется масса».

Проблема может быть поставлена с помощью графиков, чертежей, рисунков и т.д. Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация. Вот как это происходит у нас на уроке русского языка во 2 классе при изучении междометий:

На доске запись:

1) С СССС

2) Х ХХХХ ХА АХ ХО ОХ

Постановка проблемного вопроса.

- Прочитайте, пожалуйста, запись.

- Как вы думаете, что мы написали? /Слияния, слоги, слова./

- А как обстоит на самом деле? Давайте разберёмся! Помогут нам в этом два брата, которых я пригласила. Я не буду вам их представлять, они это сделают сами.

Демонстрируется фрагмент мультфильма « Ох и АХ»

- Какие знакомые слова вы услышали (ох и ах)

- Что обозначают АХ и ОХ в мультфильме? (Это имена)

- А в предложениях « Ах, какое утро!», « Ах, встал рано!» «ах» и «ох» - тоже имена? (Нет.)

- Что же они обозначают? Интересная возникает ситуация: в одних предложениях АХ и ОХ – имена, а в других ах и ох вроде бы ничего не обозначают. Может ли так быть? Что же это за слова такие? Обратимся к нашему помощнику - учебнику. Возможно, он поможет нам решить эту проблему?...


Проблемное обучение я применяю и на уроках математики. Например, при решении задач на движение.

Детям даются две задачи одновременно. Прочитайте. Одинаково ли будет решение этих задач?

Из одного города в противоположных направлениях вышли два лыжника. Скорость первого 12 км/ч, скорость второго – 15 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

Из одного города в одном направлении вышли два лыжника. Скорость первого 12 км/ч, скорость второго – 15 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

Дети выдвигают разные гипотезы.

Предлагают составить чертежи, к задачам. А затем и формулы

V1 = 12км/чt=V2 = 15км/ч


==========================



?км





S = S1 + S2


V1 = 12км/ч

?км


t=3ч


V2 = 15км/ч


S = S2 -S1