Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по грамоте»
Обобщение педагогического опыта « Подготовка детей к обучению грамоте»
Воспитателя высшей
квалификационной категории
Смирновой Л.А.
МДОУ № 20 «Теремок»
2013г.
«Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием»
В.А.Сухомлинский
Важно, чтобы ребёнок:
- не пропускал буквы, не смешивал их при написании
- умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков
- под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас
Фото ребенок читает
Основные компоненты
- Сформированность звуковой стороны речи
- Полная сформированность фонематических процессов
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи
Цели:
- Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте
- Развивать связную речь
Задачи подготовки детей к обучению грамоте:
1. Формирование направленности на звуковую сторону речи
2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова
3. Активизация устной речи детей
Первоначальное обучение грамоте предусматривает:
- Формирование приемов умственной деятельности
- Уточнение и обогащение словарного запаса с уточнением представления об окружающем мире
- Развитие связной речи
- Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы
- Совершенствование чувственного опыта в области родного языка
- Формирование слогового чтения и навыков письма
Последовательность изучения понятий
Слово
Слог
Предложение
Звук
Предварительный
этап
Ι этап. Знакомство с гласными звуками.
ΙΙ этап. Знакомство с согласными звуками
При знакомстве с каждым звуком
даётся его полная характеристика
опираясь на
тактильный,
зрительный,
слуховой,
двигательный анализаторы
III этап Знакомство с буквами
на что похожа буква.
Звуковой анализ
слова
фото с картинкой слон
Образовательная область
- это единица, которая определяет адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей
« ... для того и дано нам детство, чтобы мы играли... Игры и являются той формой активности , в которой лучше всего решаются задачи детства…»
В.В. Зеньковский
Подготовка детей к обучению грамоте проходит по направлениям:
- развитие сенсорных и моторных функций
- развитие мимической мускулатуры
- развитие интеллектуальных функций
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности
- формирование черт гармонической личности
Построение НОД
- Совместная деятельность детей и воспитателя
- Игра – путешествие
- Занятие – сказка
- Занятие – сюрприз
- КВН
- Викторины
- Что, где, когда?
- Поле чудес
Методы и приемы организации детей в НОД
- сюжеты сказок
- элементы фольклора
- воображаемые путешествия, экскурсии, поездки, приключения
- литературные персонажи
- известные и придуманные игры
- элементы сюжетно-дидактических игр
- сюжетные и пейзажные картины
- специально изготовленные пособия, рисунки, панно
- настольно-печатные игры
- сюжеты и герои мультфильмов
Схема НОД:
- Организационный момент
- Вхождение в занятие
- Основная часть
- Заключительная часть
Организационный
момент
Введение в
занятие
Основная часть занятия включает в себя:
- Характеристику звуков
- Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах
- Обогащение словаря
- Грамматический строй речи
- Развитие слухового внимания, зрительной памяти
Основная часть занятия:
Работа над предложением
Задачи:
- установление лексико-грамматических отношений между членами предложения
- актуализация накопленного словаря
- формирование связности и четкости высказывания
- работа над предложением как средством развития мыслительных процессов, в частности – умозаключений
- анализ и синтез словесного состава предложения как средства предупреждения дисграфии
Работа над
предложением
Основная часть занятия:
Произношение звука в связной речи
Задачи:
- совершенствование навыка правильного произношения звуков
- развитие словотворчества
- развитие воображения и творческой фантазии
Основная часть занятия:
Обучение элементам грамоты
Задачи:
- познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук
- учить читать букву, слоги, слова
- учить писать печатными буквами слоги, слова
Методы системы обучения письму
- Копировальный или стигмографический метод
- Тактический метод
- Метод Карстера
Формы проведения динамических пауз
- подвижная игра
- подвижно-дидактическая игра
- игра – эстафета
- игры малой подвижности
- имитация трудовых действий
- речевые физкультминутки
- психофизическая гимнастика
Главное:
образовательная деятельность от начала до конца должна быть доброй