СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы на тему "Развитие младших школьников во внеурочной деятельности "Наглядная геометрия""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является дополнением к докладу "Развитие младших школьников во внеурочной деятельности в условиях ФГОС", в частности раннее развитие геометирии "Наглядная геометрия". Возникновению  и становлению данного опыта послужили предпосылки специфики современной системы образования, которая состоит в том, что она должна быть способна не столько вооружить обучающегося знаниями, сколько целенапрвленно, интенсивно развивать у учащихся интеллектуальную самостоятельность и активность.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы на тему "Развитие младших школьников во внеурочной деятельности "Наглядная геометрия""»

В основе программы лежит общая концепция личностно ориентированной системы обучения, направленной на достижение оптимального для каждого школьника уровня общего развития и формирования на этой основе знаний, умений и навыков; особая активность ребенка на изменение самого себя как субъекта учения. В этой программе заложены большие возможности развития творческих способностей младших школьников.

Цели:

Формирование единой содержательной линии курса наглядной геометрии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие учащихся.

Формирование основных геометрических знаний во всей полноте их логических взаимосвязей.

Формирование графических умений и навыков, умений использовать полученные знания в изменённых условиях.

Основной задачей изучения геометрического материала в 1 – 4 классах является формирование у учащихся четких представлений и первичных понятий о геометрических объектах. При этом система упражнений и задач геометрического содержания и методика работы над ними должны способствовать развитию пространственных представлений у детей, умений наблюдать, сравнивать, абстрагировать и обобщать.

  • Принцип научности и ведущей роли теоретических знаний.
  • В соответствии с этим принципом сведения о фактах геометрии должны излагаться на уроке с опорой на данные науки – научно достоверно, без искажений.
  • Принцип сознательности.
  • Геометрическое правило или определение должно быть не просто сформулировано учителем, оно должно быть результатом обобщения изученных явлений.
  • Принцип развивающего обучения.
  • Необходимо научить детей анализировать и обобщать факты, развивать познавательные способности, учить их мыслить.
  • Принцип проблемного обучения.
  • В процессе обучения необходимо побуждать учащихся к поиску, к элементам исследования, к самостоятельному нахождению ответов.
  • Принцип минимакса.
  • В соответствии с этим принципом каждому ученику предлагается максимальный уровень содержания образования и обеспечивается минимальный уровень.
  • Принцип вариативности.
  • Этот принцип предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения и умения осуществлять систематический перебор вариантов.
  • Принцип творчества (креативности).
  • Этот принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
Компетенции учащихся в виде умений: осуществлять анализ геометрической фигуры, используя приобретенные ранее знания; обосновывать свои действия, делать простейшие логические выводы, мотивировать увиденное; сопоставлять и обобщать свойства геометрических фигур, овладевать знаковой системой (способом обозначения геометрических фигур буквами); выделять существенные признаки геометрической фигуры, моделировать и конструировать геометрические фигуры из совокупности фигур, разбивать множество геометрических фигур на классы; строить простейшие геометрические фигуры; видеть знаковые образы геометрических фигур в совокупности фигур и находить их по существенным признакам; читать геометрические чертежи с использованием буквенных и числовых обозначений; решать практические задачи.

Компетенции учащихся в виде умений:

  • осуществлять анализ геометрической фигуры, используя приобретенные ранее знания;
  • обосновывать свои действия, делать простейшие логические выводы, мотивировать увиденное;
  • сопоставлять и обобщать свойства геометрических фигур, овладевать знаковой системой (способом обозначения геометрических фигур буквами);
  • выделять существенные признаки геометрической фигуры, моделировать и конструировать геометрические фигуры из совокупности фигур, разбивать множество геометрических фигур на классы;
  • строить простейшие геометрические фигуры;
  • видеть знаковые образы геометрических фигур в совокупности фигур и находить их по существенным признакам;
  • читать геометрические чертежи с использованием буквенных и числовых обозначений;
  • решать практические задачи.

выявление знаний учащихся о геометрических фигурах; первичное знакомство с геометрической фигурой на основе наблюдений и практической работы; выделение существенных признаков геометрической фигуры; конструирование и моделирование геометрической фигуры из определенного количества палочек, полосок (одинаковых и неодинаковых), бумаги, проволоки, пластилина; выделение знакомого образа геометрической фигуры в контурах предметов окружающей обстановки, на чертеже; разбиение множества геометрических фигур на группы, классификация фигур; построение простейших геометрических фигур на клетчатой бумаге; привитие навыков измерения длины отрезков, углов (с помощью линейки, транспортира); вычленение знакомого образа геометрической фигуры из совокупности фигур по существенным признакам; формирование элементарных навыков чтения геометрических чертежей с использованием буквенных обозначений; формирование навыков определения периметра, площади прямоугольника (квадрата), величины угла; знакомство с отдельными стереометрическими телами.
  • выявление знаний учащихся о геометрических фигурах;
  • первичное знакомство с геометрической фигурой на основе наблюдений и практической работы;
  • выделение существенных признаков геометрической фигуры;
  • конструирование и моделирование геометрической фигуры из определенного количества палочек, полосок (одинаковых и неодинаковых), бумаги, проволоки, пластилина;
  • выделение знакомого образа геометрической фигуры в контурах предметов окружающей обстановки, на чертеже;
  • разбиение множества геометрических фигур на группы, классификация фигур;
  • построение простейших геометрических фигур на клетчатой бумаге;
  • привитие навыков измерения длины отрезков, углов (с помощью линейки, транспортира);
  • вычленение знакомого образа геометрической фигуры из совокупности фигур по существенным признакам;
  • формирование элементарных навыков чтения геометрических чертежей с использованием буквенных обозначений;
  • формирование навыков определения периметра, площади прямоугольника (квадрата), величины угла;
  • знакомство с отдельными стереометрическими телами.

Система заданий, направленных на развитие пространственного мышления, охватывающих следующий круг вопросов: расположение объектов в пространстве, ориентация в пространстве; поверхности, область, граница; линии; сетки и координаты; геометрические тела; геометрические преобразования и т.д.

Система заданий, направленных на развитие пространственного мышления, охватывающих следующий круг вопросов:

  • расположение объектов в пространстве, ориентация в пространстве;
  • поверхности, область, граница;
  • линии;
  • сетки и координаты;
  • геометрические тела;
  • геометрические преобразования и т.д.

работа с моделями геометрических фигур; моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина; вычерчивание геометрических фигур на бумаге; игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.
  • работа с моделями геометрических фигур;
  • моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина;
  • вычерчивание геометрических фигур на бумаге;
  • игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.

построение конструкций из геометрических фигур; задания на построение разверток геометрических тел; сборка, изготовление моделей многогранников; архитектурное проектирование.
  • построение конструкций из геометрических фигур;
  • задания на построение разверток геометрических тел;
  • сборка, изготовление моделей многогранников;
  • архитектурное проектирование.
конструктивные; на нахождение лишней фигуры в ряду; продолжение логического ряда фигур; на нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора фигур; на нахождение отличий на основе зрительного сопоставления; на поиск признака отличия одной группы фигур от другой; логические задачи; “ МОЗГовой штурм” (Минутка Очень Занимательной Геометрии); зрительные диктанты; дидактические игры.
  • конструктивные;
  • на нахождение лишней фигуры в ряду;
  • продолжение логического ряда фигур;
  • на нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора фигур;
  • на нахождение отличий на основе зрительного сопоставления;
  • на поиск признака отличия одной группы фигур от другой;
  • логические задачи;
  • МОЗГовой штурм” (Минутка Очень Занимательной Геометрии);
  • зрительные диктанты;
  • дидактические игры.
Какие геометрические фигуры нарисовал карандаш?

Какие геометрические фигуры нарисовал карандаш?

Сколько треугольников изображено на рисунке? 8

Сколько треугольников

изображено на рисунке?

8

Из цветной бумаги вырежи геометрические фигуры и составь из них аппликацию.

Из цветной бумаги вырежи геометрические фигуры и составь из них аппликацию.

 Дорисуй каждую из этих фигур так, чтобы превратить её в тот или иной предмет?

Дорисуй каждую из этих фигур так, чтобы превратить её в тот или иной предмет?

А что нарисовали вы?

А что нарисовали вы?

5 5 «Страна Геометрия» У какого королевства самая длинная граница? 7 3 3 7 5 4 4 4 4

5

5

«Страна Геометрия»

У какого королевства самая длинная граница?

7

3

3

7

5

4

4

4

4

4 3 5  Какую форму имеет  беговая дорожка? Кто сколько пробежал? 12  Узнайте длину беговой  дорожки? 6 30 5  7 25 18

4

3

5

Какую форму имеет

беговая дорожка?

Кто сколько пробежал?

12

Узнайте длину беговой

дорожки?

6

30

5

7

25

18

Геометрический материал занимает довольно большой объём. Этот факт имеет много плюсов, но есть и существенный минус — это нехватка времени на отработку практических навыков по вычерчиванию, построению, измерению, решению логических задач. Задачи на построение геометрических фигур имеют важное образовательное, воспитательное и развивающее значение: например, задачи на построение являются одним из средств формирования геометрических представлений. Именно в процессе построения разъясняется смысл терминов «отрезок», «треугольник», «четырехугольник». Такой подход активизирует познавательную деятельность учащихся и способствует сознательному усвоению изучаемого материала. Также отсутствует необходимая система упражнений, способствующая выработке основных графических умений. Уметь выполнить чертеж красиво и правильно – важное политехническое умение, основы которого должны быть заложены уже в начальной школе.

Геометрический материал занимает довольно большой объём. Этот факт имеет много плюсов, но есть и существенный минус — это нехватка времени на отработку практических навыков по вычерчиванию, построению, измерению, решению логических задач.

  • Задачи на построение геометрических фигур имеют важное образовательное, воспитательное и развивающее значение: например, задачи на построение являются одним из средств формирования геометрических представлений. Именно в процессе построения разъясняется смысл терминов «отрезок», «треугольник», «четырехугольник».
  • Такой подход активизирует познавательную деятельность учащихся и способствует сознательному усвоению изучаемого материала.
  • Также отсутствует необходимая система упражнений, способствующая выработке основных графических умений. Уметь выполнить чертеж красиво и правильно – важное политехническое умение, основы которого должны быть заложены уже в начальной школе.
Картинки с сайтов: -http://images.google.ru/ ; -http://images.yandex.ru/; -http://for-creativity.ucoz.ru/news/2009-02-15-1689 фон; -М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова учебник «Математика»,  2 класс, 1 часть, АСТ-Астрель, Москва 2009 год. - Инна Светлова «Форма». – М.: Эксмо-Пресс, 2002. Иллюстрации Ю.Кравец, Г.Кравец - Упражнения для глаз – авторские.

Картинки с сайтов:

-http://images.google.ru/ ;

-http://images.yandex.ru/;

-http://for-creativity.ucoz.ru/news/2009-02-15-1689 фон;

-М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова учебник «Математика»,

2 класс, 1 часть, АСТ-Астрель, Москва 2009 год.

- Инна Светлова «Форма». – М.: Эксмо-Пресс, 2002. Иллюстрации Ю.Кравец, Г.Кравец

- Упражнения для глаз – авторские.