СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы учителя русского языка Сечиной Е.М. по подготовке обучащихся к ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы

учителя русского языка Сечиной Е.М.  по подготовке обучащихся к ОГЭ

 

 

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы учителя русского языка Сечиной Е.М. по подготовке обучащихся к ОГЭ»

Обобщение опыта работы

учителя русского языка Сечиной Е.М. по подготовке обучащихся к ОГЭ


   

Введение в практику работы школы сдачи единого государственного экзамена по русскому языку, а теперь ещё и проведение экзамена в 9 классах по новой форме, поставило непростые  задачи по подготовке к новой форме итоговой аттестации. Уже первые шаги в этом направлении показали, что необходимо менять всю систему работы. Задача усложнялась тем, что, готовя учащихся к работе с тестами, нельзя выпускать из внимания и необходимость отработки навыка грамотного письма.

Те ключевые моменты, на которые в первую очередь обратила внимание в работе, дали неплохие результаты на экзамене: из 4 обучающихся 3 четверки и 1 тройка и из 11 обучающихся (из них 4 – ОВЗ) 7 сдавали ОГЭ – 3 тройки и 4 четверки.

Первая проблема, с которой пришлось столкнуться, - это учебно–методическое обеспечение, позволяющее организовать качественную подготовку к экзамену и вместе с тем изучение нового материала по программе. Помимо учебника русского языка под редакцией Бархударова пришлось запастись и ещё достаточно большим количеством дополнительной методической литературы, обратиться к справочной литературе, воспользоваться материалами интернета (сайт ПОУШИ в ГИА).

     Если внимательно изучить кодификатор элементов содержания по русскому языку, можно заметить, что ряд разделов по фонетике, лексике и  грамматике включает темы, изучаемые ещё в начальной школе. Поэтому, если у учащихся имеются пробелы в знаниях, полученных на начальных этапах обучения в школе, возникают трудности при изучении этих же тем на более сложном уровне в старших классах. Задача учителя русского языка, работающего с учащимися пятого класса, выявить такие пробелы на первых же занятиях. Большую помощь в этом преподавателю оказывает тестирование знаний учащихся, полученных в начальной школе. Для этой цели использовала тесты с выбором правильного ответа, который включает задания по морфологии, орфографии и синтаксису.

   Старалась регулярно (хотя это удавалось не всегда) проводить во всех классах (начиная с 5-го) многоаспектный анализ текста:

- композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и др.);

- стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);

- типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

- лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных учителем слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);

- анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор).

При этом старалась не брать для анализа слишком большие тексты: небольшие отрывки, 5-7 предложений, вполне достаточны. Начиная с седьмого класса такую работу время от времени усложняла: давала задание из деформированного текста создать цельный отрывок, а затем уже  проводить его комплексный анализ. Таким образом одновременно учащиеся готовятся к выполнению заданий А7 – А12.

    Чтобы сэкономить время в старших классах при повторении  разделов фонетики и орфоэпии, целесообразно отработать навык фонетического разбора слова до автоматизма еще в пятом классе. В этом помогают всевозможные разминки и игры, такие, как прочитать слово по транскрипции и сделать буквенную запись и наоборот, затранскрибировать то или иное слово; научиться без фонетического разбора определять количество звуков и букв в слове, определять мягкость и твердость согласных.

Можно  предложить игру: одним или двумя хлопками сигнализировать учителю, сколько звуков в том или ином слове дают йотовые гласные, сколько в слове гласных и соответственно слогов. Такие разминки необходимо систематически проводить на всех ступенях обучения, усложняя с каждым разом задания в соответствии с возрастом учащихся.

Обязательной частью урока считаю орфоэпические разминки. Не секрет, что местный диалект накладывает свой отпечаток на устную речь наших учащихся. Многие слова ребята произносят так, как принято в семье, на улице, нисколько не сомневаясь в правильности их произношения. Поэтому требуется время, чтобы сломать устоявшиеся орфоэпические стереотипы. Орфоразминки можно проводить по-разному. Вначале обращаться к словам из орфоэпического словаря учебника. После 2-3 кратного прочтения можно предложить ребятам орфоэпический диктант. Здесь тоже возможны варианты: записать слова на доске или раздать индивидуальные карточки с разными вариантами слов.

В старших классах для этих целей удобнее использовать интерактивную доску или мультимедийную установку и в качестве орфоэпической разминки или диктанта предлагать уже словосочетания или предложения. При выполнении задания необходимо предупредить учащихся о времени, выделяемом для выполнения задания, с каждым разом сокращая временной промежуток.

   У современной молодежи, к сожалению, очень небогатый словарный запас. Дети не читают газет, не смотрят познавательные передачи по телевизору, поэтому из их лексикона выпадает огромное количество слов, свойственных публицистическому стилю речи. Дети не понимают разницы между филантропом и меценатом, не знают, кто такие альтруисты и пацифисты. А ведь большинство слов, предлагаемых на ОГЭ, имеет именно такую направленность. Где же выход? Учитель должен стать «ходячим» толковым словарем: использовать подобные слова в своей речи, объясняя попутно их значение. Давать учащимся задание находить значение  интересных слов по толковому словарю.

Считаю целесообразным проводить разнообразную лексическую работу и на уроках литературы. Ведь именно литературные произведения  неисчерпаемый кладезь русского языка. На уроках литературы предлагаю задание самостоятельно дать толкование слов, встречающихся в том или ином произведении.

    Работу над синтаксисом тоже начинаю уже в пятом классе, чтобы определение членов предложения, особенно грамматической основы было  сведено до автоматизма. При этом объясняю детям, что подлежащее и сказуемое это не только те члены предложения, которые отвечают на вопросы кто? что? и что делает? что делал?, но и другие. Главное, что должны запомнить пятиклассники, что подлежащее – это предмет речи, а сказуемое, что говорится о предмете речи. Тогда при работе с научными текстами  ребятам не будет сложно определять грамматические основы. Одновременно не выпускаю из вида обособление. Это сама по  себе сложная тема, изучается в восьмом классе. Естественно, без систематического повторения, она забывается, и в 9-ом классе приходится уже не повторять, а изучать заново. Чтобы избежать этого, 2-3 раза в месяц провожу синтаксические разминки, с включением в них заданий на обособление..

    На уроках русского языка больше внимания уделяю использованию и характеристике изобразительных ресурсов языка: языковых средств художественной изобразительности, фигур речи – помогающих охарактеризовать эстетическую ценность текста, наиболее важных для раскрытия темы и основной мысли высказывания, свойственных тому или иному типу речи. Такую же работу стараюсь проводить и на уроках литературы, особенно при изучении небольших по объёму произведений.

  Для достижения основных целей в системной подготовке к ОГЭ по русскому языку необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать поставленные перед учителем и учениками задачи: работа с разнообразными лингвистическими словарями, например, с орфографическим.

При повторении и обобщении учебного материала можно использовать наглядный материал, различные таблицы, логические схемы. Например, при повторении орфографии корня слова можно использовать следующий наглядный материал:








Если безударные гласные в корне


проверяются ударением, то надо

-определить значение слова (или корня);

-подобрать к нему другую форму слова или однокоренное так ,чтобы безударный гласный оказался под ударением (журавли – журавль)

! Букву о в безударных корнях глаголов совершенного вида и образованных от них слов нельзя проверять глаголами несовершенного вида на

-ывать, -ивать:( проглотить- глотка, но не заглатывать)


непроверяемые

-проверить написание слова надо по словарю (атмосфера, интеллигент, привилегия)

Чередующиеся

-необходимо вспомнить условия выбора гласной в корне (собирать, заря, расположить, касаться.)


запомните: корни с чередованием не проверяются ударением!

О-А в безударных корнях -лаг- - -лож-

О (перед ж)

-лож-

положить
предложить
изложить

А (перед г)

-лаг-

полагать
прилагательное

Исключение:

полог



О-А в безударных корнях -раст- - -ращ- - -рос-

А (перед СТ, Щ)

-раст- - -ращ-

возраст
растить
выращивать
приращение

О (перед остальными)

-рос-

заросли
вырос

Исключение:

росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав



О - А в безударных корнях -кос- - -кас-

А перед суффиксом -а-

касаться
прикасаться
касательная

О ( нет суффикса -а-)

прикоснуться
прикосновение

Правописание корней -гар- - -гор-, -зар- - -зор-, -клан- - -клон-, -твар- - -твор-

Под ударением

Без ударения

-гар-

загар
огарок

-гор-

загорел
горелый

-зар- - -зор-

зарево
зорька

-зар-

зарница
озарение

-клан- - -клон-

кланяться
поклон

-клон-

наклонять
склонение

-твар- - -твор-

тварь
творчество

-твор-

творить









И - Е в корнях с чередованием

И перед суффиксом -а-

Е в остальных случаях

-бир(а)-

собирать

-бер-

соберет

-дир(а)-

обдирать

-дер-

обдерет

-мир(а)-

замирать

-мер-

замереть

-тир(а)-

обтирать

-тер-

обтереть

-пир(а)-

запирать

-пер-

запереть

-жиг(а)-

выжигать

-жег-

выжег

-стил(а)-

расстилать

-стел-

расстелить

-блист(а)-

блистать

-блест-

блестеть

-чит(а)-

вычитать

-чет-

вычет

 

Но: сочетать, сочетание

О - А в безударных корнях -мок- (-моч-) - -мак-, -равн- - -ровн-

-мок-(-моч-)

в словах со значением "пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде"

непромокаемый
вымокнуть

-мак-

"погружать в жидкость"

макать сухарь в чай

-равн-

"равный, наравне, одинаковый"

подравнять - сделать равным
уравнение

-ровн-

"прямой, гладкий, ровный"

заровнять

Исключения:

равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь



Это способствует развитию зрительной памяти учащихся. В индивидуальной работе с отдельными учениками можно использовать компакт-диски с программами тренажёрами по русскому языку. Эти программы хороши тем, что подводят итоги работы ученика, подсчитывают  количество сделанных ошибок и выставляют оценку. Вся информация выводится на экран. Результаты сохраняются в файле. Статистику результатов можно просмотреть  на экране или распечатать. Фиксируется число и время, когда ученик приступил к работе, количество орфографических и пунктуационных ошибок, а также правила, на которые допущены ошибки.

    Помощником учителя при проведении уроков, нацеленных на подготовку к ОГЭ, являются наглядные пособия. Сегодня, при наличии мультимедийных установок и интерактивных досок, учитель может сам подбирать наглядный материал и активно использовать их на уроке. Компьютер – большой помощник учителя. Он экономит время и значительно упрощает работу с материалом. За урок, при наличии медиа-урока, можно повторить несколько орфограмм, пунктограмм, провести различные разминки. Работа с текстами на экране мобилизирует учащихся, концентрирует их внимание, заставляет рачительнее относиться к своему времени. А это только на пользу.

Единый государственный экзамен основан на тестовых технологиях. Тестирование требует специальной предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Ученые считают, что не только предметная подготовленность является залогом успеха, но повышают эффективность подготовки к экзаменам и психотехнические навыки при обучающем тестировании, что позволяет более успешно вести себя во время экзамена, развивает навык мыслительной работы, умение мобилизовать себя в решающей ситуации и овладевать собственными эмоциями.

Учебные тестирования и тренировки в выполнении тестовых заданий позволяют реально повысить тестовый балл на экзамене. Во время обучающего тестирования у школьников формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Кроме того, зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не тратит время на понимание инструкции к тестовым заданиям, что позволяет ему сосредоточиться на содержании задания и подготовке ответа на вопрос. Отработка с младшей школы требований к заполнению бланков ответов, работа в условиях фиксированного времени, подготовка ответов на задания разной формы значительно увеличивает успешность выполнения выпускниками экзаменационных работ ОГЭ. Дети пишут на листах формата А4.

Для лучшей мобилизации при работе по подготовке к экзаменам использую различные памятки для учащихся.

Во время экзамена

  • пробежать глазами экзаменационную работу, чтобы увидеть, какого типа задания в ней содержатся, это поможет настроиться на работу и распределить время;

  • внимательно прочитать каждый вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам выпускники уже предполагают ответ и торопятся его вписать, зачастую задания и вопросы к ним содержат более глубокий смысл, чем это кажется на первый взгляд);

  • если нет ответа на вопрос или не уверен в правильности ответа, пропусти его и отметь на черновике, чтобы потом к нему вернуться;

  • если в течение отведенного времени невозможно ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант, опираясь на интуитивное знание;

  • максимально использовать отведенное для экзамена время, не ориентируйтесь на минимально положительный результат, приложить все усилия для выполнения как можно большего числа заданий;

  • исправления в бланке ответов крайне нежелательны; делаются исправления только по инструкции организаторов;

  • после получения результатов выпускник имеет право подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию, однако делать это следует только при наличии весомых причин.

Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это практически нереально. Учитывай, что некоторые тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Очень важно убедить всех учащихся приступить к части С на экзамене. Многие дети не любят писать сочинения, более того, боятся его, так как считают, что не достаточно грамотны. Но ведь баллы можно заработать, даже допустив ошибки.

Такие памятки и советы (как показывает практика) помогают учащимся правильно организовать свою подготовку, рационально использовать время, достойно подготовиться к экзаменам.

8