Данная презентация является дополнением к докладу "Развитие младших школьников во внеурочной деятельности в условиях ФГОС", в частности раннее развитие геометирии "Наглядная геометрия". Возникновению и становлению данного опыта послужили предпосылки специфики современной системы образования, которая состоит в том, что она должна быть способна не столько вооружить обучающегося знаниями, сколько целенапрвленно, интенсивно развивать у учащихся интеллектуальную самостоятельность и активность.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы на тему "Развитие младших школьников во внеурочной деятельности "Наглядная геометрия""»
В основе программы лежит общая концепция личностно ориентированной системы обучения, направленной на достижение оптимального для каждого школьника уровня общего развития и формирования на этой основе знаний, умений и навыков; особая активность ребенка на изменение самого себя как субъекта учения. В этой программе заложены большие возможности развития творческих способностей младших школьников.
Цели:
Формирование единой содержательной линии курса наглядной геометрии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие учащихся.
Формирование основных геометрических знаний во всей полноте их логических взаимосвязей.
Формирование графических умений и навыков, умений использовать полученные знания в изменённых условиях.
Основной задачей изучения геометрического материала в 1 – 4 классах является формирование у учащихся четких представлений и первичных понятий о геометрических объектах. При этом система упражнений и задач геометрического содержания и методика работы над ними должны способствовать развитию пространственных представлений у детей, умений наблюдать, сравнивать, абстрагировать и обобщать.
- Принцип научности и ведущей роли теоретических знаний.
- В соответствии с этим принципом сведения о фактах геометрии должны излагаться на уроке с опорой на данные науки – научно достоверно, без искажений.
- Геометрическое правило или определение должно быть не просто сформулировано учителем, оно должно быть результатом обобщения изученных явлений.
- Принцип развивающего обучения.
- Необходимо научить детей анализировать и обобщать факты, развивать познавательные способности, учить их мыслить.
- Принцип проблемного обучения.
- В процессе обучения необходимо побуждать учащихся к поиску, к элементам исследования, к самостоятельному нахождению ответов.
- В соответствии с этим принципом каждому ученику предлагается максимальный уровень содержания образования и обеспечивается минимальный уровень.
- Этот принцип предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения и умения осуществлять систематический перебор вариантов.
- Принцип творчества (креативности).
- Этот принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
Компетенции учащихся в виде умений:
- осуществлять анализ геометрической фигуры, используя приобретенные ранее знания;
- обосновывать свои действия, делать простейшие логические выводы, мотивировать увиденное;
- сопоставлять и обобщать свойства геометрических фигур, овладевать знаковой системой (способом обозначения геометрических фигур буквами);
- выделять существенные признаки геометрической фигуры, моделировать и конструировать геометрические фигуры из совокупности фигур, разбивать множество геометрических фигур на классы;
- строить простейшие геометрические фигуры;
- видеть знаковые образы геометрических фигур в совокупности фигур и находить их по существенным признакам;
- читать геометрические чертежи с использованием буквенных и числовых обозначений;
- решать практические задачи.
- выявление знаний учащихся о геометрических фигурах;
- первичное знакомство с геометрической фигурой на основе наблюдений и практической работы;
- выделение существенных признаков геометрической фигуры;
- конструирование и моделирование геометрической фигуры из определенного количества палочек, полосок (одинаковых и неодинаковых), бумаги, проволоки, пластилина;
- выделение знакомого образа геометрической фигуры в контурах предметов окружающей обстановки, на чертеже;
- разбиение множества геометрических фигур на группы, классификация фигур;
- построение простейших геометрических фигур на клетчатой бумаге;
- привитие навыков измерения длины отрезков, углов (с помощью линейки, транспортира);
- вычленение знакомого образа геометрической фигуры из совокупности фигур по существенным признакам;
- формирование элементарных навыков чтения геометрических чертежей с использованием буквенных обозначений;
- формирование навыков определения периметра, площади прямоугольника (квадрата), величины угла;
- знакомство с отдельными стереометрическими телами.
Система заданий, направленных на развитие пространственного мышления, охватывающих следующий круг вопросов:
- расположение объектов в пространстве, ориентация в пространстве;
- поверхности, область, граница;
- линии;
- сетки и координаты;
- геометрические тела;
- геометрические преобразования и т.д.
- работа с моделями геометрических фигур;
- моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина;
- вычерчивание геометрических фигур на бумаге;
- игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.
- построение конструкций из геометрических фигур;
- задания на построение разверток геометрических тел;
- сборка, изготовление моделей многогранников;
- архитектурное проектирование.
- конструктивные;
- на нахождение лишней фигуры в ряду;
- продолжение логического ряда фигур;
- на нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора фигур;
- на нахождение отличий на основе зрительного сопоставления;
- на поиск признака отличия одной группы фигур от другой;
- логические задачи;
- “ МОЗГовой штурм” (Минутка Очень Занимательной Геометрии);
- зрительные диктанты;
- дидактические игры.
Какие геометрические фигуры нарисовал карандаш?
Сколько треугольников
изображено на рисунке?
8
Из цветной бумаги вырежи геометрические фигуры и составь из них аппликацию.
Дорисуй каждую из этих фигур так, чтобы превратить её в тот или иной предмет?
А что нарисовали вы?
5
5
«Страна Геометрия»
У какого королевства самая длинная граница?
7
3
3
7
5
4
4
4
4
4
3
5
Какую форму имеет
беговая дорожка?
Кто сколько пробежал?
12
Узнайте длину беговой
дорожки?
6
30
5
7
25
18
Геометрический материал занимает довольно большой объём. Этот факт имеет много плюсов, но есть и существенный минус — это нехватка времени на отработку практических навыков по вычерчиванию, построению, измерению, решению логических задач.
- Задачи на построение геометрических фигур имеют важное образовательное, воспитательное и развивающее значение: например, задачи на построение являются одним из средств формирования геометрических представлений. Именно в процессе построения разъясняется смысл терминов «отрезок», «треугольник», «четырехугольник».
- Такой подход активизирует познавательную деятельность учащихся и способствует сознательному усвоению изучаемого материала.
- Также отсутствует необходимая система упражнений, способствующая выработке основных графических умений. Уметь выполнить чертеж красиво и правильно – важное политехническое умение, основы которого должны быть заложены уже в начальной школе.
Картинки с сайтов:
-http://images.google.ru/ ;
-http://images.yandex.ru/;
-http://for-creativity.ucoz.ru/news/2009-02-15-1689 фон;
-М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова учебник «Математика»,
2 класс, 1 часть, АСТ-Астрель, Москва 2009 год.
- Инна Светлова «Форма». – М.: Эксмо-Пресс, 2002. Иллюстрации Ю.Кравец, Г.Кравец
- Упражнения для глаз – авторские.