Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС
Подувеева Наталья Анатольевна
учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Ташелка Менжинский филиал
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может « взять » , а тем, сколько из « взятого » он сможет применить на практике. В ФГОС особое место отводится проектной деятельности.
Сущность проекта
Проект – с латинского языка переводится как «брошенный вперед», задумывается, планируется. Проектирование – это процесс разработки и создания проекта.
Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Цели:
Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.
Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата.
Развивать исследовательские умения.
Задачи :
- Обучение планированию;
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
- Умение анализировать;
- Умение составлять письменный отчет;
- Формировать позитивное отношение к работе.
Типология проектов
Проекты бывают разные. Можно представить их в таком виде:
По количеству
участников
1.личностные
По продолжи –
тельности
1.краткосрочные
По типу
деятельности
По количеству
2.парные
1.творческие
2.исследователь-
1.монопроект
2.средней
предметов
продолжи –
3.групповые
ские
2.межпредмет-
тельности
3.игровые
ные проект
4.практико-
ориентированные
3.долгосрочные
5.информацион-
ные
По количеству
1.личностные
участников
По продолжи –
тельности
1.краткосрочные
По типу
деятельности
По количеству
2.парные
1.творческие
предметов
2.исследователь-
2.средней
1.Монопроект (в рамках одного учебного предмета),
продолжи –
3.Групповые
ские
тельности
4. коллективные
3.игровые
2.Межпредметные проекты
, свободные (выходят за рамки школьного обучения)
4.практико-
3.долгосрочные
ориентированные
5.информацион-
ные
По месту проведения: урочные, внеурочные
Структура проекта
- Тема
- Цели и задачи
- План работы
- Основные идеи
- Вывод
Этапы проектной деятельности
Этапы работы над проектом
Содержание работы на данном этапе
Мотивацио
Планирование
Создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта, значимых событий.
нный этап
Информационно-аналитический этап
Анализ проблемы, определение источников информации, распределение ролей в команде.
Постановка учебной задачи
Выполнение
Сбор уточнение информации, решение промежуточных задач.
Выполнение проекта.
Защита проекта
Коллективная защита проекта, оценка.
Рефлексивный этап
Анализ выполнение проекта.
Содержа
Создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта, значимых событий.
Анализ проблемы, определение источников информации, распределение ролей в команде.
Сбор уточнение информации, решение промежуточных задач.
Выполнение проекта.
Коллективная защита проекта, оценка.
Анализ выполнение проекта.
Принципы организации проектной деятельности
-;
• Проект должен быть посильным.
• Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
• Обеспечить руководство проектом со стороны педагога.
• Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме
обучающийся должен владеть:
-необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;
- специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.
Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности
Исследовательские
умения
Технологические
умения
Умения в решении
проблем
Информационные
умения
Рефлексивные
умения
Презентационные
умения
Коммуникативные
умения
Критерии оценки проекта
- Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике.
- Полнота раскрытия темы.
- Самостоятельность работы над проектом.
- Оригинальность решения проблемы.
- Качество выполнения продукта.
- Раскрытие содержания проекта на презентации.
- Умение отвечать на вопросы оппонентов, аргументированность ответов.
- Артистизм и выразительность выступления.
Формы продуктов проектной деятельности
справочник; газета; журнал;
альбом;
гербарий; карта;
экскурсия;
игра; сценарий праздника;
костюм; макет; модель; сувенир;
мультимедийный продукт;
учебное пособие и др.
Роли участников проектной деятельности
РОЛЬ
УЧЕНИКА
РОЛЬ
УЧИТЕЛЯ
РОЛЬ
РОДИТЕЛЕЙ
познавательной
деятельности
(принимает решения)
взаимоотношений
с людьми
- Консультирует
- Мотивирует
- Наблюдает
Метод проектов начинаем реализовывать с 1 класса
В начальной школе элементы проектной деятельности я использую на уроках русского языка, математики, литературного чтения, технологии, часто на уроках окружающего мира.
Окружающий мир-это мир, который ребёнок видит каждый день и в котором ему проще ориентироваться.
Я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания.
Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
Информационный проект
Цель проекта — сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для аудитории.
Результаты информационных проектов могут использоваться в качестве дидактического материала к урокам, могут быть опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.
«Из старинных журналов»
«Город-герой Волгоград»
Профессия –ветеринар»
«Все об им. Прилагательном»
«Геометрические фигуры
на посуде»
«Мои задачи-расчеты»
«Числа в загадках»
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование и включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. «Какие семена фасоли прорастут быстрее?», «Воздух и его свойства», «Наше село»
Проект «КУПАНИЕ ФАСОЛИ»
Сравнение времени прорастания семян фасоли в разных условиях
Творческий проект
Цель проекта — привлечение интереса публики к проблеме проекта. Данный проект характеризуется свободным творческим подходом к трактовке проблемы, к ходу работы и к презентации результатов. Результатом проекта, проектным продуктом могут стать произведения литературы, изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Ролевой проект : проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.
В результате работы я убедилась в том, что
проектная деятельность позволяет
- формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
-развивать общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
-формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
-развивать познавательный интерес учащихся;
реализовать принцип связи обучения с жизнью.
Тому свидетельства – дипломы, грамоты учащихся.
Спасибо за внимание!