СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение основного материала за курс математики 6 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке содержится объяснение основных тем математики 6 класса. Разработка может применяться при работе с отстающими учащимися, при самостоятельном повторении или итоговом повторении курса математики 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение основного материала за курс математики 6 класса»

ПРИЗНАКИ ДЕЛИМОСТИ

Признак

делимости на

Число делится «на», если

Делятся

Не делятся

2

оно оканчивается чётной цифрой (0,2,4,6,8)

148; 10006; 74; 270

43; 1225; 1007

10

оно оканчивается нулём

20; 69800; 430

255; 6631; 14; 87

5

оно оканчивается 0 или 5

2205; 980; 70; 9875

2201; 987; 74; 552

3

сумма цифр числа делится на 3

411(4+1+1=6); 1002; 81; 111000

751; 33800; 80821

9

сумма цифр числа делится на 9

1260; 6039; 70704

111115; 120; 30305

РАЗЛОЖЕНИЕ НА ПРОСТЫЕ МНОЖИТЕЛИ

Разложить число на простые множители – значит представить его в виде произведения простых чисел. 75 = 5∙5∙3

  1. 28 = 2∙2∙7; 2) 363 = 3∙11∙11; 3) 264 = 2∙2∙2∙3∙11

Ход работы в примере 3): 264 2

264 : 2 = 132 132 2

13 2 : 2 = 66 66 2

66 : 2 = 33 33 3

33 : 3 = 11 11 11

11 : 11= 1 делители – только простые числа 1

НОД (наибольший общий делитель) НОК (наименьшее общее кратное)

НОД (63; 98) = 7 НОД(120; 45) = 53=15 НОК(15; 20) = (53)∙22=60 НОК(12; 40) = (232)∙52=120

63 3 98 2 120 2 45 3 15 5 20 2 нет в разложе- 12 2 40 2 нет в раз

21 3 49 7 60 2 15 3 3 3 10 2 нии 15 6 2 20 2 ложении 12

7 7 7 7 30 2 5 5 1 5 5 3 3 10 2

1 1 15 3 1 1 1 5 5

5 5 15 = 5∙3; 20= 2∙2∙5 1

63=3∙3∙7 98=2∙7∙7 1 120=5∙2∙2∙2∙3; 45= 5∙3∙3 12 = 2∙2∙3; 40 = 2∙2∙2∙5

СОКРАЩЕНИЕ ДРОБЕЙ

Чтобы сократить дробь, нужно и числитель и знаменатель разделить на одно и то же число.

(сократили на 5) = (сократили на 2) = (сократили на 10) = (сократили на 2)

, , несократимые дроби.

ПРИВЕДЕНИЕ ДРОБЕЙ К ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ

Любые две дроби можно привести к общему (одинаковому) знаменателю. Обычно дроби приводят к наименьшему общему знаменателю (НОЗ). НОЗ = НОК знаменателей

Привести к общему знаменателю дроби:

3

2

  1. и ; а) НОК(9; 6)=18; б) 18:9=2, 18:6=3 ( 2 и 3 – дополнительные множители)

б) умножаем на дополнительные множители и числители и знаменатели данных дробей.

Ответ: = и =

4

5

  1. и ; а) НОК(12 и 15)=60; б)60:12=5, 60:15=4 (5 и 4 – дополнительные множители)

б) умножаем на дополнительные множители и числители и знаменатели данных дробей.

Ответ: = и =





СРАВНЕНИЕ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ

Чтобы сравнить, сложить или вычесть обыкновенные дроби, надо: привести дроби к общему знаменателю;

сравнить, сложить или вычесть числители новых дробей, оставляя их знаменатели без изменения.

9

7



  1. Сравнить: и ; а) НОЗ (9;7)=63; б) = ; = ; в)

2

3



  1. Вычислить: + ( НОЗ(10;15) = 30 ← в уме ) = + =

    3

    2

Вычислить: ( НОЗ (12; 8) = 24 ← в уме ) = = ЗАПИСЬ: + = = =

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ

Для сложения и вычитания смешанных чисел нужно отдельно сложить целые и дробные части компонентов.

2

3

  1. + = = = ← в ответе дробь должна быть правильной

3

7

  1. 1 = = 4 = 4 ← в ответе дробь должна быть несократимой

БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ ВЫЧИТАНИЯ

3

2

  1. 3 = ← ? (9 11) : занимаем у 2 целых 1 и представляем её на , которые добавляем к дробной части, имеем: = = (1 = = = …… = = …… = = …… = = ….)



УМНОЖЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ

  • Для умножения обыкновенных дробей нужно перемножить их числители и их знаменатели.

  • Если возможно сокращение – его надо выполнить, это облегчит вычисления.

  • При умножении смешанных и целых чисел их заменяют неправильными дробями.



1) = = ; 2) 2 = = = = 1 ; 3) 7 ∙ = = = 4

ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ

  • Деление обыкновенных дробей можно заменить умножением на «перевёрнутую» дробь.

Шаги деления обыкновенных дробей:

преобразовать пример: : (все компоненты – дроби); заменить: : = ; выполнить умножение

  1. : = = = = 1 ; 2) : 6 = : = = =

НАХОЖДЕНИЕ ДРОБИ ОТ ЧИСЛА

Задача.

В книге 140 страниц.

дробь

(?)

всё целое

(знаем)

Андрей прочитал 0,3

этой книги. Сколько страниц

прочитал Андрей?

Решение:

0,3 от 140 стр. ; 140 ∙ 0,3 = 42 (стр.)

Ответ: Андрей прочитал 42 страницы.

НАХОЖДЕНИЕ ЧИСЛА ПО ЕГО ДРОБИ

Задача.

всё целое

(?)

Девочка прошла на лыжах

дробь

(знаем)

300 метров, что составляет

дистанции. Какова длина дистанции?

Решение:

300 м сост. дистанции; 300 : = = = 800 (м)

Ответ: длина дистанции 800 метров.

ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ

  1. 2 : 48; 36 : 1,8; х : 15 - отношения. 2) Пропорция – равенство двух отношений.

3) 12 : 6 = 100 : 50 12 и 50 – крайние члены; 6 и 100 – средние члены =

4) Основное свойство пропорции: если пропорция верна, то произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции: 12 : 6 = 100 : 50; → 12 ∙ 50 = 6 ∙ 100 = 600;

5) Решение уравнений:

1) = ; = 0,4 ∙х = 2∙ 5; = 0,4х = 10; = х = 10 : 0,4; = х = 100:4; = х =25 Ответ: 25.

2) 10 : Х = 2,5 : 5 ; = 2,5Х = 10 ∙ 5 ; = 2,5Х = 50; = Х = 50 : 2,5 ; = Х = 500 : 25; = Х = 20 Ответ: 20.

ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ. ПЛОЩАДЬ КРУГА.

C – длина окружности; S – площадь круга; π (пи) ≈ 3,1415926536… (3,14); R(r)-радиус;

C = 2 π R - длина окружности ; S = π – площадь круга.

Задача: Найти длину окружности и площадь круга с радиусом 5 см.

Решение: r = 2 ∙ 3,14 ∙5 = 6,28 ∙ 5 = 31,4 (см) = 3,14 ∙ = 3,14 ∙ 25 = 78,5 (см2)

Окружность – линия, Круг – часть плоскости

КРУГ









КООРДИНАТЫ НА ПРЯМОЙ. ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЧИСЛА. МОДУЛЬ ЧИСЛА.



1.

В(-5); А(2); С(3,4) – координаты точек

2. противоположные числа: 2 и -2; 5 и -5; -135 и 135; -2,3 и 2,3

3. а - модуль числа а │а│ = а, если а ≥ 0 → │9│ = 9; │138│ = 138; │0│ = 0

а│ = -а, если а ≤ 0 → │-5│ = 5; │-18│ = 18 Модуль числа не может быть отрицательным!

СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ.







  1. Из двух чисел всегда больше то, которое расположено на числовой прямой правее:

21 -40; 18 11; -2 -2339.

  1. Любое положительное число всегда больше отрицательного: 0,12 -743; 1 -5

  2. Любое положительное число больше нуля, а любое отрицательное меньше нуля:

25 0; 0 -45; -2,47

  1. Из двух отрицательных чисел больше то, у которого модуль меньше: -287 -35; -100



СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

1. Чтобы сложить два отрицательных числа, нужно сложить их модули и в ответе поставить знак « - »:

(-5) + (-11) = -16; -100 + (2,9) = -102,9

2. Чтобы сложить два числа с разными знаками, нужно из большего модуля вычесть меньший и в ответе поставить знак слагаемого с большим модулем:

25 + (-8) = 17 |25| › |-8| → в ответе знак «+»; -25 + 8 = -17; |-25| › |8| → в ответе знак « - »

3. Чтобы из одного числа вычесть другое, нужно к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому: а) -6 – 10 = -6 + (-10) = -16; б) 2 – (-3) = 2 + 3 = 5; в) -1 – (-5) = -1 + 5 = 4;

УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

МНОЖИТЕЛЬ(ДЕЛИМОЕ)

МНОЖИТЕЛЬ(ДЕЛИТЕЛЬ)

ПРОИЗВЕДЕНИЕ(ЧАСТНОЕ)

+ / +

+ / +

+ / +

+ / +

- / -

- / -

- / -

+ / +

- / -

- / -

- / -

+ / +



ПРИВЕДЕНИЕ ПОДОБНЫХ СЛАГАЕМЫХ

Подобные слагаемые – это слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть: 25х и 0,4х; 8 m и 100m; 6 а и 7,11а

Чтобы привести подобные слагаемые, нужно сложить их коэффициенты и результат умножить на общую буквенную часть: 6х – 2х + 4х = 8х (6 – 2 + 4) · х = 8х ; 18а + 10а – а = 27а (18 + 10 – 1)· а = 27а ;

– у + 11у – = - 6а + 10у (5 – 9 – 2) · а = -6а ; ( -1 + 11)· у = 10у



РАСКРЫТИЕ СКОБОК

«+»

оставляй знак!

Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+», нужно убрать скобки, оставив все слагаемые в скобках со своими знаками (если перед первым слагаемым в скобке знака нет, то подразумевается «+»).

(-21х + 47 – 5х) = -21х + 47 – 5х = -26х + 47; 11а + (5у + 5х – 5а) = 11а + 5у + 5х – 5а = 6а + 5х + 5у;

«-»

меняй знак!

Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «-», нужно убрать скобки, поменяв знаки всех слагаемых в скобках на противоположные.

- (-21х + 47 – 5х) = 21х – 47 + 5х = 26х – 47; 11а – (5у + 5х – 5а) = 11а – 5у – 5х + 5а = 16а -5у – 5х.

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ

Уравнения решаются по следующему алгоритму

Дано уравнение

7х – (12 + 3х) = 4(х – 3) – 2х + 10

Раскрыть скобки

7х – 12 – 3х = 4х – 12 – 2х + 10

Перенести в левую часть уравнения неизвестные слагаемые, а в правую – известные (при переносе поменять знак!)

7х – 3х – 4х + 2х = -12 + 10 + 12

Привести подобные слагаемые

2х = 10

Найти корень уравнения

Х = 10 : 2 Х = 5















КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ

Точка М (3;2):

3 – абсцисса т.М, 2 – ордината т.М









Как найти т.М (3;2) – три шага:

  1. (0;0) – отправная точка



  1. Ход по оси X (горизонтальная): для М на 3 единицы вправо



  1. Ход по оси Y (вертикальная): для М на 2 единицы вверх




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!