«Краски из сказки» из опыта работы студии
Студия «Краски из сказки» МБОУДО «Центр детского творчества» г.Чебоксары была организована в 1999 году. В этом учебном году программу было принято решение расширить за счет привлечения нескольких педагогов.
В 2015-2016 учебном году в студии работают три педагога: Лапшинова Елена Георгиевна- лепка, Васильева Наталья Александровна - ИЗО и художественный труд, Светопольская Рина Андреевна – Игровой английский.
Занятия проходят по подгруппам. У каждой подгруппы три занятия в неделю: вторник – лепка 1 час, ИЗО 1 час; пятница – игровой английский 1 час, суббота- лепка 1 час, ИЗО 1 час; Итого 5 часов в неделю.
Учитывая творческие возможности и интересы детей, а также возрастные особенности, практическая работа носит чаще индивидуальный характер, предусматривая индивидуальный подход к обучению.
Поощряется творческая инициатива и развиваются коллективные навыки труда. Это помогает социальной адаптации ребенка. Для занятий характерна атмосфера доброжелательности и настроенности на успех. Важно создать ситуацию успеха ребенка и закреплять ее.
Мы работаем тушью, углем, простыми карандашами, узнавая их характер, с цветной бумагой, яичной скорлупой, глиной, пластилином, соленым тестом, изучаем простые швы и делаем гобелены. Уже к концу второго года обучения обучающиеся могут самостоятельно подготовить дизайн-папку (реферат, исследование по теме, Эскизы, осуществить подбор материалов для работы). Дети приходят в студию в возрасте 4-5 лет. Благодаря тому, что студия является своего рода подготовительной площадкой, где мы работаем буквально во всех техниках, представленных в нашем центре и доступных по возрасту, мы не ограничены ни в вариантах исполнения, ни в материалах.
Занятия по ИЗО и художественному труду, лепке и английскому языку разделены по тематическим блокам, что подразумевает длительное изучение одной темы, способствует лучшей организации учебного процесса, дает возможность повторения изученного материала и проверки степени его усвоения, можно менять задания и технику исполнения, предоставляя обучающимся возможность выбора.
У каждого педагога, работающего в студии, свои сильные стороны. Лапшинова Елена Георгиевна работает с глиной, пластиком, соленым тестом. В ее педагогической копилке идеи создания работ из самых разных материалов.
Васильева Наталья Александровна уже достаточно давно работает над темой «Создание игровой мотивации деятельности с помощью тематических авторских сказок», свои сказки она использует на занятиях по изобразительному искусству. А о том, что эта тема востребована говорит и тот факт, что несколько ее сказок изданы и получили оценку со стороны педагогов и родителей. На занятиях студии часто используем сказки по темам занятий. В течение года дети знакомятся с различными материалами, проводя необыкновенно интересную исследовательскую работу.
На занятиях с дошкольниками и младшими школьниками должен присутствовать элемент игры. В игре ребенок учится сопереживать героям, искать решение поставленных задач, ставить перед собой цель и достигать ее
Для того, чтобы ребенок научился рисовать, лепить, конструировать, нужно, чтобы он овладел необходимыми навыками, приобрел знания и умения. Этот процесс требует упражнений. Но если этот процесс неинтересен ребенку. То он лишен для него смысла. Важен эмоциональный отклик. Потребность в создании игровой мотивации возникает на занятии часто, и кажется, что недостаточно порой, просто рассказав сказку, дать детям задание. В сказке может содержаться и само задание и пути его выполнения, этапы работы и нацеленность на результат, логическое завершение и оценка работы.
Практикуется проведение интегрированных занятий, иногда некоторые темы изучаются параллельно у 2-3 педагогов. Например, Рина Андреевна на занятиях по английскому языку, изучая тему «Зоопарк» или «Семья», делает акцент на игре и изучении песен, т.к. имеет специальность педагога по музыке; а Наталья Александровна, имея вторую специальность учитель английского языка, на своих занятиях, объясняет творческие задания и повторяет данные темы. На занятиях по ИЗО и художественному труду рисуем эскизы для панно или подсвечников, которые находят свое воплощение на занятиях по лепке. Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир и для него не должно быть границ между предметами. Интегрированный подход всё больше осознается как актуальная потребность современного образования.
Светопольская Рина Андреевна на своих занятиях разучивает с детьми песни, устраивает настоящие представления. Обучение ребенка английскому языку проходит атмосфере творчества. Изучение детьми иностранного языка стимулирует развитие любознательности. В программе «Игровой английский» обучение английскому языку воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, главное для малышей – движение, важно, чтобы занятие ни в коем случае не превращалось в урок – это противоречит психологией детей дошкольного возраста. Так как у дошкольников наглядно-образное мышление, занятие должно иметь зрительную опору – предметные сюжетные, картинки, игрушки. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста можно использовать игровые моменты – приглашать «гостей», которые будут с вами вместе рисовать. Хорошо, если это будет новая игрушка, прежде малышу не знакомая, используя ее каждое занятие, вы будете иметь хороший способ «переключать» ребенка на иноязычную деятельность.
Играя, слушая сказки и истории, дети узнают и запоминают основные и составные цвета, учатся работать с палитрой и карандашами…. Они узнают, чем отличается работа акварельными карандашами, пастельными и восковыми мелками, акварельными и гуашевыми красками. Студию «Краски из сказки» можно считать одним из выигрышных вариантов работы по обучению дошкольников иностранному языку. Дети занимаются с перерывами для подвижных игр и временем для лепки, рисования и изготовления поделок, тематически связанных с программным содержанием и, если, это возможно, с общей, учебной темой данной возрастной группы. Можно проводить рисование, раскрашивание «по-английски». Во время подготовки к занятию происходит знакомство ребенка с материалом, учитель называет по-английски все предметы, которые будут использоваться. Конечно, понадобиться определенный вокобуляр (лексические и речевые единицы). Например:
Чем рисуем |
карандаш (и) | Pencil(s) |
фломастер (ы) | Marker(s) |
восковые мелки .(мел) | crayons (chalk) |
краска | paint |
кисточка | paintbrush |
Намочить кисточку | To wet the brush |
акварель | watercolor |
Масло (масляные краски) | oil |
На чём рисуем |
бумага | paper |
лист бумаги | Sheet of paper |
альбом, тетрадь | Notepad, notebook |
доска(классная) | blackboard |
асфальт | asphalt |
стена | wall |
Цвета | colors |
красный | red |
розовый | pink |
оранжевый | orange |
желтый | yellow |
зеленый | green |
синий | blue |
голубой | Light blue |
васильковый | Periwinkle blue |
фиолетовый | purple |
белый | white |
черный | black |
коричневый | brown |
Фразы | |
Давай порисуем вместе | Let’s draw together! |
Тебе помочь? | Do you need help? |
Ты можешь рисовать пальчиками | You can finger paint |
Что ты рисуешь? | What are you drawing? |
Сначала сделаем набросок, а затем раскрасим его | We’ll make a sketch first and then we’ll color it |
Ты можешь раскрасить картинку сам | You can color the picture yourself |
Вот, возьми мой карандаш | Here, take my pencil |
Если смешать красный и желтый, получиться оранжевый | If you mix red and yellow, you’ll get orange |
В студию принимаются все желающие учиться рисовать, лепить и просто творить. Самое главное условие -это готовность экспериментировать и восприимчивость к новой информации. На наш взгляд, комплексные занятия с детьми, совмещающие иностранный язык и изодеятельность, ведут не только к возрастанию интереса дошкольника и младшего школьника к иностранному языку и ИЗО вообще, ни к пониманию иноязычного социума и толерантности вообще.
Лапшинова Е.Г.
Васильева Н,А.
Светопольская Р.А
Обобщение опыта работы студии «Краски из сказки» МБОУДО «Центр детского творчества» город Чебоксары, руководитель студии Васильева Наталья Александровна
.
Педагоги Лапшинова Е.Г.,Светопольская Р.А. и Васильева Н.А. подготовили статью, в которой обобщается опыт работы студии в учреждении дополнительного образования.
Данная статья рассматривает опыт проведения интегрированных занятий в студии «Краски из сказки» с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по художественной направленности и изучению английского языка.
Сборник научных трудов «Коммуникативный подход к обучению иностранному языку как дидактический принцип» (2016г)., в котором размещена статья педагогов, был подготовлен по материалам Международной заочной научно-практической конференции.