СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по теме "Формирование контрольно-оценочной самостоятельности на уроках математики в начальной школе"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущая идея опыта - создание условий,  позволяющих целенаправленно и систематически формировать контрольно-оценочную самостоятельность у младших школьников, опираясь на эффективные педагогические технологии, дидактические методы, приёмы и средства.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме "Формирование контрольно-оценочной самостоятельности на уроках математики в начальной школе"»


«Формирование контрольно-оценочной самостоятельности

младших школьников на уроках математики»


1.Актуальность


«Одним из ценностных ориентиров начального образования, конкретизирующим общие установки образования, является развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке)».

(«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» А.Г.Асмолов)



ФГОС начального общего образования ориентирован на достижение личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов. Одним из видов метапредметных результатов являются регулятивные универсальные учебные действия. В состав регулятивных УУД входят контроль и оценка. Результатом процесса формирования контроля и оценки становится такое качество младшего школьника как контрольно-оценочная самостоятельность.


Под контрольно-оценочной самостоятельностью понимается «готовность личности к инициативным, осознанным, ответственным действиям по осуществлению контроля и оценки своей деятельности» [37].


Контрольно-оценочная самостоятельность начинает формироваться в младшем школьном возрасте, так как в этот период развития ребенка ведущим видом деятельности становится учебная деятельность.

Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников включает овладение действиями самоконтроля и самооценки.


Д.Б. Эльконин отмечает, что «рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля» [50]. Сначала ученики должны научиться контролировать друг друга и самих себя.

Контроль и оценка результатов обучения являются обязательным компонентом процесса обучения, значит, их надо формировать (и рассматривать) в комплексе.

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагога, но и самих учащихся. Оценка своих результатов, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки будут способствовать развитию самоосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, раскрытию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, т.е. помогут освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью.

Самооценка –играет значимую роль в становлении индивидуальных особенностей младшего школьника . Следовательно, вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время. 



2. Проблемы и противоречия



Сложившаяся годами система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток:

  • это направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый санкциями, а не на поддержку улучшения результатов;

  • ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков;

  • роль оценки сводится к постоянному принуждению;

  • в результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, чувство неприязни к педагогу.


Традиционная «пятибалльная» система:

  • Не даёт полноценной возможности для формирования у школьников оценочной самостоятельности, не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников); выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя.

  • Затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребёнка в сравнении с предыдущими результатами его обучения.

  • Является малоинформативной (нельзя судить о действительном уровне знаний) и нельзя определить, что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребёнка;

  • Часто имеет травмирующий характер, потому что «отметочная» система оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, а с другой стороны, на родителей, которые, в свою очередь, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка.

Все это приводит к снижению интереса к обучению, роста психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.



Необходима новая система оценивания, которая:

  • не имеет травмирующего характера;

  • сохраняет интерес к обучению;

  • снижает психологический дискомфорт, тревожность;

  • создает возможность для формирования у школьников оценочной самостоятельности;

  • является информативным (позволяет судить о действительном уровне знаний).

Т.о. перед учителем стоит задача: создать соответствующие условия, опираясь на эффективные педагогические технологии, дидактические методы, приёмы и средства, позволяющие целенаправленно и систематически формировать контрольно-оценочную самостоятельность у младших школьников.

3.Направления деятельности, технологии

Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (автор А.Б. Воронцов) рассматривает контрольно-оценочную самостоятельность как основу учебной самостоятельности школьника [3].

В основе формирования контрольно-оценочной самостоятельности лежат четыре взаимосвязанных процесса:

1)потребностно-мотивационный;

2)контрольный;

3)оценочный;

4)корректировочный.

Положительные мотивы учения, активность и самосознательность в учении обладают значительными побудительными и регулятивными возможностями.

Новая система оценивания должна развивать у школьников умение:

  • проверять и контролировать себя,

  • критически оценивать свою деятельность,

  • устанавливать ошибки и находить пути их устранения.



Виды самоконтроля

  • Предварительный

Цель: проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.

  • Процессуальный

Цель: осуществляет пошаговый контроль процесса выполнения устной и письменной работы.

  • Итоговый 

Цель: контроль, планируемых результатов изучения темы

или контроль полученного результата (по завершению задания)









Приёмы предварительного самоконтроля:



1. «Ориентировка»

  • «Выполни деление и проверь 2972 : 4»:

- Сможете ли вы выполнить письменное деление?

-В чем заключается трудность?

-С чего начнете?

-Из каких этапов будет состоять работа?

-Как вы сможете себя проверить? (Полученное частное умножу на делитель)

-Составьте алгоритм своей работы.



2. «Определение плана или хода выполнения задания» (по алгоритму, по памятке)

«Выполни деление с объяснением 9522 : 6»

- С чего лучше начать? (обсуждаем вместе с детьми, в дальнейшем опираемся на выработанный алгоритм действий)

3. «Самоинструктаж или взаимоинструктаж»

  • Подумайте, как можно решить задачу?

  • Составьте план решения задачи.



4. «Фиксирование ошибочного действия»

  • Например, на этапе выделения затруднения в делении вида, когда в записи частного на конце или в середине встречаются нули

  • 1850: 5 = 370 и 5648 :8=706

  • Объясните, как выполните деление, пользуясь планом, в №383:

  • Определите , пункты алгоритма, которые требуют особого внимания – «ловушку» (определяю количество цифр в записи частного, ставлю точки, чтобы не потерять нули в записи частного)

5. «Предупреждение ошибок»  при подготовке к предстоящей проверочной работе.

  • Не вычисляя, назови неверные решения.



  • 7380:9 = 82 3010 : 5 =62 56014:7 =8002

  • Реши правильно и выполни проверку умножением.

  • Перед проверочной работой по теме «Решение уравнений» предупреждением ошибок станет приём «Сорбонки» , составленные по правилам нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.



Приёмы процессуального контроля

  • Контроль в процессе выполнения устной и письменной работы должна сопровождать оценка. Ученик все время сверяет результат и действия с эталоном, и это входит в привычку.



1. «Проговаривание в устной форме»

Чаще всего используется такой прием: когда один или несколько учеников выполняют действия по алгоритму (схеме, памятке), а остальные контролируют работу, производя попутно оценку каждой операции.

Критерии оценки: «правильно» +, «не совсем правильно» ?, «неправильно» - .

Так постепенно учащиеся осваивают образцы действий и эталоны ответов.

2.Один объясняет, другой комментирует – верно или неверно выполнено действие (в т. ч. комментирование цепочкой)

  • Определи заранее, сколько цифр должно получиться в записи частного, и выполни деление:

  • 6336 : 2

  • 6336 : 9



3. «Составление плана действий»

  • Найди пропущенное число.

  • 󠇯: 6 =2870 (ост.5)

1)умножу частное на делитель

2)к полученному произведению прибавлю остаток



4. «Фиксирование хода работы»  в инструкции, плане действий (поставлю +, т.к. этот шаг я сделал)

  • На клетчатом поле учебника «М» 4 кл. с.73 № 27 изображены две фигуры.

Инструкция: Начерти такие фигуры в тетради. + В фигуре 1 найди одну девятую долю+ и закрась четыре таких доли+, а в фигуре 2 закрась семь шестнадцатых долей. +Найди площадь незакрашенной части фигуры 1. +













Приёмы итогового контроля или контроль по результату

(по завершению задания).

Главное: вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали !



1. «Вернуться к вопросам»



  • Задание: выполни деление с остатком и сделай проверку 611 : 7

  • Цель: потренироваться в делении с остатком столбиком , поупражняться в самоконтроле деления с остатком.

Предварительный контроль:

-Над чем будем работать?

-Что нужно сделать?

-Как это сделаем?

  • Итоговый контроль после выполнения задания:

-Над чем работали?

-Что надо было сделать?

-Как это сделали?

Критерии оценки: «правильно» +, «не совсем правильно» ?, «неправильно» - .



2. «Проверка по образцу»

«Математический диктант»

На интерактивную доску выводятся задания математического диктанта. Выполняя задание в тетради, учащиеся записывают в столбик номер задания и ответ .

На этапе проверки по образцу учащиеся ставят около соответствующего ответа +, -, ?

Рисуют на полях смайлика в соответствии с количеством верных ответов.(Приём оценки «Говорящие рисунки»)

Верных ответов

Оценка

8 и более

4-7

3 и менее







3.В «Оценочном листе» или на шкале зафиксировать выполненные умения.

4. «Рассуждение» (Рефлексия деятельности после работы):

-Какие цели были достигнуты?

-Трудным ли было это задание?

- В чем его трудность?

- Успешно ли вы с ним справились?

- Трудно ли было проверить себя?

- Как ты сможешь проверить себя сейчас?

- На что будешь опираться?

- Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения?

- Над чем бы стоило еще поработать?

- Какую задачу можно для себя поставить?

- Как бы вы оценили свою работу?

«Светофор» или ««Говорящие рисунки».





В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика. При формировании самооценки можно применять эталон, который может быть в различных формах: устной, письменной, графической.

В процессе самооценки происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество, выставляется оценка.

Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей.



Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности,

для того, чтобы осознать:

  • что нужно оценивать,

  • как оценивать,

  • зачем оценивать,

  • какие формы оценок существуют.

Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.



Инструменты оценивания, используемые

на уроках математики

1. «Светофор»:

Цель: для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется приём«Светофор». В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.









- красный – я не знаю, прошу помощи,

- желтый– сомневаюсь, не уверен,

- зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.

2. «Говорящие рисунки»





  • Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй «улы­бающееся лицо».

  • Если тебе на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то рисуй «спокойное лицо».

  • Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй «грустное лицо».



  3. «Лесенка успеха»                                    





1-я ступенька – «Я не понял, ничего не запомнил, у меня осталось много вопросов»

2-я и 3-я ступеньки – «У меня остались вопросы по новой теме»

4-я ступенька – «Я хорошо усвоил новую тему»



4.«Волшебные линеечки»

«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно.

Такая оценка:

- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Вот как можно оценить письменную работу:

После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

5. Листы индивидуальных достижений.

На каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор») по итогам четверти или полугодия.

6. «Взаимооценивание в парах»  учащиеся могут проверить друг друга и сказать недостатки работы в устной форме или использовать образец ответов.

«ЛОТЕРЕЯ»

«СОРБОНКИ»(ТАБЛИЦЫ, ВЕЛИЧИНЫ, ВНЕТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ)











Основные функции самооценки:



- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала

я знаю хорошо, а что недостаточно?);

- мобилизационно -побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом

вопросе я разобрался не до конца);

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).



Организовать целенаправленную систематическую работу с учащимися по формированию контрольно-оценочной самостоятельности мне помогает использование дидактического пособия по математике «Тетрадь учебных достижений» (С.И. Волковой).

Тетрадь поможет выявить достижение детьми предметных и метапредметных результатов обучения . Задания тетради направлены на формирование и развитие УУД.

С помощью данной тетради ребёнок научится самостоятельно оценивать свои успехи по предмету «Математика».

В пособии приведены инструменты для самопроверки выполнения работ, таблицы для самооценки результатов каждой работы и «Карта знаний и умений» по итогам каждого полугодия . А в тетради для 4 класса и по всему курсу математики начальных классов.



Данное пособие адресовано в первую очередь учащимся. Тетради разработаны для каждого года обучения с 1 по 4 класс. В них представлены все

программные темы, разработанные в учебниках соответствующего класса.

Каждая проверочная работа данного пособия ориентирована на выполнение двух уровней достижения планируемых результатов по блоку программы «Ученик научится»:

  • базовый уровень достижения планируемых результатов, который свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующем этапе;

  • повышенный уровень достижения планируемых результатов, который свидетельствует об осознанном овладении учебными действиями на базе программного материала. Задания этого уровня отмечены знаком (*)

Задания блока «Ученик получит возможность научиться» выделены цветом.

После тематических проверочных работ идут итоговые проверочные работы за 1 и 2 полугодия .

Пособие содержит также и тексты итоговых работ за год.

Основной целью итоговых работ является оценка способности учащегося, применять полученные знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами математики. Именно поэтому в работу в большей степени включаются задания, где описываются некоторые учебные и жизненные ситуации, которые надо решить, используя полученные математические знания.

В пособие также включены задания, позволяющие отслеживать, фиксировать и оценивать умения учащихся работать с информацией, применять полученные знания в изменённых условиях, а также самостоятельно следовать предложенной инструкции.

Работы позволяют определить пробелы в знаниях у конкретных учащихся и вовремя устранить недочёты, их использование даёт учителю более полное и своевременное представление о том, что ещё не усвоено и какой группой учеников; помогает устранить причину неудачи и построить соответствующую коррекционную работу.

Для определения успешности дополнительно проведённой работы целесообразно использовать другой вариант той же проверочной работы, сравнить результаты его выполнения с первыми результатами и взять лучший.

  • При систематическом использовании «Тетрадей учебных достижений» самоконтроль и самооценка становятся постоянным элементом учебного процесса, органично вплетаются в образовательную практику.

После каждой тематической проверочной работы размещается таблица «Мои результаты». В неё ученик записывает результаты выполнения конкретной работы и оценивает результат её выполнения по нормам, приведённым в таблице. Эти нормы и способ их представления разрабатывались авторами в соответствии с возрастными особенностями и возможностями младших школьников.

По итогам проверочных работ за каждое полугодие и за год заполняется «Карта знаний и умений». Карта показывает какими конкретным знаниями и умениями овладел ребёнок, а над чем предстоит провести коррекционную работу.

Для эффективной организации работы по коррекции в знаниях целесообразно использование маршрутных листов.


Критерии оценки планируемых предметных результатов обсуждаются с детьми заранее.

Дети должны знать за что ставится отметка «5», «4» и т.д. Какие планируемые предметные результаты будут оцениваться в итоговой контрольной работе , это обсуждается ещё на 1 уроке по новому разделу программы. На шмуцтитуле раздела вынесены предметные результаты под заголовками «Что узнаем и обобщим», «Чему научимся», «Чему будем учиться». В конце изучения раздела после заданий на повторение приводятся вариант примерной контрольной работа базового уровня и вариант работы повышенного уровня. Таким образом, ребёнок видит задачи, которые ему предстоит решить, на каждом уроке ставит для себя определённую цель для решения этих задач, и может осуществить самоконтроль и самооценку как в начале изучения нового программного раздела учебника, так и в конце его изучения перед итоговой контрольной работой.


4.Результативность


Критериями сформированности контрольно-оценочной самостоятельности являются инициативность, оперативность, осознанность, систематичность. Инициативность – это готовность выполнять действия по самоконтролю и самооценке без побуждения извне. Оперативность – знание всех видов контроля и оценки, умения и навыки по их использованию. Осознанность – самостоятельный выбор способов самоконтроля и самооценки деятельности, ответ на вопросы «Зачем и как делать?», «Правильно ли это делается?». Систематичность – постоянство проявления.


Е.В. Проничева на основе критериев выделяет 4 уровня сформированности контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника.


Таблица 1


Уровни контрольно-оценочной самостоятельности учащихся 4 класса


Уровни

Критерии

инициативность

оперативность

осознанность

систематичность


сентябрь

декабрь

сентябрь

декабрь

сентябрь

декабрь

сентябрь

декабрь

Нулевой



14%


14%




Низкий

57%

40%

43%

57%

57%

43%

57%

40%

Средний

43%

60%

43%

43%

29%

57%

43%

60%

Высокий

-

-









Наблюдается положительная динамика сформированности всех критериев контрольно-оценочной деятельности . Однако нет ни одного человека , имеющего высокий уровень развия.данных критериев.

Таблица 2


Результаты сформированности регулятивных УУД учащихся 4 класса


Регулятивные УУД

Контроля

сентябрь-декабрь

Оценки

сентябрь-декабрь

1)отсутствие контроля

0%-0%

1)отсутствие оценки

14%-0%

2)контроль на уровне непроизвольного внимания

14%-0%

2)адекватная ретроспективная оценка

14%-14%

3)потенциальный контроль

43%-28%

3)неадекватная прогностическая оценка

14%-28%

4)актуальный контроль на уровне произвольного внимания

43%-44%

4)потенциально-адекватная прогностическая оценка

14%-14%

5)потенциальный рефлексивный контроль

0%-28%

5)актуально-адекватная прогностическая оценка

28%-16%

6)актуальный рефлексивный контроль

0%-0%


16%-28%


Улучшились показатели результатов сформированности регулятивных УУД.


Методика «Лесенка» (Н.Г. Лусканова)

Цель: выявить уровень сформированности адекватной самооценки младших школьников.

Анализ результатов выявленных в ходе моей работы по формированию самооценки показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной деятельности учащихся, что соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Вывод: использование различных форм учета учебных достижений   можно рассматривать как средство развития адекватной самооценки, а

формирование самооценки и самоконтроля положительно влияет на личностное развитие учащихся.

Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.


5. Перспективы развития деятельности.


Перспективу развития деятельности по формированию контрольно-оценочной самостоятельности у своих ученик вижу в том, что эту

работу необходимо проводить в системе и на других уроках.

Для этого необходимо создать комплекс условий, позволяющих целенаправленно и систематически формировать контрольно-оценочную самостоятельность у младших школьников с опорой на эффективные педагогические технологии, дидактические методы, приёмы и средства данных предметов. Эта система должна иметь общие подходы и критерии оценивания.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля продолжать привлекать родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводить беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценят возможности и учебную деятельность своих детей. При совместной работе учителя и родителей результаты получатся более высокие.

Таким образом, только в комплексном использовании системы формирования контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников будет создана основа самостоятельной учебной деятельности, что даст возможность на протяжении начального и на последующих этапах образования самостоятельно ставить перед собой и решать не только учебные, но и личностно значимые, социальные задачи.


“Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться”. В.А.Сухомлинский.

1направление – повышение учебной мотивации и уровня познавательного интереса; снятие психологического дискомфорта. (хочу)



«Кто не видит конечной цели, очень удивляется, придя не туда».

Марк Твен

«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле»

Аристотель



2 направление – формирование навыков самоконтроля и самооценки; вооружение критериями для контроля и оценки; (могу)

«Не стыдно ошибиться, стыдно не знать»

«На ошибках учатся»

3 направление – формирование навыков коррекции пробелов в знаниях (надо)



Библиографический список




  1. Антошкина А.А. Система развития у школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в текстовой деятельности // Ученые записки Забайкальского


государственного университета. Серия: Профессиональное


образование, теория и методика обучения. – 2015. – № 6 (65).


  1. Витушкина Э.В., Кружилина Т.В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3.


  1. Воронцов А.Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. –№ 5.


– С. 21-31.


  1. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной


деятельности. Образовательная система Д. Б. Эльконина –


    • В. Давыдова // М.: Рассказовъ, 2002. – 303 с.


  1. Воронцов А.Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования // Начальная школа. – 2002. – № 3.– С. 89.


6. Горбов С.Ф., Табачникова Н.Л.


Пакет психологической и предметной диагностики по математике.


1 класс // Томск: Пеленг, 1995. – 72 с.


  1. Давыдов В.В. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте.


[Электронный

ресурс].

URL:


http://www.bim-

bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1000 (дата

обращения: 16.10.2016).







  1. Деменева И.А., Красных О.А. Механизм разработки программы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения



46

основной образовательной программы» в условиях перехода на ФГОС НОО // Пермский педагогический журнал. – 2012. – № 3.


  1. Демидович Е.А. Структурно-функциональная модель формирования оценочной самостоятельности младших школьников в процессе обучения решению учебных задач в условиях технологии


коллективных способов обучения // Вестник Брянского государственного университета. – 2011. – № 1.


10. Демидович Е.А. Учебные задачи как средство формирования оценочной самостоятельности младших школьников в процессе обучения математике // Омск, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-uchebnye-zadachi-kak-sredstvo-formirovaniya-otsenochnoy-samostoyatelnosti-


mladshih-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya-mate#ixzz4i3XhIyrn (дата обращения: 23.10.2016).


11. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студ. пед. учеб.заведений / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. // М.: «Академия», 1998. –


    1. с.


  1. Енжевская М.В. Рефлексия как основа формирования контрольно-


оценочных умений учащихся 1–5-х классов при обучении русскому языку // Начальная школа до и после. – 2010.


  1. Енжевская М.В.Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников в условиях безотметочной системы // Человек и образование. – 2010. – № 2. – С. 112-118.


  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов // М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.


  1. Иванова И.В. Учебное сотрудничество как средство формирования у учащихся оценки результата деятельности // Начальная школа до и после. – 2011. – № 2.



47

  1. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / Изд. 6-е // Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 349 с. –


    • 155.


  1. Климов Е.А. Психология: учебник для средней школы // М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 287 с.


  1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений // М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.


  1. Кузнецова О.В. Формирование регулятивных учебных действий на основе безотметочного обучения // Человек и образование. – 2014. –


      • 3 (40).


  1. Кузьмина Е.Г. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся 1-й ступени // Начальная школа до и после. – 2011. – № 2.


  1. Ларина А. Б. Структура и функции познавательной самооценки младшего школьника // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2010. – № 11.


  1. Малкина Е.В. К вопросу о подготовке детей к обучению грамоте // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. –


2001. – 4 том (23).


  1. Мартьянов Е.А. Развитие контрольно-оценочной деятельности в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2013. – С. 109-113.


  1. Матвеева Е. И., Панкова О. Б., Патрикеева И. Е. Критериальное оценивание в начальной школе. Пособие для учителя (из опыта


работы) / 3-е изд. // М.: Вита-пресс, 2012. – С. 168.


25. Миндарова В.А. [и др.] Оценка без отметки


  • под ред. Цукерман Г. А. // М.; Рига: Эксперимент, 1999. – 136 с.



48

  1. Минияров В.М. Педагогическая психология. Учебное пособие / отв.


ред. д.ю.н., проф. Б.С. Тетерин // М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. – 316 с.


  1. Нестерова З.Ю. Развитие оценочной самостоятельности младших школьников // Начальная школа до и после. – 2010.


  1. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий // М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.


  1. Огирь Г.А. Организация контроля и самоконтроля учащихся в процессе обучения списыванию (из опыта работы) // Начальная школа до и после. – 2011. – № 2.


  1. Орлова Е.Ю. Контроль качества результатов образовательного процесса // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2013.


  1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.


Система заданий. Ч.1 / под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. // М.: Просвещение, 2009.


  1. Пеньевская И.И. Мониторинг формирования универсальных учебных действий: проблемы, подходы, решения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2013. – № 6.


  1. Перепечина Л.Д. «Портфолио ученика» как средство достижения оценки учебных достижений школьника в курсе географии // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2009.


  1. Планируемые результаты начального общего образования / ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой // М.: Просвещение, 2011.


  1. Поливанова К.Н. Психологические формирования действия контроля


    • учебной деятельности // Новые исследования в психологии. – 1983. –


№ 1. – С. 65-68.







49

  1. Попова Н.Е., Еремина О.А. Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 12.


  1. Проничева Е.В. Уровни контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2008. –


Том 14. – С. 28-32.


38. Романеева М.П., Суховерша Л.А., Цукерман Г.А. Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения: Пакет психологической и предметной диагностики по русскому языку. 1–3 классы // Томск: Пеленг, 1995. – 72 с.


  1. Романова Н. Н. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в 1 классе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2013. – № 6.


  1. Сальникова С.В., Ткаченко М.О. Уровень сформированности универсальных учебных действий у первоклассников: стартовая диагностика // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. – № 2.


  1. Свиридова Л.А., Белогородцева Е.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий – контроля и коррекции у учащихся


начальной и средней школы // Эксперимент и инновации в школе. – 2014. – № 1.


  1. Сергеева Е.В. Взгляд на современную начальную школу с позиции


формирования самостоятельности младших школьников в контрольно-оценочной деятельности // Начальная школа до и после. – 2011. – № 2.


  1. Синебрюхова В.Л. Дидактические затруднения в контрольно-


оценочной деятельности учителя при реализации федерального государственного стандарта начального общего образования // Концепт. – 2013. – № 6.


  1. Сюсюкина И.Е. Содержательно-методическое обеспечение процесса


формированияуниверсальныхучебныхдействиймладших


50

школьников в оценочной деятельности // Начальная школа до и после.


– 2011. – № 2.


    1. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: ИЦ «Академия», 1998. –


  1. с.


  1. Тематическое планирование по системе Занкова Л.В. с учетом новейших требований. Русский язык, математика. 1-4 классы / сост. Кротова Л.А. // Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 128 с.


  1. Фатуллаева А.Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки в младшем школьном возрасте // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 9.


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // М.: Просвещение, 2010.


  1. Хлыстова Н.В. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников // Пермский педагогический журнал. – № 4. – 2013.


    1. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды // М., 1989.


  1. Эльконин Д.Б., Островерх О.С. и др. Формирование индивидуального учебного действия младшего школьника // «Завуч». –


2002. – № 6.