СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта проектной деятльности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несколько лет занимаюсь проектной деятельносью.Хочу поделиться своим опытом работы.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта проектной деятльности»

Метод проекта

( Обобщение опыта учителя ИЗО. МХК. Технологии Лалетиной . Е.В.)

В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA (Program for International Student Assessment), которое с 2000 года трижды проходило более чем в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27-го места. Это свидетельствует об очень низком уровне их компетентности, не означая, однако, что наши школьники мало знают или что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат не совсем тому, что необходимо современному человеку.

Российская школа, верная советским традициям, наполняет головы своих учеников валом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные — то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат. По крайней мере, в стенах школы.

«Раньше можно было более или менее сносно прожить жизнь, следуя хорошо проверенным правилам, повторяя действия, уже принесшие успех ранее, опираясь на опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями… Нужно было только заранее хорошо выучить, в чем состоят эти решения и нормы и как их применять на практике» (Л.Б. Переверзев). Несмотря на то что сегодня ситуация изменилась кардинально, учителя и ученики по-прежнему тратят львиную долю времени и усилий именно на то, чтобы заучить готовые рецепты решения давно решенных проблем.

А между тем будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний — бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности — вот чему должна учить школа.

В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения, в частности к проектной деятельности. Этот относительно новый вид школьной работы позволяет развивать специфические проектные умения:

• распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы;

• определить перспективу и спланировать необходимые шаги;

• найти и привлечь нужные ресурсы (в том числе мотивировать других людей на участие в своем проекте);

• точно реализовать имеющийся план, а при необходимости оперативно внести в него обоснованные изменения;

• оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки (чтобы избежать их в будущем);

• осуществить презентацию результата своей работы и самопрезентацию своей компетентности.

Участие в проектной деятельности способствует развитию у детей проектного мышления, характерного для современных лидеров политики, бизнеса, искусства, спорта. Проектная деятельность уже в процессе учебы дает школьникам возможность, наряду с безусловно важными теоретическими познаниями, освоить особое умение — приобретать новые умения и добывать новые знания. Это умение останется у будущих выпускников, абитуриентов, студентов, молодых специалистов, профессионалов различных областей деятельности через многие годы после школьной учебы, когда конкретные знания из различных школьных дисциплин, может быть, забудутся.

Я учитель технологии ,ИЗО, МХК .Метод проектов использую в своей работе уже несколько лет. Пришло время подвести итоги и обобщить полученный опыт. Для начала провела анкетирование и беседы с детьми , на основе этого и своих наблюдений выяснила как введение проектной деятельности воспринимают учащиеся на разных ступенях образования?

Для начала вспомним , что такое проект и какие цели достигаются учителем и учеником при работе над ним.

«Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта».

«Для ученика проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет прикладное знач

«Для учителя учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: Проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентации, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность».

Проектную деятельность рекомендовано с определенными ограничениями начинать со 2-го класса начальной школы. Таким образом, предполагается, что к 5-му классу учащиеся обладают определенными приемами проектирования и исследования как общеучебными умениями. По-разному выстраиваются отношения учителя с успешным учеником, который может работать практически самостоятельно; с лидером класса, имеющим завышенную самооценку, который в ходе работы должен сформировать более реалистические представления о себе самом; с тревожным ребенком, который будет нуждаться в пошаговом поощрении. В любом случае это взаимодействие рождает совершенно новый тип отношений учителя и ученика — они становятся соратниками, занятыми общим делом. Причем активной стороной взаимодействия зачастую становится ребенок, он формулирует запрос к взрослому как носителю необходимой информации и опыта. Конечно необходимо учитывать не только возрастные возможности, но личностные потребности и индивидуальные особенности детей. Важно, с одной стороны, сохранить самостоятельность ребенка и стимулировать его на всех этапах работы, а с другой стороны, необходимо контролировать — в этом заключается тонкость работы педагога, педагогический такт! Но чтобы добиться результата нужно не брать на себя всю работу.

Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проекта

По результатам исследования выяснилась что;

Пяти- и шестиклассники нуждаются в значительной обучающей, организационной и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы над проектами. Особенно трудно дается им выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности. У детей этого возраста еще не окончательно сформировалось субъективное ощущение времени, поэтому они не могут распределить его рационально, не всегда объективно оценивают собственные силы.

Седьмые- девятые классы вполне могут самостоятельно сформулировать проблему и цель проекта — их знаний и школьного опыта для этого достаточно. Трудность может возникнуть у них при разработке плана, особенно детального: если основные этапы работы просматриваются ими легко, то более мелкие шаги выпадают из поля зрения. Ясно, что это непременно скажется на качестве работы. Тут потребуется помощь взрослого. Реализация плана, как правило, не вызывает трудностей.

Десятые и одиннадцатые классы имеют все объективные возможности для того, чтобы полностью самостоятельно работать на всех этапах проекта. Они быстро формулируют проблему, без труда преобразуют ее в цель деятельности, разрабатывают подробный план, учитывая при этом имеющиеся ресурсы. У них уже достаточно знаний и опыта, за спиной значительный этап школьной жизни — все это предпосылки для успешной работы над проектом. Это, однако, не означает, что учитель может отстраниться от работы. Его помощь нужна для промежуточной оценки хода работы, для обсуждения различных гипотез, версий и идей и так далее.

При работе с анкетами детей выяснилось что интерес к проектам понижен в 6-9 классах.

Причина в незаинтересованности и отсутствие поддержки со стороны родителей, так как сами родители не понимают важности данной работы.

Проекты, разрабатываемые на моих уроках, отличаются разнообразием: одни проводятся в рамках одного учебного предмета; другие предполагают использование знаний по двум и более предметам. Проект может быть дополнением к урочной деятельности, или же выполняться на стыках областей знаний, выходя за рамки данных предметов.

Как же относятся учащиеся к проектам: какие проекты предпочитают, как оценивают полезность работы в проектах, каково отношение родителей к проектной деятельности? В ходе исследования выяснилось, что учащимся интересно и они воспринимают проекты как значимую часть образовательного процесса, вне зависимости от класса большинство учащихся отметили, что включение в проекты помогает им в выборе профессии. 
Для меня было важно выяснить: насколько проекты учащихся важны для общеобразовательного процесса, насколько предметные знания нужны для проектной деятельности и насколько проектная деятельность формирует интерес и потребность знаний в предметных областях. Согласно результатам исследования 70% процентов из опрошенных учащихся считают, что для тех проектов, которые они реализовали в школе, необходимо хорошее знание школьных предметов. Что касается метапредметные результатов в проектной деятельности, то 70% учеников говорят, что в ходе проектной работы они поняли необходимость совершенствования своей деятельности, способов переработки и использования информации, развития своих творческих потенциалов. 
Поэтому ученикам был задан вопрос «Какой проект из выполненных в этом году стал для тебя наиболее значимым: коллективный или индивидуальный?» Оказалось, что, несмотря на необходимость складывать свои индивидуальные портфолио, год от года для учащегося растет значимость коллективных проектов,.
Введение ФГОС затрагивает всех участников образовательного процесса. На вопрос о включении родителей в проектную деятельность учащихся начальных классов ответили «да» (80%), но лишь 50% обучающихся уверены в том, что родители окажут им поддержку при работе над проектом. В средних классах 30% в старших 10% Негативное отношение к своей исследовательской деятельности родителей учащиеся фиксируют в основном в средне звене (30% ответили, что проект для их родителей пустая трата сил, 20% сказали, что родителей не интересует, чем они занимаются в проекте). Таким образом, исследование подтвердило, что при работе над проектами учащиеся по ФГОС ощущают поддержку родителей и заинтересованы в этой поддержке.
На вопрос «Чему научился работая над проектом?» ребята отвечали так: «Интерес к урокам» , «Умение не бояться публики, выступать перед одноклассниками , умение планировать свою работу и раскрытие своих возможностей!» «Стимул развиваться дальше», «Осознание своей будущей профессии»; «Интересный опыт, желание изучать углубленно данный предмет», «Научило работать в коллективе» .

Проведя данное исследование , я увидела не только достоинства и результаты , но и проблемы которые нужно решить.