Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Утверждаю
Директор МОУ «СОШ№10»
____________Богуцкая Г.С.
« »__________ 2016 г.
Использование
технологии проблемного обучения
в начальной школе.
( из опыта работы)

Автор:
Ивашова Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов
г. Печора
2016
Использование технологии проблемного обучения в начальной школе.
Актуальность технологии проблемного обучения определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь» (Конфуций)
Эта технология привлекает новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок или Как открывать знания с учениками».
Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».
На доске записано слово вестник.
Учитель:
– Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э,сн,ик].)
– Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.)
– Какой вопрос у вас возникает?
(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?
Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)
Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:
– Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…
Фрагмент урока математики по теме «Величины» в 1-м классе.
Постановка проблемной ситуации. Поиск решения проблемной ситуации.
Учитель, надевая шляпку:
- А я ведь от волшебника. Пришла к вам первый раз!
И очень мне понравился ваш, ребята, класс.
Теперь я поняла, почему волшебник послал меня к вам. Только вы сможете помочь мне открыть новые знания. Дал мне сегодня мудрый и строгий волшебник двух матрёшек и задание найти в них отличие. А я смотрю на них и ничего не пойму - они же совсем одинаковые.
Предлагается детям найти отличия.
Проблема разрешается только тогда, когда дети берут предметы в руки и определяют, что один из них легче, а другой тяжелее.
- Оказывается, есть такие свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить эти свойства, надо взять предметы в руки.
- А как же называется это свойство предметов?
Повторяйте за мной волшебные слова:
- Источник знаний, появись! Живой водою поделись!
На доске появляется слово МАССА.
- Да, когда мы говорим, что один предмет легче или тяжелее другого, то имеем в виду свойство предметов, которое называется масса».
Проблема может быть поставлена с помощью графиков, чертежей, рисунков и т.д. Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация. Вот как это происходит у нас на уроке русского языка во 2 классе при изучении междометий:
На доске запись:
1) С СССС
2) Х ХХХХ ХА АХ ХО ОХ
Постановка проблемного вопроса.
- Прочитайте, пожалуйста, запись.
- Как вы думаете, что мы написали? /Слияния, слоги, слова./
- А как обстоит на самом деле? Давайте разберёмся! Помогут нам в этом два брата, которых я пригласила. Я не буду вам их представлять, они это сделают сами.
Демонстрируется фрагмент мультфильма « Ох и АХ»
- Какие знакомые слова вы услышали (ох и ах)
- Что обозначают АХ и ОХ в мультфильме? (Это имена)
- А в предложениях « Ах, какое утро!», « Ах, встал рано!» «ах» и «ох» - тоже имена? (Нет.)
- Что же они обозначают? Интересная возникает ситуация: в одних предложениях АХ и ОХ – имена, а в других ах и ох вроде бы ничего не обозначают. Может ли так быть? Что же это за слова такие? Обратимся к нашему помощнику - учебнику. Возможно, он поможет нам решить эту проблему?...
Проблемное обучение я применяю и на уроках математики. Например, при решении задач на движение.
Детям даются две задачи одновременно. Прочитайте. Одинаково ли будет решение этих задач?
Из одного города в противоположных направлениях вышли два лыжника. Скорость первого 12 км/ч, скорость второго – 15 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа? | Из одного города в одном направлении вышли два лыжника. Скорость первого 12 км/ч, скорость второго – 15 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа? |
Дети выдвигают разные гипотезы. Предлагают составить чертежи, к задачам. А затем и формулы |
V1 = 12км/чt=3ч V2 = 15км/ч ![]()  ![]() ![]()  ========================== ?км | ![]() ![]() S = S1 + S2 |
V1 = 12км/ч  ?км   t=3ч   V2 = 15км/ч | S = S2 -S1 |