Калейдоскоп идей по духовно-нравственному воспитанию (патриотическое направление).
Из опыта работы учителя истории и обществознания МКОУ СОШ №4
г.Мирный Архангельской области
Зиновьевой Галины Николаевны, 2017 год
История современной России последних двадцати-тридцати лет пережила множество сложных ситуаций, что привело к духовно-ценностной дезорганизации большинства граждан нашей страны. Но неизменным оставалась надежда на возрождение, на восстановление лидирующих позиций страны. На этом фоне стало четко видна необходимость возрождения не только патриотического сознания народа , но и патриотического воспитания школьников. Этот вопрос был включен в концепцию модернизации российского образования : «Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу России».
Вопросы воспитания патриотов и патриотизма последнее время ставились и ставятся как ведущие и на государственном уровне. «Мы должны сроить будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент-это патриотизм.» (из выступления президента России В.В. Путина в Краснодаре,2012 г.)
В последние годы остро встал вопрос о патриотическом воспитании молодого поколения. Слова «патриот», патриотизм» должны вновь занять свое почетное место, а важным фактором и основой консолидации общества должно стать именно историческое образование. Тем более ,что так часто сейчас пытаются перевернуть исторические факты, особенно в период даты 70-летия победы в Отечественной войне и принизить роль России в этой победе.
Как классный руководитель я для себя разделила работу по духовно-нравственному развитию учащихся на два направления: духовно-культурное воспитание и патриотическое воспитание. К первому направлению отношу всю деятельность по воспитанию, связанную с культурным развитием и расширением знаний обучающихся о культурном наследии своей страны. Второе направление работы включает все мероприятия и деятельность ,связанную с формированием и расширением знаний о прошлом и настоящем своей страны ,области, города. Представители военно-патриотического направления в воспитании убеждены, что без формирования у детей с раннего возраста патриотических чувств, неразрывной связи с историей народа, страны, Отечества не может быть сильного государства.
К сожалению, как показали результаты, проведенной в 2013-2014гг. исследовательской работы моего ученика Моисеева Валерия (10Б класс) по теме «Патриотизм в современной подростковой среде», патриотично настроены лишь 49% молодежи , несмотря на то, что патриотическому воспитанию в городе уделяется особое внимание. В анкетирование принимали участие учащиеся 9-10 классов – 65 человек, из них 30 юношей, и 35 девушек. Две девушки и шесть юношей ответили на этот вопрос отрицательно ( 12% от общего числа респондентов ). Также многим показался данный вопрос, видимо, трудным, так как 13 юношей и 15 девушек считают себя патриотом частично. ( 43% ).
Поэтому как учитель истории и обществознания, считаю в работе классного руководителя для себя патриотическое воспитание главным. Но современных подростков сложно чем-либо удивить, сложно что-то внушить ,используя лишь факты и слова.
Наиболее эффективными считаю такие формы и методы работы, которые эмоционально воздействуют и оставляют яркое впечатление у обучающихся.
Одна из таких форм работы- участие в конференциях, посвященных важным историческим событиям или историческим юбилеям. В феврале 2014 г. в городе по инициативе методического объединения учителей истории была проведена городская научно-практическая конференция , посвященная 70-тию снятия Блокады Ленинграда «Три года по команде к бою..». Насколько продуктивна такая форма работы говорит следующий результат: ученица 8Б класса Дызик Евгения изъявила желание поделиться своими впечатлениями и информацией , полученной на конференции с одноклассниками. Я поддержала инициативу своей ученицы и предложила выступить ей не только перед одноклассниками, но и учащимися 9 и 10 классов. Мною была составлена презентация ,которая стала иллюстративным дополнением к выступлению. Женя выбрала для своего рассказа форму монологического рассказа отрывков дневника Юры Рябинкина.
Выступление ученицы произвело большое впечатление, учащиеся слушали выступление о своем ровеснике, пережившем блокаду, с особым вниманием, сопереживали. А учащиеся 10-х классов , пораженные рассказом , хлопали Евгении в знак благодарности за выступление. Нужно отдать должное Жене, она волновалась ,так как самостоятельно отбирала материал , но имея актерский опыт (она закончила актерское отделение ДШИ) ей удалось главное- донести до современных подростков трагизм и ужасы Блокады.
Нетрадиционные классные часы. Например, один из классных часов в 8классе был проведен накануне празднования Дня Победы по теме: «Обыкновенный фашизм»(май 2014 г.). Мною была поставлена одна единственная цель : эмоционально воздействовать на обучающихся через просмотр фильма. Учащимся было предложено внимательно просмотреть ряд отрывков из документально-художественного фильма «Обыкновенный фашизм»(1965 г.), без комментариев учителя.
И в конце классного часа (за 5 минут до окончания ) попросила выразить свое восприятие просмотренного материала в виде синквейна на тему «Что такое фашизм?». Например, такие варианты составили обучающиеся:
Фашизм
Страшный , жестокий
Убивать, издеваться, уничтожать
Нацизм не должен существовать
Страх
или
Фашизм
Жестокий, бесчувственный
Убивать, сжигать, держать
Делать людям боль и не сострадать
Ужас
В завершении работы учитель посоветовал ученикам просмотреть весь фильм в свободное время, возможно и с родителями.
Другим примером нетрадиционных классных часов может стать посещение мероприятий, подготовленных работниками городских библиотек. Например , "Письма с войны"(май 2015г.) или круглый стол "Правда войны"(апрель 2015 г.).
Нетрадиционные уроки. Например , один из уроков по обществознанию по главе «Политико-правовая сфера общества»(10 класс) состоялся по теме «Сколько стоит страх?» в форме дискуссии(дебатов).Рассматривая проблему «Человек в условиях различных политических режимов» , ставилась цель проследить эту проблему на истории страны и понять в чем состояла трагедия для живущих тогда людей. Для создания эмоциональной атмосферы был зачитан учителем отрывок из документа и задан вопрос : «Почему стала возможным такая ситуация?» и «Кто виноват ?»
Другим примером, может стать урок по теме : «Первая мировая война. Молодые герои войны».Учащиеся самостоятельно готовили сообщения о подвигах героев войны.
Цель: формировать уважительное отношение к прошлому и воспитывать гордость за страну и людей ,с честью исполнявшим долг перед Родиной. Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф урока «Война великая, но забытая…»,тем самым подготавливая учащихся к выводу в конце урока и ответу на вопрос «Нужно ли помнить о неудачных страницах истории?»
Практически на каждом уроке истории учитель может ставить перед обучающимися проблемные вопросы, ,направленные на формирование критического и в тоже время уважительного отношения к истории страны, памяти о прошлом ,каким бы оно не представлялось на сегодняшний момент. Такими проблемными и сложными темами в 9 и 11 классе являются например,«Гражданская война», «Революция», «Падение империи Романовых». При завершении изучения таких тем можно использовать для рефлексии прием синквейна.
Примеры.
Революция
Быстрая, подготовленная
Выступать, изменять, уничтожать
Революция меняет направление власти
Изменения
Или
Революция
Великая, жестокая
Захватывать, свергать, отстаивать
Революция- радикальное недовольство части народа
Переворот
Еще хочу назвать одну удачную находку по воспитанию обучающихся патриотичности через эмоциональное воздействие. Это, например, совместное посещение учителем и обучающимися спектакля "Завтра была война", поставленного силами учителей истории и обучающимися школ города (февраль 2015 г.) или концерта патриотической песни группы "Голубые береты" (ноябрь 2014 г.).
Патриотическое воспитание – важная часть учебного и воспитательного процесса в школе, без которого невозможно представить будущее нашего образования. Но необходимо учитывать реалии сегодняшнего дня и особенности развития и жизни современных школьников, их интересы, взгляды и отношения к окружающему миру.
Список литературы.
1.Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования .-СПб.:КАРО,2004.
2.История.5-9 классы. Опыт патриотического воспитания :уроки, внеклассные мероприятия/авт.-сост.Т.В.Типаева.-Волгорад:Учитель,2008.
3.интернет ресурс.