Использование современных педагогических технологий в работе
по духовно-нравственному воспитанию обучающихся во внеурочное время
В последние годы в нашем обществе происходит смена ценностей, оказывающая негативное воздействие на подрастающее поколение, которое с легкостью впитывает в себя все то отрицательное, что обрушивается на него с экранов телевизоров, из интернета и других источников информации. Характерными чертами современной молодежной среды стали низкая нравственность, агрессивность, потребительское отношение к жизни, утрата семейных ценностей, ориентация на массовую западную культуру, отсутствие чувства ответственности перед обществом.
В связи с этим, одной из наиболее значимых задач школы является духовно-нравственное воспитание учащихся. Актуальными остаются слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, - на сердце больше всего нужно обращать внимание, сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так чтобы он горел и не угасал, и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского». Поэтому очень важно передать детям те нравственные христианские ценности и знания, которые составляют многовековой опыт нашего народа. Лишь воспитывая школьников на основе духовных ценностей православной культуры, традициях предков, формируя у них устойчивые нравственные представления о жизни, мы можем вырастить поколение, которое будет жить в согласии со своей совестью.
В нашей школе действует программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Возрождение», основной целью которой является формирование духовно-нравственной позиции школьников путем изучения культурно-духовных ценностей нашей страны, а также развития познавательной и творческой активности учащихся. В рамках реализации мероприятий данной программы я в своей педагогической практике применяю различные формы и методы внеурочной деятельности, основанные на знакомстве школьников с православной культурой и традициями нашего народа.
Действенным средством в воспитании нравственности учащихся стало для меня применение современных педагогических технологий: личностно-ориентированных (исследовательская деятельность, метод проектов), информационных, интерактивных (читательские конференции, семинары).
Организация проектной работы во внеурочное время позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся путем самостоятельного приобретения новых знаний, изучения необходимого материала по теме исследования. Школьникам интересна эта работа, так как они являются участниками поиска, получают информацию из разнообразных источников, заинтересованы в конечном результате, испытывают удовлетворение, видя продукт собственного труда. А нравственная тематика работ способствует совершенствованию внутреннего мира подростков, заставляет их задуматься о добре, милосердии, долге. Данный вид деятельности способствует установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, их дружескому сотрудничеству, а также приобретению коммуникативных навыков школьниками во время работы в группе.
Я предлагаю ученикам для реализации следующие виды проектов:
- исследовательско-информационные, где учащиеся всесторонне изучают материал по предложенной теме, а результатом их работы становится написание реферата или сообщения и подготовка презентации, например, «Память о князе Владимире в памятниках духовной культуры Воронежского края»,
- творческие (предполагают оформление результатов работы в форме сценария внеклассного мероприятия: творческого вечера, устного журнала).
Участвуя в проектной деятельности, подростки приобретают исследовательские навыки, учатся ориентироваться в потоке информации, учатся отбирать и обобщать ее, делать выводы, и тем самым, развивают свои аналитические способности.
Так как работа над подготовкой проекта занимает достаточно много времени как у учителя, так и у школьников, в течение учебного года мы разрабатываем не более двух проектов.
У нас в школе регулярно проводятся мероприятия православной направленности. В 2014 году в России отмечалось 700-летие преподобного Сергия Радонежского – великого подвижника и духовного заступника Руси. Учащимися 11 класса была выполнена исследовательская работа «Иконописный образ Сергия Радонежского», в которой они рассмотрели житийные образы и иконографические сюжеты жития святого. Впоследствии эта работа была направлена на районный конкурс «Игумен Земли Русской», посвященный 700-летию Преподобного Сергия Радонежского, где заняла третье место. А учащимися 5-9 классов были изучены материалы о жизни и служении Святого в рамках подготовки к школьной олимпиаде «Печальник земли Русской». Также, старшеклассниками были выполнены творческие литературные работы, посвященные Сергию Радонежскому. Лучшая творческая работы была отправлена для участия в заочном этапе международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне». Такой вид внеурочной деятельности, как письменная творческая работа, служит хорошим подспорьем в духовном воспитании, так как помогает автору не только задуматься и порассуждать о нравственных проблемах на своем уровне, но и в будущем применить пример благочестивого поведения в своей жизни.
Не остались мы в стороне и от празднования тысячелетия святого равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси. В 2015 году учащимися 6-9 классов была проведена работа над двумя проектами, посвященными этому Святому. Выполняя исследовательскую работу «Образ князя Владимира в былинах и летописях», ребята рассмотрели личность князя Владимира на основе фольклора, руководствуясь данными русских былин, и с летописной стороны, опираясь на древнерусскую летопись «Повесть временных лет». Исследовательская работа «Память о князе Владимире в памятниках духовной культуры Воронежского края» была направлена на изучение информации о храмах Воронежского края, носящих имя святого равноапостольного князя Владимира. В результате проведенного исследования удалось выяснить, что всего лишь три храма в Воронежском крае были освящены в честь этого святого, причем один из них в настоящее время уничтожен. Победительница школьного этапа олимпиады «Князь Владимир – креститель Руси» Макарова Анастасия заняла 2 место в районной олимпиаде.
В 2015-16 учебном году учащимися 9-11 классов был реализован проект «Влияние духовных традиций православия на жизнь и творчество русских писателей 19 века», который был оформлен в виде сценария и проведен в форме внеклассного мероприятия – устного литературного журнала «Духовной жаждою томим…» (приложение 1). В этом исследовании старшеклассники рассмотрели связь русской литературы с православной традицией, изучили влияние православия на формирование мировоззрения русских писателей XIX века, таких как А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков. Данная работа была отмечена 3 местом в региональном этапе XI Всероссийского конкурса на соискание Премии в области педагогики, воспитания и работы с детьми «За нравственный подвиг учителя».
Знакомство с православной культурой не проходит для школьников бесследно, оно дает им представление об иконописи, храмах, соборах, монастырях, жизни и деяниях святых подвижников, позволяет понять, как велико значение их служения родному народу.
Значимое направление духовно-нравственного воспитания – патриотическое воспитание, главной целью которого является формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма, сопричастности к героическому прошлому страны, ответственности перед Родиной. В преддверии Дня Победы или Дня освобождения района от немецко-фашистских захватчиков мы с учащимися ежегодно готовим и проводим читательские конференции, посвященные произведениям о Великой Отечественной войне («Возьми себе в пример героя» (приложение 2), «Образ Библии в повести В.Быкова «Сотников»» и др.). Во время этих мероприятий пристальное внимание уделяется таким нравственным качествам героев, как верность долгу, смелость, ответственность, доброта, милосердие, сострадание. Тщательно анализируются эпизоды, в которых герои произведений оказываются в ситуации нравственного выбора, ведутся рассуждения о том, что же помогает им оставаться людьми и делать правильный выбор.
Одной из форм организации внеурочной деятельности являются курсы по выбору учащихся. В рабочую программу курса внеурочной деятельности по русскому языку в 6 классе «За страницами школьного учебника» в 2016-17 учебном году мной были включены четыре занятия «Влияние старославянского языка на лексику и словообразование русского языка», отмеченные первым местом в областном конкурсе методических работ по духовно-нравственному просвещению учащихся и опубликованные в сборнике ВОИПКиПРО «День славянской письменности и культуры в современной школе: методические разработки учителей». Данные занятия знакомят шестиклассников со старославянским (церковнославянским) языком, рассказывают о влиянии его на русский язык, учат распознавать церковнославянизмы по фонетическим и морфологическим признакам, пробуждая тем самым интерес к изучению родного языка.
Использование современных педагогических технологий в духовно-нравственном воспитании – достаточно эффективное средство воспитания, так как позволяет дать подросткам возможность почувствовать значимость своей работы, уверенность в своих возможностях, развивает их самостоятельность, способствует формированию творческой личности. Обучающиеся становятся активными участниками воспитательного процесса, а результат их творческой деятельности может иметь большую значимость и быть оценен не только на уровне школы. Все это способствует повышению качества образовательного и воспитательного процесса, углубляет знания учащихся, активизирует познавательный интерес, интегрирует знания, умения и навыки из различных дисциплин. Замечено, что слабоуспевающие ученики нередко во внеурочной деятельности получают возможность раскрыть свои способности, творческий потенциал, что повышает их ответственность, самооценку и служит дополнительной мотивацией к учебе. К тому же участие школьников во внеурочной деятельности с применением современных технологий обучения и воспитания способствует приобретению необходимых навыков для самостоятельной жизни и их дальнейшей успешной адаптации в обществе. Православная направленность мероприятий способствует усвоению учащимися лучших моральных и нравственных принципов, воспитанию патриотов, учит подростков бескорыстно делать добро людям, заставляет задуматься о себе и своем поведении.