СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы воспитателя ГБОУ школы-интерната ст-цы Ленинградской Василенко О.И. «Организация воспитательной работы в классном коллективе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Обобщение опыта работы воспитателя ГБОУ школы-интерната ст-цы Ленинградской Василенко О.И. «Организация воспитательной работы в классном коллективе»

 

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы воспитателя ГБОУ школы-интерната ст-цы Ленинградской Василенко О.И. «Организация воспитательной работы в классном коллективе»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

СТ-ЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ



РМО учителей коррекционных классов VIII вида






Доклад





Обобщение опыта работы воспитателя ГБОУ школы-интерната ст-цы Ленинградской Василенко О.И.

«Организация воспитательной работы

в классном коллективе»








докладчик

Василенко О.И.

воспитатель

первой квалификационной категории










ст.Ленинградская

2016 г.




«Дело воспитания ребенка есть дело

величайшей сложности и трудности.

Воспитывает не учитель, а все общество

в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей

культуры и быта, вся живая повседневность,

в которой нет мелочей.

Каждый наш поступок, который видят или

слышат дети, каждое наше слово-интонация,

с которой оно произносится, являются капельками,

падающими в тот поток, который мы называем

жизнью ребенка, формированием его личности».

                                   В.П.Кащенко

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духов­ных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, осно­ванному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья — это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в современное общество.

Не для кого не секрет что дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, относятся к проблемным детям. Они склонны к асоциальному поведению и не имеют достаточно развитых интеллектуальных и эмоционально – волевых возможностей для самостоятельного и продуктивного устранения недостатков. Общая незрелость (мотивационная, нравственная) определяет стремление детей с ограниченными возможностями здоровья к зависимости от более взрослых и активных, волевых членов коллектива, подчиненности им. Анализ работы с родителями показал, что две трети родителей самоустранились от воспитания детей. Семья для детей нашей школы не является очагом нравственных, культурных и моральных ценностей, и, конечно, как микрофактор социализации играет негативную роль. Поэтому концептуально важным является проектирование воспитательной системы на развитие моральных, нравственных и социально - трудовых качеств у детей и родителей на предупреждение преступлений и правонарушений среди учащихся, на формирование здорового образа жизни. В нашем случае только школа и классный коллектив в состоянии направлять воспитание на выработку у детей умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем; формировать в их душах доброту, отзывчивость, благородство, патриотизм, сострадание и трудолюбие.

Правильная организация и планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Жизнь в интернате строится в условиях охранительно – педагогического режима, который предусматривает тщательное планирование всех мероприятий, которые направляют деятельность обучающихся, определяют их поведение. Неукоснительное соблюдение правильного режима способствует формированию нужных навыков и привычек.

Как организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед педагогами, такой вопрос встал и перед мной. Составить план – значит, продумать и представить себе, в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты, так и родилась идея создания воспитательной системы класса. Моей целью стало создание гуманистической системы воспитания, ведущей каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Главный смысл воспитательной системы в том, чтобы создать комфортную для каждого ученика атмосферу, в которой он будет развиваться как личность.

Основной целью моей работы является формирование нравственных ценностей и качеств у школьников через систему воспитательных мероприятий. Для достижения этих целевых ориентиров я определила следующие воспитательные задачи:

  • формирование потребности и мотивации нравственного поведения;

  • формирование представления о здоровом образе жизни;

  • формирование патриотических чувств: любви к Родине, гордости за свою малую родину и свой край;

  • создание условий для обогащения эмоционального мира детей;

  • воспитание любви к природе, формирование экологической культуры и экологического сознания;

  • поддержание творческих устремлений детей, создание условий для их самовыражения и самореализации;

Изучив психологические и физиологические особенности каждого ребенка, особенности характера, интересов и склонностей, шаг за шагом, изо дня в день я открываю для себя каждого ребенка. В моем классе немного учеников, но все они очень разные, каждый со своим характером, каждый со своим «я», все они такие замечательные! В работе с детьми использую разные формы (индивидуальные, групповые и коллективные) и методы работы и современные педагогические технологии: сотрудничества, здоровьесберегающие, игровые, коррекционные, ИКТ. В каждом проводимом деле я пытаюсь обеспечить возможность для проявления учащимися своих способностей и творческих устремлений, создать для своих воспитанников ситуацию успеха. Думаю, не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные обучающиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своими желаниями, интересами, свободно сделанным выбором. Необходимо, чтобы растущая личность была включена в «орбиту» ценностных отношений коллектива, так как нравственная личность формируется в деятельности.

Воспитательную работу в классе планирую согласно режиму дня школы-интерната, циклограмме внеклассных занятий (ежедневное планирование), программе воспитательной работы школы-интерната «Я гражданин России», программам школы-интерната «Кубановедение», «Здоровье», программе творческой мастерской «Страна мастеров», социальному проекту «Калейдоскоп интересных дел», годовому плану воспитательной работы школы-интерната (годовое планирование).



Воспитательная работа реализуется по следующим основным направлениям :

По программе «Я гражданин России»

  • Направление «Я и школа». Основная идея: выявление и развитие наклонностей детей к практической деятельности, формирование у детей сознания принадлежности к школьному коллективу, стремления к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

  • Направление «Я и Я». Основная идея: формирование гражданского отношения к себе, развитие добрых наклонностей детей живой практической деятельностью, воспитание внутренних качеств, развитие их души, ума.

  • Направление «Я и семья». Основная идея: способствовать формированию личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее культурного уровня.

  • Направление «Я и Отечество». Основная идея: осмысление ребёнком себя как части своей Родины, её гражданина и патриота, осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, духовно-нравственного воспитания, формирование социальной компетентности воспитанников.

  • Направление «Я и культура». Основная идея: воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • Направление «Я и планета». Основная идея: формирование экологической культуры и экологического сознания воспитанников.

Мероприятия по данным направлениям проводятся один раз в неделю по вторникам

По программе здоровье

  • Направление «Азбука здоровья». Основная идея: сохранение собственного здоровья - одна из основных обязанностей человека, формирование навыков здорового образа жизни. Реализация данного направления происходит на уроках здоровья (1 раз в месяц по понедельникам), утренней зарядке (ежедневно), физминутках, спортивных часах (1 раз в неделю), соревнованиях.

По программе «Кубановедение»

  • Направление «Кубановедение». Основная идея: приобщение к истории, традициям, культуре своей малой Родины, сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти. Данное направление реализуется на внеклассных занятиях по Кубановедению 1 раз в неделю по средам

По циклограмме воспитательной работы

  • Направление «Я - в мире, мир - во мне». Основная идея: формирование коммуникативной культуры воспитанников. Направление реализуется на внеклассных занятиях 1 раз в месяц, по понедельникам.

  • Направление «Коррекционное». Основная идея: коррекция и развитие психических процессов. Направление реализуется на внеклассных занятиях 1 раз в месяц, по понедельникам, коррекционных часах, индивидуальной работе.

  • Направление «Планета ПДД и ОБЖ». Основная идея: формирование знаний и умений безопасности жизнедеятельности. Направление реализуется на внеклассных занятиях 1 раз в месяц, по четвергам, во время проведений экскурсий, инструктажей .

  • Направление «Право». Основная идея: ознакомление с основными правовыми законами РФ. Направление реализуется на внеклассных занятиях 1 раз в месяц, по четвергам, при индивидуальной работе.

  • Направление «Половое воспитание». Основная идея: формирование правильного нравственного отношения к вопросам полового воспитания, формирование у учащихся системы знаний, способствующих профилактике и коррекции рискованного сексуального поведения. Направление реализуется на внеклассных занятиях 1 раз в месяц, по субботам, при индивидуальной работе.

Данные направления реализуются на внеклассных занятиях, согласно циклограмме внеклассных мероприятий (приложение 1) По циклограмме внеклассных занятий составляется годовой план работы воспитателя (приложение 2)

Очень важно научить ребёнка с проблемами в развитии организовывать своё свободное время, с пользой и для себя и для общества. В этих целях использую следующие направления:

  • «Творческое направление». Основная идея: развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление художественных изделий. Направление «Творчество» реализуется на занятиях творческой мастерской «Страна мастеров», 1 раз в неделю(пятница)

  • Направление «Социальный проект». Основная идея: создание  условий обеспечивающих активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, формирование гражданской ответственности, правового самосознания. Направление «Социальный проект» реализуется через работу по соц.проекту «Калейдоскоп интересных дел», 1 раз в неделю(среда).

  • «Трудовое» направление. Основная идея: развитие трудовых навыков и навыков самообслуживания, социализация воспитанников. Направление реализуется на трудовых часах (2 раза в неделю); часах самообслуживания; во время дежурств по классу, спальне; подготовке школьной формы и т.д.

  • «Спортивно-оздоровительное направление». Основная идея: укрепление здоровья, развитие двигательных качеств, формирование воли, умений планировать деятельность, развитие чувства взаимовыручки, доброжелательного отношения. Направление реализуется во время спортивных часов (1 раз в неделю), соревнований, спортивных игр, физминуток.

  • «Игровое направление». Основная идея: организация игровой деятельности воспитанников, развитие коммуникативных способностей, формирование коллектива. Направление реализуется на игровых часах, во время прогулок.

  • «Художественно-эстетическое направление». Основная идея: создание  условий обеспечивающих активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности. Участие в творческих конкурсах, концертах и общешкольных мероприятиях, хоровых и вокальных коллективах.

В соответствии с режимом и расписанием уроков, кружков, факультативов строится ежедневный план воспитателя, где каждый режимный момент несет свою воспитательную направленность (приложение 3).

Из данного плана видно, что каждый час, каждая минута деятельности воспитателя направлена на то, чтобы воспитать личность с активной жизненной позицией, способную к самореализации в социуме.

Немаловажную роль в воспитательной работе играет организация работы с семьей, с родителями (законными представителями). Как говорилось ранее семьи наших детей проблемные, поэтому кроме просветительских бесед на родительских собраниях, регулярно совместно с социальным педагогом посещаем, обследуем семьи, даем рекомендации. Совместно с кл.руководителем стараюсь привлекать родителей к участию в общешкольных и классных мероприятиях. Работа с родителями планируется на год, при необходимости вносятся коррективы (приложение 4) Для проверки результативности организации воспитательного процесса использую следующие методики:

Критерии

Показатели

Методики

1. Уровень воспитанности

1. Сформированность основных нравственных качеств личности.

2. Социальная активность учащихся

Диагностика Н.М. Шиловой.

Педагогическое наблюдение

2. Коммуникативная развитость

1. Коммуникабельность.

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся

Критерии отслеживания развития коммуникативных способностей учащихся коррекционных (специализированных) школ 

Педагогическое наблюдение

3. Сформированность классного коллектива

1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.

2. Сформированность индивидуальности классного коллектива

Методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся своим коллективом. Социометрия

6.

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества

1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе.

2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей

Методика А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью”.

Методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения


(приложение 5)


Воспитательная работа в классе – многоплановая и разносторонняя и её результатом является раскрытие возможностей каждого ребенка, развитие их индивидуальных способностей.


Приложения





Дата___


день недели:

время

цели и задачи режимного момента (мероприятия)

индивидуальная работа

730 -800 Подъем

Зарядка



утренние

гигиенические процедуры



уборка спальни



800-815 Завтрак



815-825 Подготовка

воспитанников к занятиям



825 Передача воспитанников учителю



830 1200

уроки



1200 Прием детей




1210-1330

Трудовой час (понедельник) Работа по плану соц.проекта (вторник) Игровой час (среда) Спорт час (четверг) Творческая мастерская (пятница)




1330-1350Обед



1350-1500

ЛФК (понедельник) Логопедия (ежедневно) кружок «Вокальный» (вторник) кружок Танцевальный (четверг) кружок «Белошвейка (среда, пятница)

Индивидуальная работа (работа с воспитанниками состоящими на всех видах учета, работа по программе индивидуальной работы с воспитанником)



1500-1535

Пребывание на свежем воздухе; подготовка класса к самоподготовке



1540-1610 Самоподготовка 1



1610-1620 Полдник



1620-1800

Прогулка на свежем воздухе

Уборка территории

Подготовка к общешкольным и классным мероприятиям

Подготовка школьной формы



1800-1840 Самоподготовка 2



1900-1920 Ужин



1920-2000

Внеклассное занятие



2000-2020

Уборка классной комнаты

Прогулка на свежем воздухе



2020-230 Подведение итогов дня



2030-2040 Сонник



2040-2105 Вечерний туалет, подготовка ко сну



2130 Отбой





Приложение

Циклограмма внеклассных мероприятий

п/п

Мероприятия

Количество занятий

1.

Понедельник



Развитие психических процессов

1 занятие в месяц


Практические занятия по привитию навыков самообслуживания

1 занятие в месяц


Занятия по программе «Здоровье»

1 занятие в месяц


Занятия по формированию коммуникативной культуры

1 занятие в месяц

2.

Вторник реализация программы «Я гражданин России» по направлениям:

1 занятие в неделю


Я и школа(подпрограмма «Образ выпускника»)

сентябрь


Я и Я (подпрограмма «Я-толерантная личность»)

октябрь


Я и семья (подпрограмма «Школа+дом=одна семья»)

ноябрь, декабрь


Я и Отечество (подпрограмма «Я-патриот»)

январь, февраль


Я и культура (подпрограмма «Духовно-нравственное, эстетическое воспитание»)

март


Я и планета (« Экологическая тропа»)

апрель


Я и Отечество. Я и Я. Я и школа.

май

3.

Среда



Кубановедение

1 занятие в неделю

4.

Четверг



Изучение и закрепление ПДД

1 занятие в месяц


Часы творчества

1 занятие в месяц


Правовое воспитание

1 занятие в месяц


Занятия по профориентации

1 занятие в месяц

5.

Суббота



Патриотическое воспитание по календарю памятных дат

1 занятие в месяц


Половое воспитание

1 занятие в месяц


ОБЖ

1 занятие в месяц


Экскурсии

1 занятие в месяц


Годовая циклограмма экскурсий

  • Сентябрь - памятники архитектуры, памятные места ст.Ленинградской;

  • Октябрь -наблюдения за изменениями в природе, экологическое воспитание;

  • Ноябрь - профориентационная работа (промышленные и сельхоз. предприятия, сфера обслуживания и др.)

  • Декабрь - социально бытовое ориентирование;

  • Январь - наблюдения за изменениями в природе, экологическое воспитание;

  • Февраль - профориентационная работа (промышленные и сельхоз. предприятия, сфера обслуживания и др.)

  • Март - наблюдения за изменениями в природе, экологическое воспитание;

  • Апрель - социально бытовое ориентирование;

  • Май - памятники архитектуры, памятные места ст.Ленинградской;








Приложение

Сентябрь

Месячник: «Я живу на Кубани»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Суббота


1ПДД

Беседа «Правила дорожные помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда»

3 Патриотическое воспитание по календарю памятных дат Беседа «11 сентября международный день памяти жертв фашизма.»




отв. Глита Л.Е

отв. Глита Л.Е

5 Час развития коммуникативных навыков

«Давай друг, другу улыбнёмся»

6 Программа класса.

Беседа «Наши классные обязанности»

7Кубановедение Вводное занятие «Моя малая Родина – Краснодарский край»

8 Час творчества

Рисование «Моя родина - Россия»

10 Половое воспитание

Беседа «Мы такие разные»

отв. Василенко О.И.

отв. Глита Л.Е

отв. Василенко О.И.

отв. Глита Л.Е

отв. Глита Л.Е

12 Практические занятия по прививанию навыков самообслуживания

«Правила чистки и глажки школьной формы»

13 Программа класса.

Беседа «Я-хороший. Я многое хочу»


14 Кубановедение

Беседа «Символика Краснодарского края. Герб, флаг, гимн»

15 Правовое воспитание

Беседа «Кто я ? Какие мы?»

17 Экскурсия

Закрепление знаний правил ПДД

отв. Василенко О.И.

отв. Глита Л.Е

отв. Василенко О.И

отв. Глита Л.Е

отв. Глита Л.Е

19 Час развития психических процессов «Развитие

восприятия»

20 Программа класс.

Беседа-игра «Как можно обращаться к людям»

21 Кубановедение

Беседа «Флаг, герб, гимн родного района».

22 Занятие по профориентации

Экскурсия по школе «Кто рядом с нами работает?»

24 ОБЖ

Беседа «Спички детям не игрушка»

отв. Василенко О.И.

отв. Глита Л.Е

отв. Василенко О.И.

отв. Глита Л.Е

отв. Глита Л.Е

26 Программа «Здоровье»

Беседа «Почему мы болеем»


27 Программа класса

Беседа «Какими бывают настоящие друзья?»

28 Кубановедение

Виртуальное путешествие «Краснодарский край на карте России».

29ПДД

Игра «Правила дорожные – друзья надежные»

30 Трудовой десант

Работа на пришкольном участке

отв. Василенко О.И.

отв. Глита Л.Е

отв. Василенко О.И.

отв. Глита Л.Е

отв. Глита Л.Е








Приложение

Методика изучения уровня развития детского коллектива

«Какой у нас коллектив»

Cоставлена А.Н.Лутошкиным

Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива – школьного класса, творческого кружка, спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и т.д. Ведь от этого во многом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной коллектив ребенка. Детский коллектив, как мы уже отмечали, является одним из важнейших условий этого развития.

Приводимая ниже достаточно известная и неоднократно апробированная методика А.Н.Лутошкина как раз и позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым.

Ход выполнения

Педагог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.


Образное описание стадий развития коллектива

1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.

4 ступень. «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.

Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.


Обработка полученных данных

На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных этими отношениями.










МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ

(разработана доцентом А.А.Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

1.      Я иду утром в школу с радостью.

2.      В школе у меня обычно хорошее настроение.

3.      В нашем классе хороший классный руководитель.

4.      К нашим учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5.      У меня есть любимый учитель.

6.      В классе я всегда свободно могу высказать свое мнение.

7.      Я считаю, в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8.      У меня есть любимые школьные предметы.

9.      Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10.  На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

 





Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения

(методика Е. Н. Степанова)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход тестирования

На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

1. Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

3.Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

5. В классе, где учится наш ребенок, хороший классный руководитель. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

7. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

8.Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

9.В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

– 4 – 3 – 2 – 1 – 0

10.В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

11.Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

12.В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

– 4 – 3 – 2 – 1 – 0

13.Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

– 4 – 3 – 2 – 1 – 0

14.Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. – 4 – 3 – 2 – 1 – 0

15.Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

– 4 – 3 – 2 – 1 – 0

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.


Диагностика уровня воспитанности

по методике Н.М.Шиловой

адаптирована к использованию в коррекционной школе VIII вида

Анализ психологических и нравственных качеств ребенка, отслеживаемых по данной методике, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее становления. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его воспитанность. По уровню воспитанности учащихся и общей диагностической картине по таблицам УНВ в коллективе, учитель - воспитатель может моделировать воспитательную концепцию как в отношении всего класса, так и индивидуальные подходы к воспитанию каждого отдельного ребенка в классе. Таблицы УНВ разработаны по трем ступеням с учетом психологических и возрастных особенностей детей: младший школьник, подросток, старшиклассник.

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств. Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и воспитатель.  Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист "Сводный лист диагностики изучения УНВ» . Затем баллы по всем показателям суммируются и выводится средний балл.

Невоспитанность (от 2 до 3,0 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется  под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации  и саморегуляции.

Средний уровень воспитанности  (от 3,1 до 3,9 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Хороший уровень воспитанности (от 4,0 до 4,4 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 4,5 до 5,0 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.



Показатели воспитанности

1-4 классы

Признаки и уровни формирующихся качеств

Отношение к обществу

I. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

2.Природу не ценит и не бережет.

3.Участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя.

4.Любит и бережет природу.

5.Любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других.

2. Гордость за свою страну

2.Не интересуется историческим прошлым.

3.Знакомится с историческим прошлым при побуждении старших.

4.Интересуется историческим прошлым.

5.Интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим.

3. Забота о своей школе.

2.В делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

3.В делах класса участвует при побуждении.

4.Испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса.

5.Участвует в делах класса и привлекает к этому других.

Отношение к умственному труду

II. Любознательность

4. Познавательная активность

2.Читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует.

3.Читает при побуждении взрослых, учителей.

4.Сам много читает.

5.Сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное.

5. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

2.Плохо учится даже при наличии контроля.

3.Учится при наличии контроля.

4.Стремится учиться как можно лучше.

5.Стремится учиться как можно лучше, помогает другим.

6. Саморазвитие.

2.Во внеурочной деятельности не участвует.

3.Нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя.

4Есть любимое полезное увлечение.

5.Есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей.

7. Организованность в учении

2.На уроках невнимателен, домашние задания не выполняет.

3.Работу на уроке и домашние задания выполняет под контролем.

4.Работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно.

5.Работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам.

Отношение к физическому труду

III. Трудолюбие.

8. Инициативность и творчество в труде

2.В полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

3.Участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими.

4.Находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом.

5.Находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд.

9. Самостоятельность в труде

2.Участия в труде не принимает.

3.Трудится при наличии контроля.

4.Сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен.

5.Хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей.

10. Бережное отношение к результатам труда

2.Небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

3.Требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу.

4.Бережет личное и общественное имущество.

5.Бережет личное и общественное имущество, стимулирует к этому других.

11. Осознание значимости труда

2.Не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

3.Не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве.

4.Осознает значение труда, сам находит работу по своим силам.

5.Осознает значение труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам.

Отношение к людям

IV. Доброта и отзывчивость.

12. Уважительное отношение к старшим

2.Не уважает старших, допускает грубость.

3.К старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве.

4.Уважает старших.

5.Уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников.

13. Дружелюбное отношение к сверстникам

2.Груб и эгоистичен.

3.Проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших.

4.Отзывчив к друзьям, близким и сверстникам.

5.Отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относиться к сверстникам, осуждает грубость.

14. Милосердие

2.Неотзывчив, иногда жесток.

3.Помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля.

4.Сочувствует и помогает слабым, больным.

5.Сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других.

15. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

2.Нечестен.

3.Не всегда честен.

4.Честен в отношениях с товарищами и взрослыми.

5.Честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других.


Отношение к себе

V. Самодисциплина.

16. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

2.Нормы и правила поведения не соблюдает.

3.Нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля.

4.Добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других.

5.Добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других.

17. Организованность и пунктуальность

2.Начатые дела не выполняет.

3.При выполнении дел и заданий нуждается в контроле.

4.Своевременно и качественно выполняет свои дела.

5.Своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других.

18. Требовательность к себе

2.К себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

3.Не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках.

4.Требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках.

5.Требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках.







Сводный лист данных изучения уровня воспитанности обучающихся класса_________________


1-4 кл.


Фамилия, имя



Отношения

К обществу

К физическому труду

К людям

К себе


Общий уровень воспитанности

Патриотизм

Любознательность

Трудолюбие

Доброта и отзывчивость

Самодисциплина

Отношение к родной природе

Гордость за свою страну

Забота о своей школе

Познавательная активность

Стремление реализовать свои способности

Саморазвитие

Организованность в учении

Инициативность и творчество в труде

Самостоятельность в труде

Бережное отношение к результатам труда

Осознание значимости труда

Уважительное отношение к страшим

Дружелюбное отношение к сверстникам

Милосердие

Честность в отношениях с окружающими

Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

Организованность и пунктуальность

Требовательность к себе

1.





















2.





















3.





















4.





















5.





















6.





















7.





















8.





















9.





















10.





















11.





















12.





















13.





















14.





















15.





















Средний уровень развития отношений























Критерии отслеживания развития коммуникативных способностей учащихся коррекционных (специализированных) школ 

Критерий

Показатели

Уровни

хороший- 5

средний- 3-4

низкий -2

 

1.

Когнитивный

 

1.Осознание потребности в общении и отношении с другими людьми

 

 

Осознает, проявляет в практической деятельности

 

 

Осознает, проявляет большей частью под влиянием педагогического воздествия

 

Не осознает

 

 

2. Знания о вербальных и невербальных средствах коммуникации

 

 Знания глубокие, проявляются в коммуникативной деятельности

 Знания недостаточно разносторонние, не всегда применяются на практике

 Не владеет знаниями

3.Знания культуры речевого общения

 

 

 Глубокие знания по культуре речевого общения

 Знания неполные

  Не владеет знаниями по культуре речевого общения

4. Осознание потребности в заботе об окружающих людях

 

 Полное осознание потребности в заботе о людях

 

 

 Недостаточное осознание потребности в заботе об окружающих людях

 Не осознает потребности в заботе о людях



2.

Коммуникативный

 

1.Формирование умений общаться и строить отношения

 

 

Сформированы, систематически проявляются в практической деятельности

 

Сформированы, но проявляются в деятельности частично

 

 

Не сформированы

 

 

 

2.Формирование умений использовать различные средства коммуникации

 

Сформированы, проявляются часто в коммуникативной деятельности


 

 Сформированы, но часто в деятельности не проявляются

 

 Не сформированы

3. Формирование умений использовать в коммуникативной деятельности речевые обороты и клише при моделировании различных ситуаций общения

Сформированы, используются в речи обороты и клише в нужных ситуациях общения

 

 

 Сформированы, использование оборотов и клише не систематично, путает ситуации общения

 

 Не сформированы, разрознены

 

 

4. Формирование умений проявлять заботу об окружающих людях


 

 Сформированы, активно проявляются в практической деятельности

 

 Сформированы в значительной мере

 

 Не сформированы

 

3.

Деятельностный

 

1.Проявление навыков общения и построения отношений с другими людьми

 

 

Систематически проявляет в практической деятельности

 

 

Проявляет в большинстве ситуаций

 

 

Редко проявляет в деятельности

 

2.Проявление навыков использования различных средств коммуникации в практической деятельности

Проявляет систематически в различных ситуациях

 

 

 Проявляет часто

 Не проявляет

 3. Проявление навыков речевой культуры в коммуникативной деятельности

 Проявляет при моделировании различных ситуаций общения

 Проявляет, но требует систематической работы

 

 Не проявляет

 

 

4. Проявление навыков заботы о других людях (инициатива, самостоятельность, активность)

 

 

Проявляет инициативу, самостоятельность и активность в заботе о других людях

 

Проявляет активность, но не инициативен и не самостоятелен

 

 Не проявляет активности

 

Ярко проявляется – (4,5 - 5) – высокий уровень Слабо проявляется – (3,1 – 3,9) – средний уровень

Проявляется – (4,0 – 4,4) – хороший уровень Не проявляется – (2,0- 3,0) – низкий уровень



Приложение

Работа с родителями

Родительские собрания

Сентябрь:

1 классный руководитель

2. « Права и обязанности школьника» (Глита Л.Е.)

Ноябрь:

1. классный руководитель

2. «Нравственные аспекты воспитания в семье» (Василенко О.И)

Декабрь:

1. классный руководитель

2 «Первые проблемы подросткового возраста» (Глита Л.Е.)

Март:

1. классный руководитель

2. «Трудовое участите ребёнка в жизни семьи, его роль в развитии работоспособности и личностных качеств» (Василенко О.И.)

Май:

1. классный руководитель

2. Выставка творчества «Наши успехи и достижения» - воспитатели Василенко О.И., Глита Л.Е.

Совместные мероприятия:

  1. Праздник «День Матери».

  2. Конкурс домашних рецептов «Праздничный стол»

  3. Выпуск стенгазеты силами родителей и детей « Прощай начальная школа».

  4. День открытых дверей в классе «Наши достижения»

Индивидуальные беседы и консультации:

«Трудный ребенок в семье. Коррекция поведения» «Ответственность родителей перед законом» « Причины и последствия детской агрессии» «Грубость и непонимание в семье» «Наказание и поощрения в семейном воспитании»

Обследования семей:

Август: плановое обследование семей. Ноябрь: по необходимости Декабрь: по необходимости Март: по необходимости













Приложение

Документация воспитателя


1. папка «Календарно-тематическое планирование»

содержание: 1.титульный лист

2.анализ работы за предыдущий год

3.характеристика класса

4.задачи воспитательной работы на текущий год

5.задачи коррекционной работы

6.выполнение здоровьесберегающего режима

7.индивидуальная работа с воспитанниками состоящими

на всех видах учета

8.план работы с неблагополучными семьями, детьми «группы риска»

9.работа с родителями(планирование родительских собраний, индивидуальная работа, диагностика активности родителей)

10.список класса с указанием даты рождения, адреса,

данных о родителях (ф.и.о., место работы, должность)

данные об инвалидности, паспортные данные (по возрасту

данные страхового медицинского полиса, номера

телефонов родителей и т.п.

11.распределение детей между педагогами

12.сведения о занятости воспитанников в кружках и секциях

13.диагностическая работа

14. участие в мероприятиях

15.планирование работы на учебный год


2. папка «Самообразование педагога»

содержание: 1.титульный лист (ФИО, дата рождения,

должность, образование, учебное заведение которое

окончил, год окончания, специальность по диплому,

категория, дата аттестации, пед.стаж, стаж в данном

учебном учреждении, курсы переподготовки.

2.тема самообразования

3.цель

4.план работы по этапам на 5 лет (тема по самообразованию подразумевает этапность в работе. Первое это планирование на пять лет, в плане должны быть отражены этапы по годам, аналитическая работа, презентации наработанного материала на заседаниях МО, семинарах, конференциях, в печатных изданиях, результативность.

5. отчетность (списки литературы, чей опыт изучался по данной теме, изучение передового опыта, доклады и выступления, результаты мониторингов и анкетирования, отслеживание результативности, создание собственных наработок и дидактической базы, открытые занятия по теме самообразования, мастер классы для педагогов и др.


3. папка «Индивидуальная работа с воспитанниками»

Содержит: 1.индивидуальную карту воспитанника

2.план работы с воспитанником

3.программа индивидуальной работы с воспитанником

(утвержденная зам.директора по ВР и заседанием МО)

4.отчеты о проделанной работе с отслеживанием

результатов (мониторинги, результаты анкетирования

и другое)


4. папка « Творческая мастерская»

содержит: 1.программу творческой мастерской

2.план работы мастерской на текущий год

3.отчеты о работе творческой мастерской (фотографии,

грамоты, дипломы участников конкурсов и др)


5. папка «Личный вклад в повышение качества образования»

содержит: 1.разработанные педагогом программы (с методическим

обеспечением и утвержденные на заседании МО и зам

директора по ВР)

2.отчеты о выступлении педагога на заседаниях МО,

педсовете, семинаре, конференции

(тема выступления, дата, место проведения)

с приложением доклада

3. отчеты о публикациях в педагогической печати ( тема,

издатательство, дата публикации)

4. размещение материалов на сайтах и в сетевых

сообществах ( тема публикации, дата, адрес сайта)

5.участие педагога и его воспитанников в конкурсах,

фестивалях, соревнованиях (дата; тема и название конкурса;

адрес сайта или места проведения конкурса; название

представленной работы, ф.и.о. участников, результат)

6.отчеты о разработке и внедрении социальных и

инновационных проектов (тема, сроки реализации,

результативность)

7. отчеты о проведении открытых занятий (дата, тема,

анализ проведенного занятия с подписью зам.директора по

ВР, отзывы коллег)


6. папка «Уровень воспитанности»

содержит: 1.анкеты за текущий год

2.сводный лист


7. папка «Социальный проект»

содержит: 1.социальный проект (утвержденный на заседании МО и зам.директора по ВР)

2.план работы по проекту

3.отчеты по результатам работы

8. дневники наблюдений