СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информатика – предмет и задачи. Истоки и предпосылки информатики. История развития средств вычислительной техники.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи, данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

Просмотр содержимого документа
«Информатика – предмет и задачи. Истоки и предпосылки информатики. История развития средств вычислительной техники.»

2.  Методика изучения и обобщения передового педагогического опыта

Этот вопрос охватывает организацию, основные формы и методы изучения, обобщения педагогического опыта. Взаимосвязь организации, форм и методов можно представить в виде следующей схемы:


Организационные единицы

Формы

Методы

Методическая секция Методическое объединение

Открытое занятиеНаучно-практическая конференция и др.

НаблюдениеБеседа и др.



Любая организационная единица может использовать практиче­ски все формы и методы изучения и обобщения опыта: в каждой форме работы возможно разнообразие методов изучения этого опыта. Рассмот­рим отдельно каждую графу схемы.

Методическая секция или объединение - в них состоят пре­подаватели одного учебного предмета и одного профиля (одной или не­скольких соседних школ).

Цикловая комиссия объединяет преподавателей-предметников одного цикла.

Научная группа по изучению актуальных проблем педагогики за­нимается, например такими проблемами, как сравнительная эффектив­ность методов обучения; проблемное обучение; воспитание у учащихся активной жизненной позиции; формирование мировоззрения и т.п.

Научно-педагогический семинар действует систематически, на нем обсуждаются вопросы передового педагогического опыта, его изуче­ния, обобщения и внедрения.

Проблемная лаборатория включает педагогов разного профиля, увлеченных изучением общей проблемы, например, воспитанием у уча­щихся познавательных интересов и потребностей, ценностных ориента­ции и т.п.

Школа передового опыта предполагает участие в ней разных пре­подавателей, занятых изучением, обобщением и внедрением этого опыта.

Школа (университет) педагогического мастерства имеет целью пропаганду передового опыта главным образом в группе начинающих работать учителей.

Спецкурс по узким проблемам педагогики и педагогического ис­следования имеет целью систематическое и глубокое изучение узкого вопроса, он рассчитан как на опытных, так и на малоопытных преподава­телей, стремящихся изучать и обобщать педагогический опыт.

Научная экспедиция - этот способ организации изучения и обоб­щения опыта используется нечасто и для сравнительно небольшого числа педагогов; руководители же органов народного образования и методиче­ских центров (институтов усовершенствования учителей) часто органи­зуют научные экспедиции с целью монографического изучения и обоб­щения передового опыта всего педагогического коллектива школы или отдельных учителей.

Названные организационные единицы не исключают и другие спо­собы организации изучения и обобщения опыта. В каждой школе исходя из конкретных условий и состава педагогического коллектива избирают тот способ, который наиболее подходит на определенный учебный год.

Рассмотрим основные формы изучения и обобщения педа­гогического опыта.

Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-поспитательной работы.Эта распространенная форма изучения и обоб­щения опыта широко используется во всех школах. Посещая открытые снятия опытных педагогов, их коллеги и руководители школы коллек-швно обсуждают, отмечают те стороны, которые действительно являют­ся передовыми, выявляют условия, при которых опыт конкретного педа­гога становится передовым и может стать достоянием других.

Педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики. Перед их проведением ведется большая подготови­тельная работа: посещаются и анализируются учебно-воспитательные заня­тия разных педагогов, изучается литература, подготавливается выставка, отражающая педагогический опыт, готовятся основные доклады и содокла­ды. На совете, собрании, совещании коллективно обсуждаются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и усло­вий, которые обеспечили успех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллективов; после обсуждения вопроса выносятся рекомендации об ис­пользовании передового опыта.

Научно-методическая и научно-практическая конференции -удачная форма изучения и обобщения передового опыта. В соответствии с темой конференции учителя изучают литературу и осмысливают собст­венный опыт, а также опыт коллег. Так, по общей теме конференции «Воспитание у учащихся любви к труду» отдельные докладчики могутрассказать о своем опыте на занятиях по разным учебным предметам или в различных видах внеучебной деятельности учащихся.

Педагогическая выставка, отражающая передовой опыт, напри­мер, дидактический материал, способствующий активизации учебного процесса, различные схемы и материалы о межпредметных связях, образ­цы планов, конспектов и методических разработок по разным вопросам учебно-воспитательной работы и т.п. Педагогическая выставка организу­ется та,к же как составная часть форм изучения и обобщения опыта (кон­ференций, совещаний и т.д.).

Педагогические чтения предполагают анализ, осмысление и обобщение учителем своего опыта. Он сначала выступает с докладом на методической секции, объединении или на педсовете, производственном совещании. Затем проводятся педагогические чтения, лучшие доклады выдвигаются на окружные чтения, рекомендуются для опубликования в журналах, сборниках статей и т.д.

Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы. Они организуются как в устной, так и в печатной форме. В педагогических коллективах обсуждаются актуальные спорные педагогические проблемы. Мнения, высказываемые разными учителями, дополняют друг друга или оказываются совершенно противоположными.

Каждый участник спора стремится аргументировать свою позицию или опровергнуть мнение спорящей стороны фактами из собственной практи­ки, материалами передового опыта.

Педагогические экскурсии проводятся с целью изучения реализа­ции передового опыта. На экскурсии наглядно видны в условиях практи­ки передовые методы, приемы и организация учебно-воспитательной ра­боты педагога-мастера.

Семинарские занятия по проблемам педагогики. Тема семинара определяется на год или на несколько лет. При изучении общей темы, например, «Активизация учебного процесса», рассматриваются более частные вопросы, такие, как компоненты учебного процесса; субъект и объект в учебном процессе и их взаимодействие; активность учащегося как одно из условий его успешного обучения; приемы активизациишкольников на уроке. Изучается теоретический и методический литера­турный материал, анализируется личный опыт педагогов - участников семинара, делаются обобщения.

Практикумы по разработке методики изучения и обобщения пе­дагогического опыта.Если в школе есть группа учителей-энтузиастов, занимающихся изучением опыта, то оправданно проведение практикума: на его занятиях обсуждаются такие вопросы, как составление списка ли­тературы по определенным темам, подготовка плана изучения опыта, ме­тоды изучения и выбор их по конкретным темам, способы наблюдения ификсация опыта, количественный анализ и качественная интерпретация полученных материалов, обобщение всего материала.

Педагогические консультации могут быть устные и письменные. В работе ищущего педагога-новатора возникают вопросы, затруднения и иногда сомнения. Педагогическая консультация проводится опытными учителями для начинающих, малоопытных преподавателей.

Самообразование - это доступная, эффективная и необходимая для любого педагога форма изучения опыта других педагогов, если этот опыт уже описан и обобщен в виде докладов, статей, брошюр, мо­нографий, методических разработок, памяток, инструкций и т.д. Обоб­щать зафиксированный опыт можно при большом количестве описаний по одной теме.

3. Этапы изучения и обобщения педагогического опыта

Повседневная учебно-воспитательная работа большей частью проводится многократно проверенными методами и потому традиционна. Но вот то один, то другой педагог начинает замечать, что в сложившихся и привычных формах и методах, приемах организации этой работы есть такие моменты, которые не удовлетворяют их, потому что недостаточно эффективны. И тогда начинается творческий поиск педагога-новатора.

Следовательно, первый этап изучения и обобщения педагогического опыта -обнаружение противоречия между сложившимися формами и ме­тодами работы, с одной стороны, и необходимостью повышения ее эф­фективности - с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) пе-дагогической науки.

В соответствии с проблемой начинается поисковая работа (вто­рой этап) - выявляются находки, новинки в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно-иоспитательной работе. Определяется объект исследования, изучения и обобщения опыта. Затем составляется развернутая программа изучения и обобщения опыта (третий этап): окончательно формулируется тема и цель, уточняется объект (школа, внешкольное учреждение, класс, кружок,группа, учебный предмет, педагог, коллектив и др.) и предмет изучения и обобщения. Здесь возможны два пути. Бывая на учебных и воспита­тельных занятиях, руководители школ, методических секций отмечают то положительное, что присуще данному педагогу, замечают и выделяют его особый стиль в работе, который обеспечивает успех. Вот это и становится предметом изучения и обобщения опыта.

В другом случае тема, которая будет изучаться, может заранее зада-ваться педагогам. К примеру, органы народного образования, руководители школы, заинтересованные в решении ряда вопросов подготовки учащихся к труду, могут рекомендовать преподавателям накапливать опыт в этом на­правлении, который потом будет изучаться и обобщаться. По своему уровню такая работа приближается к естественному эксперименту:

-   определяется последовательность изучения опыта;

- намечаются и конкретизируются методы исследования, во­просы, которые будут изучаться тем или иным методом;

- устанавливаются этапы работы и календарные сроки изуче­ния конкретных объектов;

- назначаются персональные исполнители (по какому вопросу должен обобщать материал каждый исполнитель).

На основе программы развертывается работа по сбору педаго­гических фактов и другого эмпирического и информационного материала (четвертый этап). Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, вычленить проблему, после­довательно изложить суть опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы,относящиеся к описываемому опыту).

Описанный опыт затем осмысливается (пятый этап): сопос-тавляются,сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости педагогического про­цесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы. Здесь уместно вспомнить мысль К.Д. Ушинского о том, что прямое заимствование опыта одного педагога другим без учета конкретных усло­вий пользы не принесет.

Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки и рекомендаций, плаката, информации, тек­ста лекции, брошюры, книги, монографии, диссертации и т.п. (шестой этап).

Выводы, сделанные в результате обобщения опыта, проверяются и дополняются другими методами научно-педагогического исследования и в первую очередь через педагогический эксперимент; в обобщенный материал вносятся необходимые коррективы.

В результате такой пропаганды педагоги включают передовой опыт в свою практику учебно-воспитательной работы, с новых позиций переосмысливают свой новый опыт, стремясь сохранить творческую ин­дивидуальность, свой стиль и почерк работы: в педагогическую практику вносятся отдельные поправки.

Критерии передового опыта

1.            Высокие результаты обучения и воспитания.

2.            Высокие показатели успеваемости. В данном случае важна не отметка, а глубина и прочность знаний, образованность, культура, которую учитель формирует у учеников.

3.            Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачи­вают школа и учитель для достижения определенного результата (на­пример, все усваивается учащимися на уроке).

4.            Устойчивость и постоянство успехов учебно-воспитательной работы.

5.   Передовой педагогический опыт - это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство учителя, т.е. такая работа, которая дает наилучший педа­гогический результат. В данном случае речь идет об опыте, который может и не содержать в себе чего-то нового, но, основанный на успешном применении научно и практически доказанных принципов и методов, он является образцом для тех учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством.

В современном обществе произошла заметная утрата традиционных связей и общих ценностей. В массовом обществе, которое является в значительной степени отражением эпохи постмодерна, человек чувствует себя изолированным и одиноким; у него нет убеждений, их заменяют лозунги и идеологические штампы, которые он черпает из средств массовой информации.

Современная российская ситуация обостряет деформацию национальных отношений, что чрезвычайно актуализирует проблему формирования этнической идентичности личности. Соединяя в себе интересы, чувства и ценности народа, этническая идентичность определяет

систему этносоциальных отношений, выбор и регуляцию того или иного типа поведения в поликультурной среде.

По мнению многих философов, психологов, социологов национальное самосознание включает в себя принадлежность к данной общности, любовь к родному языку, национальной культуре, приверженность к национальным ценностям, осознанное чувство национальной гордости и осознание общности интересов. И разве современной школе, в частности предметам художественно-эстетического цикла, не под силу развивать эти качества в своих «питомцах»?

Национальное своеобразие, национальный характер, национальные особенности восприятия мира находят свое отражение в культуре, искусстве этносов. И как справедливо полагает А.Г. Агаев, «...культура представляет из себя  не только ценности, созданные народом, но и его творческую деятельность по их производству, распределению и освоению. Бытие культуры  поэтому находится в разнообразии форм, темпов, масштабов, состояний и результатов этой деятельности...

Национальная культура охватывает все предметное и духовное богатство, созданное народом и используемое им в своем национальном существовании». Эти два момента, образующие совокупности национальное своеобразие культуры, выступают специфически в каждом жанре искусства. Национальная культура в силу своей сути и целостной природы обладает способностью с наибольшей наглядностью отображать национальное – национальную психологию, национально-специфическое в характере, национальные особенности народа, его нравственное сознание и национальное самосознание. Сказанное означает, что изучение национальной культуры, а вернее этнокультуры способствует усвоению специфических особенностей народа, создателя той или иной культуры. Ведь каждый индивид через национальное самосознание воспринимает бытие, историю, интересы своей национальной общности, свое будущее