СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта воспитательной работы на тему: «Сплочение коллектива студентов в процессе внеклассной (профессиональной, творческой) воспитательной работы в группе»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представлено обобщение опыта воспитательной работы в студенческом коллективе. Разработана и опробирована программа по сплачиванию коллектива. В программе описаны как организационные, так и деятельностные мероприятия в указанном направлении. Разработка может быть использована классными руководителями в своей работе.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта воспитательной работы на тему: «Сплочение коллектива студентов в процессе внеклассной (профессиональной, творческой) воспитательной работы в группе»»

Обобщение опыта воспитательной работы на тему: «Сплочение коллектива  студентов  в процессе  внеклассной (профессиональной, творческой) 

воспитательной работы в группе»


Гомзякова Г.А.,

преподаватель

правовых дисциплин



Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, смело войти в большую жизнь и занять в ней достойное место, осознавая себя личностью и  индивидуальностью.

Считаю, что классный руководитель - самый необходимый человек для подростка в современной системе среднего  профессионального образования. У него необычная миссия в жизни:    не только обучать, направлять, но и воспитывать. Его предназначение - проследить за становлением личности подростка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни, найти свое любимое дело- профессию, выстроить свою карьеру, найти свое место в обществе.

Студенческий коллектив, руководителем которого я являюсь с 2013 года, был сформирован  из студентов, поступивших на  специальность «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства». На данный момент в группе обучаются 24 человека, все - мальчишки.

Ребята в группе  из разных семей, большинство из сельской местности. Из 24 студентов 8 человек из неполных семей, 5 студентов из многодетных семей.

В начале своей работы с детьми я столкнулась с тем, что студенческий коллектив был разобщён из-за того, что ранее поступившие студенты практически все обучались в разных школах. Общих групп было немного, и в каждой создавшейся группе (по месту  их проживания), сформировался собственный микроклимат,  как бы произошло деление на отдельные островки по своим  интересам, где были свои лидеры. Могла возникнуть ситуация  непонимание, а за ней - и нежелательные конфликты. С первого же дня я почувствовала некое отчуждение со стороны студентов, многие стали  отказываться от  активного участия в любой совместной деятельности. В связи со сложившейся обстановкой  я сделала вывод, что возникла необходимость в создании воспитательной программы, которая была бы направлена, в первую очередь, на сплочение группы. Программа получила название «Взаимопонимание и содружество», так как это означало бы формирование такого  типа отношений, который  характеризовался бы взаимным доверием, содружеством, пониманием и совместным творчеством. Все это стало основной целью  создаваемой мной программы. Основными пунктами  ее стали следующие задачи:

  • сплочение студенческого коллектива;

  • создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных профессиональных, творческих способностей каждого студента с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;

  • формирование основ   коллективизма, для дальнейшего успешного освоения Программы профессиональной подготовки студентов по специальности и федеральных государственных образовательных стандартов.

 

Воспитательная работа  в группе  стала выстраиваться в соответствии с имеющимися блоками, каждый из которых, определяет  цели, содержание и формы реализации.


Блок №1 «Я – гражданин России»

Работа по гражданскому и патриотическому воспитанию призвана воспитывать чувство патриотизма и активной гражданской позиции, развивать общественное самосознание и умение быть нужным обществу.

В группе были проведены на 1  курсе   уроки на базе музея колледжа с преподавателем истории на темы «Великий дар – быть защитником Родины»,  «Весна 45-го года», «Урал – многонациональный край». Состоялись единые классные часы  на 1 и 2 курсах, посвященные «70-летию Победы в ВОВ», «75-летнему юбилею колледжа». Кроме того были проведены: классные часы на  гражданско-патриотическую тему «Государственные символы России», « Как дружить с Законом!», «Все - разные!  Но все - равные!», «Что значит быть гражданином и патриотом России сегодня?»

Ежегодно студенты группы принимают участие в работе студенческого самоуправления - Совета Соуправления колледжа (ССК), которые формирует у студентов представление о реальных вопросах управления и формирования чувства ответственности и добросовестности, развития необходимых профессиональных компетенций.

Мероприятия,  посвященные празднованию годовщины победы в Великой Отечественной войне ежегодно проводятся в группе: среди них особо запомнился классный час с приглашением ветерана войны «Женщины на большой войне», литературно-музыкальная композиция «Вечной памятью живы», читательская конференция по фильму «Мы из будущего» и «Мы из будущего- 2», интеллектуальный марафон «Нет у памяти срока».

Ежегодно студенты принимают самое активное участие в общеколледжевских мероприятиях, проводимых в рамках декады оборонно-массовой и военно-патриотической работы, например, Военно-спортивная игра «Зарница», конкурс санитарных дружин.

Творческий коллектив группы стал дипломантом литературно-художественного конкурса, проводимого в колледже «Душа моей России».

 

Блок №2 «Мы за здоровый образ жизни»

Без сомнения, нашу группу можно назвать спортивной. Большинство ребят ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом. Студенты нашей группы входят в состав общеколледжевской  команды по легкой атлетике, мини-футболу, которые ежегодно принимают участие в соревнованиях в зачёт спартакиады ОУ СПО, занимая призовые места.

Наши спортсмены – Помыткин Андрей,  Звягин Андрей,  Игнашин Арсений, стали победителями не только на соревнованиях в колледже, но и призерами города, участниками и победителями  краевых и всероссийских соревнований.

В 2014 году был образован  Студенческий спортивный клуб колледэа,  и студенты нашей группы вошли в его состав и сегодня  являются его активными участниками.

Группа принимает самое активное участие во всех общеколледжевских спортивных мероприятиях: «Кросс «Новичок»,  «Летний и Зимний «Дни здоровья»», «Спортивная эстафета», турнирах по баскетболу, волейболу, настольному теннису, лыжам и других соревнованиях.

Систематически  проводятся классные часы, направленные на формирование здорового образа жизни, например, «Наркотики – дорога к смерти», беседы с медицинскими работниками.


Блок №3 «Через красивое к человечному»

В группе также  проводится работа, направленная на художественно-эстетическое воспитание, формирование эстетического, нравственного восприятия и  художественного вкуса обучающихся.

Студенты принимают участие в традиционных общеколледжевских и внеклассных мероприятиях  художественно-эстетической направленности «Посвящение в студенты», «День учителя», «Осенний бал», «Новогодний  калейдоскоп», «Рыцарский турнир», «День влюбленных», «КВН» и другие.

Возможности сети интернет позволили нам совершать виртуальные экскурсии в Московский Кремль http://tours.kremlin.ru/, Государственную Третьяковскую галерею, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Эрмитаж.

(http://musei-online.blogspot.com/2010/01/state-tretyakov-gallery.html).

Помимо виртуальных экскурсий мы побывали на экскурсии в Кунгурскую ледяную пещеру, а также на выставке в краеведческом музее.


Блок №4 «Школа будущих профессионалов»

Главная цель - развитие познавательной активности, создание условий для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей обучающихся.

Ребята принимают активное участие во всех тематических конкурсах, викторинах, читательских конференциях, предметных неделях, проводимых в колледже, участвуют во внеклассных мероприятиях по предметам и неделях специальности. Организуя группы по интересам, готовят исследовательские проекты в разных областях: по образовательным предметам, общепрофессиональным, и, конечно же, по специальным профильного направления.

Участвуют в колледжевских предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах в городе, крае. В 2013-2014 учебном году для первокурсников проводились  олимпиады по информатике, математике, химии, биологии и экономике. Во всех студенты получили  дипломы участников, а по экологии, биологии и истории получили призовые места.

В 2014-2015 году приняли участие  в 4 олимпиадах по техническим дисциплинам  в колледже и заняли призовые места.

В  группе  проводятся мероприятия по развитию интереса к выбранной профессии и получения необходимой информации о будущем трудоустройстве  студентов и возможности применения полученных знаний в жизни. Было проведено тестирование обучающихся по профессиональным интересам и наклонностям в будущей профессии, который показал следующие результаты: большинство обучающихся склонны к типу профессии «человек–техника», и это хороший показатель для выбранной специальности. Студенты с большим процентом уверенности будут  трудоустраиваться по выбранной специальности. Для того, чтобы познакомиться с различными профессиями специальности наша группа побывала на экскурсии на предприятии ОАО «Кунгурский машиностроительный завод», ОАО «Кунгурские электрические сети».

Блок №6 «В дружбе взрослых и подростка – сила техникума и семьи»

Колледж и семья - естественные союзники, два основных фактора в обучении воспитании подростков. Объединить  усилия – значит, во многом решить проблему их воспитания. Для меня, как классного руководителя,  важно  единство взглядов на воспитание подростка, единство воздействия на их формирование, ведь и классный руководитель, и родители заинтересованы в том, чтобы ребята хорошо учились, были здоровы, жизнедеятельны, получили полноценные знания, стали активной творческой личностью и всесторонне развиты. Поэтому очень важно активное вовлечение родителей в воспитательный процесс.

Один раз в семестр  проводятся тематические родительские собрания, на которых кроме методических и педагогических консультаций проводятся беседы по интересующим родителей вопросам. Были проведены родительские собрания по темам «Давайте познакомимся» (собрание с элементами тренинга и анкетирования), «Подросток учится тому, что видит у себя в дому», «Как уберечь детей от вредных привычек», (в рамках акции «Уроки для студентов и их родителей»), «Поощрение и наказание в воспитании подростка», «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии», «Культурные ценности семьи и их значение для подростка». Регулярно проводятся индивидуальные беседы с родителями, организуются встречи с преподавателями-предметниками, преподающими в группе.

Был проведен классный час «Введение в профессию».

Неоценимую помощь оказывают родители в организации экскурсий. Многие родители неоднократно были отмечены администрацией колледжа благодарностью за большой вклад в процесс воспитания  обучающихся колледжа.

 

Блок №7 Студенческое самоуправление

Следует сказать, что моя нынешняя группа обладает высоким творческим, интеллектуальным потенциалом. Значительная часть группы –  активные, творческие ребята, желающие как можно больше узнавать и поделиться своим пусть и небольшим жизненным опытом. Кроме того, в группе успешно развивается студенческое самоуправление.

Наиболее активны за годы обучения – это староста группы -  Вишняков Никита,  а  также  Солнышкин Кирилл,  Калашников Павел,  Третьяков Игнат, Игнашин Арсений,  Быстрых Сергей, Звягин Андрей, Помыткин Андрей. Самоуправление помогает раскрывать потенциал подростков, реализовать лидерские функции. В группе  создана обстановка, при которой каждый обучающийся ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед группой. Студенческое самоуправление предполагает развитие самостоятельности, коллективное творческое планирование,  реализацию решений и коллективное подведение итогов.

Структура самоуправления группы

  • Высший орган самоуправления - групповое собрание. В его работе участвуют все студенты группы и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться  родители обучающихся и представители администрации колледжа. Групповое собрание избирает:

- групповой студенческий совет, его председателя и заместителя;

- решает вопросы жизни студенческого коллектива;

- утверждает общественные поручения и слушает отчеты об их исполнении;

- решает вопросы поощрения и порицания студентов группы, назначение на стипендии.

В период между групповыми собраниями органом ученического самоуправления в группе является Совет группы, возглавляемый старостой группы. В него входят руководители секторов студенческого самоуправления.

Староста группы выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста группы совместно с классным руководителем составляет план работы на семестр (на основе предложений обучающихся и общеколледжевского плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения различных мероприятий; контролирует выполнение поручений.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году групповом собрании путем голосования. Поручения можно менять каждый  семестр, чтобы каждый студент мог попробовать себя в различных ролях.

Считаю, что воспитательная система, сложившаяся в группе, дает положительные результаты: благоприятный психологический климат, отсутствие правонарушений и неуспевающих, призовые места в различных конкурсах, участие в различных общеколледжевских мероприятиях. Критериями успешности воспитательной работы в группе, на мой взгляд,  является динамика межличностных отношений, сплоченность студенческого коллектива и удовлетворенность обучающихся общением.

Два года подряд совместно с социальным педагогом - психологом провожу психологическое исследование уровня комфортности подростков  в групповом коллективе. Так, количество студентов, отрицающих необходимость общественной жизни в колледже, снизилось с 8% до 1%, доля подростков, находящихся в позиции «наблюдение за жизнью группы» понизился с 57% до 17%,  количество студентов, оценивающих свое положение «активны внутри группы» выросло с 27% до 88%, и, наконец,  число студентов, проявивших себя в техникуме увеличилось с 5% до 23%. Полученные данные свидетельствуют о том, что образовательно-воспитательный процесс конструктивен, направлен на развитие личности и способствует сохранению психического и социального благополучия  студентов.

Для меня  цель всей работы в колледже – дать отличные знания по выбранной профессии и  возможность каждому почувствовать себя частью большого, умного, доброго, сильного, целого   коллектива, чтобы каждый знал – я здесь нужен, без меня этот коллектив не состоится. Такая позиция поможет будущему выпускнику лучше найти себя и выстроить прекрасную творческую карьеру. Мне же, как классному руководителю,  очень хочется видеть моих студентов самостоятельными, разносторонне развитыми гражданами,  прекрасными специалистами, патриотами России. Это и есть, на мой взгляд,  главная цель  моего труда в образовании и воспитании.