3
«Применение информационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»
Образование – это индустрия,
направленная в будущее.
С. П. Капица.
Российское образование стало на новую ступень развития, где теперь учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. Исходя из этого, я осуществляю использование новых информационных технологий через решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание. Для решения данной темы применяю многочисленные инновационные технологии, наиболее адекватные из которых метод проектов, технология работы в группах, индивидуальное и дифференцированное обучение, личностно ориентированное обучение, разноуровневое обучение, здоровьесберегающая технология, интерактивное и дистанционное обучение.
Применение этих технологий немыслимо без применения новых информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов.
Основная задача обучения математике: обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточными для изучения смежных дисциплин.
Особое значение приобретает учебная деятельность, обеспечивающая не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы решения той или иной проблемы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением.
Учебная деятельность, направленная на усвоение знаний обучающихся - важнейший источник формирования личности подростка.
Поэтому целями моей педагогической деятельности являются:
Совершенствование преподавания математикина основе внедрения инновационных образовательных технологий, творческого применения идей педагогического сотрудничества и передового опыта обучения.
Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого учащегося на основе личностно- ориентированного подхода к обучению.
Формирование потребностей к саморазвитию и самообучению через активные формы и методы преподавания.

Компьютер на уроках – это реальная необходимость при возрастающем потоке информации и объеме знаний. Его применение снимает многие противоречия традиционной образовательной системы обучения и информационной среды обитания наших учащихся, но при этом порождает новые противоречия межу всеми участниками образовательного процесса:
Разрешая одни противоречия, информационная среда вносит новые противоречия между всеми участниками образовательного процесса: компьютер – учитель - ученик. 
Ученик имеет неограниченный доступ к информации и применяет ресурсы Сети для «скачивания» готовых решений и предложенных заданий. Учитель не в состоянии контролировать или идентифицировать предложенный вариант решения. Чаще всего, ученик нерационально тратит свободное время, используя компьютер как игрушку. Так возникают противоречия между учеником и компьютером, а также между учителем и учеником. Ученики проводят за компьютером гораздо больше времени, чем их учителя. Отсюда, противоречие между потребностями ученика и ИКТ - компетентностью учителя.
Мой педагогический опыт «Применение информационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения» актуален сегодня. Он позволяет найти возможные пути решения возникших противоречий.

Характер использования ИКТ на уроках может быть разный – это обучающий, развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. Это зависит от цели и задач, стоящих у меня, как учителя, при проектировании урока с использованием компьютера.
В моей педагогической практике уже в течение ряда лет веду работу по использованию НИТ (новых информационных технологий) в обучение. Обобщая, накопленный опыт, я выделяю три варианта применения НИТ:
1) использование программ – тренажеров;
2) использование программ – тестов;
3) применение интерактивной доски.

Первое направление – применение тренажеров – очень важная составная часть учебного процесса. Данные программы позволяют отработать конкретные знания, умения, навыки. Я использую тренажеры при ознакомлении нового материала. Например, при изучении темы «Измерение углов», 5 класс применяю электронный тренажер для измерения различных видов углов, а по теме «Бордюры и орнаменты» - рассматриваем программу, которая с применением интерактивной доски помогает составлять неповторимые и интересные орнаменты.

Всем педагогам известно, что насколько хорошо был отработан учебный материал, настолько успешно пройдет контроль знаний обучающихся. Опыт применения учебных тренажеров позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы обучающихся; ученик сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.
Второе направление – применение программ – тестов. На уроках я использую тесты как обобщение и закрепление изученного материала. Помогает в этом применение онлайн-тестов на уроках математике. Например, при прохождении темы «Правильные и неправильные дроби» применяю диск «Тематические тесты, 5-6 классы» издательства «Учитель».

На современном этапе обучения, когда большинство школьников сдают ОГЭ и ЕГЭ, применение тестов является необходимым компонентом обучения. В этих условиях использование программ – тестов является очень актуальным. В нашей школе, под моим руководством, в свободное от занятий время у выпускников есть возможность подготовиться к ЕГЭ благодаря использованию различных методических дисков. На странице нашего сайта Калинка-Бугуруслан.РФ находиться ссылка на дистанционное обучение. Я, как модератор, выкладываю задания во внеурочное и каникулярное время, во время карантина учащимся для повторения и проверки знаний, где присутствуют ссылки на предложенные тесты. После их выполнения, учащиеся отправляют скриншоты для проверки учителем.

Тестирование – это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Этот тип уроков очень популярен сегодня в нашей школе. Для проведения такого типа уроков необходимо наличие кабинета информатики, оснащённое компьютерами (в нашей школе 2 кабинета), так как каждый учащийся класса должен работать на таком уроке только индивидуально. Программным обеспечением служат тестовые программы. В моей копилке имеется немало дисков с тестами ОГЭ и ЕГЭ, итоговые тесты по различным предметам, интерактивные демонстрационные таблицы изд-ва «Учитель», интерактивные тренажеры «Я умею возводить в степень», «Я умею решать уравнения», «Я умею строить графики», «Функции и графики» и др. Однако наличие компьютерной программы, позволяющей самим создавать подобные тесты, значительно упрощает задачу. И поэтому я сама разрабатываю и создаю компьютерные варианты различных тестов и использую их на своих уроках.

Третье направление – применение интерактивной доски.
В настоящее время при обучении детей в школах, учителям необходимо учитывать, что новое поколение, выросшее на мобильных телефонах и компьютерах, требует постоянной зрительной стимуляции, быстрого динамичного образовательного процесса. Современные школьники, привыкшие к многочисленным компьютерным играм и телевизорам с агрессивным видеорядом, подобным образом воспринимают и окружающую действительность. А, значит и необходимо переключить их на понимание того, что видео и игровые программы успешно можно использовать и в обучении. И, в этом неоценимую помощь оказывает интерактивная доска, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, что, в конечном счете, обеспечивает эффективное усвоение материала на уроках математики.

Интерактивную доску можно применять на всех этапах урока: при объяснении и закреплении нового материала, повторении и проверке его усвоения, проверке домашнего задания и контроле. Остановлюсь на некоторых из них.
При изучении новой темы можно использовать презентации, видеоматериалы, фотографии. Преимущество презентации, воспроизведенной через интерактивную доску в том, что в ней можно делать пометки, дополнительные записи, выделять цветом наиболее важную информацию. Все это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Ребята и сами с удовольствием создают презентации, творческие отчеты, визитки и с еще большим удовольствием демонстрируют свои работы одноклассникам и родителям.

Очень удобно использовать интерактивную доску при проверке домашнего задания. Можно заранее сохранить решение задач или сделать фотографию работы, и на уроке воспроизвести и прокомментировать решение. Если в решении были ошибки, дети видят их, вместе обсуждают и исправляют.
Так же хорошо использовать интерактивную доску при самостоятельной работе учащихся. Они выполняют задания в тетрадях, а затем на доску проецируется решение задачи и производится проверка. Это позволяет экономить время и исключает бездумное списывание с доски, так как исправление ошибок можно проводить сразу на доске.

Интерактивную доску можно применять даже для проверки усвоения устного материала, например, правил и теорем. На доске делается заготовка с текстом, в которой пропущены ключевые слова или фразы. Учащийся заполняет пропуски, комментирует свою работу и формулирует правило.

Очень эффективно использовать интерактивную доску на уроках геометрии. Например, для устной работы можно заранее заготовить чертежи, а уже непосредственно на уроке использовать их, то есть выполнять решение задач по готовым чертежам. Программное обеспечение дает возможность рисовать самим или использовать готовые фигуры, создавать схемы, таблицы. Очень удобно использовать ее и при построении всевозможных сечений, так как она дает возможность рассмотреть чертеж со всех сторон, увидеть геометрическое тело «в разрезе».

Не менее эффективно использовать интерактивную доску и на уроках алгебры. Она позволяет быстро воспроизводить графики функций, производить их различные преобразования: сжатие, растяжение, параллельный перенос. Так же возможно строить несколько графиков в одной системе координат, что позволяет графически решать системы уравнений. Покажу следующий пример из курса алгебры 9 класса: сколько решений может иметь система уравнений?
Рассмотрев оба уравнения, входящих в систему, делаем вывод, что первое уравнение – это уравнение окружности с центром в начале координат и радиусом r, а второе – уравнение параболы, ветви которой направлены вниз и вершина в точке с координатами (0;4). Изображаем параболу и накладываем на нее окружности различных радиусов.

Затем по рисунку определяем решения системы: при r = 4 система уравнений имеет три решения; при r 4 система имеет два решения; при r = 2 система имеет два решения:(-2;0), (2;0); при r
Учащимся нравится работать с интерактивной доской. Ребята увлеченно раскрашивают свои решения различными инструментами интерактивной доски: лупа, фонарь, шторка, виртуальные цветные перья, палитра – для заливки определенным цветом части плоскости и «волшебное перо». Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать на интерактивной доске. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом.
Использование интерактивной доски на уроках математики предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создании содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, способствует развитию их творческих способностей, что в свою очередь увеличивает интерес обучающихся к математике, повышает мотивацию к учению, формирует их учебно-познавательную, информационную и личностную компетенции. Учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске. Наглядность интерактивных досок - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Таким образом, преимущество использования интерактивной доски на уроках математики состоит:
- в экономии учебного времени;
- в наглядности и иллюстративности изучаемого материала;
- в возможности многократного использования материала;
- повышение интереса к предмету и, как следствие, повышение мотивации к учению.
При подготовке к обычному уроку, иногда приходиться сталкиваться с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью
встроенных шаблонов.
Так, например, при изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе учащиеся с огромным удовольствием строят точки, получая различные занимательные картинки. Этот процесс становится не утомительным, а увлекательным.
Предложить определить тему урока можно с использованием интерактивной доски и слайда, где учащиеся переносят ответы к примерам. Таким образом, они составляют слово «Координаты». Применение интерактивной доски в этом случае помогает слабым учащимся выбрать свой (по уровню сложности) пример и внести вклад в общую работу.

Слайд с точками на координатной плоскости помогает проверить знания учащихся по чтению координат точек. Кроме этого точки можно перемещать, что позволяет использовать этот слайд в течение нескольких уроков.
В настоящее время большую помощь оказывают и ЦОР.
Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Современные цифровые образовательные ресурсы должны:
соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования науки РФ, используемым программам;
ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;
превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;
полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;
обеспечивать возможность параллельно с цифровыми образовательными ресурсами использовать другие программы;
обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;
иметь там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;
иметь удобный интерфейс.
Типы цифровых образовательных ресурсов:
интерактивные компоненты – вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации;
демонстрационная графика – иллюстрации, анимации, видеофрагменты;
тексты – параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы;
материалы для учителя – презентации и уроки.
При условии систематического использования ЦОР в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность процесса обучения. ЦОР имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными печатными учебниками и учебными пособиями.
Во-первых, они дают возможность индивидуализировать учебный процесс, приспособить его к индивидуальным особенностям учащихся. Это особенно важно при работе с детьми, имеющими разного уровня подготовку.
Во-вторых, гипертекстовая внутренняя организация ЦОР позволяет использовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности. Блочная организация ЦОР основана на представлении о различных уровнях усвоения учебного материала учащимися:
1 уровень — иллюстративно-описательный,
2 уровень — репродуктивный,
3 уровень — творческий.
Блочная организация ЦОР позволяет компактно представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной.
В-третьих, использование при создании ЦОР различных технических возможностей позволяет учесть индивидуальные особенности детского восприятия. Как известно, большая часть школьников имеет визуальное восприятие в сравнении с аудиоальным. Именно поэтому зачастую прослушанный на уроках материал остается не усвоенным. Включение в ЦОР статической и динамической графики, иллюстраций, анимации дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.
В-четвертых, ЦОР способствует активизации познавательной деятельности учащихся, так как основан на интерактивности. Использование элементов анимации, компьютерного конструирования позволяет учащимся получить не только знания, но и первоначальные учебные навыки при изучении предмета. Более того, игровые компоненты, включенные в ЦОР, активизируют познавательную деятельность учащихся и усиливают усвоение материала.
В-пятых, встроенные в ЦОР тестирующие программы разного уровня усиливают контролирующие функции учебного курса, облегчают деятельность учителя и создают эффективную обратную связь, необходимую для того, чтобы учащиеся могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию.
Использовать ЦОР можно на различных этапах урока.
Объяснение нового материала.
На этом этапе урока я использую в работе мультимедийные учебники («Алгебра, 8» авт. Макарычев Ю.Н., «Геометрия, 7-9», авт. Атанасян Л.С.). Интерактивные технологии значительно расширяют возможности предъявления и усвоения информации за счет реализации принципа мультимодальности. У школьников задействованы различные каналы восприятия и переработки информации – аудиальный, визуальный, кинестетический. А мультимедийные средства объединяют в единое целое информацию разной природы – текст, звук, графику, фотографии, видео. Это создает мультисенсорную среду, которая более глубоко и разносторонне воздействует на человека.
Также использую презентации, приготовленные в РOWERPOINT либо учениками, либо самой, видеоролики, созданные с помощью программного приложения WindowsMovieMaker. Применяю готовые ЦОР для работы на каждом этапе урока, опубликованные на сайте http://school-collection.edu.ru/.

Этап закрепления и актуализации знаний.
В старших классах на уроках геометрии на этапе закрепления использую электронное издание «Геометрия, 10-11кл. Задания для работы на уроке» и «Стереометрия. 10-11кл. Задания на готовых чертежах», который представляет собой комплекс заданий и готовых чертежей с практическими заданиями. В комплекс включены задания на конструирование, моделирование, рассчитанные на все уровни и профили обучения.
Этап контроля за качеством знаний.
Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают для меня принципиально новые методические подходы в системе образования. Так, широко использую в своей работе в старших классах информационный ресурс по подготовке школьников к экзамену по математике, который находится в сети INTERNET (http://uztest.ru/, http://www.edu.ru/, http://mathege.ru/or/ege/Main, http://fipi.ru/). Составляя индивидуальные тематические тесты по математике, облегчаю себе работу при проверке работ, повышаю эффективность качественной подготовки школьников к ЕГЭ. Ученики, выполняя тесты, формируют свою информационную компетентность, так как, чаще всего в процессе выполнения заданий сталкиваются с необходимостью найти важную информацию для решения задачи, пользуясь ресурсом данной программы.
Использование программы «Математика. Редактор тестов. Тематические тесты. 5-6кл.» дает мне возможность разрабатывать собственные обучающие и контролирующие тесты, использую материал, предназначенный для коррекции и контроля знаний (математические диктанты).

Использование компьютерных технологий и ЦОР в преподавании математики повышает эффективность качества образования, в том числе и итоговой аттестации.
Мои ученики проявляют большой интерес к изучению математики и в своей учебной деятельности также используют ЦОР. Учащимся очень нравятся проведение ежегодные декады математики, где они могут показать все свои знания и умения работать командой или индивидуально. Старшеклассники с удовольствием проводят мероприятия в младших классах. И если раньше я предлагала им занятие, то сейчас они сами ищут и проводят интересные внеклассные мероприятия. Даже пятиклассники проявили интерес и предложили свою помощь в проведении.

Каждый год я, как руководитель школьного методического объединения, стараюсь организовать декаду математики в новой форме. Так, в 2013-14 учебном году учащиеся помогли школе подсчитать количество окон, площадь пола на всех этажах, количество деревьев, которые нужно побелить весной и др. В 2014-15 учебном году провели под девизом «Мы-Здоровы!», где задания ежедневно им приносили «медики». В этом учебном году все мероприятия были заимствованы их программы передач. Учащиеся с интересом ждут результатов конкурсов, обязательное условие: все должны быть отмечены за участие – в этом главный успех Декады Математики.

В течение трех лет ребята принимают участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах: «Международный дистанционный «Новый урок»», «Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок»», «Международный дистанционный блиц-турнир проекта «Новый урок»», «Международный дистанционный блиц-турнир «Математика – царица наук»» и др, где становятся победителями и призерами. Старшеклассники более активно стали принимать участие, пополняя свое портфолио (кстати, и электронную его версию).

Все учащиеся показали умение работать с компьютером для поиска, обработки и представления информации.
Для успешной сдачи экзамена ученик должен не только обладать определёнными знаниями по математике, но и уметь применять эти знания на практике. Отработку практических навыков и умений провожу по трём направлениям.

Такой предмет как математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время большое их число имеет явно выраженные способности к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися весьма велик. Ориентация же на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников с различным уровнем подготовки.
Выпускник XXI века будет жить в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех. Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые качества. Сделать это возможно, только активно применяя компьютерные информационные технологии в учебном процессе.
И закончить я хотела бы словами китайского философа Конфуция: «Народ можно принудить к послушанию, но нельзя принудить его к знанию…», поэтому задача учителя на современном этапе, не принуждать ученика, а пробуждать в нем интерес всеми доступными средствами.
Маркова Татьяна Александровна, учитель математики
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа имени М.И. Калинина»
муниципального образования «город Бугуруслан»